г. Ессентуки |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А22-3904/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2024 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Егорченко И.Н. и Цигельникова И.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Денисовым В.О., с участием представителя заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия - Чуприна Д.А. (доверенность от 16.01.2024), в отсутствие заявителя - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенного времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 14.02.2024 по делу N А22-3904/2023,
УСТАНОВИЛ:
Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее - управление) о признании недействительным предостережения от 13.09.2023 N ОП-06/3-871-К/2023.
Решением от 14.02.2024 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью оспариваемого акта управления.
В апелляционной жалобе министерство просило решение суда отменить, указало, что оно не является собственником участков, в отношении которых выявлены нарушения и выдано предостережение. Министерство уполномочено на управление и распоряжение земельными участками в части их предоставления.
В отзыве управление просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель управления поддержал возражения, изложенные в отзыве. Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в суд не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассматривается в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене (изменению) по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, в соответствии с заданием N О6/3-К-176/2023 от 01.08.2023 должностными лицами управления проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом - наблюдение за соблюдением обязательных требований при осуществлении федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) посредством сбора, анализа сведений, об объектах контроля, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, в том числе сведений и информации, размещенных в ФГИС "Аргус-Гео" имеющихся у контрольного (надзорного) органа в соответствии со ст. 74 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 995 "Об утверждении Положения о федеральном государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре)".
В результате контрольного мероприятия управление установило, в вегетативных частях растений, отобранных в г. Элиста, Республики Калмыкия, выявлен - горчак ползучий, что является нарушением обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации в области карантина растений в части нарушения правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений возбудителями болезней растений, растениями-сорняками, которые включены в перечень карантинных объектов, утверждённый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 158 "Об утверждении единого перечня карантинных объектов Евразийского экономического союза" (информация ФГБУ "Ростовский референтный центр Россельхознадзора" от 07.07.2023 N 01-10-ИЦ/1324).
На основании Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 23.01.2018 N 23 "Об утверждении порядка организации мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации" и распоряжения управления от 24.04.2023 N 0103 "О проведении мониторинга карантинного фитосанитарного состояния" должностными лицами управления произведено обследование территории г. Элисты, Республики Калмыкия в ходе которого 26.06.2023 был произведен отбор проб (акты отбора N 119, N 120, N 121, N 122, N 123 от 26.06.2023) в кадастровом квартале с номерами 08:14:030240, 08:14:030548, 08:14:030533, на территории г. Элиста, Республики Калмыкия.
Согласно информации из публичной кадастровой карты (https://pkk.rosreestr.ru), земельные участки в кадастровом квартале N 08:14:030240, 08:14:030548, 08:1430533 не разграничены.
Управление указало, что в соответствии Положением о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20.02.2013 N 65, министерство является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим от имени Республики Калмыкия правомочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Калмыкия, а также земельными участками, находящимися в собственности Республики Калмыкия, полномочия органов местного самоуправления города Элисты по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты в пределах установленных законодательством.
Министерство в период вегетации карантинного сорного растения не обеспечило своевременное и полное осуществление мероприятий по борьбе с карантинными растениями-сорняками и не известило управление о наличии очагов карантинных сорных растений, в связи с чем вынесло предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 13.09.2023 N ОП-06/3-871-К/2023 и предложило министерству применить меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и недопущению нарушений требований: п. 12 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 159 "Об утверждении единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза", п.п. 1, 8, 10 ч. 1 ст. 32, ч. 4 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений", п.п. 2,4 приказа Министерства сельского хозяйства Минсельхоза Российской Федерации N 424 от 28.07.2020 РФ, а также провести мероприятия, направленные на устранение возможных признаков указанных нарушений.
В соответствии с пунктом 19 Положения о федеральном государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 995, на вышеуказанное предостережение министерство направило управлению письменные возражения от 12.10.2023 N МД-01/1-07-8353.
Однако, управление направило министерству письмо от 18.10.2023 N УФС-ЖБ6/17990 об отсутствии оснований для аннулирования оспариваемого предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.
Не согласившись с вынесенным предостережением, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался статьями 71, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 209, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 3 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 8, 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20 февраля 2013 г. N 65 утверждено Положение о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - Положение N 65).
Согласно пункту 1 Положения N 65 Министерство является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим от имени Республики Калмыкия правомочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Калмыкия, а также земельными участками, находящимися в собственности Республики Калмыкия, полномочия органов местного самоуправления города Элисты по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты, в пределах, установленных законодательством.
В соответствии с пунктом 2 Положения N 65 министерство осуществляет функции по участию в выработке государственной политики Республики Калмыкия, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, контролю в сфере управления и распоряжения республиканским имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в собственности Республики Калмыкия, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты, обеспечению рационального использования земель, сохранению природных свойств и качеств земель в процессе их использования, повышению доходов республиканского бюджета, созданию условий и инфраструктуры для развития рынка земли и реального сектора национальной экономики.
Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны, в числе прочего, выполнять карантинные фитосанитарные требования и другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 159 утверждены Единые правила и нормы обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Правила N 159).
В силу пункта 12 Правил N 159 собственники (пользователи) подкарантинных объектов обязаны проводить обследование подкарантинных объектов на наличие карантинных объектов и в случае их выявления информировать об этом уполномоченный орган государства-члена, на территории которого находятся такие подкарантинные объекты.
Горчак ползучий входит в единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 159.
Суд установил, что управлением по результатам наблюдения выдано предостережение, согласно которому министерству предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и недопущению нарушений требований: п. 12 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 159 "Об утверждении единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза", п.п. 1, 8, 10 ч. 1 ст. 32, ч. 4 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений", п.п. 2,4 приказа Министерства сельского хозяйства Минсельхоза Российской Федерации N 424 от 28.07.2020 РФ, а также провести мероприятия, направленные на устранение возможных признаков указанных нарушений, в связи с выявленными в вегетативных частях растений, отобранных в г. Элиста, Республики Калмыкия горчака ползучего.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предостережение является правомерным и соответствует требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации. Оспариваемое предостережение по форме и содержанию соответствует требованиям законодательства (части 2 статьи 49 Закона N 248-ФЗ).
По существу заявленных доводов в жалобе министерство не оспаривает выявленные нарушения природоохранного законодательства, оно лишь ссылается на то, что предостережение выдано не уполномоченному лицу, поскольку министерство не является собственником земельных участков.
Рассмотрев указанные доводы, суд апелляционной инстанции считает их несостоятельными, поскольку министерство обладает полномочиями по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, что является неотъемлемым полномочием собственника земельного участка, без которого право собственности на земельный участок прекращается.
Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 32 Закона N 206-ФЗ граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны, в том числе извещать немедленно федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.
Таким образом, доводы министерства о том, что предостережение выдано не уполномоченному лицу, поскольку министерство не является собственником земельных участков, основаны на неверном понимании норм права.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалованного судебного акта, поскольку не опровергают сделанных судом выводов и направлены по существу на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанций.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 14.02.2024 по делу N А22-3904/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-3904/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ И ИМУЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО РОСТОВСКОЙ, ВОЛГОГРАДСКОЙ И АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТЯМ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Россельхознадзор по РК