г. Самара |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А65-36008/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Драгуновой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Гулиева Фарамаза Али оглы
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 февраля 2024 года по делу N А65-36008/2023 (судья Хафизов И.А.),
по иску заявлению Намивара Рамиза Мейхош оглы, г.Набережные Челны,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г.Казань,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Гулиева Фарамаза Али оглы,
о признании незаконным внесение записи об исключении ООО "555" ИНН 1650142276, об обязании исключить сведения о прекращении юридического лица ООО "555" из ЕГРЮЛ,
в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Намивар Рамиз Мейхош оглы (далее - заявитель, Намивар Р.М.о.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным внесение записи об исключении ООО "555" ИНН 1650142276, об обязании исключить сведения о прекращении юридического лица ООО "555" из ЕГРЮЛ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 февраля 2024 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительной запись, внесенную Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан ГРН 2231601282120 от 03.11.2023 об исключении ООО "555" (ИНН 1650142276). Суд обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления статуса ООО "555" (ИНН 1650142276) в ЕГРЮЛ, как действующего юридического лица. Суд взыскал с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, находящихся на соответствующем счете федерального казначейства в пользу Намивара Рамиза Мейхош оглы 300 (триста) руб. в счет расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, Гулиев Фарамаз Али оглы подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по данному делу новый судебный акт.
Жалоба мотивирована тем, что в рассматриваемом случае регистрирующим органом не допущено нарушение положений закона при совершении оспариваемых действий, регистрирующим органом соблюдена установленная ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, недостоверность сведений участниками гражданского оборота не опровергнута, внесенная запись о недостоверности сведений об адресе общества не оспорена, сведений о достоверном адресе и возражений против предстоящего исключения не представлено. В связи с чем исключение ООО "555" из ЕГРЮЛ путем внесения соответствующей записи произведено регистрирующим органом правомерно.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что исключение должника организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1. Закона N 129-ФЗ не препятствует кредитору-взыскателю в порядке, предусмотренном п. 5.2 ст. 64 ГК РФ, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника, если у такого ликвидированного юридического лица осталось нереализованное имущество.
Податель жалобы отмечает, что каких-либо возражений от Намивара Р.М.о. в регистрирующий орган не поступало. На собрание участников Намивар Р.М.о. не явился. Неблагоприятные последствия бездействия заявителей при отслеживании информации об обществе не могут быть возложены на регистрирующий орган.
Податель жалобы считает, что наличие судебного спора само по себе не может служить основанием для признания недействительной записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ при соблюдении регистрирующим органом порядка совершения регистрационных действий и наличии реальной возможности своевременно заявить о своих возражениях.
Намивар Р.М.о. представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 30.11.2021 за ГРН 2211601411899 в отношении адреса места нахождения юридического лица ООО "555" (ИНН 1650142276) регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись "Сведения недостоверны (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице)".
Согласно подпункту "б" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи является одним из случаев применения порядка исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, установленного указанной статьей.
Таким образом, наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи является основанием для принятия решения регистрирующим органом об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Порядок исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа предусмотрен статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В связи с чем, регистрирующим органом 17.07.2023 было принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ за N 7225.
Сообщение о предстоящем исключении ООО "555" было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 28 (949) от 19.07.2023/971.
Заявления кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица ООО "555", направленных в регистрирующий орган в соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, не поступали.
В соответствии с требованиями статьи 22 Закона N 129-ФЗ, 03.11.2023 за государственным регистрационным номером 2231601282120 Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан была внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении ООО "555" из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа N 7225-И.
Не согласившись с действиями налогового органа по внесению записи об исключении ООО "555" ИНН 1650142276, заявитель 04.12.2023 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии решения об удовлетворении указанного заявления суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 1 Закона N 129-ФЗ регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ (пункт 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе, по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности). В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице (пункт 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ).
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий, утверждены приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.
В пункте 2 приказа Федеральной налоговой службы России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" (далее - приказ от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@) перечислены основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Пунктом 3 приказа от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ предусмотрено, что основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, выявляются регистрирующим органом до принятия решения по результатам рассмотрения документов, представленных при государственной регистрации.
Согласно пункту 4 приказа от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений. В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений, предусмотренных подпунктами "в", "д", "л" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 указанного Федерального закона, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (пункт 18 приказа от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.
Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, в таком случае, установлен статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ ( ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется, в том числе, в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Таким образом, при наличии указанных в пункте 5 названной статьи признаков регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, которое должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 Закона N 129-ФЗ. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
В обжалуемом решении верно отмечено, что согласно пункту 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
При этом, в силу п.1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо), в случае если в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. То есть, для признания юридического лица недействующим в целях последующего исключения его из ЕГРЮЛ, законодателем установлен годичный период, в течение которого у ликвидируемого юридического отсутствуют признаки осуществления какой либо деятельности.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 06.12.2011 N 26-П, в определениях от 17.01.2012 N 143-О-О и от 17.06.2013 N 994-О, такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Вместе с тем в постановлении от 18.05.2015 N 10-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Отделсервис" Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
Судом первой инстанции верно учтено, что в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются данными действиями, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Закрепленное Конституцией Российской Федерации право каждого на судебную защиту (статья 46) выступает гарантией реализации всех других 9 конституционных прав и свобод, носит универсальный характер и, в силу статьи 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ограничению не подлежит.
