г. Самара |
|
10 июня 2024 г. |
А55-28871/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Котельникова А.Г., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесовой М.С.,
с участием:
от истца - Маслов Ю.Л., директор (выписка из ЕГРЮЛ, паспорт), Глушков А.И., представитель (доверенность N 07-2023 от 06.09.2023, диплом N 00848 от 30.05.2003);
от ответчика - Горбачева Е.А., представитель (доверенность N 04/24 от 09.02.2024, диплом N 468 от 05.07.2006);
в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 мая 2024 года в зале N 3 помещения суда апелляционную жалобу Новокуйбышевского муниципального бюджетного учреждения по обеспечению функционирования учреждений образования "Центр-сервис" на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 февраля 2024 года по делу NА55-28871/2023 (судья Соловьева И.Е.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Мир" (ОГРН 1166313063278, ИНН 6318011887), г. Самара,
к Новокуйбышевскому муниципальному бюджетному учреждению по обеспечению функционирования учреждений образования "Центр-сервис" (ОГРН 1116330004658, ИНН 6330050089), Самарская область, г. Новокуйбышевск,
третьи лица:
- Администрация городского округа Новокуйбышевск (ОГРН 1026303118841, ИНН 6330001300),
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа N 9 имени героя Советского союза И.Д. Ваничкина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области (ОГРН 1116330004196, ИНН 6330049982),
о взыскании 1062128 руб. 48 коп. - задолженности по муниципальному контракту N 19421-09/22цс от 12.09.2022, 27190 руб. 49 коп. - неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами с 11.08.2023 по дату фактической уплаты основного долга,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Мир" (далее - ООО "СК "Мир", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Новокуйбышевскому муниципальному бюджетному учреждению по обеспечению функционирования учреждений образования "Центр-сервис" (далее - НМБУ "Центр-сервис", ответчик) о взыскании 1062128 руб. 48 коп. - задолженности по муниципальному контракту N 19421-09/22цс от 12.09.2022, 27190 руб. 49 коп. - неустойки, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с 11.08.2023 по дату фактической уплаты основного долга.
Определением суда от 14.12.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа Новокуйбышевск и Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа N 9 имени героя Советского союза И.Д. Ваничкина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области (далее - ГБОУ ООШ N 9).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.02.2024 (с учетом определения об исправлении опечатки от 15.02.2024) иск удовлетворен.
Ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, отзыве истца на апелляционную жалобу, письменных пояснения ответчика, заслушав выступления присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между НМБУ "Центр-сервис" (заказчик) и ООО "СК "Мир" (подрядчик) был заключен контракт N 19421-09/22це от 12.09.2022 (далее - контракт), по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по капитальному ремонту объекта (объектов), указанных в техническом задании, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом (т. 1, л.д. 12-27).
Подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в пункте 1.1. контракта, собственными и/или привлеченными силами, в соответствии с положениями контракта (пункт 1.2. контракта).
Цена контракта составляет 14072502 руб. 44 коп., в том числе НДС 20%, что составляет 2345417 руб. 07 коп., НДС не подлежит уплате в бюджет в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Источник финансирования: бюджет городского округа Новокуйбышевск (муниципальная программа "Обеспечение функционирования образовательных учреждений, осуществляющих деятельность на территории городского округа Новокуйбышевск Самарской области 2020 - 2022 гг.") - средства бюджетных учреждений (пункт 2.1. контракта).
Согласно пункту 2.5. контракта заказчик оплачивает работы подрядчика в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика, реквизиты которого указаны в разделе 11 контракта в течение семи рабочих дней с даты подписания заказчиком акта приемки выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) с приложением документов, подтверждающих объем выполненных работ.
В соответствии с пунктом 2.6. контракта невыполненные работы и работы, выполненные ненадлежащим образом, не подлежат оплате. Под работами, выполненными ненадлежащим образом понимаются работы, которые не соответствуют требованиям, установленным контрактом и техническим заданием, являющимся приложением к контракту.
Обязательства по оплате цены контракта считаются исполненными с момента списания денежных средств размере, составляющем цену контракта, с лицевого счета заказчика (пункт 2.7. контракта).
При необходимости стороны проводят сверку расчетов путем подписания соответствующего акта (пункт 2.8. контракта).
