г. Ессентуки |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А63-19286/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.06.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Сомова Е.Г., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., в режиме веб-конференции, при участии представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Александровская районная больница" (ИНН 2601002398, ОГРН 1022600508919) - Колесников Владимир Владимирович (удостоверение N 3800, доверенность N 2 от 25.09.2023), в отсутствие представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края (ИНН 2634033112, ОГРН 1022601932935) надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.03.2024 по делу N А63-19286/2023,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Александровская районная больница" (далее - Лечебное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительным акта комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 25.08.202023, принятого Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ставропольского края (далее - Фонд) в части требования в размере 1396381,99р; установить сумму денежных средств, подлежащую возврату в бюджет в размере 275215,69р; признать необоснованной сумму штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет Фонда в размере 868135,87р (с учетом уточнений).
Решением суда от 05.03.2024 заявленные требования Лечебного учреждения удовлетворены, признан недействительным акт комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 25.08.2023 в части требования о перечислении Лечебным учреждением в бюджет Фонда сумм, использованных не целевому назначению, в размере превышающем 275215,68р, а также сумм штрафа, в размере, превышающем 2752,16р. Суд обязал Фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в порядке, установленном Законом об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации. Распределены судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Фонд обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. Судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Не учтено, что возмещению за счет средств ОМС подлежат расходы, возникшие в процессе оказания медицинской помощи в рамках ОМС.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Фонда поступили дополнительные письменные пояснения к апелляционной жалобе.
От Лечебного учреждения поступил отзыв и пояснения к апелляционной жалобе Фонда, просит решение суда оставить без изменения. Суд первой инстанции принял решение в строгом соответствии с законодательством РФ и действующими нормативно-правовыми актами, касающихся акта Фонда от 25.08.2023. Указывает на допущенную судом первой инстанции опечатку в указании суммы штрафа.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Фонда.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе и письменных дополнениях к ней.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, заслушав пояснения представителя Лечебного учреждения, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной Фондом комплексной проверки в отношении Лечебного учреждения установлено, что в нарушение Федерального закона N 326-ФЗ, Территориальной программы ОМС, тарифного соглашения, а также условий заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, Лечебным учреждением средства ОМС использованы не по целевому назначению, в общей сумме 1671597,68р. Фондом составлен акт комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования Лечебным учреждением, в котором зафиксированы выявленные нарушения законодательства, учреждению предложено перечислить в бюджет использованные не по целевому назначению денежные средства, уплатить штраф в размере 868135,57р, а также выполнить ряд указаний.
Не согласившись с выводами Фонда в части требования о возврате сумм, использованных не по целевому назначению, Лечебное учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Признавая недействительным требование Фонда в части обязанности Лечебного учреждения перечислить в бюджет Фонда суммы, использованные не по целевому назначению, в размере превышающем 275215,68р, и уплатить штраф в размере 10% от указанной суммы, суд первой инстанции, пришел к выводу, что указанные средства могут быть включены в затраты, осуществляемые за счет средств ОМС.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации - нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", под нецелевым использованием бюджетных средств признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с разделом IV территориальной программы ОМС, являющейся составной частью Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 30.12.2020 N 750-п и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 30.12.2021 N 713-п (далее - территориальная программа ОМС), тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются тарифным соглашением и включают, в том числе, расходы по оплате услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, работ, услуг, связанных с содержанием имущества, за исключением капитального ремонта объектов капитального строительства и реставрации нефинансовых активов, прочие расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, за исключением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, геологоразведочных работ, услуг по типовому проектированию, проектных, изыскательских и иных видов работ, связанных с работами по проектированию, строительству или контролю за реконструкцией, строительством, ремонтом объектов капитального строительства, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций Ставропольского края, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы по увеличению стоимости материальных запасов, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации Ставропольского края, но не потребляемых непосредственно в процессе оказания медицинской помощи, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100000р рублей за единицу, по территориальной программе на 2022 год также допускается приобретение основных средств (медицинских изделий, используемых для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований) стоимостью до 1000000р при отсутствии у медицинской организации Ставропольского края не погашенной в течение 3 месяцев кредиторской задолженности за счет средств ОМС.
