город Томск |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А45-32894/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Михайловой А. П., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Востокбурвод" (N 07АП-3335/24), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11 марта 2024 года по делу N А45-32894/2023 (судья Нахимович Е.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Востокбурвод" (ОГРН: 1170400003740, ИНН: 0400005116), г. ГорноАлтайск к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому Федеральному округу (ОГРН: 1045402541381, ИНН: 5402195052), г. Новосибирск о признании недействительным решения от 08.08.2023 N08-11/1308@, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: без участия,
От заинтересованного лица: без участия,
От третьего лица: Епишкина А. С. по дов. от 09.01.2024, диплом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Востокбурвод" (далее - заявитель, ООО "Востокбурвод", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому Федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, МИ ФНС России по Сибирскому Федеральному округу) о признании недействительным решения от 08.08.2023 N 08-11/1310@.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (далее - третье лицо, УФНС России по Республике Алтай, Управление, налоговый орган).
Решением от 11 марта 2024 года Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что требования налогового органа не содержали ссылку на пункт 8.1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); осмотры юридических адресов проведены после проверяемого периода, следовательно, протоколы осмотров являются не относимыми доказательствами; судом необоснованно отклонены доводы о нарушении налоговым органом процедуры рассмотрения материалов проверки; в материалах дела отсутствуют доказательства получения налогоплательщиком акта проверки и приложенных к нему документов.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от заинтересованного лица и третьего лица поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят суд апелляционной инстанции решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заявителя, заинтересованного лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица поддержал доводы отзыва.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителя третьего лица, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, УФНС России по Республике Алтай в период с 12.10.2022 по 12.01.2023 проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации ООО "Востокбурвод" (корректировка N 13) по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 квартал 2020 г., по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 26.01.2023 N 195 и вынесено решение N 904 привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.04.2023 (далее - Решение).
Решением Обществу доначислен НДС в сумме 444 667,0 руб., также налогоплательщик привлечен к ответственности по пунктам 1, 3 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 27 633,33 руб. (с учетом пункта 1 статьи 112, пункта 3 статьи 114 НК РФ).
Основанием для вынесения Решения послужили выводы УФНС России по Республике Алтай о наличии в действиях ООО "Востокбурвод" обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ, выразившихся в создании Обществом формального документооборота по взаимоотношениям с ООО "Атлас" и ООО "Спектр" без связи с реальными хозяйственными операциями, и, как следствие, получении налоговой экономии в виде необоснованно заявленных вычетов по НДС.
Заявитель в порядке главы 19 НК РФ обратился в Межрегиональную инспекцию с апелляционной жалобой на Решение Управления. Решением МИ ФНС России по Сибирскому федеральному округу от 08.08.2023 08-11/1308@, отменено решение Управления от 11.04.2023 N 904 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесено новое решение, уменьшен размер налоговых санкций в 8 раз, а именно по пункту 1 статьи 122 НК РФ с 43200,0 руб. (216000,0 руб. х20,0%) до 5400,0 руб. (43200,0 руб./8), п. 3 ст. 122 Налогового кодекса с 177866,66 руб. (444666,64 руб.х40,0%) до 22233,33 руб. (177866,66 руб./8).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности создания обществом формального документооборота по взаимоотношениям со спорными контрагентами без связи с реальными хозяйственными операциями, и, как следствие, получении налоговой экономии, выразившейся в необоснованно заявленных вычетах по НДС; отсутствии процессуальных нарушений при проверке.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для вынесения оспариваемого решения явилось нарушение Обществом положений пункта 1 статьи 54.1 НК РФ.
Налоговый орган и суд первой инстанции, его поддержавший, пришли к выводу о том, что в нарушение пункта 1 статьи 54.1, выразившихся в создании обществом формального документооборота по взаимоотношениям с ООО "ТК "Экспедиция", при фактическом исполнении обязательств по сделкам силами налогоплательщика, и, как следствие, получении налоговой экономии, выразившейся в необоснованно заявленных вычетах по НДС.
Согласно пункту 1 статьи 54.1 НК РФ, не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговой и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
Как следует из статей 171, 172 НК РФ, налогоплательщик имеет право на получение налогового вычета по НДС при соблюдении следующих условий: товар приобретается для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ; товар принят на учет; представлены оформленные в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ счета-фактуры, выставленные продавцом товара.
Поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ применение налоговых вычетов по НДС связывается с приобретением товаров (работ, услуг), их принятием к учету, то реальность соответствующих хозяйственных операций также является необходимым условием для использования налоговых вычетов.
Таким образом, при проверке обоснованности заявленных налоговых вычетов по НДС судам необходимо учитывать как достоверность, полноту и непротиворечивость сведений, содержащихся в первичных документах, представленных налогоплательщиком, так и реальность совершения хозяйственных операций. Реальность хозяйственной операции определяется не только фактическим наличием и движением товара или выполнением работ (оказанием услуг), но и реальностью исполнения договора именно заявленным контрагентом, то есть наличием прямой связи с конкретным поставщиком, подрядчиком.
ООО "Востокбурвод" зарегистрировано при создании 07.07.2017 по адресу: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Зеленая, д. 54, каб. 4, состоит на налоговом учете в Управлении.
Лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени ООО "Востокбурвод" и учредителем с даты регистрации по 09.03.2021 являлся Галенко М.С., с 09.03.2021 по настоящее время учредителем и руководителем является Токарев В.М. Основной вид деятельности - строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, в собственности находилось 2 грузовых автомобиля, среднесписочная численность 46 человек.
Судом установлено, что налогоплательщиков во 2 квартале 2020 г. заявлен к вычету НДС в сумме 444666,67 руб. на основании универсальных передаточных документов (далее - УПД), выставленных от имени: ООО "Атлас" (транспортные услуги) на 1994000,0 руб., в т.ч. НДС 332333,33 руб.; ООО "Спектр" (станция насосная СН, фильтр сетчатый, долото шарочное, труба в ассортименте) на 674000,0 руб., в т.ч. НДС 112333,34 рублей.
Для подтверждения права на принятие к вычету сумм НДС представлены УПД, договор на перевозку грузов автомобильным транспортом от 06.04.2020 (ООО "Атлас"), договор поставки от 01.04.2020 (ООО "Спектр") (далее - договор от 06.04.2020 и от 01.04.2020).
Между тем, налогоплательщиком не представлены спецификации, документы, подтверждающие качество товара (паспорта качества завода изготовителя, сертификаты качества, удостоверения о качестве), доставку товаров (транспортные накладные, путевые листы и иные документы), акт сверки расчетов, дальнейшее использование товара, приобретенного у спорного контрагента, а также проявление коммерческой осмотрительности.
По результатам анализа первичных документов по взаимоотношениям со спорными контрагентами налоговый орган пришел к выводу, что указанные документы содержат недостоверные (противоречивые) сведения и не могут подтверждать приобретение, перевозку доставку товара по следующим основаниям:
- в платежных реквизитах договора с ООО "Атлас" указан несуществующий расчетный счет N 40702810111010004573; с ООО "Спектр" N40702810623150001967, который закрыт (10.01.2020) до составления договора (01.04.2020);
- в УПД от ООО "Спектр" не заполнены строки "Основание передачи (сдачи)/получения груза; "Данные о транспортировке груза" (в которой указывается транспортная накладная, поручение экспедитору, экспедиторская расписка и др.) и "Иные сведения об отгрузке и передачи", "Дата получения (приемки);
- ТМЦ, аналогичные заявленным к приобретению ООО "Востокбурвод" у ООО "Спектр", контрагентами не приобретались и не могли быть отгружены с адреса, указанного в УПД (протокол осмотра от 03.03.2021);
- Представленные ООО "Атлас" УПД не подтверждают исполнение обязательств по оказанию услуг перевозки грузов, поскольку не содержат информации об автотранспорте, пунктах погрузки, виде груза, водителях, тарифах перевозки, содержат только наименование услуги - "транспортные услуги по перевозки грузов", дату перевозки и пункт выгрузки;
- ООО "Востокбурвод" и контрагентом ООО "Атлас" на камеральную налоговую проверку не представлены транспортные накладные, согласно разъяснениям Верховного суда Российской Федерации, изложенным в п. 20 Постановления N 26, являющиеся документами, подтверждающими заключение и исполнение договора перевозки груза.
- Камеральной налоговой проверкой установлено отсутствие у ООО "Атлас" транспорта и квалифицированного персонала для перевозки грузов, договоры гражданско-правового характера с владельцами транспортных средств не заключались, оплата за транспортные услуги, техническое обслуживание, приобретение ГСМ, запасных частей не производилась;
- Числящийся руководителем ООО "Атлас" Костин А.В. в ходе допроса (протокол от 17.04.2022) сообщил, что руководителем ООО "Атлас" не является, финансово-хозяйственную деятельность не ведет, электронно-цифровой подписью не владеет;
- Руководитель ООО "Востокбурвод" в проверяемом периоде Галенко М.С. (протокол от 25.05.2021 N 195) в ходе допроса сообщил, что транспортные перевозки осуществлялись на транспортных средствах, принадлежащих свидетелю, ИП Галенко С.Д. (отец свидетеля) и ООО "Сибирь бизнес транс+";
- Использование ООО "Востокбурвод" в деятельности транспортных средств и спецтехники, принадлежащей ИП Галенко С.Д. и Галенко М.С., подтверждается показаниями главного механика ООО "Востокбурвод" Шумакова А.В. (протокол от 25.05.2021 N 196), который также сообщил, что являлся ответственным за их техническое состояние;
- Начальник механической мастерской ООО "Востокбурвод" Воронович В.И. (протокол от 25.05.2021 N 197) в ходе допроса пояснил, что заявленные от ООО "Спектр" (станции насосные СН, фильтры сетчатые) Общество изготавливает самостоятельно. Производственный цех разбит на три секции: сварочный участок, токарный участок и электроцех, имеется кран-балка для подъема тяжелых механизмов до 5 т., 3 токарных, 1 фрезерный, 2 сверлильных и 1 заточный станок, на которых работают около 10 человек, что также подтверждается протоколом осмотра 25.05.2021 N 178;
- Показания Галенко М.С. (протокол от 25.05.2021 N 195) о том, что он лично -занимался подбором поставщиков документально не подтверждены, свидетель не смог пояснить обстоятельства выбора спорных контрагентов, заключения и исполнения сделок, с руководителями, иными уполномоченными лицами спорных контрагентов лично не встречался, не располагает информацией о видах товаров (работ, услуг), заявленных от спорных контрагентов, способах транспортировки, оплаты.
