г. Ессентуки |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А63-12418/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.06.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Егорченко И.Н., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., в режиме веб-конференции, при участии представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (г. Пермь, ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680) - Девятерикова Ирина Николаевна (доверенность N 07/60 от 10.01.2024), в отсутствие представителей Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН 102261932935, ИНН 2634033112), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (г. Москва, ОГРН 1027739712857), общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" (г. Ставрополь, ИНН 5256048032, ОГРН 1045207042528), ФГБУЗ "Пермский клинический центр федерального медико-биологического агентства" (г. Пермь, ОГРН 1115908002594) надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.03.2024 по делу N А63-12418/2023,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края, г. Пермь (далее - ТФОМС Пермского края) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ставропольского края (далее - ТФОМС Ставропольского края) о взыскании 3846,19р.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение Пермский клинический центр ФМБА России (медицинская организация); Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (Федеральный фонд); общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" (страховая компания).
Решением суда 11.03.2024 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением суда, ТФОМС Ставропольского края обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает, что выводы суда первой инстанции сделаны при неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что является основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного заседания от Федерального фонда, ТФОМС Пермского края поступили отзывы на апелляционную жалобу, просят решение суда оставить без изменения. От страховой компании поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель ТФОМС Пермского края возразил по существу доводов жалобы, поддержал ранее изложенную позицию по делу, просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Федерального фонда, ТФОМС Ставропольского края, страховой компании.
Дополнительные доказательства, приложенные к отзыву ТФОМС Пермского края, приобщены к делу, как представленные в обоснование возражений на доводы апелляционной жалобы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, заслушав пояснения представителя ТФОМС Пермского края изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 27.09.2021 в инфекционное отделение ФГБУЗ "Пермский клинический центр федерального медико-биологического агентства" по экстренным показаниям (снята с поезда) доставлена пациентка с жалобами на боли в животе и сопутствующие симптомы бактериальной инфекции. По результатам обследования поставлен диагноз: бактериальная кишечная инфекция, уточненная, гастроэнтерит с ротовирусом, средней тяжести. ФГБУЗ "Пермский клинический центр федерального медико-биологического агентства" оказана медицинская помощь в необходимом объеме и 28.09.2021 после улучшения состояния пациентка покинула отделение, выписана за нарушение режима. ТФОМС Пермского края принял к оплате счет за неотложную медицинскую помощь, выставленный медицинской организацией, стоимость услуги оказанной услуги составила 3846,19р. Согласно акту медико-экономической экспертизы от 29.08.2022 подтверждена обоснованность госпитализации, корректность случая, оснований для уменьшения оплаты не установлено, в связи с чем, территориальный ФОМС Пермского края оплатил случай оказания медицинской помощи и предъявил для возмещения счет от 20.10.2021 N 2136 ТФОМС Ставропольского края, на территории которого зарегистрирована пациентка.
ТФОМС Пермского края обратился в ТФОМС Ставропольского края по вопросу расчета за оказанную медицинскую помощь. Отказ ТФОМС Ставропольского края послужил основанием для обращения ТФОМС Пермского края в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании денежных средств за оказанную медицинскую помощь.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования ТФОМС Пермского края, исходил из следующего.
Правоотношения, возникающие в сфере осуществления обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2019 N 54643, далее - Правила ОМС), и иными нормативными актами.
В соответствии с пунктом 11 статьи 5 Закона N 326-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относится, в том числе финансовое обеспечение предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее - медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти), в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 3.2. статьи 35 Закона N 326-ФЗ объемы предоставления медицинской помощи, указанной в части 3.1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ распределяются и перераспределяются между медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, с учетом мощностей таких организаций и объемов оказываемой медицинской помощи за счет иных источников финансирования. Порядок распределения и перераспределения указанных объемов устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона N 326-ФЗ по договору на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования медицинская организация, подведомственная федеральному органу исполнительной власти, обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках объемов предоставления медицинской помощи, распределенных указанной медицинской организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и по тарифам, установленным в соответствии с частью 3.1 статьи 30 настоящего Федерального закона, а Федеральный фонд ОМС обязуется оплатить указанную медицинскую помощь.
В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 N 2299 (далее - Программа государственных гарантий на 2021 год) федеральная медицинская организация вправе оказывать первичную медико-санитарную помощь и скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь в соответствии, с территориальной программой обязательного медицинского страхования. Федеральные медицинские организации вправе оказывать специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования в случае распределения им объемов предоставления медицинской помощи в соответствии с частью 10 статьи 36 Закона N 326-ФЗ. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.