Согласно пункту 2.9. контракта при оплате выполненных работ по контракту заказчик вправе вычесть суммы неустойки (штрафа, пени) из сумм, подлежащих оплате подрядчику в счет выполненных работ.
Исполнение обязательства подрядчика по перечислению неустойки (штрафа, пени) в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в данном случае возлагается на заказчика и осуществляется последним на основании платежного документа с указанием подрядчика, за которого осуществляется перечисление неустойки (штрафа, пени) в доход соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 2.10. контракта в случае уменьшения заказчику ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик должен обеспечить согласование новых условий контракта, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нуждах", в том числе по цене и (или) срокам исполнения контракта и (или) объему работ, предусмотренных контрактом.
В случае уменьшения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии бюджетным учреждениям, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии, стороны контракта могут прийти к соглашению о внесении изменений в контракт в части размера и (или) сроков оплаты и (или) объема работ (пункт 2.11. контракта).
Согласно пункту 3.1. контракта качество выполняемых работ должно соответствовать требованиям документов стандартизации и технического регулирования (ГОСТ, ТУ и других), установленных для данного типа (вида) работ, подтверждается документами на русском языке (при наличии). Требования к качеству работ, порядку их выполнения, требования к результатам выполненных работ указываются в техническом задании.
Выполняемые работы на объектах капитального строительства должны также соответствовать нормативным требованиям по обеспечению доступности объектов капитального строительства для различных категорий граждан с ограниченными возможностями.
В соответствии с пунктом 3.2. контракта подрядчик гарантирует, что работы выполнены надлежащего качества, в том числе с применением материалов и оборудования, отвечающих требованиям ГОСТов, ТУ и иным требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации, квалифицированными специалистами (если при выполнении работ требуется применение материалов и оборудования).
В пункте 3.3. контракта стороны согласовали, что извещение (претензия) о выявленных недостатках направляется заказчиком подрядчику в течение 10 дней со дня их обнаружения.
Гарантийный срок на выполненные работы (результат выполненных работ) составляет 5 лет с момента подписания акта приемки выполненных работ в полном объеме (пункт 3.4. контракта).
Согласно пункту 3.5. контракта, если в период гарантийного срока обнаружатся недостатки и (или) дефекты, то подрядчик (в случае, если не докажет отсутствие своей вины) обязан устранить их за свой счет в сроки, согласованные сторонами и зафиксированные в акте с перечнем выявленных недостатков (дефектов) и сроком их устранения. Гарантийный срок продлевается на время, в течение которого результаты работ не могли использоваться из-за обнаруженных в них недостатков (дефектов), при условии извещения подрядчика о недостатках (дефектах) работ.
В случае не устранения недостатков (дефектов) выполненных работ в сроки, установленные сторонами в соответствии с пунктами 3.5., 6.2.4. контракта, подрядчик обязан возместить расходы заказчика на устранение недостатков (дефектов) выполненных работ. Если отступления при выполнении работ от условий контракта или иные недостатки (дефекты) результата работ не были устранены в установленный заказчиком срок, либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения причиненных убытков (пункт 3.6. контракта)
В соответствии с пунктом 3.7. контракта подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, используемых при выполнении работ, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц (если при выполнении работ требуется применение материалов и оборудования).
В пункте 3.8. контракта стороны согласовали, что, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению обязательств по контракту или выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков.
Согласно пункту 3.9. контракта подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения указаний о способе исполнения работы; непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материалов, оборудования, технической документации и т.п., иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В разделе 4 контракта стороны согласовали срок выполнения работ, порядок предоставления документов, порядок предоставления образца материала, порядок выполнения и приема-сдачи выполненных работ.
В соответствии с пунктом 4.1.1. контракта сроки выполнения работ в полном объеме определены сторонами в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту).
Срок действия контракта: с момента заключения до 31.12.2022 (пункт 4.1.2. контракта).
Согласно пункту 4.3.1. контракта заказчик назначает на объекте представителя, который от имени заказчика совместно с представителем подрядчика оформляет акты приемки выполненных работ, а также может осуществлять контроль за качеством, технологией, сроками, объемами выполнения работ, за соответствием работ условиям контракта, производит проверку соответствия используемых строительных материалов и оборудования условиям контракта.
Уполномоченный заказчиком представитель имеет право беспрепятственного доступа ко всем видам работ в течение всего периода их выполнения и в любое время их производства.