Из системного толкования указанных выше правовых норм и разъяснений следует, что наличие предусмотренных в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не может являться безусловным основанием для принятия такого решения, которое может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.
Соответствующая правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2021 N 305-ЭС20-16189.
Наличие совокупности признаков, изложенных в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, не влечет безусловное (обязательное) исключение из реестра лиц, поскольку применение указанных норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.
Как следует из материалов дела, 30.11.2021 за ГРН 2211601411899 в отношении адреса места нахождения юридического лица ООО "555" (ИНН 1650142276) регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись "Сведения недостоверны (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице)".
Регистрирующим органом 17.07.2023 было принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ за N 7225.
В обжалуемом решении верно отмечено, что заявления кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица ООО "555", направленных в регистрирующий орган в соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, не поступали.
Поскольку в трехмесячный срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с момента опубликования указанного выше решения заявлений и возражений относительно исключения указанного общества из реестра не поступило, 03.11.2023 Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан было принято решение N 7225-И о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности).
03.11.2023 Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан была внесена запись за ГРН 2231601282120 "Исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности".
В данном случае можно сделать вывод о том, что исключение ООО "555" проведено по формальным признакам, без выяснения всех необходимых сведений.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что общество с ограниченной ответственностью "555", г. Набережные Челны в лице Намивара Рамиза Мейхош оглы, г.Набережные Челны, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к ответчику - Гулиеву Фарамазу Али оглы, г.Набережные Челны; Азизовой Альфие Туктамашевне, г.Набережные Челны; Чобанову Вилаяту Али оглы, г.Набережные Челны, о признании недействительным договора купли-продажи нежилого здания от 16.01.2019, заключенного между Чобановым В.О. оглы и Азизовой А.Т. на продажу Азизовой А.Т. здания - магазина одноэтажного, общей площадью 505,2 кв.м., лит.А, адрес объекта: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Ш.Усманова, в районе жилого дома N 31 -02/1, кадастровый номер 16:52:040202:2424, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата здания прежнему владельцу - обществу с ограниченной ответственности "555" (ОГРН 1061650055246, ИНН 1650142276), обязав Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, внести запись в Единый государственный реестр прав на недвижимость о праве собственности на указанное здание ООО "555". Дело N А65-18526/2021.
В ходе рассмотрения дела N А65-18526/2021 ООО "555" в лице представителя Джафаровой И.Я. участвовало в судебных заседаниях.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 октября 2023 года исковые требования удовлетворены частично; признан недействительным договор от 16.01.2019 купли-продажи нежилого здания - магазина одноэтажного, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, ул.Ш.Усманова, в районе жилого дома N 31-02/1, кадастровый номер 16:52:040202:2424, заключенный между Чобановым Вилаятом Али оглы и Азизовой Альфией Туктамашевной; применены последствия недействительности сделки, обязав ответчика - Азизову Альфию Туктамашевну возвратить нежилое здание -магазин одноэтажный, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, ул.Ш.Усманова, в районе жилого дома N 31 -02/1, кадастровый номер 16:52:040202:2424, Обществу с ограниченной ответственностью "555"; в удовлетворении остальной части требований о применении последствий недействительности сделки отказано; в удовлетворении исковых требований к ответчику - Гулиеву Фарамазу Али оглы отказано; в удовлетворении исковых требований к ответчику - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан отказано; с Азизовой Альфии Туктамашевны в пользу Намивара Рамиза Мейхош оглы взыскано 21 900 руб. в возмещение расходов по оплате судебной экспертизы; с Чобанова Вилаята Али оглы в пользу Намивара Рамиза Мейхош оглы взыскано 21 900 руб. в возмещение расходов по оплате судебной экспертизы; с Азизовой Альфии Туктамашевны в доход федерального бюджета взыскано 3 000 руб. государственной пошлины; с Чобанова Вилаята Али оглы в доход федерального бюджета взыскано 3 000 руб. государственной пошлины; с депозитного счета Арбитражного суда Республики Татарстан на счет экспертного учреждения - Общества с ограниченной ответственностью "Центр Судебной Независимой оценки "Эталон" за проведенную судебную экспертизу выплачено 43 800 руб. по реквизитам, указанным в счете N О/1346-03/23 от 15.05.2023.
Не согласившись с принятым судебным актом, Азизова Альфия Туктамашевна, ООО "555" обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 октября 2023 г. по делу N А65-18526/2021 оставлено без изменения, апелляционные жалобы Азизовой Альфии Туктамашевны, ООО "555" - без удовлетворения.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что в период исключения ООО "555" имело признаки действующего юридического лица, реализовывало процессуальные права (правоспособность), участвовало в судебных заседаниях, в обращалось в суд с апелляционной жалобой в рамках дела N А65-18526/2021.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что обществом выдана доверенность на представление интересов общества от 23.07.2023 (на 3 месяца), на основании которых уполномоченным лицом, представлялись интересы общества и активно реализовывались процессуальные права (направлял ходатайство об отложении заседаний, ходатайство об ознакомлении, отзыв на апелляционную жалобу, участвовал в судебных заседаниях,), в частности, в рамках дела N А65-18526/2021.
