г. Чита |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А10-998/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Подшиваловой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвинцевой Е.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей индивидуального предпринимателя Шелест Евгении Николаевны - Шабанова С.В. (доверенность от 01.11.2023), Федерального государственного бюджетного учреждения "Байкальский государственный природный биосферный заповедник" Саенко И.В. (доверенность от 10.06.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем веб-конференции апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шелест Евгении Николаевны на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 апреля 2024 года по делу N А10-998/2023,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шелест Евгения Николаевна (ОГРНИП 322030000025351, ИНН 590202889009, Республика Бурятия, далее - индивидуальный предприниматель Шелест Е.Н., заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия (ОГРН 1020300668585, 671200, Республика Бурятия, р-н Кабанский, с. Кабанск, ул. Кирова, д.10, далее - Администрация МО "Кабанский район", Администрация, ответчик), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ), о признании недействительным постановления от 24.11.2022 N 2003, об обязании расторгнуть соглашение с ФГБУ "Байкальский государственный природный биосферный заповедник" на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком с кадастровым номером 03:09:000000:18701, об обязании снять с государственной регистрации (с кадастрового учета) земельный участок с кадастровым номером 03:09:000000:18701.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: федеральное государственное бюджетное учреждение "Байкальский государственный природный биосферный заповедник" (ОГРН 1020300666891, 671220, Республика Бурятия, р-н Кабанский, рп. Танхой, ул. Красногвардейская, д. 34, далее Заповедник), Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (ОГРН 1203800000689, 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Амурская, д. 68, далее Управление); Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура (далее-Прокуратура).
Определением суда от 16.08.2023 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу окончательного судебного акта по результатам рассмотрения дела N А10-6056/2022. Определением от 18.01.2024 производство по делу возобновлено.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 апреля 2024 года по делу N А10-998/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Индивидуальный предприниматель Шелест Е.Н. обратиласть с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Полагает, что судом первой инстанции не приняты во внимание доводы заявителя о несоответствии закону оспариваемого ненормативного правового акта.
ФГБУ "Байкальский государственный природный биосферный заповедник" в возражениях на апелляционную жалобу с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 09.05.2024. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрация муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия, Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия, Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Шелест Е.Н. обратилась в уполномоченный орган Администрацию МО "Кабанский район" с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу РБ, Кабанский район, п. Речка Мишиха, ул. Береговая, кадастровый номер: 03:09:840101:ЗУ1, площадью 10009 м2, цель использования: отдых/туризм.
Постановлением Администрации МО "Кабанский район" от 19.07.2022 N 972 индивидуальному предпринимателю Шелест Е.Н. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ - образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим кодексом, другими федеральными законами.
03 августа 2022 года в Администрацию МО "Кабанский район" поступило заявление ФГБУ "Байкальский государственный природный биосферный заповедник" о предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу РБ, Кабанский район, п. Речка Мишиха, ул. Береговая, 19, площадью 20552 м2.
12 августа 2022 года на основании ст. 11.10, п.п. 1 п. 2 ст. 39.9, ст. 39.14, ст. 39.15 Земельного кодекса РФ и заявления ФГБУ "Байкальский государственный природный биосферный заповедник", руководствуясь ст. 3.3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Администрацией МО "Кабанский район" постановлением N1096 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с условным номером 03:09:000000:ЗУ1, площадью 20552 м2, а также предварительно согласовано предоставление земельного участка ФГБУ "Байкальский государственный природный биосферный заповедник".
10 августа 2022 года в Администрацию МО "Кабанский район" от Шелест Е.Н. поступило заявление об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 10875 м2, по адресу п. Речка Мишиха, ул. Береговая, кадастровый номер земельного участка 03:09:840101 :ЗУ1.
Администрацией МО "Кабанский район" 19.08.2022 принято постановление N 1135 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с п.п. 2 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, основание - полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
23 ноября 2022 года в Администрацию МО "Кабанский район" поступило заявление от ФГБУ "Байкальский государственный природный биосферный заповедник", на основании ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении, без проведения торгов, в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 20552 кв.м., с кадастровым номером 03:09:000000:18701.
24 ноября 2022 года на основании п.п. 2 п. 2 ст. 3.9, ст. 39.14, ст. 3.17 Земельного кодекса Российской Федерации и заявления ФГБУ "Байкальский государственный природный биосферный заповедник" вынесено постановление Администрации МО "Кабанский район" от 24.11.2022 N 2003 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:069:000000:18701 в постоянное (бессрочное) пользование Федеральному государственному бюджетному учреждению "Байкальский государственный природный биосферный заповедник" с видом разрешенного использование - отдых (рекреация).
Несогласие заявителя с вынесенными Администрацией МО "Кабанский район" постановлением от 24.11.2022 N 2003, явилось основанием для обращения индивидуального предпринимателя Шелест Е.Н. в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Согласно части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
По смыслу статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с абзацем четвертым п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Земельный участок с кадастровым номером 03:09:000000:18701, как часть земной поверхности, до утверждения схемы расположения земельного участка относился к не разграниченной государственной собственности.
Таким образом, Администрация в силу закона уполномочена на рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пункту 1 статьи 39.9 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.
В подпункте 2 пункта 2 статьи 39.9 ЗК РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).
Статьей 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусматривает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 39.14 ЗК РФ).
В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель (часть 6 статьи 39.14 ЗК РФ).
В статье 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются, в том числе, цель использования земельного участка (подпункт 8 пункта 1).
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются, в числе прочего, документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (подпункт 2 пункта 2).
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (часть 3 статьи 39.15 ЗК РФ).
Статья 39.17 ЗК РФ регулирует порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (часть 2 статьи 39.17 ЗК РФ).
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (часть 3 статьи 39.17 ЗК РФ).
Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления (часть 4 статьи 39.17 ЗК РФ).
Согласно части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Как следует из материалов дела, 23 ноября 2022 года в Администрацию МО "Кабанский район" поступило заявление от ФГБУ "Байкальский государственный природный биосферный заповедник" на основании ст. 39.15 ЗК РФ о предоставлении, без проведения торгов, в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 20552 кв.м., кадастровый номер 03:09:000000:18701.
24 ноября 2022 года, на основании п.п. 2 п. 2 ст. 3.9, ст. 39.14, ст. 3.17 ЗК РФ и заявления ФГБУ "Байкальский государственный природный биосферный заповедник", вынесено постановление Администрации МО "Кабанский район" N 2003 от 24.11.2022 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:069:000000:18701 в постоянное (бессрочное) пользование ФГБУ "Байкальский государственный природный биосферный заповедник" с видом разрешенного использование - отдых (рекреация).
При этом, Администрация МО "Кабанский район" постановлением N 1096 от 12.08.2022 предварительно согласовала предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование ФГБУ "Байкальский государственный природный биосферный заповедник" и утвердила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Законность постановления от 12.08.2022 N 1096 Администрации МО "Кабанский район о предварительном согласовании предоставления земельного участка ФГБУ "Байкальский государственный природный биосферный заповедник" и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории была предметом рассмотрения Арбитражным судом Республики Бурятия в рамках дела N А10-6056/2022.
Так, Арбитражный суд Республики Бурятия в решении от 03.10.2023 по делу N А10- 6056/2022 пришел к выводу о законности и обоснованности постановления Администрации МО "Кабанский район" от 12.08.2022 N 1096 и не нарушающим права заявителя.
В порядке статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 03.10.2023 по делу N А10-6056/2022 имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
В этой связи доводы апеллянта относительно нарушения порядка разграничения государственной собственности при предоставлении земельного участка судебной коллегией не принимаются, как направленные на преодоление законной силы судебного акта.
В свою очередь ФГБУ "Байкальский государственный природный биосферный заповедник" относится к числу лиц, поименованных в подпункте 2 пункта 2 статьи 39.9 ЗК РФ. Материалами дела также подтверждено, что оспариваемое постановление вынесено администрацией по результатам рассмотрения заявления ФГБУ "Байкальский государственный природный биосферный заповедник" от 23.11.2022.
В этой связи, исходя из требований земельного законодательства, приведенных в статье 39.9, 39.14, 39.16, 39.17 ЗК РФ, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что администрация, принимая оспариваемое постановление, действовала в пределах своей компетенции, при наличии правовых оснований для его принятия.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, препятствующих передаче учреждению земельного участка, в материалах дела отсутствуют.
Индивидуальный предприниматель Шелест Е.Н., оспаривая постановление от 24.11.2022 N 2003, указывает на то, что спорный земельный участок с кадастровым номером 03:09:000000:18701 не мог быть предоставлен ФГБУ "Байкальский государственный природный биосферный заповедник" в постоянное (бессрочное) пользование без проведения процедуры торгов.
Как следует из материалов дела, положением о федеральном государственном учреждении "Байкальский государственный природный биосферный заповедник", утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 29.04.2003 N 365 установлено, что Федеральное государственное учреждение "Байкальский государственный природный биосферный заповедник" является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем центральной части хребта Хамар-Дабан. Заповедник входит в международную систему биосферных резерватов ЮНЕСКО. Территория заповедника и его охранной зоны включена в Список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО как элемент номинации "Озеро Байкал". Заповедник является юридическим лицом - федеральным государственным учреждением и финансируется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с приведенным выше правовым регулированием земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, в том числе государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).
