г. Пермь |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А71-396/2024 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Муравьевой Е.Ю.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, публичного акционерного общества "Сбербанк России"
На мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики.
от 11 марта 2024 года,
принятое в порядке упрощенного производства
по делу N А71-396/2024
по заявлению публичного акционерного общества "Сбербанк России" (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195)
к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике (ИНН 1835062680, ОГРН 1041805001391)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 26 декабря 2023 года N 159/2023,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Решетниковой Нины Константиновны,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Сбербанк России" (далее ПАО Сбербанк, Банк, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике (далее УФССП по УР, управление, административный орган) от 26 декабря 2023 года N 159/2023 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 января 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Решетникова Нина Константиновна, г. Сарапул (далее потерпевший, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 05.03.2024, мотивированное решение изготовлено 11.03.2024), в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике г. Ижевск о назначении административного наказания от 26 декабря 2023 года N 159/2023, вынесенного в отношении Публичного акционерного общества "Сбербанк России", г. Москва, отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о применении ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ в связи с внесением в Закон N 230-ФЗ изменений Законом N 467-ФЗ, вступившим в силу с 01.02.2024; об отсутствии и недоказанности состава административного правонарушения; о распространении на банк действия Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336; о малозначительности административного правонарушения; о наличии оснований для снижения штрафа на основании ст. 4.2 КоАП РФ.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова участвующих в деле лиц, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (06.06.2024).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.08.2023 через Прокуратуру города Сарапула в УФССП по УР поступило обращение Решетниковой Н.К. (вх. N 60579-КЛ) о взаимодействии по вопросу возврата просроченной задолженности в ПАО Сбербанк с нарушением положений Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", (далее Федеральный закон N 230-ФЗ).
Из обращения следует, что Решетникова Н.К. является пенсионером, кредит платить не может, коллекторы постоянно звонят, не представляются. Решетниковой Н.К. пришло сообщение, что дело Решетниковой Н.К. у приставов, суда не было.
На основании поступившего обращения Управлением вынесено определение от 13.10.2023 N 174/23/18000-АР о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 1 статьи 14.57 КоАП РФ, а также об истребовании у ПАО Сбербанк сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.
Согласно ответу ПАО Сбербанк между Решетниковой Н.К. и ПАО Сбербанк заключен кредитный договор от 24.12.2021 N 1711705, по которому у Решетниковой Н.К. 26.12.2022 образовалась просроченная задолженность. Дополнительного соглашения на иную частоту взаимодействия, способах взаимодействия не заключалось. Согласие на осуществление взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, с третьими лицами после образования просроченной задолженности не заключалось. Обществом к ответу приложена таблица взаимодействия в целях возврата просроченной задолженности по абонентскому номеру телефона Решетниковой Н.К. 8912***6239.
10.11.2023 Управлением вынесено определение об истребовании ПАО "Вымпел-Коммуникации" сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.
Согласно ответу оператора связи ПАО "Вымпел-Коммуникации" (вх. N 93257 от 04.12.2023) телефонный номер 8909***0581 с 24.10.2009 зарегистрирован на Гнущенко А.А.
В ходе анализа представленной информации ПАО Сбербанк, Управление установило в действиях ПАО Сбербанк нарушение положений части 2 статьи 4, пункта 1 части 5 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее Федеральный закон N 230-ФЗ), выразившееся в осуществлении недобросовестных и не разумных действий, направленных на возврат просроченной задолженности Решетниковой Н.К. посредством телефонных переговоров с третьим лицом без согласия должника, а также путем осуществлении взаимодействия с должником иным способом, не предусмотренным Федеральным законом от N 230-ФЗ без письменного соглашения с должником.
Так, в нарушение части 2 статьи 4 Федерального закона N 230-ФЗ общество осуществляло взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности по кредитному договору Решетниковой Н.К. с использованием "Автоматизированного голосового агента" (АГА) (робот-коллектор):
- 05.09.2023 (продолжительность 0 мин. 51 сек.);
- 07.09.2023 (продолжительность 4 мин. 08 сек.).
Также, в нарушение требований пункта 1 части 5 статьи 4 Федерального закона N 230-ФЗ сотрудниками ПАО Сбербанк при отсутствии согласия должника осуществлено взаимодействие посредством телефонных переговоров с третьим лицом по абонентскому номеру телефона 8909***0581 в целях возврата просроченной задолженности по кредитному договору Решетниковой Н.К. в следующие даты:
- 25.01.2023 в (продолжительность разговора 1 мин. 13 сек.);
- 26.01.2023 в (продолжительность разговора 0 мин. 31 сек.).
