г. Челябинск |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А07-41213/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гаражи" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.02.2024 по делу N А07-41213/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Гаражи" - Садретдинова Т.С. (доверенность от 19.03.2024, диплом),
Хабаровской таможни - Небутова А.М. (доверенность от 22.03.2024, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Гаражи" (далее - заявитель, общество "Гаражи") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, инспекция, Гостехнадзор) от 17.11.2023 в выдаче паспорта самоходной машины, регистрации и выдаче свидетельства о регистрации, государственных регистрационных знаков на фронтальный погрузчик XCMG LW300FN, сертификат соответствия - ЕАЭС N RU Д-CN.ЦCO1.В.01524 от 05 июня 2017 г., заводской номер машины, идентификационный номер машины (V1N или PIN) - XUG0300FVHCB04923, модель, номер двигателя - YC6B125-T21, BB6GAH30111, цвет - желто-черный; обязать Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан зарегистрировать, поставить на учет, выдать паспорт самоходной машины, свидетельство о регистрации и государственные регистрационные знаки на погрузчик XCMG LW300FN, сертификат соответствия - ЕАЭС N RU Д-CN.ЦCO1.В.01524 от 05 июня 2017 г., заводской номер машины, идентификационный номер машины (V1N или PIN) - XUG0300FVHCB04923, модель, номер двигателя - YC6B125-T21, BB6GAH30111, цвет - желто-черный, принадлежащий ООО "Гаражи".
Судом первой инстанции привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная таможенная служба Дальневосточное таможенное управление Хабаровская таможня (далее - таможня), ООО "ТД "Спецавтотехника".
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано.
ООО "Гаражи", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что сам по себе факт подделки паспорта самоходной машины, являющийся основанием для отказа в регистрации самоходной машины либо ее аннулирования, не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета самоходной машины при условии установления ее соответствия требованиям безопасности дорожного движения. Фронтальный погрузчик приобретен обществом законно, поставлен на учет, паспорт самоходной машины получен, утилизационный сбор уплачен, а техника эксплуатируется обществом с 2017 года.
В представленных отзывах заинтересованное лицо, таможня ссылались на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из заявления общества, 20.09.2017 на основании договора поставки N 20/09/2017 ООО "Гаражи" приобрело у ООО "ТД "Спецавтотехника" фронтальный погрузчик XCMG LW300FN, сертификат соответствия - ЕАЭС N RU Д-CN.ЦCO1.В.01524 от 05 июня 2017 г., заводской номер машины, идентификационный номер машины (V1N или PIN) - XUG0300FVHCB04923, модель, номер двигателя - YC6B125-T21, BB6GAH30111, цвет - желто-черный.
Заявитель указывает, что обязательства по договору были исполнены надлежащим образом обеими сторонами - продавец по акту приема-передачи передал технику, покупатель оплатил технику. Правомерность заключения данного договора поставки сторонами не оспаривалась. Вместе с приобретенным погрузчиком продавец передал покупателю паспорт самоходной машины (ПСМ) RU ТК 014997 с отметкой об уплате утилизационного сбора.
08.11.2017 погрузчик поставлен на учет в Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан по г. Стерлитамак, соответствующая отметка была проставлена в ПСМ, выдано свидетельство о регистрации СЕ 448130.
01.07.2022 заместителем начальника Государственной инспекции по надзору техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан И.М. Шакировым в адрес общества "Гаражи" направлено уведомление об отмене государственной регистрации фронтального погрузчика марки XCMG LW300FN, 2017 года выпуска, заводской номер XUG0300FVHCB04923, паспорт самоходной машины N RU ТК 014997, зарегистрированным за ООО "Гаражи", основанием для принятия данного решения послужило письмо Хабаровской таможни.
С целью выяснения причин, послуживших для отмены регистрации поднадзорной техники, заявитель в 2022 - 2023 гг. обратился в Хабаровскую таможню, Благовещенский таможенный пост, Благовещенскую транспортную прокуратуру, Восточно-Сибирскую транспортную прокуратуру, Хабаровскую транспортную прокуратуру.
