г. Воронеж |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А14-14845/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Сурненкова А.А.,
Коровушкиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Асланян А.З.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Россошанские Коммунальные Системы": Семенова А.Ю., представителя по доверенности N 36/139-н/36-2022-3-1287 от 13.07.2022, паспорт РФ, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция";
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж": Нескородовой М.В., представителя по доверенности N 01-24-04 от 29.12.2023, паспорт РФ, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция";
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.12.2023 по делу N А14-14845/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Россошанские Коммунальные Системы" (ОГРН 1163668088980, ИНН 3627029646) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" (ОГРН 1033600131366, ИНН 3663046559) о взыскании задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, пени,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Россошанские Коммунальные Системы" (далее - ООО "РКС", истец) обратилось (с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ) в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" (далее - ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж", ответчик) о взыскании 995 692 руб. 66 коп. задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения N 20 от 01.08.2017 за период с июня 2020 года по апрель 2022 года, 3 950 263 руб. 32 коп. задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения N 20 от 01.08.2017 за период с июня 2020 года по апрель 2022 года, пени за период с 13.07.2020 по 24.11.2022 в размере 593 171 руб. 39 коп., пени за период с 25.11.2022 по день погашения сумм основного долга из расчета 1/130 ключевой ставки Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.12.2023 уточненные исковые требования ООО "РКС" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "РКС" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, отзыва на апелляционную жалобу и дополнительных письменных пояснений истца, заслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.08.2017 между ООО "РКС" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" (абонент) заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 20 (с протоколом разногласий от 16.10.2017), по условиям которого (п. 1) организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду (далее - холодная вода) установленного качества в объеме, определенном договором, соблюдать в соответствии с договором режим потребления холодной воды, режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента определены в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (приложения N 1 - N 1/22).
В п. 4 договора согласована дата начала подачи холодной воды и приема сточных вод - 01.08.2017.
Тарифы, сроки и порядок оплаты по договору согласованы сторонами в разделе III договора.
В силу п. 8 договора расчетный период, установленный договором, равен одному календарному месяцу. Абонент вносит оплату по договору в следующем порядке (если иное не предусмотрено в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644): - 50 процентов стоимости объема воды (сточных вод), потребленной (сброшенной) абонентом за предыдущий месяц (для абонентов, договоры с которыми заключены менее одного месяца назад, - стоимости гарантированного объема воды или максимального расхода сточных вод, указанных в договоре), вносится до 18-го числа текущего месяца; - оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно п. 11 договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с подп. "е" п. 14 договора абонент обязан производить оплату по договору в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с договором, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы и плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, возмещать вред, причиненный водному объекту.
Сведения об узлах учета и приборах учета сточных вод и о местах отбора проб приведены в приложении N 3 к договору.
Сведения о нормативах допустимых сбросов (лимиты на сбросы), нормативах водоотведения по составу сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонентов в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, указаны в приложении N 5 к договору.
Контроль за соблюдением абонентом установленных для него нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также показателей декларации согласно п. 32 договора осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства.
В п. 65 договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Ссылаясь на то обстоятельство, что среднесуточный объем сбрасываемых ответчиком сточных вод в централизованные системы водоотведения ООО "РКС", рассчитанный в соответствии с п. 124 Правил N 644 за период с 01.07.2019 по 30.06.2020, составляет менее 30 куб.м, при этом контроль состава и свойств сточных вод в отношении объектов ответчика в период с июня 2020 года по апрель 2022 года не производился, и декларацию за указанный период абонент не подавал, истец обратился в арбитражный суд с уточненным иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные исковые требования ООО "РКС" подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Правоотношения истца и ответчика регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Гражданским Кодексом РФ, а также рядом подзаконных актов, в том числе Правилами N 644, Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 776 от 04.09.2013 (далее - Правила N 776), Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 (далее - Правила N 728).
Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Частью 10 ст. 7 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами N 644.
В силу п. 25 Правил N 644 абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы водоотведения по составу сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Согласно п. 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
На основании п. 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные названными Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 113 Правил N 644 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498) предусмотрено, что сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4; б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных п. 114 настоящих Правил.
Нормативы, приведенные в приложениях N 4 и N 5 к Правилам N 644, применяются в рамках регулирования правоотношений, связанных с предотвращением негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно п. 118 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным п.п. 113 и 114 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены данными Правилами.
В силу п.п. 119 и 123(4) Правил N 644, если с объектов абонента среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод составляет менее 30 куб.м, при условии что в отношении таких объектов не был осуществлен контроль состава и свойств сточных вод (где был зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подп. "а" п. 113 Правил, или произведен отбор сточных вод) либо организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля не была принята декларация, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится в упрощенном порядке, ежемесячно, по формуле предусмотренной п. 123(4) Правил:
П = К x Т x Qпр1,
где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета НДС, учитываемого дополнительно (руб./куб. м);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами N 776. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
Согласно п. 127 Правил N 644 декларация на очередной год подается до первого ноября предшествующего года в организацию водопроводно-канализационного хозяйства. При этом в соответствии с п. 130 Правил N 644 пропуск указанного срока является основанием для отклонения декларации.
В силу подп. "и" п. 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подп. "ж" п. 35 Правил N 644 абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с данными Правилами.
На основании подп. "в", "г" п. 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Поскольку в рассматриваемом случае ответчик не представил декларацию, истец самостоятельно произвел расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в п. 123(4) Правил N 644. Сумма платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с июня 2020 года по апрель 2022 года составила 995 692 руб. 66 коп.
Доводы ответчика о том, что обязанность по осуществлению контроля состава и свойств сточных вод лежит на истце в силу подп. "а" п. 113 Правил N 728 и п. 120 Правил N 644, а также с учетом согласования сторонами места отбора проб, которые позволяют производить отбор проб отдельно от других абонентов, правильно отклонены судом первой инстанции как несостоятельные.
На основании подп. "г" п. 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В разделе VII Правил N 644 закреплен порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно п. 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным п. 120 и п. 123 Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных п. 120, абз. 8 п. 123, п. 123(2), п. 123(4), п.п. 130 - 130(3) Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной п. 123(4) Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение семи рабочих дней со дня выставления счета.
Исходя из положений п. 123(4) Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится при одновременном наличии следующих условий для объекта абонента: - среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод менее указанного в абз. 1 п. 124 Правил N 644 (30 куб.м), - контроль состава и свойств сточных вод не производился, - декларация сточных вод не принималась организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Как указал Верховный суд РФ в определении от 16.03.2021 N АПЛ21-41, Правилами N 644 установлен приоритет результатов анализов отобранных проб сточных вод и декларации о составе и свойствах сточных вод и начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с п. 120 и п. 123 Правил N 644 над расчетом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, предусмотренной п. 123(4) Правил N 644. Следовательно, приведенный в п. 123(4) Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится в исключительных случаях. Пункт 123(4) Правил N 644 предоставляет абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с п. 123(4) Правил N 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента. При подаче декларации о составе и свойствах сточных вод плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для объектов, в отношении которых подана и принята для осуществления контроля декларация, будет рассчитываться в соответствии с п. 120 или п. 123 Правил N 644 на основании декларации либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод в случаях, установленных Правилами.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что объекты ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" подпадают под действие п. 123(4) Правил N 644, так как среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод составляет менее 30 куб.м в сутки (т. 1, л.д. 10).
Как следует из материалов дела, правом подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента ответчик не воспользовался.
Доводы ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" о несоответствии используемых истцом при расчете объемов сточных вод действительным верно отклонены судом области как не обоснованные, поскольку объем водоснабжения и водоотведения по договору N 20 от 01.08.2017 за спорный период установлен в рамках рассмотрения арбитражных дел N А14-19120/2020 (с ноября 2017 года по сентябрь 2020 года), N А14-11777/2021 (с октября 2020 года по июль 2021 года), N А14-14594/2022 (с сентября 2021 года по апрель 2022 года).