В соответствии с пунктом 3.1.3 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ставропольского края действовавшего в 2021 - 2022 годы, в состав компенсируемых за счет средств ОМС затрат на оказание медицинской помощи, кроме того, включаются необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации следующие хозяйственные расходы на приобретение материальных запасов, расходы на организацию питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, расходы на оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу, а в 2022 году также допускается приобретение основных средств (медицинских изделий, используемых для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований) стоимостью до 1000000р при отсутствии у медицинской организации Ставропольского края не погашенной в течение 3 месяцев кредиторской задолженности за счет средств ОМС.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ и подпунктом 12 пункта 9, подпунктом 19 пункта 10 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 24.05.2011 N 194-п (далее - Положение N 194-п), Фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере ОМС на территории Ставропольского края, в том числе проводит проверки и ревизии. Контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями осуществляется ТФОМС СК в порядке, установленном приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н "Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями".
В качестве нецелевого использования средств ОМС Лечебному учреждению Фондом вменено перечисление по договору N 744024-21 STV от 12.05.2021 на выполнение работ по устройству лотка в полу и оштукатуривание стен рентгенозащитным раствором.
Из материалов дела следует, что 12.05.2021 между Лечебным учреждением и ИП Шапетин Сергей Федорович заключен договор N 744024-21 STV на выполнение работ по устройству лотка в полу и оштукатуривание стен рентгенозащитным раствором, стоимость работ - 509989,65р. По условиям договора подрядчик обязуется выполнить работы по устройству лотка в полу и оштукатуривание стен рентгенозащитным раствором. Срок выполнения работ до 15.05.2021. Оплата произведена в полном объеме из средств ОМС, что подтверждено платежным поручением от 28.05.2021 N 1939. В соответствии с локально-сметным расчетом (сметой) подрядчиком проведены следующие работы: демонтаж дверных коробок, снятие дверных полотен, наличников, демонтаж оконных коробок в каменных стенах с отбивкой штукатурки в откосах, снятие оконных переплетов, подоконных досок, разборка покрытий полов, разборка горизонтальных поверхностей бетонных конструкций, устройство оснований полов, стяжек, пробивка в бетонных конструкциях полов и стен борозд, установка оконных блоков и другие работы. При этом, срок выполнения работ составил два дня, что подтверждается актом приемки выполненных работ. Заключение данного договора обусловлено необходимостью устранения неисправностей, выявленных в ходе повседневной эксплуатации кабинета и замены оборудования. Выполненные работы по договору от 12.05.2021 N 744024-21 STV не затронули основные конструктивные особенности, несущие конструкции здания (включая основные внутренние коммуникации водоснабжения, отопления и канализации), следовательно, не обладают признаками капитального ремонта, а относятся к текущему ремонту, затраты на который подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования. Доказательств обратного Фондом не представлено.
В рамках договора от 18.05.2021 N 746380-21 STV ИП Киракосян Э.С. обязался выполнить работы по устройству крытого пандуса рентген кабинета лечебного учреждения на сумму 485330,11р. По условиям договора работы выполняются из материалов и оборудованием подрядчика, его силами и средствами. Работы выполняются в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных граждан". На основании пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. Таким образом, положения статьи 15 Закона N 181-ФЗ предусматривают в том числе, обязанность организации независимо от их организационно-правовых форм по обеспечению доступности самих зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Приложением N 1 к СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78 (с последующими изменениями) утвержден перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, который включает в себя, в частности, здания и помещения здравоохранения и социального обслуживания населения, здания и помещения сервисного обслуживания населения. Наличие пандуса (устройство пандуса) в Лечебном учреждении имеет непосредственное отношение к доступности медицинской помощи населению, в связи с чем пандус обоснованно устроен Лечебным учреждением с использованием средств ОМС.