Подрядчик письменно уведомляет заказчика о начале приемки скрытых работ и ответственных строительных конструкций не позднее чем за 3 рабочих дня до начала их приемки. Запрещается выполнение последующих работ при отсутствии актов освидетельствования предшествующих скрытых работ во всех случаях. Если закрытие скрытых работ и ответственных строительных конструкций выполнено без подтверждения представителя заказчика, когда заказчик не был информирован об этом или информирован с опозданием, подрядчик за свой счет обязуется открыть любую часть скрытых работ, прошедших приемку представителю заказчика, согласно его указанию, а затем восстановить ее за свой счет. Приемка скрытых работ и ответственных строительных конструкций и подписание соответствующих актов производится заказчиком по мере выполнения работ, в соответствии с уведомлением подрядчика (пункт 4.3.2. контракта).
В соответствии с пунктом 4.3.3. контракта подрядчик предъявляет результаты выполненных работ к приемке в течение трех дней после окончания по акту КС-2 и представляет заказчику комплект исполнительной документации на законченные работы согласно требованиям соответствующей главы СНиП по видам производимых работ, в том числе подписанные заказчиком акты освидетельствования скрытых работ, акты промежуточной приемки ответственных строительных конструкций (журнал учета выполненных работ (форма КС-6), а также пакеты документации на гарантийные сроки эксплуатации от поставщиков и подрядчиков. Вышеперечисленные документы представляются заказчику подрядчиком с сопроводительным письмом и реестром прилагаемых документов.
Заказчик в течение 20 дней с момента предъявления подрядчиком результатов работ обязан осмотреть и принять их, а при обнаружении отступлений от настоящего контракта, ухудшающих результат работ, или иных недостатков в работе составить акт о недостатках (дефектах). В случае проведения экспертами, экспертными организациями, привлеченными заказчиком, экспертизы выполненных работ, срок для принятия выполненных работ может продлеваться на срок проведения указанной экспертизы, но не более чем на 30 дней (пункт 4.3.4. контракта).
Без представления комплекта исполнительной документации акты приемки выполненных работ по форме КС-2 заказчиком к рассмотрению не принимаются (пункт 4.3.5. контракта).
В соответствии с пунктом 4.3.6. контракта все риски, связанные с выполнением работ, до момента их приемки несет подрядчик.
Подрядчик вправе досрочно выполнить работы и сдать заказчику их результат в порядке, установленном настоящим разделом (пункт 4.3.7. контракта).
Согласно пункту 4.3.10. контракта в случае, если в ходе проведения процедуры сдачи-приемки выполненных работ на объекте выявлены отдельные недостатки (дефекты) работ, составляется акт о недостатках (дефектах), в котором указывается перечень и характер выявленных недостатков (дефектов), а также сроки для их устранения подрядчиком. При этом срок для устранения недостатков (дефектов) не может превышать 5 рабочих дней.
В соответствии с пунктом 4.3.11. контракта заказчик вправе отказаться от подписания акта о приемке выполненных работ. В этом случае работы будут считаться не принятыми. При этом стороны составляют и подписывают акт о недостатках (дефектах), указанный в пункте 4.3.10. контракта, с указанием причин отказа в приемке работ.
Формирование, подписание и размещение сторонами акта приемки выполненных работ или мотивированного отказа от подписания акта выполненных работ с указанием причин такого отказа осуществляется с использованием единой системы в сфере закупок в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Стороны в пункте 4.3.12. контракта согласовали, что в случае отказа подрядчика от подписания акта о недостатках (дефектах), выявленных комиссией, заказчик составляет самостоятельно такой акт, который должен быть доставлен подрядчику способом, установленным в пункте 10.6. контракта.
В случае, если подрядчик в течение 5 дней с момента получения акта о недостатках (дефектах) не предоставит заказчику мотивированный отказ от его подписания или подписанный подрядчиком экземпляр такого акта, будет считаться, что подрядчик согласился с выводами заказчика по приемке выполненных работ, содержащихся в представленном акте о недостатках (дефектах), и в этом случае подрядчик обязан незамедлительно приступить к устранению указанных в акте недостатков (дефектов), а также выплатить все причитающиеся заказчику в связи с нарушением срока окончания работ неустойки (штрафы) и/или возместить в полном объеме убытки, причиненные заказчику ненадлежащим выполнением работ по контракту.
