г. Москва |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А40-252120/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Бондарева А.В., Александровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воргулевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Гаражно-строительного кооператива N 2 "Жигули"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.02.2024
по делу N А40-252120/23-191-2019, принятое судьей Волковой Е.И.
по иску Гаражно-строительного кооператива N 2 "Жигули"
(ОГРН 1027739215239, ИНН 7731063520)
к Департаменту городского имущества города Москвы
(ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674)
о признании недействительным расчета арендной платы к Договору аренды N М-07-003915 от 04.01.1996, выраженного в уведомлении от 19.12.2022 N 33-6-817633/22-(0)-1 в части применения ставки арендной платы в размере 1,5 % от кадастровой стоимости с 03.07.2023,
об обязании применять с 03.07.2023 ставку арендной платы 0,3 %,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Базанов Ю.Е. по доверенности от 15.06.2022, диплом ВСГ 3500891 от 15.01.2010;
от ответчика: Глоов А.К. по доверенности от 11.12.2023, диплом 107724 3799515 от 08.07.2019;
УСТАНОВИЛ:
Гаражно-строительный кооператив N 2 "Жигули" (далее - истец, ГСК N 2 Жигули") обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) о признании недействительным расчета арендной платы к Договору аренды N М-07-003915 от 04.01.1996, выраженного в уведомлении Департамента от 19.12.2022 N 33-6-817633/22-(0)-1 в части применения ставки арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости с 03.07.2023 г., об обязании Департамента применять для расчета арендной платы к указанному Договору ставку арендной платы 0,3% (с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.02.2024 по делу N А40-252120/23 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца доводы жалобы поддержал, просил решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 04.01.1996 между истцом (арендатором) и ответчиком в лице его правопредшественника (арендодателем) был заключен Договор аренды N М-07-003915 земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009005:2 сроком до 04.01.2021 (далее - Договор).
В соответствии со статьей 621 ГК РФ после истечения срока действия, вышеуказанный Договор аренды был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок и в настоящее время является действующим.
05.03.2021 по результатам проведенной проверки Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы установлено, что на земельном участке по адресу: г.Москва, ул. Давыдковская, вл.9, площадью 8851 кв.м. (кадастровый номер 77:07:0009005:2) предоставленном ГСК N 2 Жигули" Договором аренды от 04.01.1996 N М-07-003915 сроком действия до 04.01.2021 для эксплуатации шестиэтажного гаража для автомашин индивидуального пользования на 564 машиноместа установлено, что на участке расположены три здания и комплекс строений: шестиэтажное нежилое здание по адресу: ул. Давыдковская, д.9, общей площадью 17103 кв.м., используемое под гаражи и автосервис; двухэтажное нежилое здание по адресу: ул. Давыдковская, д.9, стр.1, общей площадью 211,5 кв.м. используемое под размещение гаражных боксов и административных помещений; двухэтажное нежилое здание по адресу: ул. Давыдковская, д.9, стр.2, общей площадью 266,3 кв.м. используемое под автомойку и административные помещения; комплекс металлических строений используемый под шиномонтаж, гаражи и аварийный пожарный выездной пандус: ворот N 2 (предусмотренный проектом) накрытый металлическим настилом (создающим иллюзионный вид административного здания), используемый как аварийный выезд и место проведения общего собрания членов ГСК N 2 "Жигули".
Согласно п.4.2 Договора запрет на размещение некапитальных объектов не предусмотрен.
Уведомлением N 33-6-174169/21-(0)-0 от 23.03.2021 Департамент в соответствии с фактическим использованием земельного участка установил повышенную ставку арендной платы (1,5%) от кадастровой стоимости, ранее ставка составляла 0,3%.
Уведомлением N ДГИ-Э-46919/21-1 от 27.04.2021 Департамент разъяснил, что п. 1 ч. б ст.30 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрдК РФ) установлено, что виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящим в состав Правил землепользования и застройки, которые в городе Москве утверждены Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 120-ПП).
В ЕГРН по земельному участку с кадастровым номером 77:07:0009005:2 установлен вид разрешенного использования - эксплуатация гаража для автомашин индивидуального пользования на 564 машиноместа.
Согласно п. 1 ст. 37 ГрдК РФ предусматриваются также вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Пунктом 3.3.4 раздела 3.3 книги 1 ПЗЗ определен список вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков, а также возможность использования объектов капитального строительства и земельных участков с учетом вспомогательных видов разрешенного использования.
При этом суммарная доля обшей площади всех объектов капитального строительства вспомогательных видов разрешенного использования в пределах земельного участка должна составлять не более 25% от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства включая площадь подземных частей зданий, сооружений, возможных к размещению (сохранению, реконструкции, строительству) в пределах земельного участка.
