город Воронеж |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А14-17697/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июня 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 июня 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Протасова А.И.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кобозевой Д.Е.,
при участии:
от Логвинова Вадима Дмитриевича: Попова С.Г. - представителя по доверенности от 10.11.2023 N 36 АВ 4206754, сроком на 3 года, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области: Рудаковой А.И. - представителя по доверенности от 09.01.2024 N 05-16/00003, действительна до 31.12.2024, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от акционерного общества "Ветсанутильзавод "Гремяченский": извещено надлежащим образом, представитель не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Логвинова Вадима Дмитриевича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.04.2024 по делу N А14-17697/2023 по заявлению Логвинова Вадима Дмитриевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N12 по Воронежской области о признании недействительными решения о приостановлении государственной регистрации от 14.08.2023, решения N17075А от 04.09.2023 об отказе в государственной регистрации, третье лицо: акционерное общество "Ветсанутильзавод "Гремяченский",
УСТАНОВИЛ:
Логвинов Вадим Дмитриевич (далее - заявитель, Логвинов В.Д.) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области (далее - ответчик, Инспекция) о признании недействительными решения о приостановлении государственной регистрации от 14.08.2023, решения 17075А об отказе в государственной регистрации от 04.09.2023.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 04.04.2024 по делу N А14-17697/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Логвинов В.Д. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, Логвинов В.Д. указывает на отсутствие законных оснований для вынесения решения о приостановлении государственной регистрации от 14.08.2023, поскольку по состоянию на 14.08.2023 у налогового органа имелись все необходимые сведения об отмене обеспечительных мер, принятых определением Арбитражного суда Воронежской области от 23.09.2022 по делу N А14-9334/2022.
При отсутствии законных оснований для приостановления государственной регистрации от 14.08.2023 соответственно решение 17075А об отказе в государственной регистрации от 04.09.2023 также является незаконным.
В отзыве на апелляционную жалобу МИФНС России N 12 по Воронежской области ссылается на законность и обоснованность принятого судебного акта.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители АО "Ветсанутильзавод "Гремяченский", извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения представители АО "Ветсанутильзавод "Гремяченский", апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 07.08.2023 в регистрирующий орган от Логвинова В.Д. поступило заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц по форме N Р13014 в отношении акционерного общества "Ветсанутильзавод "Гремяченский"
Согласно представленному заявлению по форме N Р13014 изменения вносились в ЕГРЮЛ в связи со сменой единоличного исполнительного органа Общества, по причине прекращения полномочий генерального директора Реунковой И.Н. и возложения полномочий на Логвинова В.Д.
На момент обращения Логвинова В.Д. с заявлением по форме N Р13014, в ЕГРЮЛ на основании определения от 23.09.2022 по делу N А14-9334/2022 действовали обеспечительные меры в виде запрета АО "Ветсанутильзавод "Гремяченский" его органам и акционерам, а так же иным лицам, в том числе Логвинову Вадиму Дмитриевичу и Межрайонной ИФНС N 12 по Воронежской области, исполнять решения, принятые на внеочередном общем собрании акционеров АО "Ветсанутильзавод "Гремяченский" от 18.04.2022, оформленные протоколом внеочередного общего собрания акционеров от 18.04.2022.
Также, 11.08.2023 в регистрирующий орган от Реунковой И.Н. поступили возражения заинтересованного лица по форме N Р38001, N 17524А, N 17525А, в которых она указывала, что новое собрание участников общества не проводилось и заявление по форме N Р13014 основано на протоколе внеочередного общего собрания от 18.04.2022, который в настоящее время обжалуется в Арбитражном суде Воронежской области в рамках дела N А14-9334/2022.
11.08.2023 Логвинов В.Д. представил в регистрирующий орган решение Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-9334/2022, с отметкой о вступлении в законную силу 02.06.2023.
