г. Владимир |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А43-31135/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.06.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руденковой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Домоуправляющая компания Московского района" (ИНН 5259047735, ОГРН 1055236075520) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.03.2024 по делу N А43-31135/2023, принятое по заявлению акционерного общества "Домоуправляющая компания Московского района" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 20.07.2023 N515-13-231/2023.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) в отношении акционерного общества "Домоуправляющая компания Московского района" (далее по тексту - Общество) проведена внеплановая документарная проверка, с целью установления фактов, изложенных в обращении Фадеевой Ларисой Борисовы, собственницы жилого помещения N 20 в многоквартирном доме N 104А по ул. Березовская г. Нижнего Новгорода о не предоставлении реестра собственников помещений.
В ходе проверки установлено, что Фадеева Лариса Борисовна 11.05.2023 обратилась в Общество с заявлением о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме N 104А по ул. Березовская г. Нижнего Новгорода для проведения общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме.
Предоставленный 17.05.2023 Обществом Фадеевой Л.Б. реестр собственников не содержит информации о реквизитах документов, подтверждающих их право собственности на помещения, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о размерах принадлежащих им долей в праве собственности на такие помещения, а также информацию о собственниках помещений N N 8, 9, 10, 17, 19, 22, 23, 24, 42, 44, 46, 49, 50, 54, 58, 60, 62, 63, 64, 65, 67, 73, 74, 83, 84, 85, 88, 90, 96, 97, 108, ПО, 115, 116, 118, 125, 128, 130, 131, 133, 134, 139, 144, 145, 146, 151, 152, 169, 172, 174, 176, 183, 184, 186, 197, 205, 209, 213, 214, 215, 218, 223, 226, П1, П3, П7, П8а, П8б, П16.
Фадеева Л.Б. 22.05.2023 вновь обратилась в Общество с заявлением о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме N 104А по ул. Березовская г. Н.Новгорода.
Общество 23.05.2023 направило Фадеевой Л.Б. запрашиваемую информацию. Однако, предоставленный реестр собственников помещений в многоквартирном доме N 104А по ул. Березовская г.Н.Новгорода, не содержал информацию о реквизитах документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, а также не содержал информацию о собственниках помещений N7, 8, 9, 10, 17, 19, 22, 23, 24, 42, 44, 46, 49, 50, 54, 58, 60, 62, 63, 64, 65, 67,73, 74, 83, 84, 85, 88,90,96,97,108, 110, 115, 116, 118, 125, 128, 130,131, 133, 134, 139, 144, 145, 146, 151, 152, 169, 172, 174,176, 183, 184, 186, 197, 205, 209, 213, 214, 215, 218, 223, 226, П1, П3,П7, П8а, П8б, П16.
Выявленные нарушения отражены в акте внеплановой документарной проверки от 20.07.2023 N 515-13-231/2023.
По результатам проверки Инспекцией выдано предписание от 20.07.2023 N 515-13-231/2023, которым на Общество возложена обязанность в срок до 21.08.2023 провести мероприятия по устранению выявленных нарушений и обеспечить соблюдение лицензионных требований.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, привлечена Фадеева Л.Б.
Решением от 07.03.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на нарушение норм материального права. Указывает, что судом не дана надлежащая правовая оценка тому, что Фадеева Л.Б., получив реестр собственников, автоматически приобретя статус оператора обработки персональных данных, нарушила требования статьи 22 Федерального закона от 27.07.20226 N 152 "О персональных данных" не направив соответствующее уведомление в уполномоченный орган. Указывает, что с 01.03.2023 изменился порядок выдачи сведений из Единого государственного реестра недвижимости. Согласно Письму Росреестра от 28.03.2023 N 10-01944/23 "О предоставлении сведений ограниченного доступа, содержащихся в ЕГРН" - в полученной выписке третьему лицу (то есть Заявителю) не предоставляется информация о собственнике (физическом лице) помещения, в связи с чем указанные сведения будут обезличены. По мнению Общества, предписание является не исполнимым, поскольку отсутствуют конкретные требования.
Общество в апелляционной жалобе заявило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу или специалиста - работника Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу для получения консультации и пояснений относительно законодательства о сфере защиты персональных данных применительно к предмету спора.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции отказал в его удовлетворении ввиду отсутствия процессуальных оснований, предусмотренных частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Фадеева Л.Б. отзыв на апелляционную жалобу в установленный срок не представила.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией
Из части 2.3 названной статьи следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, предусмотрено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением определенных стандартов, в том числе ведением реестра собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, сбором, обновлением и хранением информации о нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
В силу части 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Таким образом, обязанность по предоставлению обратившемуся лицу, инициирующему проведение общего собрания собственников помещений в МКД, реестра собственников помещений, возложена на управляющую организацию в силу закона.