Таким образом, как указал Департамент в письме от 27.04.2021, земельный участок с кадастровым номером 77:07:0009005:2 может быть использован с учетом вспомогательных видов разрешенного использования при условии соотношения критериев, определенных постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП.
Истец в обоснование заявленных требований указывает, что фактически земельный участок используется членами ГСК N 2 "Жигули" для хранения личных автомобилей, их мойки, сезонного демонтажа колес и проведения мелкого технического обслуживания своих автомобилей. Моечные места и ремонтная зона находятся на земельном участке с 1982 г.
Общая площадь гаражных боксов, моечных мест, всех объектов капитального строительства вспомогательных видов разрешенного использования в пределах земельного участка 77:07:0009005:2 равна 477,8 кв.м., что составляет менее 2% от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства на участке.
Истец ссылается на то, что выявленные в 2020-2021 Госинспекцией по недвижимости нарушения цели использования земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009005:2 ГСК N 2 Жигули" устранены.
В результате проведенной проверки Госинспекцией по недвижимости от 06.03.2023 письмом ГИН-ИСХ-8910/23 от 10.03.2023 установлено, что на указанном земельном участке расположены три здания и комплекс строений: шестиэтажное нежилое здание по адресу: г.Москва, ул.Давыдковская, д.9, (ОКС 77:07:0009005:1019) общей площадью 17103 кв. м 1982 года постройки, используемое под гаражи и автосервис.
Помещения в здании оформлены в собственность множества лиц; двухэтажное нежилое здание по адресу: г.Москва, ул. Давыдковская, д. 9, стр. 1 б/н, (ОКС 77:07:0009005:1026) общей площадью 211, 5 кв. м. 2002 года постройки, используемое под размещение гаражных боксов и административных помещений. Здание имущественными правами не обременено; двухэтажное нежилое здание по адресу: г.Москва, ул. Давыдковская, д. 9, стр. 2, (ОКС 77:07:0009005:1014) общей площадью 266, 3 кв. м., используемое под автомойку и административные помещения.
Ранее на участке располагалось одноэтажное здание площадью 114, 9 кв. м. 1985 года постройки. Увеличение площади на 151,4 кв. м произошло в результате реконструкции, а именно возведения двухэтажной пристройки.
Здание имущественными правами не обременено.
Объекты по адресам: г.Москва, ул. Давыдковская, д. 9, стр. 1 и стр.2, исключены из приложения 2 постановления Правительства Москвы N 819-ПП от 11.12.13 "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" постановлением Правительства Москвы от 15.10.2022 N 2479-ПП.
Также на участке расположен комплекс металлический строений общей площадью около 3000 кв.м., используемый под гаражи.
Согласно п. 4.2 Договора запрет на размещение некапитальных объектов не предусмотрен.
Доля площади помещений используемых под административные цели от общей площади всех зданий, строений и сооружений, расположенных на участке составляет менее 1%.
В обоснование своих требований, истец указывает, что земельный участок с кадастровым номером 77:07:0009005:2 используется им с учетом вспомогательных видов разрешенного использования, в связи с чем, применение ставки арендной платы в размере 1,5% является незаконным и необоснованным.
В ходе досудебного урегулирования спора, истцом в адрес ответчика были направлены претензии с требованием пересмотра применения ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости с 1,5% на 0,3% от кадастровой стоимости через Официальный портал Правительства Москвы.
Письмами от 19.04.2023 N ДГИ-Э37297/23-1 и от 26.06.2023 N ДГИ-1-30963/23-1 Департамент отказал в установлении ставки арендной платы в размере 0,3% от кадастровой стоимости.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Одним из основополагающих принципов земельного законодательства Российской Федерации является платность землепользования.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 1 и ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Статьей 17 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон г.Москвы N 48) установлено платное использование земли в городе Москве.
В соответствии со ст. 20 Закона г.Москвы N 48 вышеуказанного закона порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность, на которые не разграничена, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование таких земельных участков устанавливаются Правительством Москвы.
В соответствии с п. 2.1 ст. 8 Закона г.Москвы N 48 фактическое использование объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, должно соответствовать виду разрешенного использования, установленному в договоре аренды земельного участка.
В случае несоответствия вида фактического использования объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, виду разрешенного использования земельного участка, вид разрешенного использования земельного участка подлежит приведению в установленном порядке в соответствие с видом фактического использования объекта недвижимости.
Из содержания пп. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7, ст. 85 ЗК РФ, п. 9 ст. 1, ч. ч. 1,2 ст. 37 ГрК РФ следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут осуществляться землепользователем на предоставленном ему участке.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" (далее - постановление Правительства Москвы N 273-ПП) определены ставки арендной платы за использование земельного участка, расположенного на территории г.Москвы. При определении размера арендной платы учитываются разрешенное использование земельных участков, вид осуществляемой на них хозяйственной и иной деятельности.