Из ответа Хабаровской прокуратуры от 07.09.2023 следует, что фронтальный погрузчик XCMG LW300FN, идентификационный номер XUG0300FVHCB04923 оформлен Благовещенским таможенным постом Благовещенской таможни по декларации на товары N 110704050/061017/0006123 без уплаты утилизационного сбора. Паспорт самоходной машины с номером RU ТК 014997 оформлен и выдан на иную самоходную машину с другим идентификационным номером. При этом ни Благовещенской, ни Хабаровской таможнями паспорт самоходной машины на фронтальный погрузчик XCMG LW300FN, идентификационный номер XUG0300FVHCB04923, не выдавался. 24.12.2019 решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-13976/2019 удовлетворены требования Самарской таможни, с ООО "ОРЕНТЕХ" взыскана сумма неуплаченного утилизационного сбора в размере 10 065 000 рублей, в том числе в размере 600 000 рублей в отношении фронтального погрузчика задекларированного по ДТ N 110704050/061017/0006123 (т.1, л.д.22-23).
Ссылаясь, что решением Коллегии Евразийской экономической комиссии 22 сентября 2015 г. N 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" Федеральная таможенная служба, как уполномоченный орган, осуществляющий оформление ПСМ в Единый реестр не включена, заявитель обратился с заявлением о регистрации погрузчика и выдаче ПСМ в Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан.
07.04.2023 заместителем начальника Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан И.Р. Фатиховым отказано в выдаче документов и рекомендовано обратиться в одну из уполномоченных организаций, согласно списку, размещенному на официальном сайте Системы электронных паспортов.
После отказа ООО "ДМЛогист" (уполномоченной организацией из списка размещенного на официальном сайте Минпромторга России) в выдаче электронного ПСМ на погрузчик заявитель повторно обратился в Гостехнадзор.
17.11.2023 заместителем начальника инспекции И.Р. Фатиховым вновь был выдан отказ в оформлении документов на фронтальный погрузчик и постановке его на регистрационный учет. Основанием отказа в совершении регистрационных действий послужило то, что паспорт самоходной маши RU ТК 014997 оформлен и выдан Благовещенской таможней на другую самоходную машину с иными идентификационными номерами, поэтому государственная регистрация погрузчика фронтального марки XCMG LW300FN, заводской номер XUG0300FVHCB04923 с оформлением электронного паспорта самоходной машины в органе Гостехнадзора на основании предъявляемого паспорта RU ТК 014997 невозможно (т.1, л.д.24).
Несогласие с указанным отказом инспекции, явилось основанием для обращения общества в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в настоящий момент по паспорту самоходной машины RU ТК 014997 зарегистрирован асфальтоукладчик марки XCMG RP603L, 2017 года выпуска, заводской номер XUG0603LJHJR00134, что исключает возможность регистрации фронтального марки XCMG LW300FN, заводской номер XUG0300FVHCB04923 на основании паспорту самоходной машины RU ТК 014997, а также учитывая, что оформление электронных паспортов самоходных машин (далее - ЭПСМ) осуществляется уполномоченными организациями, включенными в единый реестр уполномоченных организаций Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а органы гостехнадзора оформляют ЭПСМ взамен паспортов техники, предъявляемых заявителем при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации техники и в отношении техники, состоящей на государственном учете, то отказ заинтересованного лица от 17.11.2023 является правомерным, а требования ООО "Гаражи" являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Заслушав объяснения представителей заявителя и Хабаровской таможни, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 02.07.2021 N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники" (далее - Закон N 297-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы деятельности в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, в том числе деятельности, связанной с допуском к эксплуатации самоходных машин и других видов техники, запрещением эксплуатации такой техники, государственной регистрацией и государственным учетом самоходных машин и других видов техники, техническим осмотром такой техники и региональным государственным контролем (надзором) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 297-ФЗ государственная регистрация самоходных машин и других видов техники осуществляется в целях их государственного учета и допуска их к эксплуатации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Государственную регистрацию самоходных машин и других видов техники осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники (часть 2 статьи 7 Закона N 297-ФЗ).
Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 297-ФЗ).
