г. Москва |
|
06 июня 2024 г. |
Дело N А40-170640/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кухаренко Ю.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2024 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-170640/23 по исковому заявлению ООО "Стальинтекс сервис" (ОГРН: 1085038002983, ИНН: 5038061241) к ОАО "РЖД" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727), о взыскании,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Стальинтекс сервис" обратилось в суд с требованием о взыскании с ОАО "РЖД" о взыскании пени в размере 639 263 руб. 38 коп.
Решением суда от 06.02.2024 Взыскать с ОАО "РЖД" в пользу ООО "Стальинтекс сервис" взыскано 463 000 руб. пени, а также взыскано 13 285 руб. расходов по оплате госпошлины.
В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.
ОАО "Российские железные дороги", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что задержка грузов произошла вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец представил отзыв, по апелляционной жалобе возражает, просит оставить решение Арбитражного суда г. Москвы без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Как усматривается из материалов дела, ответчик доставил грузы истца с нарушением нормативных сроков доставки.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, данными ГВЦ ОАО "РЖД", железнодорожными транспортными накладными.
Согласно представленного расчета, подтвержденного представленными в материалы дела доказательствами, размер пени составляет 639 263 руб. 38 коп. Расчет пени судом проверен и признан верным. Доказательств оплаты в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 названного Устава обстоятельств.
Поскольку направленные Истцом претензии были оставлены Ответчиком без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в суд.
Вместе с тем, по накладным N N ЭЗ551818 ЭЖ534794 в размере 35 922,66 руб. удовлетворению не подлежали ввиду отсутствия просрочки.
При расчете размера пени истцом неверно определена дата окончания перевозки. Вагоны по спорной накладной были доставлены в срок, так как являлись гружеными и по правилам считаются доставленным с момента передачи вагонов под выгрузку.
Абзацем 4 статьи 33 УЖТ РФ установлено, что грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Таким образом, в отношении вагонов с грузом доставка считается оконченной, когда перевозчиком они поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Исходя из положений пункта 7.1 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 29 при определении окончания срока доставки следует руководствоваться датой в графе "Время выполнения операции: подача/передача на выставочный путь".
В соответствии с пунктом 14 Правил N 245 грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей, чему соответствует календарный штемпель в графе железнодорожной накладной "выдача оригинала накладной грузополучателю".
По накладной ЭЗ551818: Срок доставки по накладной - 20.05.2023; Срок фактической доставки вагона - 20.05.2023.
Истец, не учел тот факт того, что груженый вагон N 55065577 был доставлен и подан под выгрузку грузополучателю 20.05.2023, что подтверждается ведомостью подачи и уборки вагонов N055231.
Таким образом, срок доставки груженых вагонов по накладной N ЭЗ551818 не был нарушен перевозчиком, сумма к уменьшению пени составляет 5 093,88 руб.
По накладной N ЭЖ534794: Срок доставки указанный в накладной - 06.05.2023; Срок фактической доставки вагона - 08.05.2023
Из представленной ведомости подачи и уборки вагонов N 053217 следует, что груженый вагон N 62062773 был доставлен и подан под выгрузку грузополучателю 08.05.2023, с просрочкой в 2 суток, а не 5 как указывает истец в своем расчете, сумма к уменьшению пени составляет 30 828,78 руб.
На основании вышеизложенного, пени в размере 35 922,66 руб. удовлетворению не подлежат.
По транспортной накладной ЭЖ736589 предоставленном истцом, не учтено увеличение срока доставки груза в связи с задержкой вагонов в пути следования из-за невозможности их приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя - 5 129,16 руб.
В соответствии с п. 6.7 Правил, сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях в случае невозможности их приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, получателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Задержка вагонов переправляемых по накладной N ЭЖ736589 произошла в связи с невозможность приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим исключительно от грузополучателя - владельца путей необщего пользования ООО "Стальинтекс сервис".
Так, по накладной ЭЖ736589 груз следовал в вагоне N 56042435 со станции отправления Череповец-2 Северной ж.д. (грузоотправитель АО "ПГК") до станции Зеленый бор Моск. ж.д. в адрес грузополучателя ООО "Стальинтекс сервис" в составе поезда 3564 индекс 1954-253-2351 (индекс поезда указан в актах общей формы на начало задержки N 87 от 04.05.2023, и на окончание задержки N 91 от 04.05.2023).
04.05.2023 вагоны с грузом по спорной накладной были задержаны в пути следования на станции Подлипки-Дачные Моск. ж.д. в связи с неприемом поезда станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя ввиду нарушение ими технологических сроков оборота вагонов под грузовыми операциями, предусмотренных Договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, повлекших занятость фронта выгрузки.
