г. Хабаровск |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А73-7373/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Козловой Т.Д., Самар Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Егожа А.К.,
при участии в заседании представителя заявителя жалобы Заверяева А.Н. по доверенности от 30.06.2023, представителя от публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" Федоровой А.А. по доверенности от 14.08.2023 (в режиме веб-конференции),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение от 10.01.2024 по делу N А73-7373/2023 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770)
к федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115)
о взыскании 58 845,37 руб.,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ПАО "ДЭК") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "ДТУИО") о взыскании задолженности за электроэнергию по незаселенным служебным помещениям, расположенным по адресам: с. Воздвиженка, ул. Ленина,3а, кв.13, ул. Чайковского,2 кв. 6, кв. 43, кв. 47, кв. 56 за период с июня 2020 по июнь 2021 гг. в сумме 58 845,37 руб., а также о взыскании неустойки по правилам ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, начиная с 20.12.2022 по день фактической оплаты долга.
В порядке ст. 51 АПК РФ определением суда от 21.08.2023 к участию в деле третьим лицом привлечена управляющая компания - ООО "Приморская жилищно-коммунальная служба". В соответствии с п. 4, 6 ст. 66 АПК РФ по запросу суда третье лицо представило поквартирные карточки.
Отдел МВД России по г. Уссурийскому городскому округу по запросу суда предоставил сведения о регистрации физических лиц по указанным адресам.
В процессе рассмотрения иска на основании ч. 1 ст. 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика задолженность только по кв. 13 по ул. Ленина,3а в сумме 12 899,20 руб. за период с 01.11.2020 по 30.06.202, и неустойку.
Решением суда от 10.01.2024 задолженность в сумме 12 899,20 руб. и неустойка, начиная с 20.12.2022 по день фактической оплаты долга, взысканы с ФГКУ "ДТУИО".
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГКУ "ДТУИО" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое судебное решение отменить и в иске отказать, поскольку требования предъявлены к ненадлежащему ответчику.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о дате, времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Шестого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.6aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным в ст. 121 АПК РФ.
В письменных отзывах ПАО "ДЭК" считает принятый судебный акт законным и обоснованным. Незаконное проживание (заселение) (срок договора найма служебного помещения истек) не освобождает собственника от несения соответствующих расходов. Право собственности городского округа зарегистрировано после искового периода.
В судебном заседании 29.05.2024 представители истца и ответчика настаивали каждый на своей правовой позиции; третье лицо в рассмотрении жалобы не участвовало, что не препятствовало рассмотрению дела в отсутствие указанного лица в соответствии с ч. 3 ст.156, ст.266 АПК РФ.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
По материалам дела установлено, что ПАО "ДЭК" является гарантирующим поставщиком на территории Приморского края.
Гарантирующим поставщиком в период с 01.11.2020 по 30.06.2021 поставлен коммунальный ресурс (индивидуальное потребление электрической энергии) в квартиру N 13 по ул. Ленина, д. 3а в с. Воздвиженка Уссурийского края на сумму 12 899,20 руб.
По МКД осуществлен переход на прямые договоры (протокол собрания N 3 от 28.03.2019). Управление указанного многоквартирного дома осуществляется ООО "Приморская жилищно-коммунальная служба" на основании договора управления от 29.05.2020.
На основании приказа заместителя министра обороны РФ от 14.01.2021 N 38 указанное жилое помещение исключено из специализированного жилищного фонда и передано муниципальному образованию "Уссурийский городской округ" Приморского края, право собственности за муниципальным образованием зарегистрировано в ЕГРН 05.07.2021.
Учреждение задолженность за период с 01.11.2020 по 30.06.2021 в сумме 12 899,20 руб. не оплатило, в том числе после получения от истца претензии, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение в пользу истца, руководствовался следующим.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 1,2 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает: у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Частью 3 ст. 153 ЖК РФ предусмотрено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В силу п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (ст. 294, 296).
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или решением собственника.
Исходя из смысла норм ст. 210, 296 ГК РФ и правовой позиции, изложенной в абзаце 2 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования ч. 3 ст. 30, ч. 1, 2, 3 ст. 153 Жилищного кодекса по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы на жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 2 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ, служебные жилые помещения относятся к помещениям специализированного жилищного фонда.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции взыскал задолженность с учреждения, в оперативном управлении которого находилось служебное жилое помещение до момента государственной регистрации перехода права в Едином государственном реестре недвижимости.
