город Ростов-на-Дону |
|
10 июня 2024 г. |
дело N А53-47550/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества по добыче, переработке угля и строительству шахт -
угольная компания "Донской уголь"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 10.04.2024 по делу N А53-47550/2023
по заявлению акционерного общества по добыче, переработке угля и строительству
шахт - угольная компания "Донской уголь"
к Управлению социальной защиты населения Красносулинского района
Ростовской области
при участии третьего лица: министерства труда и социального развития Ростовской
области
о признании действий (бездействия) незаконными,
при участии:
от акционерного общества по добыче, переработке угля и строительству шахт - угольная компания "Донской уголь": представитель Бойко Н.В. по доверенности от 08.01.2024,
от министерства труда и социального развития Ростовской области:
представитель Антонцев Р.А. по доверенности от 12.01.2024,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество по добыче, переработке угля и строительству шахт - угольная компания "Донской уголь" (далее - заявитель, общество, АО "ДОНУГОЛЬ") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению социальной защиты населения Красносулинского района Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, УСЗН по Красносулинскому району) о признании незаконным действий (бездействия) в части отказа в выплате АО "ДОНУГОЛЬ" компенсационной стоимости путевок на оздоровление детей за счет средств областного бюджета в сумме 69 300, 00 рублей; об обязании устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов АО "ДОНУГОЛЬ" путем выплаты в полном объеме компенсационной стоимости путевок на оздоровление детей за счет средств областного бюджета в сумме 69 300, 00 рублей.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 05.02.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - третье лицо, министерство).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.04.2024 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ДОНУГОЛЬ" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом необоснованно сделана ссылка на пункт 8 Постановления, в виду того, что в указанном Постановлении есть прописанный порядок компенсации юридическим лицам - пункт 11, в котором не указаны в перечне документов, представляемых юридическим лицом, какой-либо документ по регистрации детей и родителей. Ссылка суда о том, что действующим законодательством не предусмотрены исключения для организаций, оплативших стоимость путевок на оздоровление детей граждан, работающих в их обособленных подразделениях, в части отсутствия регистрации у таких работников и их детей на территории Ростовской области, по мнению апеллянта, является неправомерной. В обоснование указанного довода апеллянт ссылается на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2016 N 18-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в связи с жалобой А.Г. Оленева".
В отзывах на апелляционную жалобу УСЗН по Красносулинскому району, министерство просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали занимаемые правовые позиции по рассматриваемому спору.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 06.06.2023 АО "ДОНУГОЛЬ" приобретена 21 путевка в детский оздоровительный лагерь санаторного типа "Ока" г. Анапа, что подтверждается Приложением N 3 от 26.04.2023 к договору N 1205 от 12.05.2021, заключенному между АО "ДОНУГОЛЬ" и АНО "Санаторное объединение" и платежным поручением N 2627 от 09.06.2023 на сумму 485 100,00 рублей, платежным поручением N 555873 от 24.08.2023 на сумму 485 100,00 рублей, итого на общую сумму - 970 200,00 рублей.
Заезд в детский оздоровительный лагерь санаторного типа "Ока" г. Анапа в третью смену детей сотрудников АО "ДОНУГОЛЬ" состоялся 17.07.2023, выезд 06.08.2023, что подтверждается обратными талонами к путевкам (в детское оздоровительное учреждение) в количестве 21 штука.
26.08.2023 между АО "ДОНУГОЛЬ" и УСЗН Красносулинского района заключено Соглашение N 31 "О взаимодействии по вопросу организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей" (далее по тексту - Соглашение) с целью компенсации затрат на детские путевки.
В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 Соглашения, по его условиям, УСЗН Красносулинского района за счет средств областного бюджета обязуется выплатить АО "ДОНУГОЛЬ" компенсацию затрат на оздоровление детей граждан, работающих в АО "ДОНУГОЛЬ", в размере 50 процентов стоимости фактически приобретенной путевки, но не более средней стоимости путевки, рассчитанной Региональной службой по тарифам Ростовской области, исходя из цен на путевки, сложившихся в санаторных лагерях, оздоровительных лагерях на территории Ростовской области. При расчете компенсации учитывается количество дней пребывания детей в санаторном лагере, оздоровительном лагере.
