г. Челябинск |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А07-19713/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промтехсервис" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.02.2024 по делу N А07-19713/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республиканская клиническая больница имени Г.Г. Куватова - Егорова И.В. (доверенность от 11.01.2024, диплом),
общества с ограниченной ответственностью "Промтехсервис" - Набиев Р.И. (доверенность от 24.01.2024, диплом).
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республиканская клиническая больница имени Г.Г. Куватова (далее - заявитель, ГБУЗ РКБ им. Г.Г. Куватова, учреждение) обратилось с заявлением о признании недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службе Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, УФАС по РБ, Управление, антимонопольный орган) от 22.05.2023 N ТО002/06/106-845/2023.
Судом первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Промтехсервис" (далее - ООО "Промтехсервис", третье лицо).
Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено, решение УФАС по РБ от 22.05.2023 N ТО002/06/106-845/2023 признано недействительным. Распределены расходы по уплате государственной пошлины.
ООО "Промтехсервис", не согласившись с решением суд первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что заявителю требовался квалифицированный медицинский персонал, закупка проводилась в соответствии с ОКПД 86.90.19.190 "Услуги в области медицины прочие, не включенные в другие группировки". Заявитель требовал от исполнителя предоставление медицинских работников. Оказываемые услуги относятся к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям. Данные услуги составляют медицинскую деятельность, которая подлежит лицензированию. Однако заказчик в документации о закупке не указал требование к наличию лицензии на осуществление медицинской деятельности. Считает, что судом первой инстанции иные не оценены другие нарушения при проведении закупки.
В судебном заседании заявитель ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие антимонопольного органа.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 02.05.2023 ГБУЗ РКБ имени Г.Г. Куватова (заказчик) размещен аукцион N 0101500000323000170, объектом закупки являлось следующее: "Оказание услуг по выполнению функций младшего медицинского персонала в Государственном бюджетном учреждение здравоохранения Республиканская клиническая больница имени Г.Г. Куватова".
В УФАС по РБ поступила жалоба ООО "ПромТехСервис" (вх. 6976/23 от 04.05.2023) на действия ГБУЗ РКБ имени Г.Г. Куватова при определении поставщика путем проведения закупки N 0101500000323000170 "Оказание услуг по выполнению функций младшего медицинского персонала в Государственном бюджетном учреждение здравоохранения Республиканская Клинической больнице имени Г.Г. Куватова".
По мнению ООО "ПромТехСервис", ГБУЗ РКБ имени Г.Г. Куватова нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закона N 44-ФЗ), а именно:
- не указал в конкурсной документации требования к Исполнителю в соответствии с частью 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности;
- документация заказчика содержит разночтения, необоснованные требования;
- в описании объекта закупки исполнителя просят предоставить персонал, занимающийся соблюдением санитарно-гигиенического, противоэпидемиологического режима (санитар, круглосуточный, 08:00-08:00) с графиком работы 1 день рабочий, 2 дня выходных. В смену необходимо 3 человека, с учетом сменности необходимо 6 человек. При такой организации рабочего времени персонала, исполнитель вынужден идти на нарушение трудового законодательства;
- в описании объекта закупки указаны "Дом культуры "Медик" и пансионат, однако в данных корпусах не оказывают медицинскую помощь, таким образом, требование о применении функций указанных в описании объекта закупки, необоснованно применять для указанного типа помещений.
11.05.2023 УФАС по РБ вынесено решение о признании жалобы ООО "ПромТехСервис" частично обоснованной.
В действиях государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республиканская Клинической больницы имени Г.Г. Куватова установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе в части неуказания в конкурсной документации требования к Исполнителю в соответствии с частью 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности и в части разночтений и необоснованных требований в документации заказчика, выразившихся в том, что предметом закупки определено осуществление услуги по выполнению функций младшего медицинского персонала, однако документация содержит отсылки и на услуги по дезинфекции помещений.
Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республиканская Клинической больнице имени Г.Г. Куватова выдано предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
Согласно предписанию от 11.05.2023 N ТО002/06/106-845/2023 об отмене протокола, составленного в ходе проведения закупки N 010150000323000170.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с настоящим заявлением о признании данное решение незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности антимонопольным органом правильности признанных обоснованными доводов ООО "Промтехсервис".
