г. Москва |
|
07 июня 2024 г. |
Дело N А40-289620/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.А.Чеботаревой
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу
ООО "ИНТЕРНЭШНЛ РЕСТОРАНТ БРЭНДС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2024 по делу N А40-289620/23 (147-2265), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "ИНТЕРНЭШНЛ РЕСТОРАНТ БРЭНДС" (ОГРН: 1187746120044, ИНН: 7743242330)
к Межрайонной ИФНС России N 24 по Свердловской области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
ООО "Интернэшнл Рсторан Брэндс" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 24 по Свердловской области (далее - Ответчик) о признании незаконным постановления N 05-03/459 от 28.11.2023.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства, предусмотренном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.02.2024 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Как следует из материалов дела, 08.11.2023 в 09 час. 44 мин. по месту оказания услуг общественного питания ООО "Интернэшнл Рсторан Брэндс" в пределах объекта - предприятие быстрого обслуживания (ПБО) "ROSTIC'S" по адресу 623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Гагарина, д. 20, при непосредственном взаимодействии покупателя (клиента) с автоматическим устройством для расчетов установленном в зале обслуживания (ПБО) "ROSTIC'S" и оснащенного банковским POS-терминалом N 24135679, осуществлен расчет в безналичной форме с использованием платежной карты в размере 209 руб. 00 коп. за продукцию общественного питания: Напиток молочный Кофе РАФ, вкус груши с корицей, 1 стакан, 0,4 л., с признаком способа расчета - полная предварительная оплата продукции общественного питания до момента передачи данной продукции общественного питания покупателю (клиенту).
В момент осуществления расчета на территории (ПБО) "ROSTIC'S" по адресу Свердловская область, г. Березовский, ул. Гагарина, д. 20, с помощью автоматического устройства для расчетов, фискальный документ (кассовый чек, бланк строгой отчетности) не был отпечатан ККТ, которая должна находиться в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов, и не был выдан покупателю (клиенту) в момент оплаты услуги (товара). Автоматическое устройство для расчетов не оснащено устройством для печати фискальных документов.
После оплаты заказа на экране автоматического устройства для расчетов предоставлена информация о присвоенном номере заказа - 2207 (с предложением сфотографировать покупателю (клиенту) номер заказа, чтобы не забыть, номер отобразиться на экране в зале), а также информация о получении кассового чека покупателем (клиентом) вместе с заказом.
В момент выдачи (передачи) продукции общественного питания покупателю (клиенту) по заказу N 2207, кассовый чек на сумму расчета 209 руб. 00 коп. не был выдан вместе с товаром (заказом).
После объявления о проведении контрольной закупки, кассовый чек (фискальный документ N 29362) на сумму 209 руб. 00 коп. отпечатанный контрольно-кассовой техникой, которая не находится в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов, с помощью которого был осуществлен расчет, с реквизитами: пользователь ККТ ООО "Интернэшнл Рсторан Брэндс", ИНН 7743242330, дата и время расчета 08.11.2023, 09 час. 44 мин., заводской N ККТ 00912651, регистрационный N ККТ 0006907333008519, был предоставлен покупателю.
Таким образом, установлено невыполнение Обществом требований, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники - п. 2 ст. 1.2., п. 2 ст. 4, п. 1 ст. 4.3, п. 2 ст. 5 Федерального Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".
По результатам проведения 08.11.2023 контрольного (надзорного) мероприятия в виде контрольной закупки в объекте общественного питания - ПБО "ROSTIC'S" по адресу Свердловская область, г. Березовский, ул. Гагарина, д. 20, составлен акт контрольной закупки от 08.11.2023 N 439, составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд.
Арбитражный суд г.Москвы, всесторонне исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства, пришел к выводу о наличии события и состава вменяемого административного правонарушения, соблюдении порядка и срока давности привлечения к административной ответственности.
Апелляционный суд соглашается выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии со статьей 1.1 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.
Согласно статье 1.1 Закона N 54-ФЗ автоматическое устройство для расчетов - это устройство для осуществления расчета с покупателем в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек в электронной форме покупателю на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено Законом N 54-ФЗ.
Согласно пункту 5 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети "Интернет" и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов (далее - расчеты в безналичном порядке в сети "Интернет"), обязаны обеспечить передачу покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем до совершения расчетов. При этом кассовый чек на бумажном носителе пользователем может не печататься.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ пользователь при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети "Интернет") вправе не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и в случае непредоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты, а также вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) вне корпуса автоматического устройства для расчетов в случаях:
1) осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;
2) осуществления расчетов за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, за исключением сахаросодержащих напитков, указанных в подпункте 23 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации, технически сложных товаров) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара, а также осуществления расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов за оказание услуг автоматическими устройствами, механически соединенными с корпусом автоматического устройства для расчетов, при условии отображения при осуществлении расчетов, указанных в настоящем подпункте, на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода.
