г. Пермь |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А60-44843/2023 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Трефиловой Е.М.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества "Объединенная теплоснабжающая компания",
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 16 ноября 2023 года,
принятое в порядке упрощенного производства
по делу N А60-44843/2023
по заявлению акционерного общества "Объединенная теплоснабжающая компания" (ИНН 6658447960, ОГРН 1136658039100)
к муниципальному образованию Кировградского городского округа в лице Административной комиссии Кировградского городского округа (ИНН 6616001080, ОГРН 1026601154557)
о признании вменяемого события административного правонарушения по постановлению N 083-2023 от 30.06.2023 малозначительным в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Объединенная теплоснабжающая компания" (далее - заявитель, ОАО "ОТСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к муниципальному образованию Кировградского городского округа в лице Административной комиссии Кировградского городского округа (далее - заинтересованное лицо, Административная комиссия, административный орган) о признании незаконным постановления N 083-2023 от 30.06.2023 о привлечении ОАО "ОТСК" к административной ответственности по п. 3 ст. 15 Закона Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" от 14.06.2005 N 52-ОЗ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.11.2023, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть от 02.11.2023) заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Административной комиссии Кировградского городского округа от 30.06.2023 N 083-2023 о привлечении акционерного общества "Объединенная теплоснабжающая компания" к административной ответственности по пункту 3 статьи 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", изменено в части назначения наказания, размер административного штрафа снижен до 63 000 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, отмечает, что завершение выполнения работ в установленный срок не представлялось возможным в силу того, что по состоянию на 01.05.2023 асфальтовые заводы в регионе еще не начали работать, а температуры на улице не позволяли осуществить асфальтирование. АО "ОТСК" полагает, что неисполнение в установленный срок обязательств по Договору вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и препятствиями, находящимися вне контроля юридического лица. Настаивает на наличии оснований для признания вменяемого административного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ. АО "ОТСК" считает, что пропуск сроков выполнения мероприятий по восстановлению благоустройства не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. АО "ОТСК" на протяжении всего периода выполнения работ по восстановлению нарушенного благоустройства принимались все зависящие меры для исполнения своих публично-правовых обязанностей, Общество находилось в постоянном контакте с Администрацией Кировградского городского округа, не отказывалось от выполнения работ и предпринимало действия, способствующие своевременному исполнению своих обязанностей.
Заинтересованным лицом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу АО "ОТСК" - без удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2024 производство по делу N А60-44843/2023 было приостановлено до рассмотрения Арбитражным судом Уральского округа дела N А60-44835/2023.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 12.04.2024 постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по делу А60-44835/2023 оставлено без изменения, кассационная жалоба муниципального образования Кировградского городского округа в лице административной комиссии - без удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2024 вынесен вопрос о возобновлении производства по делу N А60-44843/2023 и рассмотрении апелляционной жалобы акционерного общества "Объединенная теплоснабжающая компания" на мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 ноября 2023 года, в срок до 17 июня 2024 года. Лицам, участвующим в деле, предложено представить в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок до 20 мая 2024 года письменные пояснения по делу с учетом позиции, принятой постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 12.04.2024 по делу N А60-44835/2023.
Поскольку обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления производства по делу, устранены, с учетом отсутствия возражений лиц, участвующих в деле, производство по делу возобновлено в соответствии со статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в целях производства земляных работ АО "ОТСК" выдан ордер N 25/2023 от 17.03.2023 на производство земляных работ в целях выполнения аварийно-восстановительных работ на сетях теплоснабжения, срок окончания выполнения работ по восстановлению нарушенного благоустройства - 28.03.2023.
По состоянию на 17.05.2023 административным органом при выезде на места производства земляных работ, в ходе обследования земельного участка по адресу: г. Кировград, ул.40 лет Октября, 4 обнаружено, что после проведения земляных работ не произведено окончательное восстановление элементов благоустройства территории, а именно: не восстановлены тротуары (асфальт) в объеме 30 кв. м., отмостка в объеме 10 кв. м., газон в объеме 40 кв. м., следовательно, ордер N 25/2023 от 17.03.2023, выданный АО "ОТСК", не закрыт, что является нарушением требований пункта 23.33 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения (ордера) на производство земляных работ", утвержденного постановлением администрации Кировградского городского округа N 17-НПА от 29.09.2022 (далее по тексту - Регламент), п.7.31 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Кировградского городского округа, утвержденных решением Думы Кировградского городского округа от 31.10.2018 N 134 (далее - Правила благоустройства).
