г. Санкт-Петербург |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А56-105121/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4354/2024) АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2024 по делу N А56-105121/2023, принятое
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Ленинградская область"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Газпром газораспределение Ленинградская область" (далее - Общество, Организация) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - УФАС, Управление, административный орган) от 17.10.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2585/2023 (далее - Постановление), которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 09.01.2024, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявления Обществу отказано. Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 29.01.2024.
Не согласившись с вынесенным решением, Обществом подана апелляционная жалоба, в которой АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16.03.2022 между АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" и Цимбал М.А. заключен договор N 941-05034-22 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации в отношении домовладения, расположенного на земельном участке по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский рн, п. Пудость, проезд Пассадский, д. 2, соор. 5, кадастровый номер 47:23:0202001:3423.
Согласно пункту 3 договора срок осуществления комплекса мероприятий по подключению домовладения и пуску газа - 31.12.2022.
На момент поступления заявления в Ленинградское УФАС России мероприятия по технологическому присоединению АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" не выполнены.
УФАС в действиях АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" усмотрело нарушение пункта 122 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547; далее - Правила подключения, Правила N 1547).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении и вынесения спорного постановления, не согласившись с которым Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 29.01.2024 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с абзацами 7, 12 пункта 122 Правил подключения срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) может быть продлен не более чем на 200 дней - в случае пересечения сети газораспределения с автомобильными дорогами регионального или федерального значения, железными дорогами, водными преградами, прокладки газопровода на территории земель лесного фонда или необходимости вырубки зеленых насаждений и (или) прокладки газопровода протяженностью более 30 метров бестраншейным способом, и (или) по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых территорий, и (или) в границах зон охраны памятников историко-культурного наследия.
Согласно абзацу 13 пункта 122 Правил срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) продлевается не более чем на 70 дней (200 дней - для случаев, для которых настоящим пунктом предусмотрено продление срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) на 200 дней).
Абзацем 14 пункта 122 Правил подключения определено, что в случае если указанные в абзацах восьмом - двенадцатом настоящего пункта обстоятельства стали известны при разработке проектной документации на сеть газораспределения, подписывается дополнительное соглашение к договору в рамках догазификации об изменении срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению).
Из материалов дела следует, что при разработке проектной документации объекта была выявлена необходимость пересечения внутриквартального проезда. На основании технико-экономических расчетов пересечение проезда запроектировано методом горизонтального направленного бурения протяженностью 32 метра.
В данном случае подлежат применению положения абзаца 14 пункта 122 Правил подключения, предусматривающие заключение дополнительного соглашения, поскольку в данном случае возникли обстоятельства, указанные в абзаце 12 пункта 122 Правил подключения.
Таким образом, Общество должно было заключить дополнительное соглашение к договору в рамках догазификации об изменении срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению).
Из материалов дела следует, что 29.09.2022 в личном кабинете заявителя размещено дополнительное соглашение к Договору о продлении срока выполнения мероприятий до 19.07.2023.
19.05.2023 в личном кабинете заявителя размещено новое дополнительное соглашение к Договору о продлении срока выполнения мероприятий до 02.10.2023.
Согласно положениям абзаца 12 пункта 122 Правил присоединения срок выполнения мероприятий по Договору не может быть продлен более чем на 200 дней (то есть до 19.07.2023), однако Общество, в нарушение указанных положений продлило срок мероприятий по Договору до 02.10.2023.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в Договоре указаны реквизиты заявителя, в том числе адрес его регистрации, а также адрес электронной почты.
Заявителем по Договору в адрес Общества неоднократно направлялись заявления по вопросу исполнения Договора (от 20.10.2022 - зарегистрирован Обществом 24.10.2022 N 10473, от 06.07.2023 - зарегистрирован Обществом 10.07.2023 N 8543, от 02.08.2023 - зарегистрирован Обществом 08.08.2023 N 10209), в которых указан почтовый адрес, соответствующий указанному в Договоре. Просьб о направлении ответов на иные адреса, не указанные в Договоре, в заявлениях не содержится.
Однако из представленных АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" документов следует, что уведомления от 14.07.2023, 17.08.2023, 29.09.2023, 10.10.2023 с просьбой обеспечить доступ к объекту капитального строительства и газоиспользующему оборудованию направлены Обществом на адрес электронной почты, не указанный заявителем в Договоре.
Доказательств направления соответствующих уведомлений заявителю по указанным в Договоре адресам или в личном кабинете заявителя в материалы дела не представлено.
Кроме того, первое уведомление об обеспечении доступа Общество направило Заявителю 14.07.2023, то есть за пределами установленного Договором срока, а также после составления акта о не допуске на территорию земельного участка и жилое помещение (частное домовладение) от 03.07.2023.
В этой связи названные уведомления обоснованно не приняты судом первой инстанции во внимание, равно как и акт о не допуске на территорию земельного участка и жилое помещение (частное домовладение) от 03.07.2023.
Также в материалы дела представлен акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 19.07.2023, из которого следует, что строительно-монтажные работы по объекту "Наружный газопровод до границ земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, п. Пудость, проезд Пассадский, д. 2, coop. 5" выполнены в полном объеме за пределами установленного Договором срока.
При этом в материалы дела представлено письмо АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" от 16.08.2023 N 22/12535, в котором Общество сообщило, что комплекс строительно-монтажных работ по объекту Заявителя выполняет подрядная организация. Договоры на техническое обслуживание газоиспользующего оборудования и поставку газа можно будет заключить после завершения строительно-монтажных работ по объекту. Плановый срок реализации мероприятий по объекту согласно утвержденному плану-графику догазификации - сентябрь 2023 года.
Из указанного письма следует, что по состоянию на 16.08.2023 строительно-монтажные работы по объекту Заявителя еще не завершены.
Ссылка Общества на постановление Правительства Ленинградской области от 07.08.2023 N 548, которым сроки газификации перенесены на октябрь 2023 года, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку указанное постановление издано уже после заключения спорного Договора и истечения сроков выполнения предусмотренных договором мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом Правил N 1547 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлены.
Таким образом, вина Общества установлена судом и Управлением и подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, апелляционным судом не установлено.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
В рассматриваемом случае административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей назначено административным органом в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В данном случае судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 29.01.2024 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 января 2024 года по делу N А56-105121/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Ленинградская область" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-105121/2023
Истец: АО "Газпром газораспределение Ленинградская область"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области