г. Москва |
|
04 июня 2024 г. |
Дело N А40-147751/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2024 по делу N А40-147751/23
по заявлению Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы "Мемориальный музей А.Н. Скрябина"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третьи лица: 1) Департамент культурного наследия города Москвы, 2) Департамент городского имущества города Москвы, 3) Департамент культуры города Москвы
о признании незаконным решения, об обязании
при участии от заявителя: Нахратов В.В. по доверенности от 17.03.2020; от заинтересованного лица: Винокурцева Е.В. по доверенности от 15.01.2024; от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Мемориальный музей А.Н. Скрябина" (далее - заявитель, Учреждение, Музей) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным решения от 22.12.2022 N КУВД-001/2022-40831240/3 об отказе государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001059:1029, расположенного по адресу: г. Москва, Б. Николопесковский пер., д. 11, стр. 2 и об обязании осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости скадастровым номером 77:01:0001059:1029, расположенного по адресу: г. Москва, Б. Николопесковский пер., д. 11, стр. 2.
Решением суда от 31.01.2024 заявленные требования удовлетворены.
Управление, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Департамент культурного наследия города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Департамент культуры города Москвы, представители третьих лиц в судебное заседание не явились.
Представители заявителя и заинтересованного лица в судебном заседании поддержали свои правовые позиции.
Через канцелярию суда от Департамента культуры города Москвы поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела, в порядке ст. 262 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 156, 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 31.03.2022 Учреждение представило в территориальное подразделение Росреестра заявление о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав, ограничений прав, обременении объектов недвижимости с прилагаемыми документами согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг N КУВД001/2022-13220585.
Согласно уведомлению от 08.04.2022 N КУВД-001/2022-13220585/1, Управление приостановило кадастровый учёт до 08.07.2022 в связи с необходимостью представления дополнительных документов, в том числе: о вводе объекта культурного наследия в эксплуатацию; представить технический план с включением в его состав декларации об объекте, составленной и заверенной органом охраны объектов культурного наследия и выписки из единого государственного реестра объектов культурного наследия.
03.06.2022 обратился в Мосгорнаследие с обращением по вопросу предоставления декларации об объекте недвижимости и выписки из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации по адресу: г. Москва, Б. Николопесковский пер., д. 11, стр. 2.
Письмом от 20.06.2022 N ДКН-16-09-3445/22 Мосгорнаследие направило Учреждению составленную и заверенную декларацию об объекте недвижимости, одновременно сообщил, что акт технического состояния на объект не оформлялся, выписка из единого государственного реестра объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13.12.2021 N 2089 на выявленные объекты культурного наследия - не оформляется.
07.07.2022 Заявитель в установленный законном срок представил в территориальное подразделение Росреестр заявление для осуществления государственного кадастрового учёта с прилагаемыми документами согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг, тем самым устранил замечания по причине которых государственный кадастровый учёт был приостановлен.
Между тем, Управление Росреестра по Москве Уведомлением от 08.07.2022 N КУВД-001/2022-13220585/3 сообщено об отказе в государственном кадастровом учете, в котором указаны новые замечания.
Заявитель указал, что ранее в уведомлении о приостановлении регистрационных действий не были сообщены новые замечания, а также новые замечания не соответствуют особенностям правового положения объектов культурного наследия.
Так, Мосгорнаследие письмом от 20.06.2022 N ДКН-16-09-3445/22 сообщило, что "выписка из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13 декабря 2021 года N 2089 на выявленные объекты культурного наследия - не оформляется.
Суд счел, что новое замечание о том, что право оперативного управления Учреждения не зарегистрировано в реестре не соответствует закону, поскольку здание Заявителя является поставленным на кадастровый учет, внесенным в ГКН (ЕГРН) ранее -учтённым объектом недвижимости - зданием Музея с кадастровым номером 77:01:0001059:1029, расположенным по адресу: г. Москва, Б. Николопесковский пер., д. 11, стр. 2, что подтверждается сведениями ЕГРН и свидетельством на право оперативного управления от 17.11.1997 N 048436, выданным на основании Постановления Правительства Москвы от 12.03.1996 N 237, здание также внесено в реестр собственности города Москвы.
Согласно п.1 ч.5 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в том числе в случаях, если он осуществляется в связи с реконструкцией объекта недвижимости, которая по законодательству об объектах культурного наследия в отношении памятников истории и культуры оформляется актом о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия.
Замечание касательно строки 1 технического плана, а именно - "в XML-схеме не корректно приведены сведения о контуре: Сведения о существующих координатах вносят через реквизит DeleteAUBorder с порядковым номером 1", носят технический характер и не могут свидетельствовать о несоответствии требованиям законодательства Российской Федерации.
16.09.2022 Заявитель повторно представил в территориальное подразделение Росреестра заявление о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав, ограничений прав, обременении объектов недвижимости с прилагаемыми документами согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг N КУВД-001/2022-40831240.
При этом суд отмечает, что замечания Управления, по причине которых было отказано ранее в государственном кадастровом учете, полностью устранены заявителем.
21.09.2022 Управление Росреестра по Москве вынесло уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001/2022-40831240/1, в котором даны были новые замечания, с одной стороны, не сообщенные ранее в уведомлении об отказе государственного кадастрового учета от 08.07.2022, с другой стороны, не соответствующие особенностям правового положения объектов культурного наследия, поясненных в письме Мосгорнаследия от 20.06.2022 N ДКН-16-09-3445/22.
04.10.2022 в соответствии со ст. 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" Музей подал заявление об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета в апелляционную комиссию при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, вх. N 77/22-559.
Решением от 12.10.2022 N 339/2022@ заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета.
22.12.2022 Управление вынесло уведомление об отказе государственного кадастрового учета N КУВД-001/2022-40831240/3, в котором были даны замечания ранее обозначенные в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета от 21.09.2022, которые не соответствуют особенностям правового положения объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника.
Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Постановлением Правительства Москвы от 12 марта 1996 г. N 237 "О передаче в оперативное управление Государственному мемориальному музею А.Н. Скрябина Комитета по культуре Москвы строения N 1 и 2 д. 11 по Большому Николопесковскому пер. (бывш. ул. Вахтангова)" (имеется в материалах дела) за Музеем в том числе был закреплен на праве оперативного управления объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Москва, Б.Николопесковский пер., д. 11, стр. 2 площадью 926 кв.м.
Во исполнение вышеуказанного постановления Правительства Москвы, свидетельства на право оперативного управления, выданного Комитетом по управлению имуществом Москвы от 17 ноября 1997 г. N 048436, между Комитетом по управлению имуществом Москвы и Музеем был заключен контракт на право оперативного управления спорного Объекта от 17 ноября 1997 г. N 0-483/97.
Суд отметил, что Управление Росреестра по Москве, приостанавливая регистрацию по заявлению Музея, в том числе по мотиву отсутствия в ЕГРН зарегистрированного права оперативного управления Музея на спорный Объект, а в последующем отказывая в регистрации, не учло положения ч. 1 ст. 69 Закона о регистрации, определяющей, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.
Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, заявление Музея об осуществлении государственного кадастрового учета изменений спорного Объекта подано надлежащим заявителем в соответствии с требованиями п. 4.2 ч. 2 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ.
Спорный объект является выявленным объектом культурного наследия с наименованием "Доходный дом В.Н.Грушка, 1901 г., архитектор И.П.Машков. Здесь в 1920-е гг. жил и работал ученый-историк, профессор Московского университета М.К.Любавский", принятым под государственную охрану протоколом заседания секции N 1 "Историко-культурная экспертиза объектов, заявленных к включению в реестр объектов культурного наследия" Историко-культурного экспертного совета Комитета по культурному наследию города Москвы (правопредшественник Департамента культурного наследия города Москвы, далее - Мосгорнаследие) от 19 февраля 2009 г. N 1/37.
Указанное решение утверждено приказом Мосгорнаследия от 5 мая 2009 г. Объекты культурного наследия и их территории представляют собой уникальную ценность для всего народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, в связи с чем был принят Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
Предметом регулирования Федерального закона N 73-ФЗ являются особенности владения и пользования объектами культурного наследия как особым видом имущества (п. 2 ст. 1 Федерального закона N 73-ФЗ).
Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании объектов культурного наследия и их территорий, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 73-ФЗ.
Согласно ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания и разрешения на проведения указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
26.04.2012 Мосгорнаследием на спорный Объект согласована следующая проектная документация N 16-02-3011/7-(33)-1: "Проектная документация на ремонтно-реставрационные работы с приспособлением под музейные цели"; "Эскизный проект ремонтно-реставрационных работ с приспособлением под музейные цели".
Вышеуказанная проектная документация получила положительное заключение ГАУ "Московская государственная экспертиза" от 30 декабря 2011 г. N 77-1-3-1050-11 на соответствие ч. 5 ст. 49 ГрК РФ.
14 сентября 2012 г. Мосгорнаследием на основании согласованной проектной документации Музею выдано разрешение на проведение работ по сохранению спорного Объекта N 16-11/009-873/12.
В период 2012-2014 гг. подрядной организацией ООО "Топ-Реставрация" на основании вышеуказанного разрешения Мосгорнаследия и согласованной им проектной документации проведены работы по сохранению спорного Объекта, которые, согласно научно-реставрационному отчету включали в себя приспособление спорного Объекта под музейные цели и реставрацию.
Следует отметить, что произведенные ООО "Топ-Реставрация" работы осуществлялись на основании лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия от 21 июля 2010 г. N РОК 01548, а также при наличии авторского надзора, технического надзора и научного руководства, осуществляемых на основании договора от 31 июля 2012 г. N 12.
Работы по сохранению спорного Объекта, а именно ремонтно-реставрационные работы по фасадам и интерьерам, и работы по приспособлению к современному использованию проведены без изменения внешних контуров строения, но повлияли на объемно-планировочные и технико-экономические показатели его внутренних помещений.
Вышеуказанные работы приняты Мосгорнаследием по акту приемки выполненных работ от 27 ноября 2014 г. N ДКН-765285-2014.
Управление Росреестра по Москве, приостанавливая регистрацию по заявлению Музея, в том числе по указанному основанию, а в последующем отказывая в регистрации, указывало на отсутствие в пакете документов разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с ч. 10 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ и ч. 10 ст. 35 ГрК РФ.
Между тем, Управлением не учтено следующее. Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 315-ФЗ) были внесены изменения, в том числе, в ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ и ст. 55 ГрК РФ, предусматривающие, что акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с ГрК РФ, при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования.
Приведенные положения закона являлись новым правовым регулированием, введенным Федеральным законом N 315-ФЗ, изменившим порядок регулирования вопросов, связанных с допустимым использованием объектов культурного наследияуже после соответствующих согласований, произведенных работ по сохранению спорного Объекта в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ и ГрК РФ в редакциях, действующих на тот момент.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных Федеральным законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
При этом, понятие "правовая экспертиза" представленных на осуществление государственного кадастрового учета документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных Федеральным законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета. Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
Так, Управление указало, что в заявлении Музея на осуществление государственного кадастрового учета изменений спорного Объекта технический план спорного Объект по форме и (или) содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Росреестра от 15 марта 2022 г. N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (далее - Требования), а именно:а) сведения об объекте культурного наследия, являющемся объектом недвижимости, за исключением сведений о местоположении такого объекта, его площади, площади застройки, указываются в техническом плане, в том числе, на основании представленной заказчиком кадастровых работ выписки из единого реестра объектов культурного наследия, иных документов, содержащих сведения об объекте культурного наследия; б) в составе технического плана отсутствует выписка из единого реестра объектов культурного наследия; в) в нарушение пп. 5.6.11 приказа Росреестра от 25 апреля 2019 г. N П/0163 в XML-схеме некорректно приведены сведения о контуре: сведения обо всех элементах контура должны быть указаны через реквизит "NewContour"; в отношении старых координат нужно заполнять реквизит "DeleteAllBorder".
Порядок выдачи выписки из единого реестра объектов культурного наследия установлен приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13 декабря 2021 г. N 2089 "Об утверждении формы выписки из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и порядка ее выдачи федеральным органом охраны объектов культурного наследия и региональными органами охраны объектов культурного наследия" (далее - приказ Минкультуры N 2089).
Как было указано выше, письмом Мосгорнаследия от 20.06.2022 N ДКН-16-09-3445/22 разъяснено, что в соответствии с приказом Минкультуры N 2089 выписки на выявленные объекты культурного наследия не оформляются (копия письма имеется в материалах дела).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что представленные заявителем для проведения учетно-регистрационных мероприятий документы соответствуют требованиям законодательства, отражают информацию, необходимую для проведения государственного кадастрового учета, и основания для отказа в государственном кадастровом учете отсутствовали.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение Управления Росреестра по Москве от 22.12.2022 N КУВД-001/2022-40831240/3 об отказе государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001059:1029, расположенного по адресу: г. Москва, Б. Николопесковский пер., д. 11, стр. 2, является незаконным и необоснованным, поскольку оно не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя и подлежит отмене.
В рассматриваемом случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
На основании вышеизложенного, требования заявителя обоснованы и подлежали правомерному удовлетворению.
Обоснование Управления Росреестра по Москве, что в XML-схеме некорректно приведены сведения о контуре, является замечанием технического характера и не свидетельствует о ее несоответствии требованиям законодательства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.01.2024 по делу N А40-147751/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147751/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ "МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ А.Н. СКРЯБИНА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