В связи с выявленным нарушением порядка проведения земляных работ административным органом в отношении АО "ОТСК" составлен протокол об административном правонарушении N 73 от 05.06.2023.
30.06.2023 Административной комиссией Кировградского городского округа по результатам рассмотрения материалов административного дела вынесено постановление N 083-2023 о привлечении ОАО "ОТСК" к административной ответственности по п. 3 ст. 15 Закона Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" от 14.06.2005 N 52-ОЗ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, полагая вменяемое событие административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), АО "ОТСК" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводам о доказанности факта совершения правонарушения, соблюдении административным органом процедуры привлечения к ответственности, при этом установил основания для снижения административного наказания.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной пришел к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона N 52-ОЗ нарушение установленных в разрешении (ордере) на проведение земляных, ремонтных или отдельных работ, связанных с благоустройством территорий населенных пунктов, сроков восстановления объектов благоустройства и их отдельных элементов, поврежденных при проведении этих работ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
На территории Кировградского городского округа действуют Правила благоустройства, в которых содержатся нормы, регулирующие порядок проведения земляных работ. Названный муниципальный акт регулирует отношения в сфере обеспечения чистоты и порядка, устанавливает требования к надлежащему состоянию и содержанию мест, расположенных на территории Кировградского городского округа.
В соответствии с пунктом 7.2 Правил благоустройства при выполнении работ по прокладке или ремонту подземных инженерных коммуникаций, иных работ, связанных с нарушением объектов внешнего благоустройства, физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица руководствуются порядком, установленным административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения (ордера) на производство земляных работ", утверждаемым постановлением администрации Кировградского городского округа.
В силу пункта 7.29 Правил благоустройства работы по восстановлению нарушенного благоустройства должны быть выполнены в полном объеме в срок, указанный в ордере.
Работы по восстановлению благоустройства сдаются производителем работ по акту сдачи-приемки на восстановление нарушенного благоустройства по форме, установленной административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения (ордера) на производство земляных работ", утверждаемым постановлением администрации Кировградского городского округа.
Согласно пункту 7.31 Правил благоустройства земляные работы, проводимые в зимний период (с 15 октября по 15 апреля), сдаются в установленные сроки в "зимнем" варианте: с планировкой грунта на улицах, дорогах, и тротуарах с подсыпкой песка и щебня. Организация, выполняющая работы, должна поддерживать в проезжем состоянии нарушенный участок дороги весь зимний период. Окончательное восстановление поврежденных элементов благоустройства территории должно быть завершено после окончания зимнего периода, в течение месяца со дня наступления плюсовых температур, но не позднее первого мая.
Аналогичные требования и сроки предусмотрены пунктами 23.30, 23.33 Регламента.
Как следует из материалов дела, сроком окончания выполнения работ по восстановлению асфальта и газона по ордеру N 25/2023 от 17.03.2023 является 28.03.2023.
Судом первой инстанции установлено, что по состоянию на 17.05.2023 благоустройство территории по ордеру N 25/2023 от 17.03.2023 не восстановлено. Соответственно, акт - сдачи приемки выполненных работ по восстановлению нарушенного благоустройства не подписан, обязательство по восстановлению нарушенного благоустройства не исполнено. Следовательно, ордер на проведение земляных работ N 25/2023 от 17.03.2023 не закрыт.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях заявителя события вменяемого административного правонарушения, выразившегося в нарушении установленных в разрешении (ордере) на проведение земляных, ремонтных или отдельных работ, связанных с благоустройством территорий населенных пунктов, сроков восстановления объектов благоустройства и их отдельных элементов, поврежденных при проведении этих работ.