Невозможность подать груз в адрес грузополучателя ООО "Стальинтекс сервис" подтверждается актом общей формы N 87 от 04.05.2023, указанный акт составлен дежурным по станции Подлипки-Дачные, в обоснование указано: - Начало задержки доставки груза(ов), порожнего(их) собственного(ых) вагона(ов) 04.05.23 в 04:43. Причина задержки: 01 Неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования. Грузополучатель(и), владелец или пользователь (и) пути необщего пользования ООО "Стальинтекс сервис". Вагоны простаивают на станции Подлипки-Дачные МСК в составе грузового поезда N 3560 индекс 1954-253-2351, временно отставленного от движения на основании оперативного приказа Д Иванов от 04.05.23 в 04:43 N 4381 на основании обращения ДС станции Зеленый Бор МСК о невозможности приёма грузовых поездов от 04.05.23 N 2902. На основании акта общей формы о начале задержки в связи с занятостью фронта выгрузки по тветственности ООО "Стальинтекс сервис" в адрес Общества было направлено извещение от 19.02.2022 о необходимости задержки в пути следования вагонов, согласно которому на ст. Сафоново Московской ж.д. в 22-03 задержан поезд N 3773 индекс 1725-263-1727 в количестве 32 порожних и 23 груженых вагонов.
Так спорные вагоны простаивали на инфраструктуре ОАО "РЖД" по ст. Подлипки-Дачные по причине их неприема станцией назначения, о чем перевозчиком составлены акты общей формы на начало и окончание задержки N 87 от 04.05.2023, N 91 от 04.05.2023, соответственно.
После устранения грузополучателем причин, препятствующих приему груза в свой адрес (а именно освобождение фронта выгрузки и возможностью принятия вагонов под грузовые операции), на основании обращения начальника станции назначения был издан оперативный приказ от 20.02.22 в 14:44 N 2959 "о подъеме временно отставленного от движения грузового поезда" и дальнейшее его движение на станцию назначения.
Окончание задержки груза удостоверено перевозчиком актом общей формы N 91 от 04.05.2023.
По прибытии спорных вагонов по транспортной накладной N ЭЖ736589 на станцию назначения Зеленый Бор перевозчиком был составлен итоговый акт общей формы N 3834 от 04.05.2023 об увеличении срока доставки на 1 сутки, а также акт общей формы для начисления платы за нахождение спорных вагонов на инфраструктуре ОАО "РЖД" (на путях общего пользования станции Подлипки-Дачные) на основании ст. 39 Устава железнодорожного транспорта.
Отметка о задержки груза в пути следования, повлекшая просрочку доставки, надлежащим образом была сделана в спорной дорожной ведомости.
Причиной невозможности принятия грузополучателем груза в свой адрес явилось грубое нарушение им технологических сроков оборота вагонов под грузовыми операциями, предусмотренным договором N 1-3/29 от 27.09.2021 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "СТАЛЬИНТЕКС СЕРВИС" при станции Азотная Московской железной дороги (далее - Договор).
Согласно § 14 Договора технологические нормы на выгрузку грузов составляют 1,1 часа.
Факт превышения ООО "СТАЛЬИНТЕКС СЕРВИС" технологических норм на выгрузку грузов установленных Договором подтверждается памятками приемосдатчика формы ГУ-45. Анализ памяток приемосдатчика ф. ГУ-45 позволяет сделать вывод о подтвержденном факте грубого нарушении грузополучателем ООО "СТАЛЬИНТЕКС СЕРВИС" технологических сроков, предоставленных ему в рамках Договора, в течение которого он должен выполнить грузовые операции с ранее прибывшим в его адрес грузов и, что неизбежно, повлекло невозможность принятия прибывающего груза в связи с занятостью фронта выгрузки.
Нахождение ранее прибывших в адрес грузополучателя вагонов под грузовыми операциями сверх срока, предусмотренного договором срока, повлекло за собой накопление следовавших в адрес данного грузополучателя в пути следования с необходимостью задержки.
Таким образом, из представленных памяток приемосдатчика ф. ГУ-45 видно, что несоблюдение технологических сроков оборота вагонов под грузовыми операциями в период задержки вагонов в пути следования является прямым подтверждением причины такой задержки по независящим от перевозчика обстоятельствам.
ОАО "РЖД" надлежащим образом и в установленном порядке оформило задержку поезда в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателя.
Срок доставки по накладкой N ЭЖ736589 должен быть увеличен на все время задержки груза в пути следования.
Учитывая вышесказанное, срок доставки обоснованно был увеличен на основании пункта 6.7 Правила, а требования Истца о взыскании пени в размере 5 129,16 руб. удовлетворению не подлежат.
По накладной N ЭЖ434918 (стр. 16 контррасчета) срок доставки был увеличен по причине исправления коммерческой неисправности вагонов, возникшей не по вине перевозчика (п. 6.2 Правил) - 19 433,67 руб.