Из содержания данной нормы следует, что реестр собственников помещений в многоквартирном доме должен содержать:
- фамилию, имя, отчество собственника помещения либо полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица;
- номер помещения в многоквартирном доме;
- сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом, согласно разъяснениям, изложенным в письме Минстроя России от 11.02.2020 N 3747-ОГ/04, управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива должны предоставить лицу, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, реестр собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьей 45 Жилищного кодекса Российской Федерации и Приказом N 44/пр, то есть с указанием документов, подтверждающих право собственности на помещения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 20 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор", обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются: реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников.
Как следует из материалов дела, 11.05.2023 и 22.05.2023 Фадеева Л.Б., являющаяся собственников жилого помещения N 20 в многоквартирном доме N 104А по ул. Березовская г. Нижнего Новгорода, обратилась в Общество с заявлением о предоставлении реестра собственников помещений данного многоквартирного дома для проведения общего собрания собственников помещений.
Обществом на указанные заявления направлены реестры собственников помещений в многоквартирном доме N 104А по ул. Березовская г.Нижнего Новгорода, которые не содержали информацию о реквизитах документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, а также не содержит информацию о собственниках помещений N7, 8, 9, 10, 17, 19, 22, 23, 24, 42, 44, 46, 49, 50, 54, 58, 60, 62, 63, 64, 65, 67,73, 74, 83, 84, 85, 88,90,96,97,108, 110, 115, 116, 118, 125, 128, 130,131, 133, 134, 139, 144, 145, 146, 151, 152, 169, 172, 174,176, 183, 184, 186, 197, 205, 209, 2!3, 214, 215, 218, 223, 226, П1, П3,П7, П8а, П8б, П16.
Таким образом, реестр собственников помещений многоквартирного дома соответствующий требованиям части 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации и Приказа N 44/пр, по заявлению Фадеевой Л.Б. для проведения общего собрания собственников многоквартирного дома N104А по ул. Березовская г. Нижнего Новгорода Обществом не предоставлен.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое Обществом предписание вынесено Инспекцией в соответствии со статьей 45 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии законных оснований.
Вопреки доводам Общества, оспариваемое предписание является исполнимым, содержит сведения о выявленных нарушениях и действиях, которые нужно выполнить для устранения нарушений жилищного законодательства.
Нарушений прав и законных интересов Общества оспариваемым предписанием судом не установлено.
Довод Общества о том, что ни Жилищном кодексом Российской Федерации, ни Правилами N 416, ни Приказом N 44/пр не предусмотрена обязанность управляющей организации вести и предоставлять реестр собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с Приказом N 44/пр, судом правомерно отклонен в силу следующего.
Из содержания части 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо следует, что реестр собственников помещений предоставляется управляющей организацией собственнику помещений в многоквартирном доме именно для проведения общего собрания. В данном реестре должны содержаться сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество является государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
В связи с чем, единственным подтверждением факта, что конкретное лицо является собственником помещений в многоквартирном доме, являются сведения из ЕГРН.
Именно на основании этих сведений и должен формироваться реестр собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренный частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Сведения о документе, подтверждающие право собственности на помещения в многоквартирном доме, подлежащие обязательному внесению в реестр собственников помещений в соответствии с подпунктом "а" пункта 20 Приказа N 44/пр, собственник помещения, выступающий инициатором проведения общего собрания, в настоящее время не может получить посредством запроса в ЕГРН.
Также следует учесть тот факт, что с 01.03.2023 вступили в силу изменения в Федеральный закон N 218-ФЗ, предусматривающие, что содержащиеся в ЕГРН персональные данные (фамилия, имя, отчество) собственника объекта недвижимости могут предоставляться третьим лицам исключительно при наличии в реестре соответствующей записи, внесенной по заявлению правообладателя, при отсутствии в ЕГРН указанной записи персональные данные названных лиц не включаются в выписки из реестра, предоставляемые регистрирующим органом по запросам третьих лиц.
Учитывая данное обстоятельство, довод Общества о том, что предоставление реестра собственников помещений в многоквартирном доме, не содержащего сведения, предусмотренные приказом N 44/пр, не препятствует собственнику помещения, выступающему инициатором проведения общего собрания, в проведении такого собрания, правомерно признан судом несостоятельным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.03.2024 по делу N А43-31135/2023 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу акционерного общества "Домоуправляющая компания Московского района" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-31135/2023
Истец: АО "Домоуправляющая Компания Московского района"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Фадеева Л.Б.