Заслушав объяснения представителей заявителя и третьего лица, исследовав и оценив в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно статьям 99, 105 Закона о контрактной системе, пункту 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, полномочия по осуществлению контроля в сфере закупок возложены на Федеральную антимонопольную службу, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно части 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется, в том числе, в отношении заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и их членов.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, оспариваемое решение принято в рамках предоставленных антимонопольному органу полномочий.
Согласно части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Из положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к описанию объекта закупки, связанных с определением соответствия поставляемого товара (работы, услуги), существующим потребностям, а также установление критериев оценки заявок участников конкурентных процедур - являются прерогативой заказчика.
Как следует из материалов дела, по мнению ООО "Промтехсервис", изложенному в жалобе в антимонопольный орган, перечень услуг, указанных заказчиком в пункте 2.4 описания объекта закупки, входит в понятие "проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", при осуществлении которых подлежат оказанию услуги: по медицинской микробиологии, по организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии, по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, входящие в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в связи с чем заказчик должен был указать в закупочной документации требование к исполнителю - наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Из положений пункта 3 статьи 23 и пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона Закон N 99-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинская деятельность - это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 2 Закона N 323-ФЗ под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 части 1 статьи 2 Закона N 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение N 852).
Согласно пункту 4 Положения N 852 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В приложении к Положению N 852 содержится перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, где в частности, указаны:
медицинская микробиология;
организация здравоохранения и общественного здоровья, эпидемиология;
санитарно-гигиенические лабораторные исследования
В соответствии с пунктом 11 Классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденного приказом Минздрава России от 19.08.2021 N 866н (Классификатор N 866н), при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий организуются и выполняются следующие работы (услуги):
по медицинской микробиологии;
по организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии;
по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
Приказом Минздрава России от 18.05.2021 N 464н утверждены Правила проведения лабораторных исследований (далее - Правила N 464н).
Согласно пункту 1 Правила N 464н устанавливают порядок организации и проведения лабораторных исследований, включая клинические лабораторные исследования и микробиологические исследования, в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (далее - медицинская организация) на основании лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по клинической лабораторной диагностике и (или) лабораторной генетике и (или) медицинской микробиологии и (или) бактериологии и (или) вирусологии и (или) лабораторной микологии и (или) паразитологии и (или) лабораторной диагностике.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 5 к Правилам N 464н микробиологические исследования проводятся в целях этиологической диагностики инфекционных и паразитарных болезней, предупреждения возникновения и распространения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, диагностики состояния микробиоты человека.
Таким образом, если санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, включающие в себя работы (услуги): по медицинской микробиологии, по организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии, по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, осуществлены в рамках оказания медицинской помощи, то они составляют медицинскую деятельность, подлежащую лицензированию.
Также в статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) установлены понятия:
санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила);
санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Следовательно, в целях выполнения санитарно-эпидемиологических требований законодателем также предусмотрено проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию, указанная деятельность не относится к медицинской.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", которые содержат разд. III "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной, дератизационной и дезинсекционной деятельности" (далее - Санитарные требования по дезинфекции).
Согласно пункту 80 Санитарных требований по дезинфекции в ходе организации и осуществления дезинфекционной деятельности выполняются работы и услуги по проведению профилактической дезинфекции (дезинфекция, дезинсекция, дератизация, дезинвазия), очаговой дезинфекции (текущая и заключительная дезинфекция, дезинсекция, дератизация, дезинвазия), а также по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации медицинских изделий, контролю эффективности и безопасности проводимых мероприятий.
Таким образом, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия состоят из работ (услуг), которые могут быть осуществлены как в рамках выполнения санитарно-эпидемиологических требований, так и в рамках медицинской деятельности, при этом возможность отнесения работ (услуг) к медицинской деятельности определяется на основании Положения N 852, которым в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по медицинской микробиологии, по организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии, по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, что обусловлено их выполнением при оказании медицинской помощи.
Суд также обращает внимание на то обстоятельство, что в ранее действовавшее Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, были включены в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, которые в настоящее время не предусмотрены Положением N 852 и не входят в состав медицинской деятельности.