В рассматриваемом случае с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов, что свидетельствует об отсутствии основания для отказа в предоставлении участка.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 16 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления.
Довод заявителя о том, что заявленный вид разрешенного использования ФГБУ "Байкальский государственный природный биосферный заповедник" - рекреация, не соответствует уставным целям учреждения, судом правомерно отклонен со ссылкой на пункт 10.1. Положения о федеральном государственном учреждении "Байкальский государственный природный биосферный заповедник", утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов России от 29.04.2003 N 365, согласно которому заповедник осуществляет деятельность, не противоречащую его задачам и установленному режиму, в том числе может осуществлять туристическую деятельность и охотпользование (вне границ заповедника) в соответствии с действующим законодательством. Заповедник осуществляет предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан, и соответствующую этим целям. В числе прочих, заповедник вправе осуществлять такие виды деятельности как: проведение экскурсий для посетителей на территории заповедника и его охранной зоны, иных особо охраняемых природных территориях, а также в музеях, музейных экспозициях, дендрариях, питомниках, вольерных комплексах и информационных центрах заповедника; услуги по организации и проведению детских экологических лагерей; услуги по организации и проведению студенческих и школьных экологических практик, в том числе для иностранных студентов; услуги, связанные с проведением профессиональных фото- и видеосъемок; услуги, связанные с размещением, проживанием, питанием и отдыхом посетителей.
Таким образом, ФГБУ "Байкальский государственный заповедник" имеет право заниматься деятельностью непосредственно не связанной с охраной природы, в том числе вправе осуществлять рекреационную деятельность.
Более того, судом установлено, что деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг внесена в сведения ЕГРЮЛ в качестве дополнительного вида деятельности ФГБУ "Байкальский государственный заповедник" (код ОКВЭД: 79.90.2).
Также судом установлено и не опровергнуто заявителем, что земельный участок необходим ФГБУ "Байкальский государственный природный биосферный заповедник", помимо прочего, для обеспечения научно-исследовательской деятельности, осуществляемой учреждением.
Согласно заключению специалистов орнитологии, комиссия орнитологов рекомендовала создать охранную зону станции кольцевания "Байкальская" в радиусе 200 метров от створа рыбачинской ловушки (51.644002 С.Ш. 105.524240 В.Д., система коорд. WGS84). В границах охранной зоны предлагается запретить выдачу земельных участков под рекреацию, ИЖС и другие нужды, подразумевающие возведение каких-либо построек.
Земельный участок с кадастровым номером 03:09:000000:18701, предоставленный ФГБУ "Байкальский государственный заповедник" в постоянное (бессрочное) пользование, по своему местоположению позволяет создать охранную зону станции кольцевания и предотвратит изменение путей миграции птиц, что в свою очередь обеспечит наиболее эффективное проведение научных исследований в области орнитологии.
При этом заявителем не представлено доказательств нарушения его прав, поскольку заявитель никакими правами в отношении земельного участка не обладает, в границах спорного земельного участка какие-либо объекты, принадлежащие индивидуальному предпринимателю, отсутствуют.
На основании изложенного следует признать, что оспариваемое постановление соответствует закону, не нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя Шелест Е.Н.
В части требования ИП Шелест Е.Н. об обязании расторгнуть соглашение с ФГБУ "Байкальский государственный природный биосферный заповедник" на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком с кадастровым номером 03:09:000000:18701, об обязании снять с государственной регистрации (с кадастрового учета) земельный участок с кадастровым номером 03:09:000000:18701, суд первой инстанции, установив, что право бессрочного пользования ФГБУ "Байкальский государственный природный биосферный заповедник" зарегистрировано в Едином государственное реестре недвижимости 29.11.2022, запись о регистрации права собственности Российской Федерации внесена в реестр 10.04.2023, правомерно исходил из того, что спор о принадлежности спорного земельного участка не может быть рассмотрен в рамках настоящего дела в порядке главы 24 АПК РФ согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований предпринимателя не имеется в силу части 2 статьи 201 АПК РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 апреля 2024 года по делу N А10-998/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-998/2023
Истец: Шелест Евгения Николаевна
Ответчик: Администрация муниципального образования Кабанский район Республики Бурятия
Третье лицо: Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ, ФГБУ Байкальский государственный природный биосферный заповедник, Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура в лице Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры