г. Чита |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А10-5661/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Подшиваловой Н.С.,
судей: Будаевой Е.А., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Республиканского агентства лесного хозяйства по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 марта 2024 года по делу N А10-5661/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сигматэк" (ОГРН 1023801547274, ИНН 3811074087, 671215, адрес: Республика Бурятия, Кабанский район, поселок Клюевка, ул. Прибайкальская, д. 1) к Республиканскому агентству лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, ИНН 0326041154, 670013, адрес: Республика Бурятия, город Улан-Удэ, ул. Ключевская, д.39а) о признании незаконным отказа в утверждении проектной документации лесного участка для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, выраженного в письме N исх-23-03307 от 09.08.2023, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
при участии в судебном заседании:
от Республиканского агентства лесного хозяйства по Республике Бурятия: Алексеевой Н.А. - представителя по доверенности от 09.01.2024;
от общества с ограниченной ответственностью "Сигматэк": Шагдурова А.Ч. - представителя по доверенности от 21.08.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сигматэк" (далее - ООО "Сигматэк", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканскому агентству лесного хозяйства (далее - административный орган) о признании незаконным отказа в утверждении проектной документации лесного участка для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, выраженного в письме N исх-23-03307 от 09.08.2023, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 марта 2024 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов заявитель апелляционной жалобы указывает, что спорный лесной участок, имеющий местоположение: Бабушкинское лесничество, Танхойское участковое лесничество, квартал 5, части выделов 15,19,20, площадью 10,5761 га. расположен в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (далее - ЦЭЗ БИТ) и в силу прямого указания статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) является особо защитным участком лесов. Следовательно, на спорном участке запрещено размещение карьера, но возможно проведение работ по геологическому изучению недр с разработкой геолого-геодезического и (или) сейсмического профилей с объектами, являющимися их неотъемлемой технологической частью.
Выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что в своем письме от 30.05.2023 N Исх-23- 02359 "Агентство указало на необходимость перепроектирования лесного участка". Судом не учтено, что из-за изменения предмета (существенного условия) договора аренды, он не может быть заключен на новый срок, а должен заключается новый договор аренды лесного участка на лесной участок с другими характеристиками. Также в своем письме агентство от 07.04.2023 N Исх-23-01429 отказало в предоставлении лесного участка в аренду на новый срок (заявление ООО "Сигма ТЭК" от 23.03.2023 N 7). Данный отказ обществом не был обжалован.
Исходит из того, что судом не учтено, что по акту приема-передачи лесного участка от 31.05.2023 участок был возвращен арендодателю со следующими условиями: до 1 сентября 2023 года произвести работы по рекультивации, вывезти металлический гараж, вывезти добытую песчано-гравийную смесь, привести участок в состояние пригодное для ведения лесного хозяйства. 01.01.2023 произведена государственная регистрация прекращения права аренды. Кроме этого, арендатор обязан провести рекультивацию использованного лесного участка в соответствии с проектом рекультивации (п.3.4.24 Договора аренды). Поскольку, условия акта приема-передачи лесного участка арендатором проигнорированы, проект рекультивации им не разработан, по мнению заявителя апелляционной жалобы, лесной участок был возвращен арендодателю по акту приема-передачи надлежащим образом, а не "формально" как указано в решении суда.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель административного органа поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 15 октября 2014 года между Республиканским агентством лесного хозяйства (арендодатель) и ООО "Сигматэк" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 115-14, согласно которому арендодатель передал, а арендатор принял во временное пользование (аренду) находящийся в государственной собственности лесной участок, расположенный: Республика Бурятия, Муниципальное образование "Кабанский район", в границах Бабушкинского лесничества, Танхойского участкового лесничества, квартал 5, части выделов 15,16,19,20, общей площадью 43 га (430 000 кв.м.), является частью земельного участка с кадастровым номером 03:09:000000:259, поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером земельного участка 03:09:000000:259/26 (номер учетной записи в Государственном лесном реестре 124-2014-08) сроком действия - до 1 июня 2023 года.
Из условий договора следует, что участок предоставлен обществу в аренду в целях геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, на основании выданной Министерством природных ресурсов Республики Бурятия лицензии КБН N 00356 на пользование участком недр "Куркавка" (1 км юго-восточнее ст. Кедровая-Сибирская ВСЖД Кабанского района Республики Бурятия, участок "Куркавка"). На основании технического проекта заявителю выдан горноотводный акт к лицензии КБН N 00356 от 6 марта 2014 года.
На основании решения Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10- 5236/2017 наложен запрет на лицензионную деятельность заявителя на площади, равной 5,2 га (52 324 кв.м.), в части, входящей в границы участка по угловой точке с координатами 51 30'46" с.ш. 104 56'25" в.д., угловой точке с координатами 51 30'26" с.ш. 104 56'54" в.д., точке пересечения 1 с координатами 51 30'25.36" с.ш. и 104 56'52.35" в.д. и в точке пересечения 2 с координатами 51 30'44.19"с.ш. и 104 56'21.38" в.д., находящаяся в границах водоохранной зоны оз. Байкал.
Во исполнение указанного решения арбитражного суда лицензирующим органом 26.03.2021 внесены изменения в Горноотводной акт к лицензии КБН 00356 НС (площадь проекции горного отвода уменьшена на 5,2 га - до 37,7 га).
16 марта 2023 года между заявителем и лицензирующим органом подписано дополнение N 1 к лицензионному соглашению о продлении срока действия лицензии до 01.06.2034 года.
1 августа 2023 года ООО "Сигматэк" обратилось в Республиканское агентство лесного хозяйства с заявлением об утверждении проектной документации лесного участка для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых площадью 10,57 га (исх.N 348). Проектная документация предусматривала формирование лесного участка под действующим карьером.
Письмом от 9 августа 2023 года (исх-23-03307) Республиканское агентство лесного хозяйства отказало в утверждении проектной документации лесного участка.
ООО "Сигматэк", не согласившись с отказом Республиканского агентства лесного хозяйства в утверждении проектной документации лесного участка для осуществления геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку приводит к необоснованному ограничению производственной деятельности в результате невозможности использования предоставленного участка недр.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 198, 200, 201 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Общие требования к составу и содержанию проектной документации определены статьей 70.1 ЛК РФ.
Согласно пунктам 1 - 4 статьи 70.1 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов (часть 1); в проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков (часть 2); местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (часть 3); целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 настоящего Кодекса, с земельным законодательством (часть 4); проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Порядок проектирования лесных участков содержится в статье 70.1 ЛК РФ.
При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов (пункт 1).
В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков (пункт 3).
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (пункт 4).
Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии с лесохозяйственным регламентом и сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре (пункт 5).
Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств (пункт 6).
Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению лесных участков в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса. Проектная документация лесного участка может быть направлена на утверждение в указанные органы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг (пункт 8).
Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки утверждены Приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 (далее - Требования N 54).
Согласно пункту 2 Требования N 54, подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Проектная документация лесного участка подготавливается в виде единого документа, состоящего из текстовой части и графической части - схемы расположения проектируемого лесного участка (рекомендуемый образец в приложении к настоящим Требованиям и порядку) (пункт 3 Требования N 54).
Текстовая часть проектной документации должна содержать следующие сведения:
наименование субъекта Российской Федерации и муниципального образования, на территории которого расположен проектируемый лесной участок;
категория земель, на которых расположен лесной участок;
наименование лесничества (лесопарка), участкового лесничества, урочища (при наличии);
целевое назначение лесов;
перечень лесных кварталов;
перечень лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов;
площадь проектируемого лесного участка;
количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка (распределение земель на проектируемом лесном участке, характеристика лесного участка в соответствии с таксационным описанием лесного участка, средние таксационные показатели насаждений проектируемого лесного участка, виды и объемы использования лесов на проектируемом лесном участке);
виды разрешенного использования лесов на проектируемом лесном участке;
проектируемый(-ые) вид(-ы) использования лесов лесного участка;
обременения проектируемого лесного участка;
ограничения использования лесов;
наличие зданий, сооружений, объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на проектируемом лесном участке;
наличие на проектируемом лесном участке особо защитных участков лесов, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 4 Требования N 54).