Как установлено судом, 02.05.2023 ГБУЗ РКБ имени Г.Г. Куватова (заказчик) размещен аукцион N 0101500000323000170, объектом закупки: "Оказание услуг по выполнению функций младшего медицинского персонала в Государственном бюджетном учреждение здравоохранения Республиканская клиническая больница имени Г.Г. Куватова".
В пункте 2.4 описания объекта закупки представлен перечень функций, необходимых заказчику, оказываемых исполнителем:
- обеспечение инфекционной безопасности пациентов и персонала - санитар, медицинский дезинфектор, оператор механизированной обработки;
- соблюдение стандартных мер профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП) - санитар, медицинский дезинфектор, оператор механизированной обработки;
- применение средств индивидуальной защиты (СИЗ) - санитар, медицинский дезинфектор, оператор механизированной обработки;
- соблюдение требований санитарных норм и правил обращения с медицинскими отходами - санитар, медицинский дезинфектор;
- проведение обработки: предварительных, текущих, заключительных, генеральных - санитар, медицинский дезинфектор;
- проведение обработки механизированным способом - санитар (механизированная обработка);
- контроль качества проведения обработки - медицинский дезинфектор;
- транспортировка отходов класса А и Б от мест временного хранения в отделениях до места временного хранения Больницы - санитар;
- контроль и приготовление дезинфицирующих средств - медицинский дезинфектор.
Таким образом, заказчику требуются услуги, оказываемые младшим медицинским персоналом (санитар, медицинский дезинфектор), в области дезинфекционной деятельности, которые Положением N 852 не включены в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Ссылка антимонопольного органа на пункт 3.3 описания объекта закупки, содержащий требования к должностям "медицинский дезинфектор", "санитар" как к медицинским работникам, в обязанности которых входит осуществление медицинской деятельности в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 2 Закона N 323-ФЗ также подлежит отклонению.
Как правильно указал суд первой инстанции, из содержания статьи 33 Закона N 323-ФЗ следует, что первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием; первичная врачебная медико-санитарная помощь - врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами); первичная специализированная медико-санитарная помощь - врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Также в пункте 125 Санитарных требований по дезинфекции установлены требования к осуществлению дезинфекционной деятельности в медицинских организациях, в частности в подпункте 1 установлено требование, что дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию в медицинских организациях проводит специально подготовленный персонал организации, а дезинсекцию и дератизацию - специалисты организаций дезинфекционного профиля или специально подготовленный персонал организации.
При этом из описания объекта спорной закупки не следует, что заказчику требуется проведение исполнителем санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, включающих в себя оказание медицинских услуг персоналом со средним или высшим медицинским образованием по медицинской микробиологии; по организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии; по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, составляющих медицинскую деятельность.
А требование закупочной документации об оказании услуг в области дезинфекции младшим медицинским персоналом не противоречит пункту 125 Санитарных требований по дезинфекции, содержащих указание только на специальную подготовку персонала.
С учетом изложенного, довод общества о том, что заказчик должен был указать в закупочной документации требование к исполнителю - наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности неправомерно признан антимонопольным органом обоснованным.
Также апеллянт при обращении в антимонопольный орган полагал, что документация содержит разночтения, необоснованные требования, сославшись на следующие обстоятельства.
Так, в соответствии с пунктом 2.10 договора исполнитель обязан представить документы, подтверждающие качество используемых профессиональной техники, инвентаря, дозирующих устройств, дезинфицирующих и моющих средств, салфеток и насадок, которые буду использоваться при оказании услуг, при этом нигде по тексту далее не следует обязанность исполнителя использоваться данную технику и инвентарь, а также не приводятся требования к их характеристикам.
Довод не принимается, как основанный на неполном анализе имеющейся документации о закупке, в частности в пункте 2.4 описания объекта закупки определен перечень оказываемых услуг, где указано на проведение уборки.
При этом в соответствии с пунктом 81 Санитарных требований по дезинфекции деятельность, связанная с использованием дезинфекционных средств, включает: приготовление, хранение, транспортировку, реализацию, применение средств, оборудования и материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, уничтожение дезинфекционных средств, контроль за эффективностью дезинфекционных средств и безопасным их применением, а также за проведением дезинфекционных мероприятий и их эффективностью.