В соответствии с пунктом 4.3.13. контракта в течение одного рабочего дня, следующего после устранения замечаний, указанных в акте о недостатках (дефектах), подрядчик обязан передать заказчику отчет об устранении недостатков, выполнении необходимых доработок, для повторного принятия работ заказчиком.
Согласно пункту 4.3.15. контракта для проверки соответствия выполненных работ условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза выполненных работ может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. В случаях, установленных действующим законодательством, заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы.
Для проведения экспертизы выполненных работ заказчик, эксперт, экспертные организации имеют право запрашивать у подрядчика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта (пункт 4.3.16. контракта).
В соответствии с пунктом 4.3.17. контракта результаты проведения экспертизы, указанной в подпункте 4.3.15. контракта, оформляются до подписания документов, подтверждающих факт исполнения подрядчиком обязательств по контракту.
Экспертиза, проведенная экспертами, экспертными организациями оформляется в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации, и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке выполненных работ, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
По решению заказчика для приемки выполненных работ может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек (пункт 4.3.18. контракта).
Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов выполненных работ в полном объеме в случае выявления несоответствия работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке работ и устранено подрядчиком (пункт 4.3.19. контракта).
Согласно пункту 4.3.20. контракта заказчик, обнаруживший после приемки работ отступления в ней от контракта или иные недостатки (дефекты), которые не могли быть установлены при приемке (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в течение 10 (десяти) дней по их обнаружении и вправе потребовать безвозмездного их устранения и возмещения убытков.
В течение трех дней со дня подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ подрядчик обязан освободить объект проведения работ от принадлежащих подрядчику механизмов, материалов и другого имущества, ликвидировать временные сооружения, если таковые возводились в процессе выполнения работ, очистить объект от строительного мусора, лишнего грунта, оставшихся материалов, конструкций, ограждений (пункт 4.3.21. контракта).
В соответствии с техническим заданием предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту здания ГБОУ ООШ N 9, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Ворошилова, д. 6.
Срок выполнения работ по контракту с даты заключения контракта по 01.11.2022.
Истцом в материалы дела представлены ведомости объемов работ, выполненных на объекте, согласованном в техническом задании к контракту, а также сводные сметные расчеты и локальные сметные расчеты (т. 1, л.д. 28-137).
В связи с изменением условий выполнения работ (выполнение работ во внеурочное время в действующем образовательном учреждении), которые не могли быть учтены при заключении контракта, стороны пришли к соглашению внести изменения в контракт в соответствии с условиями дополнительного соглашения N 1 от 10.10.2022.
Стороны согласовали внесение изменений в пункт "Срок исполнения работ по контракту" технического задания. Указанный пункт контракта в соответствии с дополнительным соглашением N 1 от 10.10.2022 изложен в следующей редакции: "Срок выполнения работ по контракту: дата начала работ: с даты заключения контракта, дата окончания работ: по 01.12.2022" (т. 1, л.д. 138).
Дополнительным соглашением N 2 от 14.12.2022 к контракту стороны внесли изменения в первый абзац пункта 2.1. контракта, который согласовали в следующей редакции: "Цена контракта составляет 14199122 руб. 29 коп., в том числе: НДС - 20%, что составляет 2366520 руб. 38 коп. НДС не подлежит уплате в бюджет в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах" (т. 1, л.д. 139).
В соответствии с пунктом 3 дополнительного соглашения N 2 от 14.12.2022 к контракту из сметной документации (приложение N 3 к контракту) исключены материалы, виды и объемы работ, предусмотренные приложением N 1 к настоящему дополнительному соглашению, а именно: из сметы N ЛС-02-01-01 - согласно локальному сметному расчету (смете) N ЛС-02-01-01/1 искл. - на сумму 408271 руб. 67 коп.; приложение N 3 к контракту дополнено следующим локальным сметным расчетом (сметой), согласно приложению N 2 к настоящему дополнительному соглашению, а именно: N ЛС-02-01-01/2 вкл. - на сумму 534891 руб. 52 коп.
В дополнительном соглашении N 3 от 26.12.2022 к контракту стороны согласовали абзац первый пункта 2.1. контракта в следующей редакции: "Цена контракта составляет 13113547 руб. 91 коп., в том числе НДС - 20%, что составляет 2185591 руб. 32 коп. НДС не подлежит уплате в бюджет в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах" (т. 1, л.д. 140).
Стороны согласовали исключение из сметной документации материалы, виды и объемы работ, предусмотренные приложением N 1 к настоящему дополнительному соглашению, а именно: из сметы N ЛС-02-01-03 - согласно локальному сметному расчету (смете) NЛС-02-01-03 искл. - на сумму 1161161 руб. 53 коп., включая НДС 20%; из сметы NЛС-02-01-05 - согласно локальному сметному расчету (смете) NЛС-02-01-05 искл. - на сумму 190868 руб. 71 коп., включая НДС 20%. Всего на сумму 1353030 руб. 24 коп., включая НДС 20% (т. 1, л.д. 140).
Из материалов дела усматривается, что истец выполнил работы по контракту на общую сумму 1062128 руб. 48 коп. и предъявил их к приемке ответчику, что подтверждается актами о приемке выполненных работ по форме N КС-2 N АКТ-02-01-01-4 от 23.03.2023 на сумму 63356 руб.68 коп., N АКТ-02-01-02-4 от 23.03.2023 на сумму 3788 руб. 80 коп., N АКТ-02-01-03-2 от 23.03.2023 на сумму 558248 руб. 63 коп., N АКТ-02-01-04-2 на сумму 227173 руб. 96 коп., N АКТ-02-01-06 от 23.03.2023 на сумму 37634 руб. 74 коп., N АКТ-02-01-01-06-2 от 23.03.2023 на сумму 22910 руб. 05 коп., N АКТ-02-01-09-2 от 23.03.2023 на сумму 149015 руб. 64 коп., а также справкой о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3 от 23.03.2023 N ФЗ-4 на сумму 1062128 руб. 48 коп., подписанными истцом в одностороннем порядке (т. 2, л.д. 11-30).
Однако ответчик от подписания спорных актов и справки отказался, в связи с чем по заказу истца общество с ограниченной ответственностью "Март-оценка" (далее - ООО "Март-оценка") провело экспертное исследование на объекте, расположенном по адресу: Самарская область, г.Новокуйбышевск, ул. Ворошилова, д. 6, по следующим вопросам:
1. Выполненные работы по капитальному ремонту здания ГБОУ ООШ N 9, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Ворошилова, д. 6, соответствуют: акту о приемке выполненных работ N АКТ-02.01.01.4 от 23.03.2023 (форма КС-2, ремонт помещений кабинетов 3-го этажа); акту о приемке выполненных работ N АКТ-02-01-02-4 от 23.03.2023 (форма КС-2, ремонт помещений коридора 3-го этажа); акту о приемке выполненных работ N АКТ-02-01-03-2 от 23.03.2023 (форма КС-2, ремонт помещений санузлов (1, 2, 3 этаж)); акту о приемке выполненных работ N АКТ-02-01-04-2 от 23.03.2023 (формы КС-2, электромонтажные работы 3-го этажа); акту о приемке выполненных работ N АКТ-02-01-06-2 от 23.03.2023 (формы КС-2, санитарно-технические работы 3-го этажа); акту о приемке выполненных работ N АКТ-02-01-08-2 от 23.03.2023 (формы КС-2, ремонт системы АПС в конференц-зале 3-го этажа); акту о приемке выполненных работ N АКТ-02-01-09-2 от 23.03.2023 (формы КС-2, ремонт системы АПС в кабинетах 3-го этажа)?
2. Выполненные работы по капитальному ремонту здания ГБОУ ООШ N 9, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Ворошилова, д. 6, соответствуют по своему качеству требованиям контракта N 18421-09/22цс на выполнение работ по капитальному ремонту от 12.09.2022, а также документов стандартизации и технического регулирования, установленных для данного типа (вида) работ Российской Федерации?
Исследование проводил эксперт Мартынов Виталий Викторович, прошедший профессиональную переподготовку 632400576429 по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" в НОУ ВПО "Международный институт рынка", профессиональную переподготовку 632406108165 по программе "Судебная строительно-техническая экспертиза" в ФГБОУ ВО "Самарский государственный технический университет".
При проведении экспертного осмотра присутствовали: начальник ПТО НМБУ "Центр-сервис" Гречкина М.Е., юрисконсульт НМБУ "Центр-сервис" Апарин С.В., главный энергетик НМБУ "Центр-сервис" Тайманов И.А., директор ООО "СК "Мир" Маслов Ю.Л. (т. 2, л.д. 33).
Осмотр экспертом проводился в 2 этапа 30.06.2023 с 10:00 до 10:45 (время самарское) при естественном и искусственном освещении.
При осмотре экспертом производилась фотосъемка.
На момент исследования во время проведения экспертного осмотра (30.06.2023) был установлен вид и объем выполненных работ по капитальному ремонту здания ГБОУ ООШ N 9, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул.Ворошилова, д. 6.
Установленные и выполненные работы, зафиксированные при осмотре, отражены на стр. 9-33 экспертного заключения.
Согласно экспертному заключению N 100-06/2023 от 13.06.2023 (т. 2, л.д. 31-75), эксперт пришел к следующим выводам.
По первому вопросу. Выполненные работы по капитальному ремонту здания ГБОУ ООШ N 9, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул.Ворошилова, д. 6, соответствуют: акту о приемке выполненных работ N АКТ-02.01.01.4 от 23.03.2023 (форма КС-2, ремонт помещений кабинетов 3-го этажа); акту о приемке выполненных работ N АКТ-02-01-02-4 от 23.03.2023 (форма КС-2, ремонт помещений коридора 3-го этажа); акту о приемке выполненных работ N АКТ-02-01-03-2 от 23.03.2023 (форма КС-2, ремонт помещений санузлов (1, 2, 3 этаж); акту о приемке выполненных работ N АКТ-02-01-04-2 от 23.03.2023 (формы КС-2, электромонтажные работы 3-го этажа); акту о приемке выполненных работ N АКТ-02-01-06-2 от 23.03.2023 (формы КС-2, санитарно-технические работы 3-го этажа); акту о приемке выполненных работ N АКТ-02-01-08-2 от 23.03.2023 (формы КС-2, ремонт системы АПС в конференц-зале 3-го этажа); акту о приемке выполненных работ N АКТ-02-01-09-2 от 23.03.2023 (формы КС-2, ремонт системы АПС в кабинетах 3-го этажа).
По второму вопросу. Выполненные работы по капитальному ремонту здания ГБОУ ООШ N 9, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул.Ворошилова, д. 6, соответствуют по своему качеству требованиям контракта N 18421-09/22цс на выполнение работ по капитальному ремонту от 12.09.2022, а также документов стандартизации и технического регулирования, установленных для данного типа (вида) работ Российской Федерации.
Истец направил в адрес ответчика претензию N 55 от 25.07.2023 с требованием в срок до 01.08.2023 оплатить задолженность за выполненные по контракту работы в размере 1062128 руб. 48 коп. и неустойку в размере 22304 руб. 70 коп. (т. 2, л.д. 86-92).
Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Заключенный сторонами контракт по своей правовой природе является договором строительного подряда, правовое регулирование которого предусмотрено нормами параграфов 1, 3, 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами специального нормативного правового акта - Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 711, пункту 2 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 51 от 24.01.2000 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
При этом подрядчик в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен представить документы, подтверждающие факт выполнения и сдачи заказчику результата работ на спорную сумму.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (пункт 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного надлежащим доказательством факта выполнения истцом работ на спорную сумму и принятия их результата ответчиком является акт сдачи-приемки, подписанный сторонами, либо односторонний акт сдачи-приемки при отказе ответчика от его подписания.
В обоснование исковых требований истец в материалы дела представил подписанные им в одностороннем порядке акты о приемке выполненных работ по форме N КС-2 на общую сумму 1062128 руб. 48 коп., в том числе: N АКТ-02-01-01-4 от 23.03.2023, N АКТ-02-01-02-4 от 23.03.2023, N АКТ-02-01-03-2 от 23.03.2023, N АКТ-02-01-04-2, N АКТ-02-01-06 от 23.03.2023, N АКТ-02-01-01-06-2 от 23.03.2023, N АКТ-02-01-09-2 от 23.03.2023, а также справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 от 23.03.2023 N ФЗ-4 на сумму 1062128 руб. 48 коп.
Указанные акты и справка, а также исполнительная документация были переданы истцом ответчику 23.03.2023 (т. 2, л.д. 72-75).
Письмами N 302 от 31.03.2023, N 368 от 14.04.2023 ответчик отказался от приемки предоставленного истцом пакета исполнительной документации в связи с наличием замечаний по исполнительной документации (т. 2, л.д. 76-77).
Истец в письме N 53/П от 19.04.2023 указал, что перечень замечаний, указанных в письмах N 302 от 31.03.2023 и N 368 от 14.04.2023, не содержит сведений об обнаружении заказчиком отступлений от контракта, ухудшающих результат работ или иных недостатков в работе, в связи с чем у заказчика отсутствуют основания для отказа в приемке выполненных работ (т. 2, л.д. 80-83).
Письмами N 399 от 21.04.2023 и N 826 от 21.07.2023 ответчик отказался от подписания спорных актов и справки (т. 2, л.д. 78-79).
Как следует из пункта 14 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 51 от 24.01.2000 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", односторонний акт приемки результата работ является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору, и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ.
Экспертом ООО "Март-оценка" Мартыновым В.В. по заказу ООО "СК "Мир" произведена строительно-техническая экспертиза объекта: "Выполненные работы по капитальному ремонту здания ГБОУ ООШ N 9, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Ворошилова, д.6", по результатам которой составлено экспертное заключение N 100-06/2023 от 13.06.2023 (т. 2, л.д. 31-71).
Согласно данному заключению выполненные работы по капитальному ремонту здания ГБОУ ООШ N 9, расположенного по адресу: Самарская область, г.Новокуйбышевск, ул. Ворошилова, д. 6, соответствуют: акту о приемке выполненных работ N АКТ-02.01.01.4 от 23.03.2023 (форма КС-2, ремонт помещений кабинетов 3-го этажа); акту о приемке выполненных работ N АКТ-02-01-02-4 от 23.03.2023 (форма КС-2, ремонта помещений коридора 3-го этажа); акту о приемке выполненных работ N АКТ-02-01-03-2 от 23.03.2023 (форма КС-2, ремонт помещений санузлов (1, 2, 3 этаж)); акту о приемке выполненных работ N АКТ-02-01-04-2 от 23.03.2023 (формы КС-2, электромонтажные работы 3-го этажа); акту о приемке выполненных работ N АКТ-02-01-06-2 от 23.03.2023 (формы КС-2, санитарно-технические работы 3-го этажа); акту о приемке выполненных работ N АКТ-02-01-08-2 от 23.03.2023 (формы КС-2, ремонт системы АПС в конференц-зале 3-го этажа); акту о приемке выполненных работ N АКТ-02-01-09-2 от 23.03.2023 (формы КС-2, ремонт системы АПС в кабинетах 3-го этажа). Выполненные работы по капитальному ремонту здания ГБОУ ООШ N 9, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Ворошилова, д. 6, соответствуют по своему качеству требованиям контракта N 18421-09/22цс на выполнение работ по капитальному ремонту от 12.09.2022, а также документов стандартизации и технического регулирования, установленных для данного типа (вида) работ Российской Федерации.
Указанное досудебное экспертное заключение составлено в присутствие представителей ответчика и ответчиком не оспорено.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, условиями контракта предусмотрена возможность заказчика в случае наличия спора по качеству выполненных подрядчиком работ произвести экспертизу самостоятельно и в случае установления недостатков выполненных работ потребовать от подрядчика их устранения в пределах гарантийного срока, а также в случае отказа подрядчика от устранения - обратиться за возмещением понесенных убытков.
Из материалов дела усматривается, что суд первой инстанции предлагал сторонам рассмотреть вопрос о проведении по настоящему делу судебной экспертизы, однако ответчик от ее проведения отказался.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что ответчик заявлял истцу об обнаружении каких-либо недостатков выполненной работы с подтверждением этих обстоятельств документально.
Не свидетельствуют материалы дела и о заявлении ответчиком требований, предусмотренных статьей 723 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Мотивированные возражения по поводу качества, объема и стоимости работ, указанных в спорных актах и справке, как это предусмотрено положениями статей 720, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации и условиями пункта 4.3.4. контракта, ответчиком в адрес истца не направлялись.
Мотивы отказа ответчика от подписания представленных истцом актов и справки являются необоснованными, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что оснований для признания спорных актов и справки недействительными не имеется.