В пути следования на станции Казинка Юго-Восточной ж.д. 22.04.2023 при коммерчески осмотре вагона 54159959 переправляемого по накладной ЭЖ434918 со станции назначения Новолипецк Юго-Восточной ж.д. до станции Зеленый Бор Московской ж.д. у вагона обнаружена коммерческая неисправность - выбиты две малые клети, сдвиг рулона на 100 мм.
В дорожной ведомости имеется отметка о том, что погрузка была осуществлена средствами грузоотправителя (ОТПР), таким образом, именно грузоотправитель несет ответственность за коммерческое состояние вагона.
Вина грузоотправителя в коммерческой неисправности подтверждается актом N 1/196 от 22.04.2023.
В соответствии с п. 6.2 Правил N 245, срок доставки увеличивается в случае задержки грузов в пути следования для исправления погрузки, устранения перегруза грузов или устранения коммерческих неисправностей вагонов, контейнеров, допущенных грузоотправителем.
Согласно ст. 20 УЖТ РФ пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза определяется в отношении вагонов - грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими, или перевозчиком, если погрузка обеспечивается им.
В соответствии со ст. 21 УЖТ РФ и согласно сведениям, указанным в накладной, погрузка осуществлена отправителем - Истцом.
На основании п. 27 УЖТ РФ перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
Право перевозчика проверять в пути следования погрузку направлено на профилактику совершения грузоотправителем действий, нарушающих условия перевозки и сопряженных с возникновением аварийных ситуаций, при которых под угрозу ставится жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц, и имеет своей целью обеспечить безопасность эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранность подвижного состава, устройств инфраструктуры.
В пути следования на станции Бекасово-Сортировочное у вагона N 55333470 была обнаружена коммерческая неисправность: "вкладыш нарушен и не обеспечивает укрытия всей поверхности груза".
Вагон был отцеплен для устранения коммерческой неисправности, о чем был составлен акт общей формы от 22.04.2023 N 1/196 на начало задержки.
Коммерческая неисправность вагона была устранена 29.04.2023, о чем был составлен акт общей формы от 29.04.2023 N 1/211.
Отцепка вагона для устранения коммерческой неисправности по накладной N ЭЖ434918 по вине грузоотправителя явилось следствием задержки и увеличения срока доставки на 8 суток, для исправления коммерческих неисправностей (согласно классификатору коммерческих неисправностей, в соответствии с Распоряжением ОАО "РЖД" от 01.06.2005 N 834р "Об утверждении классификации коммерческих неисправностей грузовых вагонов").
Поскольку пункт 6.2 Правил исчисления сроков доставки N 245 не был учтен при определении срока доставки груза по накладной N ЭЖ434918, то он подлежит увеличению.
Таким образом, размер, заявленных истцом пени, подлежали уменьшению на 19 433,67 руб. на основании пункта 6.2 Правил исчисления сроков доставки N 245.
Неверный расчет, истец не учитывает договор на увеличение срока доставки (ст. 33 УЖТ) - 64 507 руб.
При расчете размера пени истец по накладной N ЭЖ646796 не учел дополнительные сутки по договору на установление иного срока доставки.
В соответствии с частью 1 статьи 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Сторонами договора перевозки выступают: грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик.
Согласно ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно ст. 33 УЖТ РФ грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Таким образом, по договору перевозки участники перевозочного процесса (грузоотправители, грузополучатели и перевозчики) могут установить иные сроки доставки грузов, заключив соответствующий договор.
Так, например, по накладной N ЭЖ646796 вагон был доставлен в срок с учетом договора на установление иного срока доставки N 16-01/УСД-ГП-19 от 14.05.2023 (далее - Договор).
В соответствии с п. 1.1 Договора стороны согласовали установление иного срока доставки грузов и/или порожних грузовых вагонов, принадлежащих заказчику на праве собственности или ином законном основании (далее - грузы, порожние грузовые вагоны), отправляемых со станции Российских железных дорог в адрес заказчика, при котором срок доставки, указанный в перевозочном документе, увеличивается на 20 суток.
Согласно п. 2.1 Указанного договора, ОАО "РЖД" на станции отправления при оформлении перевозочных документов при наличии соответствующей технической возможности проставляет (указывает) в них номер настоящего Договора и количество суток увеличения срока, указанного в п. 1.1 настоящего Договора. При отсутствии технической возможности номер настоящего Договора и количество суток увеличения срока проставляются (указываются) в перевозочных документа на станции назначения при их раскредитовании.
Во всех оспариваемых накладных в графе "Особые заявления и отметки отправителя" имеется ссылка, о том, что срок доставки груза по указанным железнодорожным накладным увеличивается на основании Договора на установление иного срока доставки.
Учитывая изложенное, требования Истца о взыскании пени в размере 64 507 руб. удовлетворению не подлежали.
Кроме того, учитывая незначительные сроки нарушения ответчиком сроков доставки, а также явную несоразмерность заявленных требований нарушенным обязательствам, а также с учетом отзыва на исковое заявление, суд первой инстанции посчитал возможным применить ст. 333 ГК РФ и снизить размер взыскиваемой неустойки до 463 000 руб.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Довод Ответчика о том, что ЭИ 054247, ЭЗ542445, ЭЗ742920, ЭЗ694974, ЭЗ708623, ЭЗ471015, ЭЗ728536, ЭЖ911495, ЭЖ434918, ЭИ054283, ЭЗ500888, ЭЖ779761, ЭЗ724308 (ЭЗ455601), ЭЗ724311 (ЭЗ455601), ЭЗ824864, ЭЗ667475, ЭЗ667070, ЭЗ667107, ЭЗ373917, ЭЗ441610, ЭЗ347272, ЭЖ174073, ЭЕ854880, ЭЕ233943, ЭЕ536682, ЭЕ717302 произошла задержка вагонов в пути следования по причине "обстоятельств непреодолимой силы", отклоняется по следующим обстоятельствам.
Ответчик необоснованно указывает на то, что задержка вагонов в пути следования по спорным накладным произошла по причине введения режима ЧС распоряжением губернатора Ростовской области от 19.02.2022 г. N 28, Постановления Губернатора Белгородской области от 27.09.2022 г. N 167, от 11.04.2022 N 58, Распоряжение Губернатора Саратовской области от 21.02.2022 N 171-р, Указ Губернатора Воронежской области от 20.02.2022 г. N 30-у и другими документами, что подтверждается составленными Ответчиком актами общей формы на начало и окончание простоя.
При этом, Ответчик, ссылаясь на Распоряжение Губернатора Ростовской области от 19.02.2022 N 28, не учитывает, что на территории Ростовской области был введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.
Данное распоряжение не ограничивает и не прекращает перевозки порожних/грузовых вагонов.
Режим чрезвычайной ситуации вышеуказанным Распоряжением был введен в связи со значительным увеличением прибытия граждан из приграничных с Ростовской области территорий (п. 1 распоряжения) и исключительно для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ситуации Ростовской области (п. 2 распоряжения).
Следовательно, действие данного распоряжения не распространяется на деятельность ОАО "РЖД".
Аналогичные выводы следуют и по другим приложенным документам и указанным областям.
Таким образом, принимая груз к перевозке, ответчик был уведомлен о введении чрезвычайной ситуации в Ростовской, Воронежской, Белгородской, Саратовской, Курской, Брянской и др. областях и обязан был предпринимать меры для выполнения принятых обязательств в установленные сроки.
Кроме того, в соответствии с п. 1 статьей 29 Устава железнодорожного транспорта вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении.
Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур (абз. 1). Временное прекращение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, допускается только в исключительных случаях по решению в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с немедленным извещением об этом Правительства Российской Федерации, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктур (абз. 3).
Перевозчики в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, уведомляют грузоотправителей (отправителей) и заинтересованных грузополучателей (получателей) о прекращении и об ограничении погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов (абз. 6).
Административным регламентом, утвержденным приказом Минтранса РФ от 25.07.2012 N 263, установлено, что Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) является уполномоченным органом по установлению сроков действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и грузобагажа, вызванного обстоятельствами непреодолимой силы, военными действиями, блокадой, эпидемией или иными не зависящими от перевозчика и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельствами, препятствующими осуществлению перевозок, и уведомление об этом перевозчиков и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Согласно указанному регламенту, решение об ограничении или прекращении перевозок железнодорожным транспортом оформляется приказом. Однако, доказательств уведомления руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о временном прекращении либо ограничении перевозки грузов вследствие обстоятельств непреодолимой силы и наличия соответствующего распоряжения указанного руководителя о сроке действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и уведомления об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур, грузоотправителей, как того требуют положения статьи 29 УЖТ РФ, ответчиком не представлено.
В обоснование такой задержки ответчиком представлены лишь акты общей формы, составленные им в одностороннем порядке. Приложенные акты общей формы, подписаны в одностороннем порядке, в таком виде в отсутствие доказательств уведомления грузоотправителей и/или грузополучателей акты общей формы не могут служить основанием для освобождения ответчика от ответственности, предусмотренной статьей 97 Устава железнодорожного транспорта.
В качестве причин задержки в актах общей формы указано действие непреодолимой силы, ведение военный действий.
Если должник несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности, например, обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из текста представленных документов не усматривается обстоятельств, препятствующих перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Таким образом, отсутствуют основания для увеличения срока доставки грузов и освобождения ответчика от ответственности.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2024 по делу N А40-170640/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-170640/2023
Истец: ООО "СТАЛЬИНТЕКС СЕРВИС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"