Кроме того, о нереальности хозяйственных операций свидетельствует непредставление спорными контрагентами по требованиям полного пакета документов, подтверждающих операции с ООО "Востокбурвод", отсутствие в налоговой декларации по НДС ООО "Атлас" и ООО "Спектр" реальных поставщиков товаров, транспортных услуг, заявленных налогоплательщиком, отсутствие операций, свидетельствующих об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, связанной с приобретением и доставкой товара, а также характеристика спорных контрагентов и контрагентов последующих звеньев (ООО "Сервис-Нск", ООО "НТЦ Экотех", ООО "Алтай-Авто", ООО "АМП", ООО "Импульс").
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленную в материалы дела совокупность доказательств, установив, что обществом производилось изготовление заявленного к поставке товара (оказание услуг) собственными силами и средствами, оплата по заявленным сделкам отсутствовала, учитывая, что налогоплательщиком и спорными контрагентами документов, необходимых для осуществления налогового контроля не представлено, при этом имеются пороки в оформлении первичных документов, представленных налогоплательщиком, исходя из показаний свидетелей, а также характеристики спорного контрагента и контрагентов последующих звеньев, не имеющих возможности осуществлять реальную хозяйственную деятельность, правомерно поддержал выводы налогового органа о наличии в действиях налогоплательщика обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ, а именно о создании ООО "Востокбурвод" формального документооборота по взаимоотношениям со спорным контрагентом без связи с реальными хозяйственными операциями, и, как следствие, получении налоговой экономии, выразившейся в необоснованно заявленных вычетах по НДС.
Доводы общества о том, что требования налогового органа не содержали ссылку на пункт 8.1 статьи 88 НК РФ, подлежат отклонению.
При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДС), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям (пункт 8.1 статьи 88 НК РФ).
Таким образом, само по себе отсутствие ссылки на положения пункта 8.1 статьи 88 НК РФ не свидетельствует о неправомерности истребования от налогоплательщика дополнительных документов.
Доводы общества о допущенных налоговым органом нарушениях процедуры рассмотрения материалов проверки не нашли своего подтверждения.
В силу пункта 5 статьи 140 НК РФ, в случае установления вышестоящим налоговым органом при рассмотрении жалобы (апелляционной жалобы) нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, являющихся в соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ основанием для отмены решения, вышестоящий налоговый орган вправе отменить такое решение и рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ с участием заявителя, и вынести новое решение, предусмотренное пунктом 3 статьи 140 НК РФ.
Поскольку в ходе рассмотрения апелляционной жалобы общества Инспекцией установлено нарушение Управлением положений статей 100 и 101 НК РФ (с актом не вручены все первичные документы, на которых основаны выводы о выявленных нарушениях), в целях соблюдения прав налогоплательщика, все материалы налоговой проверки 09.06.2023 направлены обществу через личный кабинет налогоплательщика и почтовым отправлением (64900074206415) по юридическому адресу ООО "Востокбурвод" (получены по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) 09.06.2023).
В соответствии с пунктом 6 статьи 100 НК РФ обществу предоставлен срок на ознакомление с материалами камеральной налоговой проверки и представление по ним письменных возражений.
На основании статьи 101 НК РФ налогоплательщик уведомлением от 26.06.2023 N 08-11/1042@ (получено по ТКС 26.06.2023) приглашен в Межрегиональную инспекцию на рассмотрение акта, иных материалов камеральной налоговой проверки и апелляционной жалобы, рассмотрение состоялось 25.07.2023 в отсутствие надлежащим образом извещенного налогоплательщика (его представителя) (протокол от 25.07.2023), по итогам рассмотрения решение от 11.04.2023 отменено и вынесено новое решение от 08.08.2023.
Ссылка общества на то, что протоколы осмотров являются не относимыми доказательствами, не принимается, поскольку выводы суда первой инстанции основаны на анализе и оценки всей совокупности собранных в ходе проведенной налоговой проверки доказательств.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, апелляционный суд изучил и признает их несостоятельными, поскольку все они сводятся к иному, нежели у суда, толкованию норм действующего законодательства и оценке фактических обстоятельств спора, которым судом первой инстанции дана правильная оценка на основании полного исследования всех представленных в материалы дела доказательств.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы апелляционный суд не усматривает.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на ее подателя.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ООО "Востокбурвод" была представлена отсрочка уплаты государственной пошлины, с апеллянта подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 500 руб. на основании статьи 333.21 НК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11 марта 2024 года по делу N А45-32894/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Востокбурвод" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Востокбурвод" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб. по апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
А. П. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-32894/2023
Истец: ООО "Востокбурвод"
Ответчик: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому Федеральному округу
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ, Седьмой арбитражный апелляционный суд