Согласно пункту 11 статьи 70.1 ЛК РФ основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного участка являются:
1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 13 настоящей статьи;
2) несоответствие проектной документации лесного участка лесохозяйственному регламенту лесничества;
3) полное или частичное совпадение местоположения проектируемого лесного участка с местоположением лесного участка, проектируемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении проектной документации лесного участка;
4) подготовка проектной документации лесного участка с нарушением требований к образованию и изменению земельных участков, предусмотренных земельным законодательством.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, отказывая в утверждении проектной документации в письме от 9 августа 2023 года Республиканское агентство лесного хозяйства указало, что в соответствии с лесохозяйственным регламентом Бабушкинского лесничества испрашиваемый лесной участок, расположен в границах Бабушкинского лесничества, Танхойского участкового лесничества, квартал 5, части выделов 15, 19, 20, площадью 10,5761 га, относится к защитным, с категорией защитности - леса, расположенные в водоохранной зоне и входит в центральную экологическую зону Байкальской природной территории (далее - ЦЭЗ БПТ).
Согласно разделу 3.3 "Лесохозяйственного регламента Бабушкинского лесничества" утвержденного Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства РБ от 28.09.2017 N 803 при использовании лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых предусмотрен ряд ограничений, в том числе не допускается:
- валка деревьев и расчистка лесных участков от древесной растительности с помощью бульдозеров, захламление древесными остатками приграничных полос и опушек, повреждение стволов и скелетных корней опушечных деревьев, хранение свежесрубленной древесины в лесу в летний период без специальных мер защиты;
- затопление и длительное подтопление лесных насаждений;
- повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка;
- захламление лесов строительными, промышленными, древесными, бытовыми и иными отходами, мусором;
- загрязнение площади предоставленного лесного участка и территории за его пределами химическими и радиоактивными веществами;
- проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам, в том числе за пределами лесного участка.
Запрещается разработка месторождений полезных ископаемых в лесопарковых зонах.
Обустройство объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, должно исключать развитие эрозионных процессов на занятой и прилегающей территории. Размещение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых и разработке месторождений углеводородного сырья осуществляется в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р "Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов".
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утратило силу с 23.04.2022 в связи с изданием Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.04.2022 N 999-р, которым утвержден новый Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
В соответствии с указанным Перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.2022 N 999-р, размещение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на особо защитных участках лесов не предусмотрено, за исключением следующих объектов не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для геологического изучения недр:
сооружения и оборудование, используемые при прокладке геолого-геофизических и сейсмических профилей;
скважина поисковая временная;
канал водоотводный.
В лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов (леса, примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу другого водного объекта, а при безлесной пойме - к пойме реки, выполняющие водорегулирующие функции), нерестоохранных полосах лесов (за исключением особо защитных участков лесов), при условии соблюдения требований, предусмотренных статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации:
строения, сооружения, указанные в абзацах четвертом-шестом подпункта "а" пункта 1 настоящего перечня;
амбар аварийный (емкость, резервуар);
вертолетная площадка;
дорога вдольтрассовая;
строение, сооружение административно-бытовое (временная постройка), в том числе для временного проживания, охраны, размещения противопожарной техники и инвентаря;
оборудование пользовательское для передачи и (или) приема сигналов электросвязи;
площадка инструментальная;
пульпопровод;
сооружение обустройства разведочных площадей;
стоянка автомобильная;
электростанция дизельная передвижная;
карьер;
сооружения и оборудование, являющиеся неотъемлемой технологической частью объектов, указанных в абзацах восьмом-девятнадцатом подпункта "а" пункта 1 настоящего перечня, и предусмотренные в утвержденных в установленном порядке технических проектах разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектах строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектах ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
Согласно статье 119 ЛК РФ, особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах (пункт 1).
Частью 2 статьи 119 ЛК РФ предусмотрено, что к особо защитным участкам лесов относятся, в том числе объекты природного наследия.