Согласно п. 2.7 постановления Правительства Москвы N 273-ПП ежегодная арендная плата за земельный участок с более чем одним видом использования определяется в порядке на основании максимального значения кадастровой стоимости.
Следовательно, размер арендной платы напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка, которая, в свою очередь, определяется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с принципом экономической обоснованности, арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт нарушения арендатором условий Договора аренды подтверждается вступившими в законную силу судебными актами, в рамках дела N А40-162626/18, а также дела N А40-184545/20.
Кроме того, истцом выбран ненадлежащего способ защиты нарушенного права, в связи с тем, что фактически требования истца направлены на оспаривание уведомления об изменении ставки арендной платы, срок исковой давности по оспариванию которого истек.
Требования в части обязания Департамент применять для расчета арендной платы к Договору ставку арендной платы 0,3% направлены фактически на внесение изменений в действующий договор аренды, в связи с чем должен был соблюден установленный ст.452 ГК РФ досудебный порядок урегулирования спора, однако в адрес ответчика дополнительное соглашение о внесении изменений в Договор аренды не направлено.
Согласно Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Правительства Москвы N 273-ПП, размер годовой арендной платы за землю определяется в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым (функциональным и разрешенным) использованием земельного участка.
В соответствии с пунктом 8.1 постановления Правительства Москвы N 273-ПП обязательными условиями применения ставок арендной платы за землю в размере менее 1,5% являются: -соответствие целевого назначения земельного участка, установленного Договором аренды/кадастровым паспортом земельного участка, виду разрешенного использования земельного участка, в отношении которого установлена пониженная ставка арендной платы; -использование земельного участка строго в соответствии с установленным видом разрешенного использования; -отсутствие на земельном участке посторонних землепользователей, включая субарендаторов; -соблюдение арендатором требований земельного и природоохранного законодательства; -отсутствие задолженности перед бюджетом города Москвы по арендной плате за землю.
Согласно п. 2.4 Постановления Правительства Москвы от 16.10.2001 N 926-ПП "Об утверждении Московских городских строительных норм (МГСН) 5.01-01 "Стоянки легковых автомобилей" в состав автостоянки, кроме помещений для хранения автомобилей, могут включаться только технические помещения для размещения инженерного оборудования, обслуживающие автостоянку помещения, в том числе для дежурных, для хранения противопожарного инвентаря и др., а также помещения мойки автомашин, постов технического обслуживания (ТО), текущего ремонта (TP) для самообслуживания владельцев автотранспорта.
Вышеуказанные помещения не могут быть предоставлены третьим лицам, должны иметь открытый доступ для самообслуживания владельцев автотранспорта, а также не могут быть использованы в качестве коммерческой площади.
При этом нецелевое использование земельного участка является основанием для установления ставки арендной платы за соответствующий земельный участок в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка до момента фиксации их устранения уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
Из ответов Департамента от 19.04.2023 N ДГИ-Э37297/23-1 и от 26.06.2023 N ДГИ-1 -30963/23-1 следует, что вопрос о перерасчете размера арендной платы по Договору исходя из ставки менее 1,5% от кадастровой стоимости будет рассмотрен после подтверждения Госинспекцией по недвижимости факта использования земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009005:2 в соответствии с целью, установленной Договором.
Как указал истец, факт устранения нарушения зафиксирован актом Госинспекции по недвижимости от 03.07.2023.
При этом доказательств обращения в Департамент по вопросу установления ставки арендной платы в размере 0,3% от кадастровой стоимости после такого установления факта устранения нарушений (03.07.2023) в материалы дела не представлено.
Учитывая отсутствие доказательств обращения в установленном законодательством порядке в Департамент после установления факта устранения истцом нарушений, суд первой инстанции, принимая во внимание, что из представленных в материалы дела доказательств следует, что основания для установления уведомлением от 19.12.2022 N 33- 6-817633/22-(0)-1 ставки арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка на момент его направления имелись, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Кроме того, как разъяснено судом первой инстанции, истец не лишен возможности в случае предъявления к нему требований возражать против применения ставки в 1,5% ссылаясь на устранение ранее выявленных Госинспекцией по недвижимости нарушений.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела, и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки, в связи с чем, решение Арбитражного суда г.Москвы отмене не подлежит.
Поскольку заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г.Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.02.2024 по делу N А40-252120/23-191-2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
А.В. Бондарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-252120/2023
Истец: ГАРАЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ N 2 "ЖИГУЛИ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