Апелляционный суд, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав доводы апелляционной жалобы, отзыва, оснований для отмены (изменения) принятого судебного акта не установил, доводы ФГКУ "ДТУИО" о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, отклонил.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Министерства обороны Российской Федерации реорганизованы путем присоединения их к созданным территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и, соответственно, передачей полномочий по учету, содержанию и управлению недвижимым имуществом, находящимся в собственности Министерства обороны Российской Федерации. Во исполнение вышеназванного приказа в 2011 году реорганизовано поднадзорное военной прокуратуре ФГУ "Уссурийская КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Уссурийская КЭЧ) путем присоединения к учреждению и, соответственно, передачей полномочий по учету, содержанию и управлению недвижимым имуществом, находящимся в собственности Министерства обороны Российской Федерации, и ранее закрепленное на праве оперативного управления за Уссурийской КЭЧ.
В настоящее время ФГКУ "ДТУИО" является государственным учреждением, входит в состав Министерства обороны Российской Федерации и имеет на своем балансе объекты федеральной собственности в виде земельных участков, а также расположенных на них объектов жилого и нежилого фонда, закрепленных за ним на праве оперативного управления на территории Восточного военного округа.
В соответствии с передаточным актом от 01.04.2011 жилой дом, расположенный по адресу: Приморский край, с. Воздвиженка, ул. Ленина, д. 3а передан в оперативное управление ФГКУ "ДТУИО" от реорганизованной в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 17.12.2010 N 1871 Уссурийской КЭЧ.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 07.08.2019 по делу N А51-14559/2019.
В связи с закреплением распорядительными актами Минобороны России имущества переданного на баланс учреждения в результате реорганизации КЭЧ, учреждению право оперативного управления перешло как универсальному правопреемнику.
Таким образом, право оперативного управления учреждения является ранее возникшим, не требующим обязательной государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Исходя из смысла норм ст. 210, 296 ГК РФ и правовой позиции, изложенной в абзаце 2 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования ч. 3 ст. 30, ч. 1, 2, 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое/нежилое помещение и коммунальные услуги.
С учетом изложенного, позиция ответчика о том, что ФГКУ "ДТУИО" не является надлежащим ответчиком по делу, противоречит установленным обстоятельствам.
Факт заселенности жилого помещения учреждением по правилам ст. 65 АПК РФ не доказан. Учреждение не представило доказательства наличия у фактически проживавшего гражданина прав в отношении спорного жилого помещения по договору социального найма или другому законному основанию. Представленный учреждением договор найма служебного жилого помещения от 17.09.2015 N 231, заключенный с Задворновым А.С. на срок до 25.06.2018, законность проживания на условиях найма служебного жилого помещения в исковой период не подтверждает. Ответчик не представил доказательств, подтверждающих продление договора найма, а также прохождение Задворновым А.С. военной службы в период с июня 2020 по июнь 2021 года. Согласно поквартирной карточке, Задворнов А.С. проживает в жилом помещении без регистрации.
В связи с этим, следует согласиться с доводами ПАО "ДЭК" о том, что незаконное проживание (заселение) не прекращает права собственности на спорное помещение и услуги следует считать оказанными в интересах собственника.
Доводы учреждения о том, что его бюджетная смета не предусматривает средств на оплату за содержание имущества в многоквартирном доме, а также об отсутствии финансового обеспечения из федерального бюджета на такие расходы, не могут быть приняты во внимание апелляционным судом, поскольку отсутствие финансирования не освобождает обязанное лицо от исполнения обязанности по расчетам с поставщиком коммунального ресурса.
ФГКУ "ДТУИО" Минобороны России наделено обязанностью содержать имущество, которым владеет, не выделение средств либо недостаточность лимитов бюджетных средств не могут рассматриваться основаниями для освобождения от исполнения данной обязанности.
Возражений в части взыскания неустойки по правилам ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, начиная с 20.12.2022 по день фактической оплаты долга, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений являющихся согласно ч. 4 ст. 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.01.2024 по делу N А73-7373/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7373/2023
Истец: ПАО "ДЭК"
Ответчик: ФГКУ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ, Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: ООО "Приморская жилищно-коммунальная служба", Отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю в Уссурийсом городском округе