В рамках реализации международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г. N 8595-XI, принят Закон N 94-ФЗ, которым определены правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
Как следует из заключения Бурятского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" проектируемый лесной участок полностью расположен в границах Зоны с особыми условиями использования территории "Центральная экологическая зона Байкальской природной территории", а также полностью расположен в границах лицензии КБН 00356 НС.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что проектируемый лесной участок в настоящее время относится к особо защитным участкам лесов.
Вместе с тем, доводы агентства о том, что спорный лесной участок, имеющий местоположение: Бабушкинское лесничество, Танхойское участковое лесничество, квартал 5, части выделов 15, 19,20, площадью 10,5761 га. расположен в ЦЭЗ БИТ и в силу прямого указания статьи 119 ЛК РФ является особо защитным участком лесов, следовательно, на спорном участке запрещено размещение карьера, верно отклонен суд первой инстанции по мотивам приведенным в решении, оснований не согласится с которыми суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судом установлено, что договор аренды лесного участка был заключен 15.10.2014 сроком до 01.06.2023, в связи с чем, правоотношения по использованию лесного участка возникли ранее даты ведения в действие статьи 119 ЛК РФ.
Заявителем разработан Проект освоения лесов, который прошел государственную экспертизу (приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 05.03.2015 N 188 утверждено заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых). Приложением к проекту предусмотрено размещение карьера на части выделов 15,16,19,20 Бабушкинского лесничества, Танхойского участкового лесничества.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 5 декабря 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2019 года и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 июля 2019 года, иск Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования удовлетворен полностью. ООО СИГМАТЭК
запрещено осуществлять хозяйственную деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых, в том числе на участке месторождения
Куркавка
(в 1 км юго-восточнее станции Кедровая-Сибирская ВСЖД Кабанский район), площадью около 52 324 кв.м., координаты поворотных (угловых) точек: 51
30
46
с.ш., 104
56
25
в.д., 51
30
26
с.ш., 104
56
54
в.д.; 51
30
25,36
с.ш., 104
56
52,35
в.д.; 51
30
44,19
с.ш.,104
56
21,38
в.д., в системе координат WGS-84.
Во исполнение указанного решения арбитражного суда лицензирующим органом 26.03.2021 внесены изменения в Горноотводной акт к лицензии КБН 00356 НС (площадь проекции горного отвода уменьшена на 5,2 га - до 37,7 га).
В связи с принятым решением Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-5236/2017, обществом разработан новый Проект освоения лесов, который утвержден приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 07.03.2023 N199.
В приложении N 10 проекта освоения лесов также предусмотрено размещение карьера на части выделов 15, 19, 20 Бабушкинского лесничества, Танхойского участкового лесничества.
Вместе с тем, в заключении договора аренды на новый срок агентство отказало в связи с тем, что испрашиваемый лесной участок площадью 43 га, расположен в защитных лесах с категорией: леса, расположенные в водоохраной зоне, и полностью расположен в границах ЦЭЗ БПТ. Часть испрашиваемого участка, площадью 5,23 га входит в границы водоохраной зоны озера Байкал, где добыча общераспространенных полезных ископаемых запрещена. Часть участка, площадью 27,17 га, покрыта лесной растительностью, при этом в ЦЭЗ БПТ запрещена сплошная рубка лесных насаждений.
17 мая 2023 года ООО "СИГМАТЭК" обратилось в Республиканское агентство лесного хозяйства с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка с тем же расположением площадью 10,57 га, в границах уже существующего карьера, согласованных Проектом освоения лесов (Приказ N 199 от 07.03.2023).
Агентство письмом от 30.05.2023 N исх-23-02359 отказало в предоставлении лесного участка в аренду в связи с выявлением следующих замечаний: не указаны реквизиты решения об утверждения проектной документации лесного участка (лесной участок запрашиваемой площадью не образовывался); не указан кадастровый номер лесного участка площадью 10,57 га; не указаны реквизиты банковского счета.
Фактически, как верно отмечено судом, письмом от 30.05.2023 N исх-23-02359 агентство указало на необходимость перепроектирования лесного участка.
В ответ на данное письмо заявителем инициирован процесс оформления новой документации на лесной участок, который включал в себя отвод, таксацию, перепроектирование участка.