14.08.2023 в связи с необходимостью проверки актуальности запретов на регистрационные действия на основании решения Арбитражного суда Воронежской области, руководствуясь подп. 4.4 п. 4 ст. 9 Федерального Закона N 129-ФЗ, регистрирующим органом принято решение N17075А о приостановлении государственной регистрации.
В связи с чем в адрес Арбитражного суда Воронежской области направлен запрос от 17.08.2023 N 05-16/09144 о предоставлении сведений о сохранении запретов на совершение регистрационных действий.
Вместе с тем, 29.08.2023 в адрес МИФНС России N 12 по Воронежской области поступило определение Ленинского районного суда г. Воронежа от 18.08.2023 по делу N 2а-4608/2023 о применении мер предварительной защиты в виде запрета МИФНС России N 12 по Воронежской области совершать регистрационные действия (вносить изменения в ЕГРЮЛ) в отношении АО "Ветсанутильзавод "Гремяченский" ОГРН 1133668026513, до вступления в законную силу итогового судебного акта по настоящему административному делу.
Решением МИФНС России N 12 по Воронежской области от 04.09.2023 N17075А в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, отказано на основании подпунктов "м", "ц" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о запрете на совершение регистрационных действий в отношении указанного юридического лица на основании определения Ленинского районного суда г. Воронежа от 18.08.2023, а также в связи с заполнением заявления по форме NР 13014 разным шрифтом.
Решение МИФНС России N 12 по Воронежской области о приостановлении государственной регистрации от 14.08.2023, а также решение об отказе в государственной регистрации от 04.09.2023 N 17075А были обжалованы заявителем.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области N 15-1-18/28590@ от 10.10.2023 жалобы Логвинова В.Д. оставлены без удовлетворения.
Полагая, что решения регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации от 14.08.2023, а также об отказе в государственной регистрации от 04.09.2023 N 17075А являются незаконными, заявитель обратился в суд с рассмотренным заявлением.
Суд области, принимая во внимание наличие у регистрирующего органа в соответствии с положениями ч. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ права осуществить проверку предоставленных сведений для включения в ЕГРЮЛ, учитывая, что орган, установивший ранее запрет на совершение регистрационных действий, соответствующую информацию об отмене обеспечительных мер, в адрес регистрирующего органа не направил, пришел к выводу об обоснованности решения о приостановлении государственной регистрации, отсутствия нарушения данным приостановлением прав и законных интересов заявителя.
Поскольку в регистрирующий орган поступил новый запрет на совершение регистрационных действий, с учетом положений п.п. м п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, у регистрирующего органа имелись законные основания для отказа в государственной регистрации соответствующий изменений.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препя тствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 для признания решения и действий должностного лица незаконными необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми решением и действием прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В пункте 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ установлено, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр (пункт 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
В пункте 2 статьи 18 Закона N 129-ФЗ определено, что представление документов для регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, внесенными в учредительные документы юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями статьи 9 Закона N 129-ФЗ заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
На основании положений Закона N 129-ФЗ включению в ЕГРЮЛ подлежат только достоверные сведения.
Регистрация недостоверных сведений нарушает интересы Российской Федерации как владельца Государственного реестра юридических лиц, являющегося федеральным информационным ресурсом, а также затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с Обществом, создает возможность создания различного рода схем ухода от налогообложения и получения необоснованной налоговой выгоды и препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля.
В случае если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе, в установленном п. 4.4 ст. 9 данного закона, принять решение о приостановлении государственной регистрации, но не более чем на один месяц.
В силу п. 4.2 ст. 9 рассматриваемого закона проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством, предусмотренных названной нормой положений.
Согласно п. 4.3 ст. 9 упомянутого закона, основания, условия и способы проведения указанных в п. 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Представление полного пакета документов в регистрирующий орган означает, что документы должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в ней информации.
В соответствии с нормами и смыслом ст. 17 и 18 настоящего закона следует, что он предусматривает не только формальное соблюдение требований к представлению документов, но и соответствие этих документов требованиям закона об их содержании.
Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях, установленных пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ. Приведенный в указанной норме перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Как следует из материалов дела, решение от 14.08.2023 о приостановлении государственной регистрации было принято инспекцией в связи наличием у регистрирующего органа сведений о принятых определением Арбитражного суда Воронежской области от 23.09.2022 по делу N А14-9334/2022 обеспечительных мерах в виде запрета АО "Ветсанутильзавод "Гремяченский" его органам и акционерам, а так же иным лицам, в том числе Логвинову Вадиму Дмитриевичу и Межрайонной ИФНС N 12 по Воронежской области, исполнять решения, принятые на внеочередном общем собрании акционеров АО "Ветсанутильзавод "Гремяченский" от 18.04.2022, оформленные протоколом внеочередного общего собрания акционеров от 18.04.2022. Кроме того, в адрес регистрирующего органа судебный акт с отметкой по делу N А14-9334/2022 с отметкой о вступлении в законную силу не поступал.
В соответствии с ч. 4 ст. 97 АПК РФ копия определения об отмене обеспечения искав зависимости от вида принятых мер направляется также в государственные органы, иные органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества или прав на него.
МИФНС России N 12 по Воронежской области в соответствии с положениями ч. 4.2 ст. 9 Закона N129-ФЗ направила запрос в Арбитражный суд Воронежской области от 17.08.2023 N 05-16/09144 о предоставлении сведений о сохранении запретов на совершение регистрационных действий, и решением от 14.08.2023 приостановила государственную регистрацию.
Согласно подпункту "м" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае, если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий.
В силу подпункту "ц" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается также в случае представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 29.08.2023 в МИФНС России N 12 по Воронежской области поступило определение Ленинского районного суда г. Воронежа от 18.08.2023 по делу N 2а-4608/2023 о применении мер предварительной защиты.
Согласно вышеуказанному определению судом приняты обеспечительные меры в виде запрета МИФНС России N 12 по Воронежской области совершать регистрационные действия (вносить изменения в ЕГРЮЛ) в отношении АО "Ветсанутильзавод "Гремяченский" ОГРН 1133668026513, до вступления в законную силу итогового судебного акта по настоящему административному делу.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации от 04.09.2023 N 17075А в распоряжении регистрирующего органа имелось определение Ленинского районного суда г. Воронежа от 18.08.2023 по делу N 2а-4608/2023 о применении мер предварительной защиты.
Как видно из представленных в материалы дела доказательств, обеспечительные меры, установленные определением Ленинского районного суда г. Воронежа от 18.08.2023 по делу N 2а-4608/2023 на момент вынесения оспариваемого решения действовали и были отменены лишь определением Воронежского областного суда от 10.10.2023 по делу N 2а-4608/2023.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что поскольку предъявление любого иска обусловлено мотивом восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, избранный Логвиновым В.Д. способ защиты права в виде оспаривания решения налогового органа о приостановлении государственной регистрации в настоящее время к восстановлению прав не приведет, так как не могут быть устранены нарушения прав общества путем признания незаконным решения о приостановлении государственной регистрации при наличии состоявшегося законного отказа в такой регистрации.
Ввиду изложенного, судом области правомерно заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Кроме того, арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что 23.01.2024 в ЕГРЮЛ внесена запись N 2243600028990 о заявителе как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени акционерного общества "Ветсанутильзавод "Гремяченский".
Таким образом, решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.04.2024 по делу N А14-17697/2023 надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 150 руб. на основании чека-ордера от 23.04.2024 подлежит возврату из федерального бюджета Логвинову Вадиму Дмитриевичу.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.04.2024 по делу N А14-17697/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Логвинова Вадима Дмитриевича - без удовлетворения.
Возвратить Логвинову Вадиму Дмитриевичу из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину на основании чека-ордера от 23.04.2024 в размере 150 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-17697/2023
Истец: Логвинов Вадим Дмитриевич
Ответчик: МИФНС России N 12 по Воронежской области
Третье лицо: ООО "Мясокомбинат Богдановский"