Также судом первой инстанции установлено, что в производстве Арбитражного суда Республики Татарстан находится дело N А65-14815/2021 по заявлению Намивара Рамиза Мейхош оглы к Гулиеву Фарамазу Али оглы об исключении из числа участников общества с ограниченной ответственностью "555", г. Набережные Челны, (ОГРН 1061650055246, ИНН 1650142276).
В обжалуемом решении верно отмечено, что на дату рассмотрения настоящего дела заявление по делу N А65-14815/2021 не было рассмотрено по существу.
Из материалов дела следует, что между участниками общества имеется корпоративный конфликт.
Таким образом, при условии обжалования ООО "555" судебного акта по делу N А65-18526/2021, в указанный период у заявителя, очевидно, отсутствовали основания предполагать, что Межрайонной ИФНС России N 18 по РТ будет принято решение N7225 от 17.07.2023 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ООО "555" из ЕГРЮЛ и 03.11.2023 года ООО "555" будет исключено из ЕГРЮЛ как недействующее.
То есть, у заявителя отсутствовали фактические основания для обращения в информационный сервис, в котором публикуются сведения о предстоящей ликвидации недействующих юридических лиц, поскольку на момент вынесения решения о предстоящем исключении заявитель находился на стадии судебных разбирательств и представитель общества участвовал в ходе рассмотрения дела N А65-18526/2021, а также обращался в суд с апелляционной жалобой, и соответственно пользовался своими процессуальными правами.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что 22 сентября 2023 года в Арбитражный суд Республики Татарстан поступило заявление Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, г.Казань о признании общества с ограниченной ответственностью "555" несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2023 Производство по делу N А65-27567/2023 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "555" прекращено в связи с исключением общества из ЕГРЮЛ.
Заявитель после вынесения Инспекцией 03.11.2023 решения об исключении Общества из ЕГРЮЛ на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ воспользовался предоставленным законом правом на защиту своих интересов путем инициирования настоящего судебного процесса.
Суд первой инстанции верно счёл, что инспекцией при вынесении решения N 7225-И от 03.11.2023 об исключении "555"из ЕГРЮЛ и внесении оспариваемой записи затронуты права участника общества, так как в условиях продолжающегося корпоративного спора между участниками, исход которого еще не разрешен, исключение общества из ЕГРЮЛ нарушает права участника общества - Намивара Р.М. оглы, поскольку не позволяет последнему реализовать свои корпоративные права в полном объеме.
При разрешении рассматриваемого спора следует исходить из того, что необходимо основываться не только на наличии у ООО "555" формальных признаков недействующего юридического лица, перечисленных в пункте 1 статьи 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ и достаточных для возникновения у регистрирующего органа полномочия по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке, но и учесть права и законные интересы заявителя, являющегося участником общества, которые могут быть затронуты в результате совершения соответствующих регистрационных действий, а также наличие фактических признаков реализации исключенным обществом правоспособности юридического лица и отсутствии у Намивара Р.М. оглы (в данном случае заявителя по делу) оснований для проверки общества на предмет исключения из ЕГРЮЛ.
Иной правоприменительный подход означал бы произвольное исключение действующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц исключительно по формальным основаниям, что не соответствует статьям 8, 34 Конституции Российской Федерации, статьям 1, 2, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и является недопустимым.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что при наличии формальных оснований и соблюдении процедуры принятия соответствующего решения, действия регистрирующего органа по исключению ООО"555" из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела и необходимости неформального подхода к принятию решения о прекращении деятельности юридического лица, суд первой инстанции на основании положений ст.201 АПК РФ пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения требования заявителя.
При указанных обстоятельствах, заявленные требования в части возложения обязанности на налоговый орган совершить действия по восстановлению ООО "555" в качестве действующего юридического лица, также обоснованно были удовлетворены судом первой инстанции.
Довод подателя жалобы о том, что исключение должника организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1. Закона N 129-ФЗ не препятствует кредитору-взыскателю в порядке, предусмотренном п. 5.2 ст. 64 ГК РФ, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку данный довод и указанная в нем процедура не исключает восстановление сведений о юридическом лице в судебном порядке и законности обжалуемого решения.
Каких-либо других доводов и аргументов, которые содержали бы факты не проверенные и не учтенные судом первой инстанции при рассмотрении дела и которые имели бы правовое значение для вынесения иного, чем обжалуемое решения суда, подателем апелляционной жалобы не приводится.
Суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения верно установил все значимые обстоятельства по делу и правильно применил нормы законодательства, подлежащие применению в спорных правоотношениях сторон.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 февраля 2024 года по делу N А65-36008/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Корастелев |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-36008/2023
Истец: Намивар Рамиз Мейхош оглы, г.Набережные Челны
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Гулиев Фарамаз Али оглы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд