г. Москва |
|
07 июня 2024 г. |
Дело N А40-297265/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Трубицына А.И.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2024 по делу N А40-297265/23 по иску ООО "НРТ" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 696 757 рублей 31 копейки,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НРТ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ответчик), с учетом уменьшения размера исковых требований, 696 757 рублей 31 копейки в возмещение убытков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2024 иск удовлетворен.
Суд первой инстанции указал, что ответчик как перевозчик несет ответственность за повреждение принятых к перевозке вагонов.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указал на отсутствие доказательств, подтверждающих вину перевозчика в возникновении неисправностей колесных пар, а также на естественный характер образования ползунов. Полагает, что расчет убытков неправомерно произведен с учетом НДС.
В отзыве на апелляционную жалобу содержатся возражения истца на доводы жалобы.
Истец заявил об отказе от части исковых требований на сумму 256 381 рубль 12 копеек.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Отказ от части иска подписан представителем истца по доверенности от 19.03.2024 Абрамовой М.Н., полномочия которой судом проверены.
Суд апелляционной инстанции принимает отказ истца от части иска, поскольку такой отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, и прекращает производство по делу в соответствующей части на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит отмене в части, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что в течение 2023 года вагоны собственности истца N N 91836866, 91850818 были забракованы ответчиком и отцеплены в текущий отцепочный ремонт по неисправности колёсных пар "односторонний ползун", "выщербина на одностороннем ползуне".
Полагая, что данные неисправности возникли в результате неправильной эксплуатации грузовых вагонов ответчиком как перевозчиком, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Статья 105 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" устанавливает ответственность перевозчика за повреждение или утрату перевозчиком принадлежащих другим юридическим лицам вагонов и возлагает на перевозчика, повредившего принадлежащие другому лицу вагоны, обязанность возместить фактическую стоимость поврежденных вагонов, а также убытки, понесенные владельцами вагонов вследствие их повреждения, то есть иные убытки.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению ввиду следующего.
Выявленные неисправности колесных пар не являются результатом умышленных действий, направленных на повреждение имущества, а образовались в процессе эксплуатации. Исходя из правовой позиции истца, эксплуатация вагонов с нарушением требований руководящих документов в части применения тормозной системы ведет к преждевременному выходу колесных пар из строя вследствие образования повреждений, при которых дальнейшая эксплуатация вагонов не допускается.
С учетом изложенного, отнесение неисправностей подобного вида к эксплуатационным, технологическим либо повреждениям должно осуществляться в каждом конкретном случае индивидуально, с учетом обстоятельств выявления неисправностей, предшествующих этому событий, объективного состояния колесных пар на момент выявления, с привлечением соответствующих специалистов, то есть необходимо проведение технического расследования с использованием специальных знаний.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ответчик в нарушение требований пункта 2 статьи 401 ГК РФ не доказал отсутствие его вины в повреждении колесных пар.
Приняв вагоны к перевозке, ответчик до возвращения их истцу несет ответственность за их сохранность, а также за сохранность установленных на них узлов и деталей. Поэтому именно на ответчика возлагается бремя доказывания обстоятельств, что повреждение колесных пар произошло при нормальной эксплуатации вагонов.
Доводы апелляционной жалобы основаны на том, что истцом заявлено о применении Классификатора неисправностей вагонов, который отменен. Между тем, Классификатор основных неисправностей грузовых вагонов К ЖА 2005 04, на применении которого настаивает ответчик, относит ползун на поверхности катания на одном колесе к повреждениям, то есть к неисправностям, вызванных нарушением установленных правил и условий эксплуатации вагона, при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях промышленных предприятий и путях общего пользования.
То обстоятельство, что спорные вагоны имели односторонние ползуны, подтверждается комиссионными актами проверки обоснованности отцепки в текущий отцепочный ремонт, которые ответчиком по существу не оспорены и не опровергнуты.
Ответчик имел возможность участвовать в совместном осмотре колесных пар и совместно установить причины повреждений или выразить свое мнение по данному вопросу в акте осмотра, однако не обеспечил присутствие своих представителей.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном расчете истцом размера убытков, связанных с утратой стоимости колесных пар, поскольку колесные пары после обточки и, соответственно, уменьшения толщины обода, теряют свою стоимость, не принимаются апелляционным судом.
Ответчик не обосновал, в связи с чем необходимо учитывать дату начала использования колесной пары и как это влияет на определения размера стоимости. В рассматриваемом деле апелляционный суд считает возможным применить расчет истца, поскольку установленный в нем размер убытков от утраты стоимости колесных пар определен с достаточной степенью достоверности.
Расчет убытков включает в себя уменьшение товарной стоимости забракованных колесных пар ввиду их обточки, поскольку уменьшается толщина обода детали, следовательно, уменьшается и ее цена. В расчете применяются актуальные рыночные цены на колесные пары, с учетом НДС.
Стоимость колесных пар определена исходя из цен с НДС, с учетом средней арифметической рыночной стоимости колесной пары, а рыночная цена колесных пар включает в себя НДС.
Таким образом, сумма в размере 84 120 рублей 27 копеек (сумма, заявленная ответчиком без какого-либо расчета) не является НДС (налогом) в том смысле, как его толкует ответчик.
Ходатайство ответчика об истребовании оригиналов комиссионного осмотра вагонов N 91827444 и N 91834242 удовлетворению не подлежит, поскольку истец заявил об отказе от исковых требований, связанных с повреждением колесных пар указанных вагонов.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику по делам со сходными фактическими обстоятельствами, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства, установленные по данным делам, не являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), по указанным делам имели место иные фактические обстоятельства, не связанные с фактическими обстоятельствами, установленными судом при рассмотрении настоящего дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 49, 150, 110, 266-268, пунктом 3 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ общества с ограниченной ответственностью "НРТ" от части исковых требований в размере 256 381 рубль 12 копеек.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2024 по делу N А40-297265/23 отменить в части взыскания 256 381 рубля 12 копеек.
Производство по делу в части взыскания 256 381 рубля 12 копеек прекратить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу общества с ограниченной ответственностью "НРТ" 440 376 (четыреста сорок тысяч триста семьдесят шесть) рублей 19 копеек в возмещение убытков, 11 408 (одиннадцать тысяч четыреста восемь) рублей в возмещение расходов по государственной пошлине.
В остальной части в иске отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "НРТ" из федерального бюджета 2 764 (две тысячи семьсот шестьдесят четыре) рубля - 50% (пятьдесят процентов) государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления по платежному поручению N 743 от 15.11.2023, в связи с частичным отказом от исковых требований, пропорционально сумме отказа от иска.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-297265/2023
Истец: ООО "НРТ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"