Следовательно, данные акты и справка являются надлежащими доказательствами, удостоверяющими факт выполнения истцом спорных работ.
Документов, свидетельствующих о том, что результат выполненных истцом работ не представляет для ответчика интереса, не имеет потребительской ценности, фактически не использован и не может быть использован, в материалы дела не представлено.
Кроме того, ответчиком не представлены доказательства, опровергающие качество, объем и стоимость фактически выполненных истцом работ, отраженных в спорных актах и справке, равно как и доказательства выполнения спорных работ своими силами или силами других подрядных организаций.
Принимая во внимание, что факт выполнения работ, наличие и размер задолженности подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, исходя из представленных доказательств, на основании статей 309, 310, 329, 330, 331, 401, 702, 711, 720, 721, 723, 740, 746, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом условий пунктов 2.5. и 7.1. контракта и разъяснений, изложенных в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", установив период просрочки исполнения обязательства и проверив представленный истцом расчет неустойки, не выходя за пределы исковых требований, правомерно удовлетворил исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца задолженность по контракту в размере 1062128 руб. 48 коп., неустойку за период с 04.05.2023 по 10.08.2023 в сумме 27190 руб. 49 коп., а также неустойку, начисленную с 11.08.2023 на задолженность в сумме 1062128 руб. 48 коп., исходя из 1/300 действующей на день оплаты ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки, до момента фактического исполнения обязательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у истца не возникло право требовать оплаты выполненных им работ, поскольку истцом не представлена исполнительная документация, являются необоснованными, так как непредоставление исполнительной документации не является безусловным основанием для отказа от оплаты выполненных работ.
По смыслу статьи 726 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказываясь оплачивать переданные результаты подрядных работ по причине непередачи подрядчиком исполнительной документации, заказчик обязан доказать, что отсутствие такой документации исключает возможность использования результата работ для целей, указанных в договоре.
В иных случаях заказчик не лишен возможности истребовать необходимые документы у подрядчика, а выполненные и принятые работы обязан оплатить.
Доказательств невозможности использования результата работ для целей, указанных в контракте, ответчик не представил.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика расходов на оплату досудебной экспертизы в размере 20000 руб., в подтверждение чего в материалы дела представлены договор N 100-06/2023 от 13.06.2023, акт приема-сдачи работ, платежное поручение N 358 от 17.07.2023 на сумму 20000 руб. (т.2, л.д. 94-97).
Поскольку фактически понесенные истцом судебные расходы на оплату услуг по проведению досудебной строительно-технической экспертизы в сумме 20000 руб. подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты, суд первой инстанции, рассмотрев представленные документы, оценив заявленные требования по принципу разумности и обоснованности, учитывая, что экспертное заключение от 13.06.2023 N 100-06/2023 в числе прочего явилось доказательством выполнения работ в рамках заключенного сторонами контракта, руководствуясь статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 1 от 21.01.2016 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", пришел к правильному выводу о том, что судебные расходы на оплату услуг по проведению досудебной строительно-технической экспертизы в размере 20000 руб. являются обоснованными и подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку данные доводы в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтверждены доказательствами и не опровергают установленные по делу обстоятельства.
По существу доводы жалобы сводятся к несогласию ответчика с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, ответчик не представил.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы и в связи с непредоставлением документов, подтверждающих ее уплату в установленных порядке и размере, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 февраля 2024 года по делу N А55-28871/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Новокуйбышевского муниципального бюджетного учреждения по обеспечению функционирования учреждений образования "Центр-сервис" - без удовлетворения.
Взыскать с Новокуйбышевского муниципального бюджетного учреждения по обеспечению функционирования учреждений образования "Центр-сервис" (ОГРН 1116330004658, ИНН 6330050089), Самарская область, г. Новокуйбышевск, в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Морозов |
Судьи |
А.Г. Котельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28871/2023
Истец: ООО "Строительная Компания "Мир", ООО СК "МИР"
Ответчик: Новокуйбышевское Муниципальное Бюджетное Учреждение по Обеспечению Функционирования Учреждений Образования "Центр-Сервис"
Третье лицо: Администрация городского округа Новокуйбышевск, ГБОУ Самарской области основная общеобразовательная школа N9 имени героя Советствкого союза И.Д. Ваничкина города Новокуйбышевска