В соответствии с пунктом 11 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Ростовской области от 20.01.2012 N 24 "О Порядке расходования субвенций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей", (далее - Приложение), организациям, закупившим путевки, а также организациям, имеющим на балансе санаторные лагеря, оздоровительные лагеря, органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов предоставляется компенсация затрат на оздоровление детей граждан, работающих в этих организациях, в размере 50 процентов стоимости путевки, но не более предельной стоимости путевки в Ростовской области.
АО "ДОНУГОЛЬ" обратилось в УСЗН Красносулинского района с заявкой на компенсацию стоимости путевок на оздоровление детей за счет средств областного бюджета, предоставив пакет документов на получение компенсации за приобретенные детских путевки в ДОЛСТ "Ока" г. Анапа юридическим лицом - АО "ДОНУГОЛЬ", что подтверждается копией заявки на компенсацию стоимости путевок на оздоровление детей за счет средств областного бюджета от 08.09.2023.
Уведомлением N 5 от 11.09.2023 УСЗН Красносулинского района отказало АО "ДОНУГОЛЬ" в предоставлении государственной услуги на основании подпункта 2 пункта 11.1. Приложения.
Основанием отказа указано отсутствие регистрации по месту жительства на территории Ростовской области ребенка и заявителя (родителя) (на основании подпункта 17 пункта 10 Приложения) (Колосовский Глеб Евгеньевич - 14.05.2010 г.р., Евдокимов Александр Максимович - 21.07.2013 г.р., Самошина Елизавета Евгеньевна - 10.10.2011 г.р.).
18.09.2023 АО "ДОНУГОЛЬ" направило в адрес УСЗН Красносулинского района письмо N 1-7/667 от 18.09.2023 о том, что на АО "ДОНУГОЛЬ" как на организацию распространяется пункт 11 Положения и оснований для отказа в выплате компенсации за приобретенные путевки организацией, у УСЗН Красносулинского района Ростовской области, не имеется.
Уведомлением N 6 от 25.09.2023 УСЗН Красносулинского района отказало АО "ДОНУГОЛЬ" в выплате компенсации за приобретенные путевки со ссылкой на подпункт 17 пункта 10 Положения: о регистрации по месту жительства на территории Ростовской области ребенка и заявителя.
27.10.2023 УСЗН Красносулинского района перечислило на расчетный счет АО "ДОНУГОЛЬ" денежные средства в сумме 415 800, 00 рублей, что подтверждается платежным поручением N 688423 от 27.10.2023 и выпиской операций по лицевому счету за период с 27.10.2023 по 27.10.2023.
Заявитель, обращаясь в суд, указал, что УСЗН Красносулинского района нарушены нормы материального права и не выплачены истцу денежные средства в сумме 69 300,00 рублей, что составляет 50% от стоимости трех путевок, приобретенных для отдыха детей сотрудников АО "ДОНУГОЛЬ".
Принимая обжалуемый акт, суд первой инстанции с учетом положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных требований.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Ростовской области от 20.01.2012 N 24 "О порядке расходования субвенций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей" (далее - Постановление), выплата компенсаций за самостоятельно приобретенные путевки осуществляется за фактически понесенные и документально подтвержденные расходы на отдых и оздоровление детей путем зачисления денежных средств в том числе на расчетные счета организаций, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории Ростовской области, а также организаций, оплативших стоимость путевок на оздоровление детей граждан, работающих в их обособленных подразделениях, находящихся и осуществляющих деятельность на территории Ростовской области.
Из материалов дела следует, 08.09.2023 АО "ДОНУГОЛЬ" обратилось в УСЗН Красносулинского района на основании заключенного Соглашения N 31 от 26.08.2023 со следующими документами:
- заявка на компенсацию стоимости путевок на оздоровление детей за счет средств областного бюджета по форме согласно приложению N 1 к Соглашению;
- списки детей, заявленных на оздоровление по форме согласно приложению N 2 к Соглашению.
- копии платежных поручений, подтверждающие оплату АО "ДОНУГОЛЬ" путевок, с отметкой банка об их исполнении;
- копия договора на приобретение путевок АО "ДОНУГОЛЬ" с АНО "Санаторное объединение";
- информация для получения компенсации стоимости путевок по форме согласно приложению N 3 к Соглашению;
- списки прошедших оздоровление детей по форме согласно приложению N 4 к Соглашению;
- копии обратных талонов к путевкам;
- дополнительно АО "ДОНУГОЛЬ" к заявке предоставлены копии документов сотрудников АО "ДОНУГОЛЬ", указанных в списке детей, заявленных на оздоровление в 2023 году и списке прошедших оздоровление детей в 2023 году, подтверждающих их регистрацию по месту жительства.
В ходе проверки документов, представленных АО "ДОНУГОЛЬ", УСЗН Красносулинского района выявлено, представление сведений не в полном объеме или недостоверных сведений, а именно:
- согласно предоставленной информации в Приложении N 2, N 4 к Соглашению N 31 от 26.08.2023 отсутствует право на назначение компенсации у 3 (трех) человек (N п/п 1, N п/п 16, N п/п 19) по причине отсутствия регистрации по месту жительства на территории Ростовской области ребенка и заявителя (родителя);
- обратные талоны к путевкам заполнены некорректно - отсутствуют сведения о стоимости путевки, ФИО руководителя организации, оказавшей услуги, дата заполнения обратного талона;
- в предоставленной копии договора N 1205 купли-продажи путевок от 12.05.2021 в приложении N 3 к вышеупомянутому договору дата заезда не соответствует дате заезда в обратных талонах;
В связи с выявленными ошибками, УСЗН Красносулинского района предложено внести изменения в предоставленное и заполненное Приложение N 1, Приложение N 3 в части количества детей и суммы компенсации, исправить ошибки, о чем АО "ДОНУГОЛЬ" было сообщено в уведомлении от 11.09.2023 N 5.
Как указано выше, в ответ на Уведомление от 11.09.2023 N 5 получено письмо от АО "ДОНУГОЛЬ" от 18.09.2023, в котором организация настаивает на выплате компенсации за приобретенные путевки в полном объеме, при этом недочеты исправлены АО "ДОНУГОЛЬ" только в части некорректного заполнения обратных талонов и договора N 1205 купли-продажи путевок от 12.05.2021.
25.09.2023 исх. N 6 в адрес АО "ДОНУГОЛЬ" направлено уведомление об отказе компенсировать затраты на оздоровление детей граждан, работающих в организации по исправленной письмом АО "ДОНУГОЛЬ" от 18.09.2023 заявке на сумму 485 100, 00 рублей, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории Ростовской области ребенка и заявителя (родителя) в отношении детей (л.д. 60):
- Колосовский Глеб Евгеньевич, 14.05.2010 г.р.;
- Евдокимов Александр Максимович, 21.07.2013 г.р.;
- Самошина Елизавета Евгеньевна, 10.10.2011 г.р.;
По путевкам в ДОЛСТ "Ока" срок пребывания с 16.07.2023 по 05.08.2023, и что, сумма выплаты по заявке на компенсацию стоимости путевок на оздоровление детей за счет средств областного бюджета будет уменьшена на размер компенсации стоимости путевок в отношении троих детей.
Уведомление об отказе от 25.09.2023 N 6 направлено в адрес АО "ДОНУГОЛЬ" по электронной почте и нарочно передано Н.Ф. Мигулину - 17.10.2023.
Выплата компенсации стоимости путевок на оздоровление детей за счет средств областного бюджета УСЗН Красносулинского района произведена в октябре 2023 в размере 415 800,00 рублей, что подтверждается платежным поручением N 688423 от 27.10.2023.
Пунктом 8 Порядка расходования субвенций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, утвержденного Постановлением (далее - Порядок), установлено, что право на получение компенсации за самостоятельно приобретенную путевку в текущем финансовом году и за отчетный финансовый год, бесплатной путевки имеет один из родителей ребенка в возрасте от 6 до 18 лет. При этом и ребенок, и родитель, являющийся заявителем, на дату подачи заявления должны быть зарегистрированы по месту жительства на территории Ростовской области.
Таким образом, в силу пункта 8 Порядка, указанная мера социальной поддержки является региональной, в целях оказания помощи семьям Ростовской области.
В жалобе апеллянт ссылается на то, что к спорному вопросу ссылка на данный пункт Порядка несостоятельна, ввиду того что в указанном Постановлении содержится прописанный порядок компенсации юридическим лицам - пункт 11, в котором не указаны в перечне документов, представляемых юридическим лицом, какой-либо документ по регистрации детей и родителей.
Суд апелляционной инстанции отклоняет приведенный довод апеллянта как основанный на неверном толковании положений регионального законодательства, поскольку пункт 8 Порядка определяет наличие права на предоставление компенсаций за самостоятельно приобретенные путевки, которое возникает у лиц, зарегистрированных на территории Ростовской области на дату подачи заявления. При этом пункт 11 Порядка, на который ссылается апеллянт, указывает лишь на порядок компенсации организациям, закупившим путевки, затрат на оздоровление детей граждан, работающих в этих организациях.