Таким образом, арбитражный суд области пришел к правильному выводу об удовлетворении требования ООО "РКС" о взыскании с ответчика платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения по договору N 20 от 01.08.2017 в размере 995 692 руб. 66 коп.
Также истцом заявлено требование о взыскании с ответчика платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод по договору N 20 от 01.08.2017 в размере 3 950 263 руб. 32 коп.
Согласно п. 194 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
В соответствии с п.п. 195, 203 Правил N 644, если с объекта абонента среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод составляет менее 30 куб.м, используемых в целях осуществления производства пара и горячей воды (тепловой энергии), при условии что в отношении таких объектов не был осуществлен контроль состава и свойств сточных вод (где был произведен отбор сточных вод), либо организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля не была принята декларация, расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, в упрощенном порядке, ежемесячно, по формуле предусмотренной п. 203 Правил: Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.
Таким образом, при соответствии абонента вышеуказанным требованиям расчет платы производится на основании положений п. 203 Правил N 644.
С учетом данных выписки из ЕГРЮЛ об основных видах деятельности ответчика по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, при наличии объема сбрасываемых сточных вод, который составляет менее 30 куб.м в сутки, законом не установлена обязанность для истца проводить контроль и (или) отбор проб сточных вод для расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Следовательно, ответчик относится к категории абонентов, указанных в п. 203 Правил N 644.
Наличие технической возможности осуществления отбора проб сточных вод не влияет на порядок применения к ответчику положений п. 203 Правил N 644 при соответствии его установленным требованиям, на что правильно указал суд первой инстанции.
Расчет истца судом проверен и признан верным. Контррасчет ответчиком не представлен.
Поскольку ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" не исполнило обязанность по внесению платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, задолженность в размере в размере 3 950 263 руб. 32 коп. за период с июня 2020 года по апрель 2022 года подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В связи с нарушением ответчиком сроков оплаты ООО "РКС" начислило пени в размере 593 171 руб. 39 коп. за период с 13.07.2020 по 24.11.2022.
Кроме того, истец просил о последующем начислении пени в соответствии с п. 65 договора за период с 25.11.2022 по день фактического оплаты суммы основного долга из расчета 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В силу ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По смыслу ст. 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
В соответствии с ч. 6.2 ст. 13 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший горячую, питьевую и (или) техническую воду, обязан уплатить организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Пунктом 30 Правил N 644 также предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты пени в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Аналогичные положения закреплены в п. 65 договора.
Проверив представленный истцом расчет пени за период с 13.07.2020 по 24.11.2022 на сумму 593 171 руб. 39 коп., арбитражный суд области обоснованно признал его арифметически верным, соответствующим действующему законодательству и условиям договора.
Мораторий, установленный Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", введенный на территории Российской Федерации с 01.04.2022 сроком на 6 месяцев, на ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" не распространяется. Согласно сведениям из ЕФРСБ (https://fedresurs.ru/) ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" заявило об отказе от применения в отношении него моратория о возбуждении дел о банкротстве, воспользовавшись своим правом, предусмотренным в абз. 3 п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
О применении ст. 333 ГК РФ ответчик не ходатайствовал (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд области правильно удовлетворил исковые требования ООО "РКС" в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" об отсутствии со стороны истца контроля состава свойств сточных вод, осуществляемого путем отбора проб сточных вод, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, были предметом исследования арбитражного суда области, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на получение результатов аккредитованной лаборатории от 09.09.2022 по двум объектам: Воронежская обл., г. Россошь, ул. Мира 167 и 167б, подлежит отклонению, так как данные результаты получены за пределами заявленного в иске периода (с июня 2020 года по апрель 2022 года).
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на её заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.12.2023 по делу N А 14-14845/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
А.А. Сурненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-14845/2022
Истец: ООО "Россошанские Коммунальные Системы"
Ответчик: ООО "Газпром Теплоэнерго Воронеж"