05 июня 2024 г. |
Дело N А84-9806/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 июня 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Баукиной Е.А.,
Зарубина А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
при участии в заседании:
от истца:
Департамент сельского хозяйства и
потребительского рынка
города Севастополя Лынник А.А. (дов. от 28.12.2023);
от ответчика:
К(Ф)Х Соловьев А.А. Иотковский А. Г. (дов. от 30.11.2023);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Соловьева Алексея Александровича на решение Арбитражного суда города Севастополя от 28 февраля 2024 года по делу N А84-9806/2023,
УСТАНОВИЛ:
Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Соловьеву Алексею Александровичу (далее - К(Ф)Х Соловьев А.А.) о взыскании средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 320 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28 февраля 2024 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, К(Ф)Х Соловьев А.А. обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу, о том, что ответчиком не выполнены агротехнические мероприятия по развитию крестьянского (фермерского) хозяйства; отсутствует выручка от реализации сельскохозяйственной продукции за период 2021-2022 гг.; не достигнуты плановые показатели по объему выращивания сельскохозяйственной продукции в связи с формальным подходом к развитию К(Ф)Х.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2024 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда города Севастополя от 28 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить, обжалуемый судебный акт отменить.
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в ее удовлетворении обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации мероприятий подпрограммы N 3 "Развитие малых форм хозяйствования" государственной программы города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1092-ПП (далее - Государственная программа), действовавшей на момент возникновения указанных ниже правоотношений, К(Ф)Х Соловьев А.А. представил в Департамент сельского хозяйства города Севастополя для участия в конкурсном отборе на получение из федерального бюджета Российской Федерации и бюджета города Севастополя средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам заявку от 12.10.2018 N 5690.
К(Ф)Х Соловьевым А.А. на конкурсный отбор был представлен проект по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства Соловьева Алексея Александровича "Выращивание картофеля и кукурузы".
В соответствии с Бизнес-планом, ведение деятельности должно осуществляться К(Ф)Х Соловьевым А.А. на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенному по адресу: г. Севастополь, за границами населенных пунктов Балаклавского района, под N 709 в соответствии со схемой раздела земель СОАО "Севастопольский", кадастровый номер: 91:01:01001:97.
В соответствии с протоколами от 02.11.2018 N 12, 02.11.2018 N 13 заседания Конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров для предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство Начинающий фермер Соловьев А.А. включен в состав участников Государственной программы и определен размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - грант) в размере 1 500 000 рублей.
29.11.2018 между Департаментом сельского хозяйства города Севастополя и К(Ф)Х Соловьевым А.А. заключено Соглашение N 59 о предоставлении и использовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 5 лет (далее - Соглашение N 59).
Согласно пункту 2.1 Соглашения N 59 предоставление гранта К(Ф)Х Соловьеву А.А. осуществляется на следующих условиях:
- имущество, приобретенное Начинающим фермером за счет гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, пользование другим лицам, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 5 лет со дня получения гранта на расчетный счет Начинающего фермера;
- все активы, приобретенные за счет гранта, должны быть зарегистрированы на Начинающего фермера и использоваться его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории города федерального значения Севастополя и только в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства Начинающего фермера;
- расходы по плану расходов Начинающего фермера, включающему расходы в разрезе наименований (статей), соответствующие целям, предусмотренным Соглашением, должны осуществляться по каждому наименованию (статье) расхода средств в размерах не более 90 процентов за счет средств федерального и городского бюджетов и не менее 10 процентов за счет собственных средств Начинающего фермера.
В соответствии с Соглашением, средства гранта могут использоваться на создание и развитие на территории внутригородских муниципальных образований города Севастополя крестьянских (фермерских) хозяйств на цели:
- приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;
- строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям: электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
- приобретение сельскохозяйственных животных;
- приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
- приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
- приобретение удобрений и ядохимикатов.
В соответствии с Соглашением N 59 в обязанности К(Ф)Х Соловьева А.А. входит:
- в течение 5 лет со дня поступления гранта и (или) единовременной помощи на расчетный счет осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории города Севастополя и развивать его согласно представленному на конкурсный отбор бизнес-плану;
- соблюдать условия предоставления гранта и (или) единовременной помощи, предусмотренные Порядком, а также действующим законодательством Российской Федерации;
- возвратить в полном объеме средства гранта в порядке, установленном Порядком и Соглашением, в следующих случаях:
- при выявлении факта нарушения требований, предусмотренных Порядком;
- при выявлении факта представления получателем гранта недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для получения гранта, а также при предоставлении документов, подтверждающих его целевое использование;
- при выявлении факта ненадлежащего исполнения (нарушения условий) Соглашения;
- при выявлении факта нецелевого использования полученного гранта, как в части, так и полностью.
- обеспечить условия для проведения необходимых контрольных мероприятий Департаментом и (или) органами государственного финансового контроля;
- постоянно проживать или переехать на постоянное место жительства по местонахождению и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства и данное хозяйство является единственным местом его трудоустройства;
- оплачивать за счет собственных средств не менее 10 процентов стоимости каждого наименования, приобретаемого за счет средств гранта, единовременной помощи, имущества, выполненных работ, оказанных услуг;
- использовать грант и единовременную помощь на цели, указанные в плане расходов, в течение 18 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет;
- обеспечить достижение значений показателей результативности использования гранта, указанные в пункте 1.4 Соглашения N 59.
Приложение к Соглашению о предоставлении и использовании гранта согласован план расходов предлагаемых к софинансированию за счет гранта.
В нарушение подпункта 3.3.12 пункта 3.3 Соглашения N 59 К(Ф)Х Соловьевым А.А. не исполнена обязанность по использованию гранта на цели, указанные в плане расходов, в течение 18 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет, то есть не позднее 24.06.2020.
В соответствии с отчетом К(Ф)Х Соловьева А.А. вх. от 20.07.2020 N 4286, средства гранта были направлены только на покупку земельного участка и приобретение химикатов (глифосаты), сумма израсходованных средств составила - средства гранта 1 320 000 руб., собственные средства 146 700 руб.
В связи с чем, 27.07.2021 Департаментом в соответствии с пунктом 4.7 Соглашения N 59 в адрес К(Ф)Х Соловьева А.А. был направлен Акт о нарушении условий предоставления гранта N 5, в соответствии с которым необходимо было вернуть неиспользованный остаток гранта в бюджет города Севастополя.
10.08.2021 К(Ф)Х Соловьевым А.А. частично возвращен грант в размере 180 000 руб.
В соответствии с подпунктом 3.2.1 пункта 3.2 Соглашения N 59 Начинающий фермер обязуется в течение 5 лет со дня поступления гранта на лицевой счет Начинающего фермера осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории города Севастополя и развивать его в соответствии с положениями и сроками представленного на конкурсный отбор бизнес-плана.
В своем заявлении на предоставление гранта от 12.10.2018 N 5690 глава К(Ф)Х Соловьев А.А. подтверждает, что имеет план по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства по направлению деятельности (отрасли), определенной Государственной программой, увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции, а также обязуется в соответствии с Государственной программой осуществлять деятельность в течение не менее пяти лет после получения гранта.
К(Ф)Х Соловьевым А.А. на конкурсный отбор был представлен проект по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства "Выращивание картофеля и кукурузы", в соответствии с которым объемы производства сельскохозяйственной продукции ежегодно составляют:
1) картофель - 20 тонн, выручка - 300 000 руб.;
2) кукуруза - 10 тонн, выручка - 550 000 руб.
Однако, согласно ежеквартальным отчетам К(Ф)Х Соловьева А.А. об финансово-экономическом состоянии получателей грантовой поддержи на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставление которых предусмотрено условиями Соглашения N 59 и Порядка, с 2019 года производство сельскохозяйственной продукции и выручка от ее реализации у крестьянского (фермерского) хозяйства отсутствует, деятельность по выращиванию картофеля и кукурузы не осуществляется.
Согласно Протоколу выездной проверки Комиссии по мониторингу от 07.09.2022 N 23/м-22 в ходе выездной проверки Комиссией по мониторингу установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 91:01:010001:97, расположенном по адресу: г. Севастополь, за границами населенных пунктов Балаклавского район, под N 709 в соответствии со схемой раздела земель СОАО "Севастопольский", К(Ф)Х Соловьевым А.А. в нарушение п. 3.2.1 Соглашения N 59 ведется деятельность по выращиванию кукурузы (попкорн), бизнес проект развития крестьянского (фермерского) хозяйства выполняется частично.
В ходе заседания Комиссии по мониторингу за деятельностью участников Государственной программы города Севастополя в сфере АПК членами комиссии рассмотрен Протокол выездной проверки Комиссии по мониторингу от 07.09.2022 N 23/м-22.
По результатам рассмотрения документов и обсуждений на заседании Комиссии по мониторингу (Протокол от 18.10.2022 N 44/м-22) решили рекомендовать Главному распорядителю бюджетных средств направить Акт о нарушении условий предоставления гранта.
Департаментом в адрес К(Ф)Х Соловьева А.А. направлен Акт о нарушении условий предоставления гранта от 25.10.2022 6596/01-36-02- 14/02/22, в соответствии с которым с целью исполнения пп. 3 п. 3.2.14 Соглашения К(Ф)Х Соловьевым А.А. необходимо было устранить замечания в течение 5 рабочих дней с момента получения Акта.
По результатам рассмотрения документов Комиссией по мониторингу установлено (Протокол заседания комиссии по мониторингу от 18.11.2022 N 51/м-22), что К(Ф)Х Соловьевым А.А. замечания, указанные в Акте о нарушении условий предоставления гранта от 25.10.2022 N 6596/01-36-02- 14/02/22, по состоянию на 18.11.2022 не устранены.
В соответствии с пунктом 4.4 Соглашения N 59, пунктом 3 Протокола заседания Комиссии по мониторингу от 18.11.2022 N 51/м-22 Главным распорядителем бюджетных средств направлено получателю средств гранта Требование о возврате средств гранта в полном объеме от 15.12.2022 N 28, от получения которого К(Ф)Х Соловьев А.А. уклонился, письмо вернулось в адрес Департамента 30.01.2023 с отметкой о неполучении.
В нарушение обязательств по Соглашению, К(Ф)Х Соловьев А.А. не возвратил в установленный в требовании в течение 45 рабочих дней со дня получения уведомления срок сумму гранта, подлежащую возврату в связи с несоблюдением условий соглашения.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
Заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки. В силу пункта 3 данной нормы права субсидия подлежит возврату в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.
Таким образом, из буквального толкования названных положений следует, что обязанность получателя возвратить полученную из бюджета субсидию возникает в случаях неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение денежных средств в распоряжение конкретных получателей с указанием их направления на финансирование конкретных целей.
В соответствии с Соглашением N 59 Департамент осуществляет самостоятельно или с органами государственного финансового контроля, в пределах установленной компетенции, контроль за соблюдением К(Ф)Х Соловьевым А.А. условий предоставления гранта и единовременной помощи, целевым использованием гранта и единовременной помощи, выполнением условий настоящего Соглашения.
Департамент принимает меры по возврату в доход бюджета города Севастополя гранта в случае нарушения Начинающим фермером условий предоставления гранта, в том числе установленных Порядком и Соглашением N 59 в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Департамент вправе в любое время контролировать соблюдения Начинающим фермером условий Соглашения N 59, в установленном порядке запрашивать и получать необходимую информацию и документы от Начинающего фермера по вопросам реализации Соглашения N 59, не вмешиваясь при этом в хозяйственную деятельность Начинающего фермера.
Так, Актами выездных комиссий от 27.02.2021, 07.09.2022 и 17.05.2023, а также согласно ежеквартальным отчетам об финансово-экономическом состоянии получателя грантовой поддержки на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, выявлены следующие нарушения: не израсходована часть средств гранта (затем Глава К(Ф)Х Соловьев А.А. вернул неизрасходованную часть средств гранта в бюджет города Севастополя), с 2019 года производство сельскохозяйственной продукции и выручка от ее реализации у крестьянского (фермерского) хозяйства отсутствует, деятельность по выращиванию картофеля и кукурузы осуществляется частично.
Доводы изложенные в апелляционной жалобе, коллегия судей признает несостоятельными по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно отчетам К(Ф)Х Соловьева А.А., предоставленным в адрес Департамента, об финансово-экономическом состоянии получателей грантовой поддержи на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства с 2019 по 2022 года деятельность по выращиванию (производству) картофеля и кукурузы крестьянским (фермерским) хозяйством не осуществлялась, более того, производство любой другой сельскохозяйственной продукции и выручка от ее реализации у крестьянского (фермерского) хозяйства отсутствует.
Установлено, что К(Ф)Х Соловьевым А.А. в указанный период времени хозяйственная деятельность по выращиванию сельскохозяйственных культур на земельном участке не велась, а причины невыполнение показателей результативности бизнес плана по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства вызваны не объективными причинами и не могут считаться уважительными.
При этом, поведение К(Ф)Х Соловьева А.А. оценивается Департаментом как недобросовестное, а деятельность, которая велась на земельном участке, неэффективной.
В материалы дела представлен годовой отчет 2019 года К(Ф)Х Соловьева А.А. (вх. от 20.01.2020 N 249), согласно которому раздел "Растениеводство" имеет нулевые показатели, в разделе "Показатели деятельности" выручка от реализации с/х продукции также отсутствует.
При этом, получению ответчиком грантовой помощи предшествовало составление самим же ответчиком бизнес-плана, при составлении которого ответчик не мог не учитывать климатические особенности региона, наличие инфраструктуры, а также иные условия, необходимые для обеспечения заявленной самим же ответчиком сельскохозяйственной деятельности.
Продуктивность земледелия находится в прямой зависимости от более полного использования плодородия почвы, ее сохранения и воспроизводства путем внесения необходимых элементов питания. Главным средством повышения урожайности является внесение удобрений.
Однако К(Ф)Х Соловьевым А.А. агротехнические мероприятия по развитию крестьянского (фермерского) хозяйства, предусмотренные планом- расходов и бизнес планом развития крестьянского (фермерского) хозяйства, в части закупки удобрений, посадочного материала и системы полива были не выполнены, средства гранта возвращены.
Объективных причин отсутствия производительности сельскохозяйственных культур ответчиком ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
В 2020 году с целью сохранения продовольственной безопасности региона, в том числе с участием Департамента, организовывалась выдача сельскохозяйственным производителям города Севастополя пропусков для передвижения работников от места проживания к месту работы в период действия карантинных мер.
С учётом изложенного, доводы ответчика о невозможность выполнения бизнес-плана ввиду ограничений, вызванных распространением в 2020 году коронавируса COVID-19, коллегия судей признает несостоятельными.
Как следует из материалов дела, в 2021 году согласно годовому отчету К(Ф)Х Соловьева А.А. о производственной деятельности глав крестьянских (фермерских) хозяйств по форме 1-КФХ (вх. от 31.03.2022 N 2408) производительность растениеводства и доход от реализации полностью отсутствует.
В 2022 году согласно отчету К(Ф)Х Соловьева А.А. (вх. от 10.10.2022 N 8971) по состоянию на 01.10.2022 года производство и выручка от реализации сельскохозяйственной продукции отсутствует.
К(Ф)Х Соловьевым А.А. в 2022 году на земельном участке осуществлялось высадка кукурузы с целью сидерации, то есть внесение удобрений, на земельный участок, который три года до этого отдыхал от эксплуатации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что за четыре года реализации проекта по созданию развитию крестьянского (фермерского) хозяйства со специализацией "Выращивание кукурузы и картофеля" показатели результативности, выраженные в натуральных и денежных показателях, К(Ф)Х Соловьевым А.А. полностью не достигнуты.
Хозяйственная деятельность К(Ф)Х Соловьева А.А. возобновилась в 2023 году, в последнем году действия соглашения, только после направления Департаментом требования о возврате средств гранта.
При этом, объемы выращивания сельскохозяйственных культур за 2023 год также не были достигнуты согласно плановым за год.
Коллегия судей отмечает, что государственной программой города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя" на 2017 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1092-ПП установлены целевые индикаторы и показатели эффективности реализации мероприятий подпрограммы N 3 "Развитие малых форм хозяйствования", в числе которых - прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими грантовую поддержку (по отношению к предыдущему году).
Осуществление К(Ф)Х Соловьевым А.А. формального подхода к развитию крестьянского (фермерского) хозяйства, которое выражается в отсутствии производства сельскохозяйственной продукции и его прироста, не отвечает общим задачам и целям Государственной программы города Севастополя по увеличению (сохранение на оптимальном уровне) объемов производства и переработки продукции сельского хозяйства, в том числе, повышению конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, обеспечению продовольственной безопасности региона.
Доказательств наступления обстоятельств чрезвычайного и непредотвратимого характера, послуживших причиной гибели урожая К(Ф)Х Соловьева А.А., ответчиком ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что условия предоставления гранта не нарушены, опровергаются материалами дела, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в порядке, предусмотренном статьями 64-68 АПК РФ. Оснований для иной оценки собранных по делу доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Все приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, однако, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 28 февраля 2024 года по делу N А84-9806/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Соловьева Алексея Александровича без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-9806/2023
Истец: Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Соловьев Алексей Александрович