г. Владимир |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А43-9465/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.06.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руденковой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.03.2024 по делу N А43-9465/2023, принятое по заявлению администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 08.02.2023 N21-МВ.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Единой информационной системе и на сайте электронной площадки - Электронная торговая площадка "Фабрикант" администрацией городского округа город Первомайск Нижегородской области (далее по тексту - Администрация) 08.07.2022 размещено извещение N 0132300029322000085 о проведении электронного аукциона по объекту закупки: "Приобретение жилого помещения у застройщика в муниципальную собственность в жилом доме в границах городского округа город Первомайск Нижегородской области в целях реализации Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда", с начальной (максимальной) ценой 14 742 400 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.07.2022 N ИЭА1 индивидуальный предприниматель Пушков С.А. признан победителем электронного аукциона с предложением о цене контракта 14 742 400 рублей.
На основании приказа от 25.01.2023 N 27/23 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) в период с 26.01.2023 по 08.02.2023 проведено внеплановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения Администрацией требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По результатам проверки Управлением принято решение от 08.02.2023 N 21-МВ, согласно которому выявлены нарушения требования части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Не согласившись с решением Управления, Администрация обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства Нижегородской области, Правительство Нижегородской области, индивидуальный предприниматель Пушков Сергей Александрович, Петров Р.Н.
Решением от 22.03.2024 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Указывает на то, что приобретение жилых помещений у застройщиков является одним из способов реализации государственной региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 N 168 (далее - Программа), наряду с приобретением жилых помещений на вторичном рынке жилья и заказчик не ограничен в выборе формы заключения договоров в целях приобретения жилых помещений. Кроме этого, действующая Программа не содержит ограничений в части года постройки многоквартирного жилого дома, в котором приобретается жилое помещение.
Управление заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из материалов дела, на территории муниципального образования с 2019 года реализуется государственная региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 N 168, которая разработана и утверждена в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Согласно указанной программе жилые помещения приобретаются у застройщиков в муниципальную собственность для целей переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с разделом 10 Программы органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в рамках реализации Программы осуществляют, в том числе:
- приобретение жилых помещений у застройщиков или иных лиц, не являющихся застройщиками, в многоквартирных домах, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;
- строительство многоквартирных домов, а также домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании муниципальных контрактов, содержащих положения о передаче земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования для строительства таких домов в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации непосредственно подрядчикам, с которыми заключены такие контракты. При размещении аукционной документации на право заключения данного вида контрактов органы местного самоуправления вправе объединять в предмете одного лота на выполнение работ по разработке проектной документации и последующему строительству;
Методическими рекомендациями по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденными приказом Минстроя 31.01.2019 N 65/пр установлено, что подготовку программы переселения рекомендуется осуществлять исходя, в том числе, из цели и задачи непрерывного планирования, заблаговременного проведения мероприятий, направленных на информирование граждан и согласование с ними способов и иных условий переселения из аварийного жилищного фонда.
Письмом от 08.07.2019 N Сл-328-164711/19 Министерство строительства Нижегородской области в целях достижения максимальной результативности и своевременной реализации Нижегородской областью федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" национального проекта "Жилье и городская среда" и для оценки эффективности выбранных способов реализации государственной региональной адресной Программы сообщило Администрации о необходимости представления финансово - экономического обоснования выбранного способа реализации Программы.
Письмом от 11.07.2019 N Сл-132-170833/19 Администрацией направлено предложение о выбранных способах реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, согласно которому выбран способ приобретения жилых помещений у застройщиков.
Способы переселения граждан из аварийных многоквартирных домов установлены в приложении 2 к Программе.
Из данного приложения следует, что мероприятия по переселению, связанные с приобретением (строительством) жилых помещений включают в себя: 1. Строительство домов. 2. Приобретение жилых помещений у застройщиков, в том числе в строящихся домах; в домах, введенных в эксплуатацию. 3. Приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками.
Таким образом, приобретение жилых помещений у застройщиков и у лиц, не являющихся застройщиками - это разные способы переселения, установленные Программой, один из которых предполагает приобретение жилья на первичном рынке недвижимости, второй - на вторичном рынке недвижимости.
При этом, согласно положениям раздела 6 Программы в рамках реализации Программы под жилыми помещениями, приобретаемыми на вторичном рынке жилья, принимаются жилые помещения в многоквартирных домах, в отношении которых истек гарантийный срок эксплуатации на момент заключения муниципального контракта.
Согласно документации об электронном аукционе на момент заключения контракта дом, в котором находятся жилые помещения может находится в стадии строительства или быть введен в эксплуатацию, что исключает необоснованное ограничение количество участников закупки.
Статьёй 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчику предоставлено право самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.
Таким образом, приобретение жилых помещений именно у застройщиков обусловлено, прежде всего, требованиями Программы.
Относительно необходимости приобретения жилых помещений в жилом доме, введённом в эксплуатацию не ранее 2017 года, суд обращает внимание на следующее.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки, предполагается поставка только нового товара.
Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Федерального закона N 44-ФЗ. Положения частей 1, 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ запрещают заказчику включать в документацию о закупке требования, ограничивающие количество участников закупок, в частности, выражающиеся в запрете установления требований к конкретному производителю товара, конкретному участнику закупки, конкретному товару, что соответствует установленному в статье 8 Федерального закона N 44-ФЗ принципу обеспечения конкуренции, согласно которому любому заинтересованному лицу обеспечивается возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а заказчику запрещается необоснованно ограничивать число участников закупок.
Наряду с указанными запретами, положения статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ обязывают заказчика установить требования к функциональным, техническим и качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки. Такая обязанность заключается в необходимости надлежащего описания заказчиком объекта закупки, что является ключевым условием приемки качественного товара, работы, услуги по итогам исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, в случае если требование к году ввода в эксплуатацию приобретаемого жилого помещения связано с определением соответствия такого помещения потребностям заказчика, то заказчик вправе рассмотреть вопрос об установлении такого требования в документации о закупке с учетом положений статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Как следует из материалов дела, требование к году ввода в эксплуатацию жилого дома для заказчика необходимо для определения соответствия такого помещения потребностям заказчика, поскольку именно застройщик в течении пяти лет в соответствии с требованиями статьи 756 Гражданского кодекса Российской Федерации несет гарантийные обязательства.
При этом Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющимся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам и их характеристикам.
Таким образом, включение заказчиком в аукционную документацию требования о приобретении жилых помещений у застройщика и требования к году ввода объекта в эксплуатацию направлены на исполнение требований Программы, обеспечение эффективности муниципальной закупки и расходования бюджетных средств.
Объявление закупки без учета вышеуказанных требований к товару приведет к неэффективному, нерациональному использованию средств федерального, областного и местного бюджетов, так как при обосновании начальной (максимальной) цены контракта в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 44-ФЗ посредством применения методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) используется ценовая информация от потенциальных поставщиков (застройщиков) стоимости 1 кв.м ("нового жилья").
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что характеристики объекта закупки определены заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, исходя из фактической потребностей, в связи с чем правомерно признал выводы Управления о нарушении Администрацией части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ неправомерными и удовлетворил заявленные Администрацией требования.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.03.2024 по делу N А43-9466/2023 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-9465/2023
Истец: Администрация городского округа город Первомайск Нижегородской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Третье лицо: Министерство строительства Нижегородской области, Петров Роман Николаевич, Правительство Нижегородской области, ПУШКОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