Вместе с тем, как обоснованно посчитал суд, обратившись 01.08.2023 в агентство с заявлением об утверждении проектной документации лесного участка для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых площадью 10,57 га, по свое сути, заявитель предпринял меры для оформления права пользования лесным участком на новый срок. При этом, при подготовке проектной документации с учетом решения Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-5236/2017 заявителем исключено пересечение с водоохраной зоной озера Байкал, также исключена площадь земельного участка занятого растительностью. Лесной участок сформирован площадью 10,57 га для размещения уже существующего карьера.
Как верно отметил суд, Федеральный закон от 27.12.2018 N 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения леса на землях лесного фонда и землях иных категории", которым Лесной кодекс Российской Федерации дополнен главой 17, статьей 119, где к особо защитным участкам леса отнесены объекты природного наследия не содержит оговорки о распространении действия закона на правоотношения возникшие до его принятия, в связи с чем, в данном случае действует общий принцип права, согласно которому применение закона с обратной силой может иметь место только в исключительных случаях и такое применение допускается только в силу прямого указания закона.
В этой связи, в рассматриваемым случае, поскольку лесной участок ранее не был отнесен к особо защитным участкам леса, был отнесен к защитным лесам, категория - леса, расположенные в водоохранных зонах, на участке расположен карьер, необходимый для разработки обществом месторождений полезных ископаемых, что предусмотрено Проектом освоения лесов, получившим 15.10.2014 положительную государственную экспертизу, участок эксплуатировался обществом вплоть до июля 2019 года (до внесения изменений в главу 17 ЛК РФ), был предусмотрен Перечнем, утвержденным распоряжением N 849-р в качестве разрешенного объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры, оснований для отказа в утверждении проектной документации заявителя на использование спорного лесного участка не имелось.
Судом обоснованно учтено, что осуществляемый заявителем вид деятельности на территории ЦЭЗ БПТ с 2014 года и по настоящее время является разрешенным, добыча полезных ископаемых производится на месторождении, ранее затронутом эксплуатационными работами и вне границ водоохраной зоны ЦЭЗ БПТ применительно как к ранее действовавшему Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643, которым утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в том числе, разведки и разработки новых месторождений, ранее не затронутых эксплуатационными работами, так и действующему Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2399, которым также предусмотрен запрет разведки и разработки новых месторождений, ранее не затронутых эксплуатационными работами, в связи с чем, доводы агентства о необходимости изменения существенного условия договора аренды лесного участка не могут быть приняты.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемый отказ не соответствующим закону, нарушающим права и законные интересы заявителя, поскольку приводит к необоснованному ограничению производственной деятельности в результате невозможности использования предоставленного участка недр.
Доводы жалобы о том, что договор аренды от 15.010.2014 являлся недействующим (незаключенным) в связи с уменьшением площади лесного участка с 43 га до 37,7 га в результате исполнения решения суда, является несостоятельным.
Суд верно указал, что в данном случае уменьшение площади участка произошло по обстоятельствам, не зависящим от арендатора, лесной участок был передан заявителю по акту от 15.10.2014 без каких-либо замечаний, после передачи участка каких-либо возражений от агентства по поводу неопределенности объекта аренды либо иных претензии не предъявлялось, за период с момента передачи участка заявитель по выставленным агентством счетам уплачивал арендную плату.
Доводы апелляционной жалобы заявителя на не обжалование заявителем отказа агентства о предоставлении лесного участка в аренду на новый срок, изложенного в письме от 07.04.2023 N Исх-23-01429 как основание для отказа в удовлетворении заявленных требований подлежат отклонению. Данное обстоятельство не препятствовало заявителю ставить вопрос о признании оспариваемого отказа недействительным.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены принятого по делу решения суда, по доводам, приведенным в апелляционной жалобе заявителя, суд апелляционной инстанции не находит.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных "Картотека арбитражных дел" по электронному адресу: www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 марта 2024 года по делу N А10-5661/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.С. Подшивалова |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5661/2023
Истец: ООО Сигма ТЭК
Ответчик: Республиканское агентство лесного хозяйства по Республике Бурятия