Вопреки доводам жалобы указанные выводы подтверждены служебной запиской заведующего отделом по работе с предприятиями ЭТС и ЖКХ Худиной М.В. N 2137 от 15.05.2023, копией заявления главного инженера Кировградского РТС ОАО "ОТСК" от 17.03.2023; копией графика производства земляных работ; копией согласования производства земляных работ; копией схемы производства земляных работ в виде фотоматериала; копией гарантийного обязательства по восстановлению нарушенного благоустройства после проведения земляных работ от 17.03.2023; копией ордера N 25/2023 от 17.03.2023; копией должностной инструкции главного инженера района тепловых сетей; копией доверенности от 14.02.2022; копией приказа о переводе работника на другую работу от 01.12.2020 N К-591; копией приказа о приеме работника на работу от 14.02.2022 N К-97; копией карточки предприятия; копией распоряжения от 17.05.2023 N 312; актом обследования N 129 от 17.05.2023 с фотоматериалами в количестве 8 штук; требованием Администрации КТО от 03.04.2023 N 121-01-18/2648.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения вышеуказанных требований в материалы дела не представлено; доказательств невозможности соблюдения требований закона в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал доказанным наличие в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения.
Иного из материалов дела не следует, апелляционному суду не доказано.
В обоснование доводов об отсутствии вины в совершении правонарушения АО "ОТСК" указывает на то, что завершение выполнения работ в установленный вышеуказанными Правилами благоустройства срок не представлялось возможным в силу того, что по состоянию на 01.05.2023 асфальтовые заводы в регионе еще не начали работать, а температуры на улице не позволяли осуществить асфальтирование.
Аналогичный довод заявителя был предметом исследования судом первой инстанции и обоснованно отклонен. Оснований для иных выводов апелляционный суд не усматривает.
Так, из материалов дела следует, что 18.04.2023 АО "ОТСК" в адрес Главы Кировградского городского округа А.А. Оськина было направлено письмо о переносе сроков восстановления благоустройства на 10.07.2023 в связи с запуском конкурсной процедуры на выполнение работ по восстановлению благоустройства.
18.05.2023 Главой Кировградского городского округа А.А. Оськиным в адрес АО "ОТСК" направлен ответ, в соответствии с которым было отказано в продлении срока восстановления нарушенного благоустройства по открытым ордерам 2022 года.
Судом первой инстанции установлено, что АО "ОТСК" восстанавливает нарушенное благоустройство за счет иных подрядных организаций, с которыми заключает договоры по результатам проведения закупочных процедур.
В связи с тем, что АО "ОТСК" несвоевременно организовало закупку по определению подрядной организации на работы по восстановлению нарушенного благоустройства, срок восстановления (не позднее 1 мая 2023 года) был со стороны АО "ОТСК" был нарушен.
Доводы АО "ОТСК" о том, что на дату принятия решения судом первой инстанции, выполнены все работы по восстановлению нарушенного благоустройства по спорному ордеру, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ, подписанным представителями Администрации Кировградского ГО, вследствие чего вина общества отсутствует, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен. На момент обнаружения правонарушения, составления протокола об административном правонарушении обществом работы по восстановлению не проведены. Доказательств того, что заявителем принимались меры по благоустройству территории в установленный в разрешении срок, не представлено.
Кроме того, как правомерно отметил суд, АО "ОТСК" обращаясь к Администрации Кировградского городского округа за выдачей ордера на проведение земляных работ, самостоятельно указало на сроки выполнения работ и обязалось выполнить работы по благоустройству территории, обладало информацией о графике работы асфальтовых заводов, приняло на себя обязательство осуществить благоустройство в указанные сроки, с учетом положений п. 23.33 Регламента и п. 7.31 Правил благоустройства - не позднее 01 мая. Доказательств, что АО "ОТСК" предприняты все зависящие от него меры к соблюдению согласованных им же срока выполнения работ, не представлено.
Соответствующие доводы жалобы об отсутствии вины в совершении правонарушения подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Существенных процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении общества, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, судом апелляционной инстанции не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом первой инстанции не установлено.
Оценив характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности, апелляционный суд также не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку несоблюдение вышеуказанных требований закона при производстве земляных работ создает угрозу жизни и здоровью людей, нарушает их право на благоприятные и безопасные условия проживания, следовательно, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Обратившись с заявлением об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности заявитель указывал на наличие оснований для применения статьи 4.4 КоАП РФ, поскольку вменяемое нарушение по настоящему делу выявлено в рамках одного контрольного мероприятия, по результатам которого в отношении общества было вынесено 40 постановлений по п. 3 ст. 15 Закона N 52-ОЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Вступившим 06.04.2022 в законную силу Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А60-44827/2023 подтверждается, что постановлением административного органа от 27.06.2023 N 061-2023 общество уже привлечено к ответственности по пункту 3 статьи 15 Закона N 52-ОЗ за нарушение срока восстановления объектов благоустройства, поврежденных при проведении земляных работ в г. Кировграде, пос. Нейво-Рудянка, ул. Октябрьская, 39 (в срок, предусмотренный ордером N 8/2023 от 12.01.2023, но не позднее 01.05.2023).
Указанное нарушение, как и рассматриваемое по настоящему делу, было обнаружено администрацией также в ходе рейдового осмотра, проведенного 17-18 мая 2023 г. на основании распоряжения главы Кировградского ГО от 17.05.2023 N 312.
Привлечение общества к ответственности признано вступившими в законную силу судебными актами по делу N А60-44827/2023 правомерным, постановление от 27.06.2023 N 061-2023 изменено лишь в части назначенного наказания, административный штраф снижен до 54 000 руб.
Поскольку указанное и рассматриваемое по настоящему делу правонарушение выявлены в рамках одного и того же контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления муниципального контроля, ответственность за них предусмотрена одной и той же статьей (пунктом) Закона N 52-ОЗ, наказание подлежало назначению обществу как за совершение одного административного правонарушения.
В нарушение части 5 статьи 4.4 КоАП РФ административный орган назначил обществу наказание за каждое из 40 выявленных нарушений (дела N N А60-42051/2023, А60-42052/2023, А60-42053/2023, А60-42056/2023, А60-42057/2023, А60-42058/2023, А60-42059/2023, А60-42060/2023, А60-42061/2023, А60-43102/2023, А60-43104/2023, А60-43106/2023, А60-43108/2023, А60-43107/2023, А60-43110/2023, А60-43155/2023, А60-43156/2023, А60-43157/2023, А60-43158/2023, А60-43159/2023, А60-44824/2023, А60-44825/2023, А60-44826/2023, А60-44827/2023, А60-44828/2023, А60-44829/2023, А60-44830/2023, А60-44831/2023, А60-44832/2023, А60-44835/2023, А60-44836/2023, А60-44837/2023, А60-44838/2023, А60-44842/2023, А60-44843/2023, А60-44844/2023, А60-44845/2023, А60-44846/2023, А60-44847/2023).
Доводы административной комиссии о том, что проведенный 17-18 мая 2023 г. рейдовый осмотр не является контрольным (надзорным) мероприятием, проведенным в ходе осуществления муниципального контроля, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном надзоре в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) установлен общий порядок организации и проведения проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 248-ФЗ под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации в целях этого Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
В части 3 указанной статьи и в части 5 статьи 2 Закона N 248-ФЗ приведен исчерпывающий перечень видов государственного контроля (надзора), в отношении которых данный закон не применяется.
Решением Кировградской городской Думы от 20 июня 2005 г. N 106 утвержден Устав Кировградского городского округа, в пункте 26 части 1 статьи 6 которого зафиксировано, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории городского округа.
Решением Кировградской городской от 29 сентября 2021 г. N 463 утверждено Положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства в Кировградском городском округе (далее - Положение).
В силу пункта 1 Положения оно разработано на основании Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона N 248-ФЗ, Устава Кировградского городского округа и устанавливает порядок организации и осуществления муниципального контроля за соблюдением требований, установленных Правилами благоустройства.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что должностными лицами, уполномоченными на осуществление от имени администрации муниципального контроля в сфере благоустройства, являются:
- Глава Кировградского городского округа;
- заместитель главы Администрации, а также должностные лица Администрации, определенные постановлением Администрации.