По результатам государственной регистрации самоходной машины и других видов техники выдается свидетельство о государственной регистрации самоходной машины и других видов техники, а также государственный регистрационный знак. Форма указанного свидетельства устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Закона N 297-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 297-ФЗ государственный учет самоходных машин и других видов техники, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.
Государственному учету в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, подлежат:
1) самоходные машины и другие виды техники, на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники) (пункт 1 части 2 статьи 8 Закона N 297-ФЗ)
В соответствии с часть 1 статьи 9 Закона N 297-ФЗ паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются и выдаются (электронные паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются) в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Следовательно, государственная регистрация самоходных машин и других видов техники осуществляется в целях их государственного учета и допуска их к эксплуатации, по результатам которой выдается свидетельство о государственной регистрации и государственный регистрационный знак, при этом государственный учет самоходных машин и других видов техники, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям и на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники, является обязательным.
При этом паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются и выдаются (электронные паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются) в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1507 "Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники" (далее - Правила N 1507).
Государственная регистрация самоходных машин и прицепов к ним (далее - техника) осуществляется в целях их государственного учета и допуска к эксплуатации, владелец техники обязан зарегистрировать ее или изменить регистрационные данные в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники (далее - органы Гостехнадзора) (пункты 2, 5 Правил N 1507).
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.04.2013 N 110 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан" республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе их использования является Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 1507 государственная регистрация техники совершается на основании заявления владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники.
Для государственной регистрации техники представляются следующие документы:
заявление по форме согласно приложению N 1 или 2;
документ, удостоверяющий личность владельца техники или его представителя (предъявляется при подаче заявления), кроме случаев подачи заявления в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящих Правил;
документ, подтверждающий полномочия представителя владельца техники, в случае, если документы подаются представителем;
документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание владения и пользования техникой или основными компонентами;
паспорт техники с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации или выписка из электронного паспорта техники (может быть представлена по инициативе заявителя) со статусом "действующий" в автоматизированной системе "Системы электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" (далее - автоматизированная система системы электронных паспортов техники), оформленного в соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15.08.2014 (далее - электронный паспорт техники);
копия действующего документа об оценке соответствия техники требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823, и (или) технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 60 (далее - документ об оценке соответствия техники) (может быть представлена по инициативе заявителя);
страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (может быть представлен по инициативе заявителя);
документ, идентифицирующий технику как временно ввезенную, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
квитанция (платежное поручение) об уплате государственной пошлины (может быть представлена по инициативе заявителя);
свидетельство (акт) об утилизации, подтверждающее факт уничтожения техники (в случае снятия техники с государственного учета после утилизации).
В соответствии с положениями пункта 58 Правил N 1507 основаниями для отказа в государственной регистрации техники и внесении изменений в регистрационные данные являются:
обращение с заявлением о государственной регистрации техники, которая не подлежит государственной регистрации в соответствии с настоящими Правилами;
отсутствие документов или сведений, наличие которых является обязательным в соответствии с настоящими Правилами;
несоответствие представленных документов требованиям, установленным нормативными правовыми актами или нормативно-техническими документами;
представление документов, срок действия которых истек;
наличие в представленных (полученных) документах (сведениях) противоречивой либо недостоверной информации;
наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
наличие в системе учета сведений о государственной регистрации техники, которая не снята с государственного учета (при обращении с заявлением о государственной регистрации техники);
отсутствие в паспорте техники отметки об уплате утилизационного сбора или отметки об основании неуплаты утилизационного сбора, предусмотренных законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, когда требование об уплате утилизационного сбора в отношении вида и категории техники не предусмотрено);
отсутствие в электронном паспорте техники со статусом "действующий" сведений об уплате утилизационного сбора в Российской Федерации или об основании неуплаты утилизационного сбора;
наличие сведений о нахождении техники и (или) основного компонента техники либо представленных документов в розыске;
отсутствие возможности идентификации техники вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки техники и (или) основного компонента техники.
При этом пунктом 19 Правил N 1507 (в редакции от 27.11.2021) установлено, что при обнаружении признаков подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, изменения или уничтожения маркировки, нанесенной на технику организациями-изготовителями, а также при наличии сведений о нахождении техники или основных компонентов техники (двигатель, основной ведущий мост (мосты), рама, коробка передач) в розыске либо нахождении представленных документов в числе похищенных орган гостехнадзора осуществляет их проверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В этих случаях государственная регистрация техники (внесение изменений в регистрационные данные, снятие техники с учета) производится по результатам проведения проверки или оформляется отказ в государственной регистрации техники.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 24.01.2022 инспекцией издан приказ N 8 "Об отмене регистрации поднадзорной техники", в соответствии с которым отменена регистрация на погрузчик фронтальный XCMG LW300FN, 2017 года выпуска, заводской номер XUG0300FVHCB04923, ПСМ RU ТК 014997, дата выдачи 06.10.2017, государственный регистрационный знак 9838МС02, владелец ООО "Гаражи" (т.1, л.д.13).
21.10.2021 инспекцией направлен запрос N 10940-05 в адрес Дальневосточного таможенного управления о подтверждении выдачи паспортов самоходных машин, в том числе на погрузчик фронтальный XCMG LW300FN, 2017 года выпуска, заводской номер XUG0300FVHCB04923 по ПСМ RU ТК 014997 (т.1, л.д. 33).
Согласно ответу Хабаровской таможни от 11.11.2021 ПСМ RU ТК 014997 оформлен на другую самоходную машину, а именно: асфальтоукладчик марки XCMG RP603L, 2017 года выпуска, заводской номер XUG0603LJHJR00134 (т.1, л.д. 34).
Кроме того, асфальтоукладчик марки XCMG RP603L, 2017 года выпуска, заводской номер XUG0603LJHJR00134 на основании паспорта самоходной машины RU ТК 014997, выданного Благовещенской таможней 30.05.2017, зарегистрирован в Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, аттракционов Приморского края 20.12.2017, что подтверждается ответом Государственной инспекции Гостехнадзора Приморского края на запрос N 66/5355 от 13.06.2023 г. (т.1, л.д. 35-36).
Таким образом, отмена государственной регистрации спорной техники была произведена инспекцией ввиду установления обстоятельств, связанных с наличием недостоверных сведений в ПСМ RU ТК 014997, оформленного и предъявленного для государственной регистрации другой самоходной машины.
Общество полагает, что именно заинтересованное лицо является уполномоченным органом, которое обязано провести государственную регистрацию и выдать паспорт самоходной машины на спорную технику.
В соответствии с часть 1 статьи 9 Закона N 297-ФЗ паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются и выдаются (электронные паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются) в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 122 утвержден Порядок функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники (далее - Порядок N 122).
Согласно подпункту "в" пункта 3 Порядка N 122 электронные паспорта оформляются в системах электронных паспортов на принадлежащие юридическим и физическим лицам государств-членов, юридическим и физическим лицам государств, не являющихся членами Союза, а также физическим лицам без гражданства, в том числе, на самоходные машины и другие виды техники (далее - машины), подлежащие государственной регистрации.
Согласно пункту 5 Порядка N 122 электронные паспорта оформляются в системах электронных паспортов Электронные паспорта оформляются в системах электронных паспортов:
а) организацией-изготовителем - в отношении транспортных средств (шасси, машин), изготовленных этой организацией-изготовителем с даты начала применения электронных паспортов;
б) уполномоченным органом (организацией) - в отношении:
единичных транспортных средств;
транспортных средств (шасси, машин), ввозимых на таможенную территорию Союза физическим или юридическим лицом на срок более 12 месяцев подряд;
транспортных средств (шасси, машин), обращенных в собственность государства-члена в порядке, установленном законодательством государства-члена;
транспортных средств (шасси, машин), ввозимых на таможенную территорию Союза, на которые обращено взыскание;
транспортных средств (шасси, машин), изготовленных на таможенной территории Союза организацией-изготовителем, не включенной в единый реестр, - в случаях, установленных законодательством государства-члена;
транспортных средств (шасси, машин), выпущенных в обращение до даты начала применения электронных паспортов.
Следовательно, паспорт самоходной машины может оформить только уполномоченный орган либо организация в порядке, установленном решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 122.
Также установлено, что заявитель обращался за оформлением электронного паспорта самоходной машины в ООО "ДМЛогист" (уполномоченная организация из списка, размещенного на официальном сайте Минпромторга РФ), которая в выдаче ЭПСМ на спорную технику отказала, при этом отказ ООО "ДМЛогист" заявителем в материалы дела не представлен.
В пункте 16 Правил N 1507 определены случаи, когда орган гостехнадзора по заявлению владельца техники оформляет электронный паспорт техники:
взамен паспортов техники, предъявляемых заявителем при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации техники;
в отношении техники, состоящей на государственном учете.
Между тем, судом установлено, что паспорт на самоходную машину RU ТК 014997 оформлен на другую самоходную машину, а именно: асфальтоукладчик марки XCMG RP603L, 2017 года выпуска, заводской номер XUG0603LJHJR00134, в связи с чем заинтересованное лицо не могло взамен указанного паспорта оформить электронный паспорт на спорный погрузчик, кроме того, государственная регистрация на спорный погрузчик отменена приказом заинтересованного лица от 24.01.2022 N 8 по вышеуказанному основанию.
На основании изложенного, заинтересованное лицо правомерно отказало ООО "Гаражи" в оформлении электронного паспорта на самоходную машину - погрузчик фронтальный XCMG LW300FN, 2017 года выпуска, заводской номер XUG0300FVHCB04923.
Апеллянт, ссылаясь на правовые подходы, изложенные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 22.04.2011 N 5-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (далее - Постановление N 5-П), полагает, что инспекция должна осуществить государственную регистрацию спорной техники и государственный учет с выдачей электронного паспорта на самоходную машину, свидетельства о регистрации и государственного регистрационного знака.
Так, в абзацах 3 и 4 пункта 4 Постановления N 5-П указано на то, что "выявление нарушений в оформлении паспорта транспортного средства не может являться безусловным основанием для лишения собственника правомочий по пользованию и распоряжению своим имуществом в соответствии с его предназначением, - иное вопреки предписаниям статей 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации означало бы несоразмерное ограничение права собственности, не обусловленное конституционно значимыми целями. Следовательно, сам по себе факт подделки паспорта транспортного средства, будучи основанием для отказа в регистрации транспортного средства либо ее аннулирования в соответствии с пунктами 3 и 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства - при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения (процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств"). Кроме того, в случае устранения установленных правоохранительным органом причин, явившихся основанием для аннулирования регистрационного действия, восстановление регистрационного учета производится в соответствии с решением указанного органа с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства; в иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений (пункт 51 Правил регистрации). Соответственно, в случае обжалования собственником транспортного средства действий органов и должностных лиц, осуществляющих регистрацию транспортных средств, суд, принимая решение по делу, не вправе исходить из одного лишь факта подделки паспорта транспортного средства, совершенной иным лицом, - без установления и оценки по общим правилам доказывания, предусмотренным главой 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и главой 7 АПК РФ, всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела".
Правовые подходы, изложенные в указанном постановлении применимы и к государственной регистрации самоходных машин, из содержания постановления следует, что восстановление регистрационного учета транспортного средства в административном или судебном порядке возможно лишь при условии установления соответствия транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 297-ФЗ техническое состояние самоходных машин и других видов техники должно обеспечивать их безопасную эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 1507 для государственной регистрации техники представляется, в том числе копия действующего документа об оценке соответствия техники требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823, и (или) технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 60 (далее - документ об оценке соответствия техники) (может быть представлена по инициативе заявителя).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (вместе с "ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности машин и оборудования").
Согласно пункту 1 статьи 7 ТР ТС 010/2011 машины и (или) оборудование, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, подлежат оценке соответствия требованиям настоящего технического регламента.
В силу пунктов 2, 3 статьи 8 ТР ТС 010/2011 подтверждение соответствия машин и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме:
сертификации аккредитованным органом по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) (далее - орган по сертификации), включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;
декларирования соответствия на основании собственных доказательств и (или) полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее - аккредитованная испытательная лаборатория (центр)).
Сертификация проводится в отношении машин и (или) оборудования, включенных в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" в форме сертификации, приведенный в приложении N 3.
Согласно приложению N 3 к Техническому регламенту ТР ТС 010/2011 к объектам, подлежащим обязательному подтверждению соответствия, относятся:
- автопогрузчики (п. 27).
Таким образом, спорный погрузчик для оборота на территории Российской Федерации должен пройти обязательную процедуру проверки соответствия требованиям, установленным в указанном Техническом регламенте.
Между тем из материалов дела не следует, что такая процедура в отношении погрузчика фронтального XCMG LW300FN, 2017 года выпуска, заводской номер XUG0300FVHCB04923, пройдена была, поскольку соответствующий сертификат не представлен, а сертификат соответствия - ЕАЭС N RU Д-CN.ЦCO1.В.01524 от 05 июня 2017 г., ссылка на который имеется в паспорте на самоходную машину RU ТК 014997, оформленному на другую самоходную машину, не относится к спорному погрузчику.
Таким образом, ООО "Гаражи" не представлены документ об оценке соответствия спорной техники, что исключает возможность вывода о его безопасной эксплуатации в целях проведения государственной регистрации.
Также пунктом 6 Правил N 1507 определено, что среди предоставляемых документов для государственной регистрации самоходной машины необходимо представлять паспорт техники с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 7 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и решению Коллегии ЕАЭС от 18.08.2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники" за каждую самоходную машину, ввозимую в Российскую Федерацию, уплачивается утилизационный сбор, паспорт на самоходную машину выдается после уплаты утилизационного сбора.
Из ответа Хабаровской прокуратуры от 07.09.2023 следует, что фронтальный погрузчик XCMG LW300FN, идентификационный номер XUG0300FVHCB04923, оформлен Благовещенским таможенным постом Благовещенской таможни по декларации на товары N 110704050/061017/0006123 без уплаты утилизационного сбора.
24.12.2019 решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-13976/2019 удовлетворены требования Самарской таможни, с ООО "ОРЕНТЕХ" взыскана сумма неуплаченного утилизационного сбора в размере 10 065 000 рублей, в том числе в размере 600 000 рублей в отношении фронтального погрузчика задекларированного по ДТ N 110704050/061017/0006123.
04.02.2020 Арбитражным судом Оренбургской области по делу N А47-13976/2019 выдан исполнительный лист о взыскании с ООО "ОРЕНТЕХ" (ОГРН 1165658061458) утилизационного сбора в размере 10 065 000 рублей, в том числе в размере 600 000 рублей в отношении фронтального погрузчика задекларированного по ДТ N 110704050/061017/0006123.
28.06.2023 ООО "ОРЕНТЕХ" (ОГРН 1165658061458) прекращено и исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в связи наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности, что установлено судом из общедоступных сведений ЕГРЮЛ.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют сведения о взыскании с ООО "ОРЕНТЕХ" утилизационного сбора в размере 600 000 рублей за погрузчик фронтальный XCMG LW300FN, 2017 года выпуска, заводской номер XUG0300FVHCB04923, задекларированного по декларации на товары N 110704050/061017/0006123, что также препятствует государственной регистрации спорной техники.
В отсутствие документа об оценке соответствия погрузчика фронтального XCMG LW300FN, 2017 года выпуска, заводской номер XUG0300FVHCB04923, подтверждающего техническое состояние, обеспечивающее его безопасную эксплуатацию, а также доказательств уплаты утилизационного сбора основания для государственной регистрации и государственного учета спорной техники с выдачей соответствующих документов отсутствуют.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.02.2024 по делу N А07-41213/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гаражи" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Гаражи" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 19.03.2024 N 139 государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-41213/2023
Истец: ООО "ГАРАЖИ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО НАДЗОРУ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ САМОХОДНЫХ МАШИН И ДРУГИХ ВИДОВ ТЕХНИКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Арбитражный суд Хабаровского края, ООО "ТД "СПЕЦАВТОТЕХНИКА", ФТС Дальневосточное таможенное управление Хабаровская таможня