При этом в пункте 2.19 договора предусмотрено, что именно на исполнителя возлагается приобретение всего необходимого инвентаря и средств: расходных материалов, изделий санитарно-гигиенического назначения, дезинфицирующих, моющих и чистящих средств.
По аналогичному основанию отклоняется несогласие апеллянта с пунктом 2.15 контракта (при выполнении ремонтных работ в убираемых помещениях производить заключительную дезинфекцию помещений без дополнительной оплаты данных услуг), поскольку из требуемых заказчику услуг следует, что оказываются услуги по уборке, дезинфекции.
Апеллянт указывает, что в пункте 2.11 договора указано, что в случае выявления надзорными органами нарушений, связанных с требованиями проведения текущей и заключительной дезинфекции, на территории, переданной для стороннего обслуживания, исполнитель обязуется компенсировать заказчику финансовые издержки (в виде оплаченных штрафов).
Общество указывает, что в документации нет обязанности заказчика принять какую-либо территорию для обслуживания, предметом выступает предоставление медицинского персонала.
Однако в приложении N 3 к описанию объекта закупки представлен перечень отделений, в которых осуществляет работа младшего медицинского персонала, и объём площадей, соответственно, территория, на которой осуществляется дезинфекция определена заказчиком.
В пункте 2.14 договора указано, что Исполнитель обязан в случае возникновения пандемии, либо в случае возникновения резистентной флоры обеспечить дезинфекционную службу необходимыми дезинфицирующими средствами в течение не более 2 часов.
В пункте 2.16 договора указано, что Исполнитель должен обеспечить нахождение менеджера объекта службы дезинфекции с 09.00 до 18.00 в рабочие дни (в целях обеспечения взаимодействия с различными подразделениями заказчика, осуществления функций контроля и надзора при исполнении работ), однако, как указывает общество, из документации не следует обязанность исполнителя по созданию дезинфекционной службы.
Между тем, с учетом содержания описания объекта закупки, предусматривающего распределения персонала исполнителя по всем отделениям заказчика с установлением количества персонала на каждом отделении, определения менеджера объекта, вопреки позиции апеллянта включение в документацию закупки понятия "дезинфекционная служба" нельзя оценить как разночтение либо необоснованные требования.
В пункте 2.17 договора указано, что исполнитель обязан организовать работу по плановой профилактической дезинфекции, которая должна проводится с 7:00 до 19:00 (ежедневно без выходных), на период с 19.00 до 7.00 необходимо предоставлять дежурный персонал по отделениям заказчика с целью соблюдения санэпидрежима.
Как указывает общество, в соответствии с пунктом 2.5 описания объекта закупки приведены график работы, привлекаемого персонала, а именно с 8.00 до 20.00, с 8.00 до 17.00, с 8.00 до 8.00, нигде не указано требование о графике с 7.00 до 19.00.
Между тем, указанное нельзя расценить как необоснованное требование, с учетом позиции заказчика, что данную ошибку возможно устранить при заключении договора.
В соответствии с требованиями к содержанию протокола разногласий в документе могут быть указаны замечания, касающиеся строго определенных технических вопросов, а именно: устранения допущенных в контракте разночтений с основными документами аукциона, в том числе извещению о его проведении и заявке, представленной поставщиком; внесения изменений в реквизиты сторон, если они претерпели изменения в процессе проведения конкурса; исправления явных пунктуационных и грамматических ошибок, неточностей.
С учетом изложенного, признание доводов ООО "Промтехсервис" комиссией УФАС по РБ обоснованными противоречило буквальному прочтению документации о спорной закупке и потребностям заказчика, отраженными в документации, а также действующему законодательству, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал оспоренное решение антимонопольного органа недействительным.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.02.2024 по делу N А07-19713/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промтехсервис" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Промтехсервис" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 19.03.2024 N 1549 государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-19713/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМЕНИ Г.Г.КУВАТОВА
Ответчик: ООО "ПромТехСервис"
Третье лицо: УФАС по РБ