Приказом Министерства здравоохранения Пермского края 14.09.2018 N СЭД-34-01-06-786К N 520/93 (в редакции от 30.06.2021 N 34-01-05-679) "Об организации медицинской эвакуации больных и пострадавших в Пермском городском округе" ФГБУЗ Пермский клинический центр ФМБА России включено в схему региональной маршрутизации пациентов при оказании медицинской помощи в экстренной форме. ФГБУЗ Пермский клинический центр ФМБА России согласно территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 20.021.2021, включено в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Пермского края ФГБУЗ Пермский клинический центр ФМБА России распределены объемы медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Таким образом, ФГБУЗ Пермский клинический центр ФМБА России при оказании гражданам бесплатной медицинской помощи обязано действовать в рамках региональной маршрутизации и территориальной программы государственных гарантий в соответствии с вышеуказанными нормами, соответственно и оплата оказанной медицинской помощи должна осуществляться в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования, в том числе в рамках межтерриториальных расчетов.
В рассматриваемом случае, пациентка была доставлена бригадой скорой медицинской помощи в ФГБУЗ "Пермский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" с диагнозом: острая кишечная инфекция, где в период с 27.09.2021 по 28.09.2021 ей была оказана экстренная медицинская помощь. Пациентка застрахована страховой медицинской организацией на территории Ставропольского края.
Следовательно, при оказании экстренной медицинской помощи как в спорном случае ФГБУЗ "Пермский клинический центр ФМБА России" действовало в рамках региональной маршрутизации и территориальной программы государственных гарантий. ТФОМС Пермского края правомерно сформировал и направил ТФОМС Ставропольского края счет на оплату медицинской помощи по спорному случаю в рамках межтерриториальных расчетов. У ТФОМС Ставропольского края отсутствуют правовые основания для неоплаты представленного ТФОМС Пермского края счета на оплату за оказание экстренной медицинской помощи в ФГБУЗ "Пермский клинический центр ФМБА России" лицу, застрахованному на территории Ставропольского края. Согласно акту медико-экономической экспертизы от 29.08.2022 подтверждена обоснованность госпитализации, корректность случая, оснований для уменьшения оплаты не установлено, в связи с чем, ТФОМС Пермского края оплатил случай оказания медицинской помощи и предъявил для возмещения счет от 20.10.2021 N 2136 ТФОМС СК, на территории которого зарегистрирована пациентка.
В апелляционной жалобе ТФОМС Ставропольского края ссылается на Порядок направления застрахованных лиц в медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, для оказания медицинской помощи в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования, утвержденный приказом Минздрава России от 23.12.2020 N 1363н (далее - Порядок N 1363н). Пунктом 11 Порядка 1363н установлено, что основанием для госпитализации пациента в федеральную медицинскую организацию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования для оказания специализированной медицинской помощи является решение врачебной комиссии федеральной медицинской организации о наличии медицинских показаний для госпитализации, принятое на основании документов, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 9 Порядка N 1363н. Однако, ТФОМС Ставропольского края не предоставил доказательств того, что в спорном случае, лицо, застрахованное на территории Ставропольского края, было госпитализировано в федеральную медицинскую организацию на территории Пермского края в плановом порядке в соответствии с требованиями Порядка N 1363н.
Как следует из разъяснений ФФОМС, изложенных в письме от 11.01.2022 N 00-10-32-06/101, в иных случаях при включении федеральных медицинских организаций в программу маршрутизации при оказании медицинской помощи в экстренной форме финансовое обеспечение оказания медицинской помощи осуществляется в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе в рамках межтерриториальных расчетов за оказанную медицинскую помощь в отношении пациентов, медицинская помощь которым оказана за пределами страхования. При этом, ФФОМС указывал на недопустимость отказа территориальных фондов обязательного медицинского страхования в оплате федеральным медицинским организациям экстренной медицинской помощи, оказанной ими в рамках региональной маршрутизации пациентов, а также в возмещении расходов по оплате экстренной медицинской помощи территориальным фондам обязательного медицинского страхования других субъектов Российской Федерации в рамках межтерриториальных расчетов.
Ссылка ТФОМС Ставропольского края на судебную практику, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права.
При изложенных обстоятельствах требования ТФОМС Пермского края обоснованно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме. Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для их иной оценки апелляционным судом, в зависимости от доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.03.2024 по делу N А63-12418/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Егорченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12418/2023
Истец: ТФОМС Пермского края
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "ИНГОССТРАХ-М", ФГБУЗ Пермский клинический центр ФМБА России, Федеральный фонд ОМС, Буркалева Людмила Павловна, Лобода Оксана Васильевна