Таким образом, исходя из прямого толкования указанных норм, пункты 8 и 11 Порядка не являются тождественными, и, поскольку пунктом 8 Порядка установлено (вне зависимости от лица, физическое или юридическое), что наличие права на предоставление компенсаций за самостоятельно приобретенные путевки возникает у лиц, зарегистрированных на территории Ростовской области на дату подачи заявления, следовательно, орган социальной защиты населения обязан во исполнение вышеуказанных требований проверять наличие у ребенка и его законного представителя права на предоставление данной МСП, одним из критериев которого является регистрация по месту жительства на территории Ростовской области.
В пункте 10 Порядка, в том числе указано, что орган социальной защиты населения муниципального района (городского округа) или МФЦ запрашивает у органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в порядке межведомственного взаимодействия, осуществляемого при предоставлении государственных и муниципальных услуг, следующие сведения и (или) документы:
о регистрации по месту жительства на территории Ростовской области ребенка и заявителя;
об уровне имущественной обеспеченности семьи;
о доходах семьи заявителя - для малоимущих семей и семей, среднедушевой доход которых не превышает 150 процентов величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг (за исключением случаев, когда один из родителей является участником СВО);
о государственной регистрации рождения ребенка, содержащиеся в ЕГР ЗАГС, - для лиц, не достигших 14 лет;
справку для получения путевки на санаторно-курортное лечение по форме N 070/у, выданную не позднее даты заезда ребенка в лагерь, - для санаторного лагеря;
о прохождении родителем ребенка, в отношении которого подано заявление на получение путевки (компенсации за самостоятельно приобретенную путевку), военной службы по мобилизации - в случае, если один из родителей является лицом, призванным на военную службу по мобилизации;
о подтверждении родственных отношений между участником СВО и ребенком, в отношении которого подано заявление на получение путевки (компенсации за самостоятельно приобретенную путевку), - в случае, если один из родителей является участником СВО.
В соответствии с пунктом 10.1 Порядка основанием для принятия решения об отказе в предоставлении путевки или компенсации за самостоятельно приобретенную путевку является также несоответствие заявителя и (или) ребенка требованиям, установленным настоящим Порядком и определяющим право на получение путевки (компенсации за самостоятельно приобретенную путевку).
Таким образом, орган социальной защиты населения обязан во исполнение вышеуказанных требований проверять наличие у ребенка и его законного представителя права на предоставление данной меры социальной поддержки, одним из критериев которого является регистрация по месту жительства на территории Ростовской области.
Поскольку заявителем не представлены доказательства наличия регистрации по месту жительства на территории Ростовской области ребенка и заявителя (родителя) в отношении указанных выше троих детей, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда о том, что УСЗН Красносулинского района правомерно 25.09.2023 направлено уведомление об отказе компенсировать затраты на оздоровление детей граждан, работающих в организации по исправленной письмом АО "ДОНУГОЛЬ" от 18.09.2023 заявке на сумму 485 100, 00 рублей.
Относительно ссылки заявителя на пункт 11 Порядка, судом первой инстанции правомерно указано, что действующим законодательством не предусмотрены исключения для организаций, оплативших стоимость путевок на оздоровление детей граждан, работающих в их обособленных подразделениях, в части отсутствия регистрации у таких работников и их детей на территории Ростовской области.
Ссылка апеллянта на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2016 N 18-П, не может быть принята во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку предметом спора по указанному делу является отказ заявителю в признании гражданином Российской Федерации как лицу, на 18.03.2014 года, не проживавшему постоянно на территории города Севастополя. В указанном деле не устанавливался факт предоставления региональных компенсационных выплат и мер социальной поддержки.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции на основе полного, объективного и всестороннего исследования доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установил совокупность двух условий, необходимых для признания оспариваемых действий (бездействия) незаконными, поэтому правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела не установил оснований для иной оценки доказательств, представленных в материалы дела.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.04.2024 по делу N А53-47550/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-47550/2023
Истец: АО ПО ДОБЫЧЕ, ПЕРЕРАБОТКЕ УГЛЯ И СТРОИТЕЛЬСТВУ ШАХТ - УГОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ДОНСКОЙ УГОЛЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОСУЛИНСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство труда и социального развития РО, Министерство труда и социального развития Ростовской области