В пункте 7 Положения зафиксировано, что к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля в сфере благоустройства, применяются положения Закона N 248-ФЗ.
При этом согласно пункту 10 Положения объектами муниципального контроля в сфере благоустройства являются:
1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования.
В пункте 16 Положения зафиксировано, что с учетом требований части 7 статьи 22 и части 2 статьи 61 Закона N 248-ФЗ и пункта 9 настоящего Положения муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется без проведения плановых контрольных мероприятий, в пункте 17 - что с учетом требований части 2 статьи 66 Закона N 248-ФЗ и пункта 9 настоящего Положения все внеплановые контрольные мероприятия при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры.
Согласно пункту 18 Положения решение о проведении контрольного мероприятия оформляется распоряжением администрации, подписанным Главой Кировградского городского округа либо иным уполномоченным на подписание таких распоряжений должностным лицом администрации.
В силу пункта 24 Положения муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется посредством проведения, в том числе следующего контрольного мероприятия: рейдовый осмотр.
В соответствии с пунктом 29 Положения в ходе рейдового осмотра при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства должностными лицами администрации могут совершаться, в том числе следующие контрольные действия: осмотр.
На основании пункта 30 Положения рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3-5 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 56 Закона N 248-ФЗ рейдовый осмотр является контрольным (надзорным) мероприятием.
Согласно статье 71 Закона N 248-ФЗ под рейдовым осмотром в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящиеся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц. Рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление производственным объектом. Рейдовый осмотр может проводиться в форме совместного (межведомственного) контрольного (надзорного) мероприятия. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день. В случае, если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований, инспектор на месте проведения рейдового осмотра составляет акт контрольного (надзорного) мероприятия в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований.
Как уже указано в постановлении, основанием для проведения в отношении ОАО "ОТСК" контрольного мероприятия по факту выполнения работ по восстановлению нарушенного благоустройства явились служебная записка от 15.05.2023 N 2137, а также распоряжение Главы Кировградского ГО от 17.05.2023 N312 "О проведении рейдового мероприятия".
При этом, как указывает заявитель и не опровергает административный орган, в результате проведения рейдового мероприятия в отношении ОАО "ОТСК" 17 и 18 мая 2023 года были проведены осмотры территорий по 40 адресам, где на основании выданных ордеров обществом осуществлялись земельные работы, выявлены нарушения сроков восстановления объектов благоустройства, установленных в разрешении (ордере) на проведение земляных работ.
По результатам контрольного мероприятия вынесено 40 постановлений о привлечении к административной ответственности по пункту 3 статьи 15 Закона N 52-ОЗ, по каждому из которых назначено административное наказание в виде штрафа.
Соответственно, в рассматриваемом случае подлежали применению положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Суд первой инстанции вышеуказанные положения КоАП РФ не учел, что свидетельствует о неприменении норм материального права, подлежащих применению.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Поскольку общество привлечено к административной ответственности по пункту 3 статьи 15 Закона N 52-ОЗ постановлением от 27.06.2023 N 061-2023 в виде штрафа в размере 54 000 руб. (оставленным в этой части без изменения вступившими в законную силу судебными актами по делу NА60-44827/2023), оснований для привлечения его к ответственности по этой же статье постановлением от 30.06.2023 N 083-2023 у административного органа не имелось. Данное постановление следует признать незаконным и отменить. Решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу N А60-44843/2023 возобновить.
Заявленные требования удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-44843/2023, принятое в порядке упрощенного производства (резолютивная часть вынесена 02.11.2023, мотивированное решение изготовлено 16.11.2023), отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Кировградского городского округа N 083-2023 от 30.06.2023 о привлечении акционерного общества "Объединенная теплоснабжающая компания" (ИНН 6658447960, ОГРН 1136658039100) к административной ответственности по п. 3 ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-44843/2023
Истец: АО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ТЕПЛОСНАБЖАЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Кировградского ГО в лице Административной комиссии Кировградского ГО, МО КИРОВГРАДСКОЕ ГО В ЛИЦЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ КОМИССИИ КИРОВГРАДСКОГО ГО