Не принимаются ссылки Фонда на приказ от 18.08.2015 N 01-05/566, согласно которому Лечебное учреждение включено в мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов инфраструктуры, а именно: обеспечение беспрепятственного доступа к объектам и услугам в системе здравоохранения инвалидов и других маломобильных групп населения, срок реализации мероприятий - 2017 год, с финансированием мероприятий за счет бюджета Ставропольского края. Данный довод не подтвержден документально. Доказательств того, что мероприятия в рамках указанного приказа исполнены, денежные средства действительно выделялись Лечебному учреждению на его реализацию, не представлены. Не принимаются доводы Фонда о том, что устройство пандуса относится к капитальному ремонту, поскольку возведенные ступени и пандус для доступа инвалидов являются отделимыми улучшениями, направленными на расширение функциональности объекта, повышение технических характеристик, улучшение свойств (доступ инвалидам), их можно отделить без причинения вреда для конструкции основного объекта. По сути, конструкция пандуса является приставной лестницей. При этом пандус не является объектом основных средств, поскольку не имеет самостоятельного назначения. Какой либо перепланировки или реконструкции основного объекта, не проведено, новый объект недвижимого имущества не создан, следовательно, не затронуты конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, предельные параметры разрешенного строительства.
С учетом изложенного, работы по договору от 12.05.2021 N 744024-21 STV (устройство лотка и оштукатуривание стен рентгенозащитным раствором) и от 18.05.2021 N 746380-21 STV (устройство пандуса) согласуются с предусмотренными частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ расходами, а также установленными тарифным соглашением, которые в том числе, включают расходы по оплате работ, услуг, связанных с содержанием имущества, за исключением капитального ремонта объектов капитального строительства.
В части заключения Лечебным учреждением договора на оказание услуг по приему, хранению и уничтожению наркотических средств и психотропных веществ с ФГУП СК "Ставропольфармация" г. Ставрополя, установлено следующее.
Между Лечебным учреждением и ГУП СК "Ставропольфармация" заключены договоры от 22.03.2021 N 13 на сумму 7136,86р, от 28.09.2021 N 286 на сумму 7136,8р и от 20.12.2021 N 378 на сумму 7136,86р, от 25.03.2022 N 65 на сумму 7850,55р, от 28.06.2022 N 111 на сумму 7850,55р, от 26.09.2021 N 221 на сумму 7850,55р. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 19.02.2021 N 116 "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях", Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.11.2021 N 1094н "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядком оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядком их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов", пациенту с установленным онкологическим заболеванием, которому в связи со стойким болевым синдромом и предупреждением прорыва боли, показано назначение наркотических веществ и психотропных средств врачом - онкологом поликлиники, производится выписка указанных препаратов в количестве не превышающем максимально допустимым при единовременной выписке рецептов. По условиям Приказа Минздрава РФ от 15.01.2016 N 23н "Об утверждении порядка приема неиспользованных наркотических средств от родственников умерших больных", родственники умершего больного обязаны осуществить сдачу наркотических лекарственных препаратов уполномоченным в медицинском учреждении лицам в течение трех дней со дня получения медицинского свидетельства о смерти. Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а также инструменты или оборудование, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Уничтожение наркотических средств и психотропных веществ, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным, осуществляется государственными унитарными предприятиями или государственными учреждениями при наличии у них лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с указанием права на их уничтожение. Поскольку Лечебное учреждение не имеет лицензии по указанному виду деятельности, учреждение обосновано заключало договоры с ГУП СК "Ставропольфармация" на уничтожение остатков наркотических и психотропных средств за счет ОМС. Направление расходования средств ОМС на уничтожение остатков наркотических средств и психотропных веществ соответствует структуре тарифа, которая устанавливается в соответствии с территориальной программой ОМС субъекта РФ и в части базовой программы ОМС и включает в себя расходы, указанные в ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ, в том числе расходы на оплату затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации, в том числе на оплату стоимости услуг по содержанию имущества и прочих работ (услуг).
Фондом вменяется нецелевое использование Лечебным учреждением денежных средств в части оплаты по контрактам от 26.01.2021 N 12 на сумму 8000р, от 24.03.2021 N 54 на сумму 3000р, от 23.01.2022 N 12 на сумму 8000р, от 24.01.2022 на сумму 8000р, от 25.01.2022 N 14 на сумму 8000р, предметом которых являлись услуги кадастрового инженера по межеванию земельных участков. Необходимость оказания услуг кадастрового инженера по оформлению межевого плана с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности связана с целью уменьшения площади земельных участков, закрепленных за учреждением и не используемым в постоянной деятельности, с целью минимизации расходов учреждения на уплату земельного налога, который, в свою очередь оплачивается за счет средств ОМС. Из пункта 195 Правил обязательного медицинского страхования N 108н следует, что в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат: 1) затраты на коммунальные услуги; 2) затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (затраты на содержание недвижимого имущества). Согласно пункту 203 Правил N 108н затраты на содержание объектов недвижимого имущества могут быть детализированы по следующим группам затрат: 1) затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности; 2) затраты на аренду недвижимого имущества; 3) затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое имущество, закрепленное за медицинской организацией или приобретенное медицинской организацией за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки; 4) затраты на содержание прилегающих территорий в соответствии с санитарными правилами и нормами; 5) прочие затраты на содержание недвижимого имущества. В данном случае, несмотря на то, что Лечебное учреждение выступает пользователем земельного участка и не является его титульным владельцем, расходы по составлению межевого плана, с целью уменьшения размера земельного участка и соответственно, минимизация налогового бремени в части земельного налога, соответствует положениям выше названных норм, в том числе тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ставропольского края, предусматривающему прочие затратам на содержание недвижимого имущества, поскольку указанные затраты необходимы для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, следовательно, могут быть оплачены за счет средств ОМС.
В части оплаты Лечебным учреждением консультационных услуг и технической поддержки пользователей системы КСАМУ (Комплексная система автоматизации медицинского учреждения), а именно: именно модуля выдачи родовых сертификатов и модуля учета и печати справок о смерти), установлено следующее. Согласно абзацу 185 Правил N 108н, тарифы рассчитываются в соответствии с настоящей главой Правил и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой. При этом, тариф на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, расходы на оплату программного обеспечения и прочих услуг. Согласно абзацу 194 Правил N 108н к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги). В соответствии с разделом IV территориальной программы ОМС, являющейся составной частью Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются тарифным соглашением и также включают, в том числе, расходы по оплате программного обеспечения и прочих услуг, в том числе информационного характера. Указанные контракты заключены и оплачены Лечебным учреждением за счет средств ОМС, в соответствии с вышеназванными положениями тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ставропольского края, которым предусмотрена оплата программного обеспечения и прочих услуг в случае, если указанное обеспечение используется в случаях, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги). При этом, консультационные услуги и техническая поддержка комплексной системы автоматизации медицинского учреждения осуществляется в целом, без выделения отдельных блоков или моделей (в данном случае по выдаче родовых сертификатов и учета и печати справок о смерти). Таким образом, использование денежных средств ОМС в части оплаты консультационных услуг и технической поддержки по обслуживанию отдельных модулей системы КСАМУ, соответствует требованиям ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", и названным положениям тарифного соглашения.
По аналогичным основаниям не принимаются выводы Фонда об отнесении к нецелевому расходованию средств ОМС оплату услуг по контракту N 743721- 21STV, заключенному между ГБУЗ СК "Александровская РБ" и ИП Бармашовым И.Н. на оказание услуг по модернизации действующей информационной сетевой структуры, на общую сумму 240000р. В рамках указанного контракта выполнены работы по перенастройке способа распределения и сбора информации, в ходе которых действующая информационная сеть для обмена данными между серверами и АРМ медицинских работников перенастроена под текущие потребности организации в целях обеспечения взаимодействия операционных систем серверного оборудования и автоматизированных рабочих мест специалистов путем изменения настроек программного обеспечения, установленного на сервере, сетевом хранилище и в центральном коммутационном оборудовании, управляемом сетью. При этом, изменений физических составляющих сетевого оборудования (серверы, хранилища данных, коммутационное оборудование), а также установки дополнительного программного обеспечения для поддержания работоспособности локальной сети не производилось, следовательно, в данном случае в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию данные расходы связаны с оплатой программного обеспечения и прочих услуг, что соответствует положениям Правил обязательного медицинского страхования N 108н, требованиям ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", тарифному соглашению.
В части расходования средств ОМС на бутилированную воду, установлено следующее. По мнению Фонда, Лечебным учреждением не представлено документального обоснования необходимости использования бутилированной воды, в том числе: отсутствия системы центрального водоснабжения, наличие заключения о признании воды несоответствующей требованиям санитарных норм и правил. Однако Фондом не учтено, что согласно положениям статей 163, 209 и 226 Трудового кодекса Российской Федерации и работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, в частности условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями осуществляется в соответствии с типовым перечнем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.03.2012 N 181н), к числу которых относится приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой. Таким образом, затраты на питьевую воду относятся к расходам, обеспечивающим бытовые потребности работников лечебного учреждения. Приобретение питьевой воды для своих работников относится к мероприятиям по охране труда, а также подобного рода расходы в составе прочих, предусмотрены как нормами Закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", так положениям тарифного соглашения, перечисленными выше.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы жалобы фактически сводятся к не согласию Фонда с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Других доказательств в обоснование своих доводов Фондом в суд апелляционной инстанции не представлено, поэтому они не могут быть приняты судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного и отклоняются за необоснованностью.
Как следует из акта проверки, Лечебному учреждению предложено возвратить в бюджет денежные средства в размере 1671597,68р (пункт 6 акта комплексной проверки). Фондом не доказан факта расходования средств ОМС в размере 1396381,99р. В свою очередь Лечебным учреждением не оспаривается вменяемая сумма расходов, использованных не по целевому назначению в размере 275215,68р, соответственно оспариваемый акт комплексной проверки в части требования о перечислении в бюджет Фонда сумм, использованных не целевому назначению, в размере превышающем 275215,68р, признается незаконным. Требование Фонда об уплате медицинской организацией штрафа за использование средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в размере 10% от суммы средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, основано на императивной норме, установленной частью 9 статьи 39 ФЗ N 326-ФЗ.
Вместе с тем, судом первой инстанции допущена техническая ошибка (опечатка) в части указания десятичного знака в цифровом значении штрафных санкций, подлежащих уплате Лечебным учреждением в соответствии с Законом N 396-ФЗ в размере 2752,16р (1 % ) штрафных санкций вместо 27521,68р (10 %).
При таких обстоятельствах, решение суда надлежит изменить в части указания суммы штрафа, вместо 2752,16р, правильно - 27521,68р. Также следует дополнить резолютивную часть решения словами "в остальной части - отказать в удовлетворении требований"..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.03.2024 по делу N А63-19286/2023 изменить в части. В абзаце 2 резолютивной части решения Арбитражного суда Ставропольского края от 05.03.2024 по делу N А63-19286/2023 вместо слов "суммы штрафа, в размере, превышающем 2752,16 руб", указать "суммы штрафа, в размере, превышающем 27521,68 руб", а также дополнить абзац словами "в остальной части - отказать в удовлетворении требований.".
В остальной части апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.03.2024 по делу N А63-19286/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Сомов Е.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-19286/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "АЛЕКСАНДРОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