Согласно пункту 5.3 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пункта 5 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ, обязаны обеспечить передачу покупателю кассового чека одним из следующих способов:
1) в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем пользователю, не позднее срока, указанного в пункте 5.4 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ;
2) на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека в электронной форме.
В соответствии с пунктом 5.4 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ при осуществлении расчетов, указанных в пункте 5.3 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ, кассовый чек должен быть сформирован не позднее момента передачи товара.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, применяемая в составе автоматического устройства для расчетов, устанавливается внутри корпуса каждого автоматического устройства для расчетов, содержащего внутри этого корпуса оборудование для осуществления расчетов, если иное не предусмотрено пунктом 5.1 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ, либо соединяется с корпусом автоматического устройства для расчетов, используемого банковским платежным агентом (субагентом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", механически или иным способом, обеспечивающим выполнение требований Закона N 54-ФЗ пользователем при применении контрольно-кассовой техники.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4.1 Закона N 54-ФЗ форматы фискальных документов, обязательные к использованию, утверждаются уполномоченным органом и размещаются на его официальном сайте в сети "Интернет".
Согласно пункту 1 статьи 4.3 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 54-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4.7 Закона N 54-ФЗ кассовый чек, сформированный с использованием контрольно-кассовой техники, применяемой в автоматическом устройстве для расчетов, должен содержать в качестве обязательного реквизита заводской номер такого автоматического устройства для расчетов.
Согласно Приказу ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию" (далее - Приказ о ФФД) кассовый чек должен содержать реквизит "признак способа расчета" (тег 1214) в случаях, предусмотренных Приказом о ФФД.
В соответствии с Приказом о ФФД значения реквизита "признак способа расчета" (тег 1214) и основания для присвоения указанному реквизиту соответствующих значений определены таблицей 24 Приложения N 2 Приказа о ФФД для ФФД версии 1.05, таблицей 62 для ФФД версии 1.1 и таблицей 100 для ФФД версии 1.2.
Указанными таблицами Приказа о ФФД предусмотрено, в случае: полной предварительной оплаты до момента передачи предмета расчета, реквизит "признак способа расчета" (тег 1214) должен иметь значение, равное "1"; полной оплаты, в том числе с учетом аванса (предварительной оплаты) в момент передачи предмета расчета, реквизит "признак способа расчета" (тег 1214) должен иметь значение, равное "4".
В соответствии с примечанием 10 к таблице 21 Приложения N 2 Приказа о ФФД для ФФД версии 1.05 реквизит "признак способа расчета" (тег 1214) включается в состав реквизита "предмет расчета" (тег 1059) в случае, когда признак способа расчета отличен от "полная оплата, в том числе с учетом аванса (предварительной оплаты) в момент передачи предмета расчета".
Таким образом, как верно указал суд, в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при совершении пользователями расчетов с покупателями (клиентами) по месту выполнения работы и (или) оказания услуги, которые выполняются (оказываются) пользователем в пределах торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их частей, используемых пользователем для выполнения работ и (или) оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях, с использованием автоматических устройств для расчетов, контрольно-кассовая техника должна применяться пользователями при совершении таких расчетов на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета и должна быть установлена внутри корпуса каждого автоматического устройства для расчетов, содержащего внутри этого корпуса оборудование для осуществления расчетов.
Законом N 54-ФЗ не предусмотрены исключения в отношении указанного требования об обязательной установке контрольно-кассовой техники внутри корпуса автоматического устройства для расчетов для пользователей, не являющихся банковскими платежными агентами (субагентами), а также для пользователей, деятельность которых не подпадает под действие положений пункта 5.1 статьи 1.2 Законом N 54-ФЗ.
Кроме этого, в соответствии условиями по осуществлению расчётов, установленными в рамках контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотрено, что пользователи или уполномоченные ими лица, совершают расчеты с покупателями (клиентами) при непосредственном взаимодействии с покупателем (клиентом) в момент передачи предмета расчета покупателю (клиенту), а также не исключается возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом в момент полной предварительной оплаты до момента передачи предмета расчета. В частности, покупатель (клиент) при совершении расчетов с использованием автоматического устройства для расчетов может обратиться к пользователю или уполномоченному им лицу с просьбой об оказании ему консультации или помощи при совершении такого расчета, вплоть до совершения такого расчета пользователем или уполномоченным им лицом с использованием автоматического устройства для расчетов в присутствии покупателя (клиента). Соответственно, такие расчеты, которые совершаются пользователем с использованием автоматического устройства для расчетов, не являются расчетами в безналичном порядке, исключающими возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и не подпадают под действие пункта 5.3 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ.
Вместе с тем, в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники пользователи контрольно-кассовой техники должны применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов, формировать и выдавать покупателям (клиентам) кассовые чеки в зависимости от того, каким именно из способов, перечисленных в таблицах 24, 62 и 100 Приказа о ФФД, они осуществляют расчеты с покупателями (клиентами), в том числе с учетом момента передачи товаров (работ, услуг) покупателям (клиентам).
Соответственно в случае если при осуществлении расчетов с покупателями (клиентами) пользователь первоначально осуществляет прием (получение) от покупателя (клиента) денежных средств в виде предварительной оплаты с последующим предоставлением товаров (работ, услуг) не в момент приема (получения) денежных средств от покупателя, то указанный пользователь обязан: в момент получения от покупателя (клиента) полной предоплаты за товары (работы, услуги) сформировать с использованием контрольно-кассовой техники и выдавать покупателю (клиенту) кассовый чек, который содержит реквизит "признак способа расчета" (тег 1214), имеющий значение, равное "1" (Полная предварительная оплата до момента передачи предмета расчета); в момент выдачи (передачи) покупателю (клиенту) товара (работы, услуги), который был предварительно полностью предоплачен покупателем (клиентом), сформировать с использованием контрольно-кассовой техники и выдавать покупателю (клиенту) кассовый чек, который содержит реквизит "признак способа расчета" (тег 1214), имеющий значение, равное "4" (Полная оплата, в том числе с учетом аванса (предварительной оплаты), в момент передачи предмета расчета).
В случае, если пользователь применяет контрольно-кассовую технику, осуществляющую формирование фискальных документов в соответствии с ФФД версии 1.05, то он вправе не включать в состав кассового чека реквизит "признак способа расчета" (тег 1214), если он имеет значение, равное "4".
В случае, если пользователь контрольно-кассовой техники признает доходы для целей налогообложения кассовым методом (то есть на момент получения денег, а не на момент передачи предмета расчета), то в таком случае в момент получения от покупателя (клиента) полной предоплаты за товары (работы, услуги) он вправе сформировать с использованием контрольно-кассовой техники и выдать покупателю (клиенту) кассовый чек, который содержит реквизит "признак способа расчета" (тег 1214), имеющий значение, равное "4" (Полная оплата, в том числе с учетом аванса (предварительной оплаты), и не формировать кассовый чек в момент выдачи (передачи) покупателю (клиенту) товара (работы, услуги), который был предварительно полностью предоплачен покупателем (клиентом).
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу, что зафиксированный в ходе контрольной закупки 08.11.2023 расчет на территории ПБО "ROSTIC'S" по адресу Свердловская область, г.Березовский, ул. Гагарина, д. 20, с использованием автоматического устройства для расчетов, не является расчетом в безналичном порядке, исключающим возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, а также не относится к дистанционному способу продажи товаров, соответственно не попадает под действие пунктов 5.3, 5.6 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ.
Нарушение вышеуказанных обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники влечет привлечение к административной ответственности по части 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку материалами дела подтверждается невыполнение Обществом требований, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники - п. 2 ст. 1.2., п. 2 ст. 4, п. 1 ст. 4.3, п. 2 ст. 5 Федерального Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", вывод суда о наличии события правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.5 КоАП, является обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Своевременные и достаточные меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, нарушение которых послужило основанием для привлечения Общества к административной ответственности, заявителем не были приняты.
Следовательно, в деянии Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, повлекших ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Исключительных оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным судом не установлено.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом апелляционной инстанции не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ административным органом соблюден.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований является правомерным.
Доводы заявителя о том, что в ресторане ведется дистанционная торговля, установлены киоски самообслуживания, исключающие возможность взаимодействия покупателя с представителями ресторана, в связи с чем пункты 2 и 3 части 5.3 статьи 1.2 Федерального закона позволяют предоставить кассовый чек вместе с товаром при первом непосредственном взаимодействии клиента и представителя ресторана, выдающего заказ; потребитель всегда получает кассовый чек при расчетах сразу с товаром при первом взаимодействии с уполномоченными работниками ресторана, апелляционным судом отклоняются. Материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае кассовый чек на сумму расчета 209 руб. 00 коп. не был выдан вместе с товаром (заказом) в момент передачи товара (при первом непосредственном взаимодействии клиента и представителя ресторана, выдающего заказ). Кассовый чек был выдан только после объявления контрольной закупки. При этом, кассовый чек был отпечатан контрольно-кассовой техникой, которая не находится в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
С учетом изложенного, арбитражный апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2024 по делу N А40-289620/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
И.А.Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-289620/2023
Истец: ООО "ИНТЕРНЭШНЛ РЕСТОРАНТ БРЭНДС"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 24 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