При этом, в ходе телефонного переговора, состоявшегося 25.01.2023, ПАО Сбербанк установлено, что абонентский номер 8909***0581 находится в пользовании третьего лица, однако 26.01.2023 ПАО Сбербанк повторно совершен телефонный переговор по данному номеру.
13.11.2023 Управлением в адрес ПАО Сбербанк и Решетниковой Н.К. направлены уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (на 11.12.2023 в 15:00).
Указанные уведомления получены ПАО Сбербанк и Решетниковой Н.К. - 20.11.2023 и 24.11.2023 (соответственно), что подтверждается данными официального сайта Почты России.
11.12.2023 по факту выявленного правонарушения управлением в присутствии представителя ПАО Сбербанк, составлен протокол N 226/23/18000-АП об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ.
В замечании к протоколу представитель ПАО Сбербанк указал, что объяснения будут даны позднее.
Копия протокола об административном правонарушении вручена представителю ПАО Сбербанк по доверенности 11.12.2023, о чем в протоколе имеется соответствующая отметка.
12.12.2023 служебной запиской материалы дела об административном правонарушении переданы для рассмотрения руководителя УФССП по УР.
На рассмотрение материалов дела об административном правонарушении ПАО Сбербанк представило пояснения, в котором указало на несогласие с вменяемым административным правонарушением, а также на малозначительность вменяемого правонарушения, просит прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях Банка события и состава административного правонарушения.
26.12.2023 Управление, рассмотрев материалы дела и письменные пояснения Банка, в присутствии представителя ПАО Сбербанк по доверенности вынесло постановление N 159/2023 о назначении ПАО Сбербанк административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 85 000 руб., с учетом обстоятельства, отягчающего ответственность - повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении заявитель извещен путем направления ему определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 12.12.2023, которое получено ПАО Сбербанк 25.12.2023, что подтверждается уведомлением о вручении и отчетом об отслеживании отправления, сформированным официальным сайтом Почты России.
Несогласие заявителя с вышеуказанным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводам о наличии состава вмененного административного правонарушения, соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствии оснований для освобождения заявителя от ответственности.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ предусмотрено, что совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций), действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого деяния выступают общественные отношения в сфере деятельности кредитных организаций.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ, заключается в совершении кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций), действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ, является кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.12.2016 N 670 и Постановлением Правительства Российской Федерации N 1402 от 19.12.2016 Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
Правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств установлены Федеральным законом от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Согласно статье 4 Закона N 230-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату совершения обществом взаимодействия с третьим лицом), при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя: 1) личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие); 2) телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи; 3) почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника (часть 1).
Иные, за исключением указанных в части 1 настоящей статьи, способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, могут быть предусмотрены письменным соглашением между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (часть 2).
Направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с любыми третьими лицами, под которыми для целей настоящей статьи понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, соседи и любые другие физические лица, по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, может осуществляться только при одновременном соблюдении следующих условий: имеется согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом; третьим лицом не выражено несогласие на осуществление с ним взаимодействия (часть 5).
При этом, согласие должно быть дано в письменной форме в виде отдельного документа, содержащее, в том числе, согласие должника на обработку его персональных данных (часть 6).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 230-ФЗ при осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны действовать добросовестно и разумно (часть 1).
Если иное не предусмотрено федеральным законом, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, не вправе без согласия должника передавать (сообщать) третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника (часть 3).
Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Суд первой инстанции поддержал позицию Управления и пришел к выводу о том, что взаимодействие с должником осуществлялось банком в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 4, пунктом 1 части 5 статьи 4 Федерального закона N 230-ФЗ, что выразилось в осуществлении недобросовестных и не разумных действий, направленных на возврат просроченной задолженности Решетниковой Н.К. посредством телефонных переговоров с третьим лицом без согласия должника, а также путем осуществлении взаимодействия с должником иным способом, не предусмотренным Федеральным законом от N 230-ФЗ без письменного соглашения с должником.
Представленными в материалы дела доказательств, в том числе обращением Решетниковой Н.К. (вх. N 60579/23/18000-КЛ от 17.08.2023), протоколом об административном правонарушении от 11.12.2023 N 226/23/18000-АП, аудиозаписями телефонных переговоров, таблицей коммуникаций, ответами ПАО Сбербанк на определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, подтверждается факт нарушения ПАО Сбербанк названных выше требований.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела банком не представлено, также как и не представлено доказательств соблюдения требований Федерального закона N 230-ФЗ.
На основании изложенного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ПАО "Сбербанк России" события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ. Соответствующие доводы жалобы отклонены.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также подтверждающих, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
Чрезвычайных и иных объективно непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне контроля заявителя, исключающих возможность соблюдения норм действующего законодательства, судами также не установлено.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, имеющих существенный характер и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае следует учитывать положения Федерального закона от 04.08.2023 N 467-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", которым пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона N 230-ФЗ дополнен - к числу разрешенных способов взаимодействия с должником отнесено использование автоматизированного интеллектуального агента.
Указанные изменения Федерального закона N 230-ФЗ вступили в силу с 01.02.2024.
Частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Норма, изложенная в части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, означает, что при рассмотрении вопроса об изменении неисполненного наказания в соответствии с новым законом, смягчающим ответственность, подлежат применению все установленные новой редакцией Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правила (и общие, и специальные), в связи с этим в целях обеспечения реализации принципов справедливости и равенства перед законом правоприменителем должны быть учтены и обстоятельства, определенные при рассмотрении дела и повлиявшие на назначение наказания в полном объеме.
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" (далее - постановление Пленума N 37) также разъяснено, что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
Согласно пункту 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Поскольку в рассматриваемом случае положения Федерального закона от 04.08.2023 N 467-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" улучшают положение общества, апелляционный суд приходит к выводу, что за нарушение части 2 статьи 4 Федерального закона N 230-ФЗ, выразившееся в осуществлении взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности по кредитному договору Решетниковой Н.К. с использованием "Автоматизированного голосового агента" (АГА) (робот-коллектор): 05.09.2023 (продолжительность 0 мин. 51 сек.); 07.09.2023 (продолжительность 4 мин. 08 сек.), банк привлечению к административной ответственности не подлежит.
Вместе с тем, учитывая, что при рассмотрении дела судами установлены и признаны доказанными нарушения при взаимодействии с Решетниковой Н.К., требований Закона N 230-ФЗ, как в редакции, действующей на дату совершения правонарушения, так и в редакции, вступившей в силу 01.02.2024, оснований для признания оспариваемого постановления незаконным или неподлежащим исполнению не имеется.
В апелляционной жалобе банк указывает на то, что контрольные (надзорные) мероприятия, в рамках которых могло быть установлено нарушение обязательных требований, входящих в состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ, в отношении Банка не проводились и в настоящее время не допускаются к проведению на основании Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление Правительства N 336). В связи с чем, в действиях Банка отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ, производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы банка по следующим основаниям.
Положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) определяет общие требования к организации и порядку проведения проверок хозяйствующих субъектов и не регулируют процесс возбуждения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ N 336 под объектом государственного контроля (надзора) понимается деятельность контролируемых лиц по возврату просроченной задолженности. Контролируемым лицом является юридическое лицо, включенное в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, действующее на основании свидетельства, выданного ФССП России по месту нахождения территориального органа.
Следовательно, действие Постановления Правительства РФ N 336 не распространяется на деятельность кредиторов (кредитных организаций) или лиц, действующих от их имени и (или) в их интересах, за исключением юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
Вместе с тем, Банк, как кредитное учреждение, осуществляет свою деятельность на основании лицензии Центрального Банка Российской Федерации, и не включен в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
В рассматриваемом случае Управлением контрольные мероприятия в отношении Банка в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ не осуществлялись. Дело об административном правонарушении возбуждено Управлением в рамках исполнения полномочий, предусмотренных статьей 23.92 КоАП РФ по результатам рассмотрения доводов обращения гражданина о нарушении Банком положений Федерального закона N 230-ФЗ (пункт 3 части 1 и часть 3 статьи 28.1 КоАП РФ).
Оспариваемое постановление принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное административное наказание в виде штрафа 85 000 руб. соответствует санкции части 1 статьи 14.57 КоАП РФ, при определении которой административным органом в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ учтено обстоятельство повторного совершения Банком однородного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ.
Оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку Банк не является лицом, впервые совершим административное правонарушение (пункт 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018).
Не установлено судом и банком не доказано наличие оснований для снижения административного наказания, доводы банка о наличии таких оснований со ссылкой на статью 4.2 КоАП РФ не мотивированы и не подкреплены какими-либо доказательствами.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом также не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного деяния, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Соответствующие доводы жалобы судом отклонены.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал Банку в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд считает, что принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом в полном объеме установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, доказательствам, имеющимся в материалах дела, дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционный суд согласен.
Нарушений, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
По приведенным мотивам суд оставляет решение суда первой инстанции без изменения, отказывая в удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики (резолютивная часть решения вынесена 05.03.2024, мотивированное решение изготовлено 11.03.2024) по делу N А71-396/2024, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-396/2024
Истец: ПАО "Сбербанк России" Сбербанк
Ответчик: Управление Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике
Третье лицо: Решетникова Нина Константиновна