город Воронеж |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А64-6517/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Пороника А.А.,
Аришонковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Черниковой Т.Ю. - представителя по доверенности N Вт/1141 от 19.09.2023, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
от ООО "Риэлтико": Родионов А.В. - представитель по доверенности от 29.12.2023, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
от ООО "Трансформатор продаж": представители не явились, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Риэлтико" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.12.2023 по делу N А64-6517/2023 по иску Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (г.Воронеж, ОГРН 1043600077762, ИНН 3664060362) к ООО "Риэлтико" (г.Липецкая обл., Елецкий р-н, с. Нижний Воргол, ОГРН 1196820002818, ИНН 6829147990) о взыскании 1505906,25 руб., третье лицо: ООО "Трансформатор продаж" (г. Тамбов, ОГРН 1086829007100, ИНН 6829047322),
УСТАНОВИЛ:
Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г.Воронеж (далее - Истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Риэлтико" (далее - ООО "Риэлтико", Ответчик) о взыскании задолженности за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1 505 906,25 руб.
Решением от 15.12.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, вывод арбитражного суда первой инстанции о наличии договора между ООО "Тэко - Сервис" и ООО "Риэлтико" не основан на фактических обстоятельствах. ООО "Тэко - Сервис" не подписало и не направило в адрес ООО "Риэлтико" указанный договор для работы в 2022 году. Именно данное обстоятельство послужило основанием для заключения такого договора с третьим лицом - ООО "Трансформатор продаж". Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Управление возражало на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "Риэлтико" осуществляет деятельность по сбору, обработке и размещению отходов IV класса опасности.
31 января 2023 г. в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, ООО "Риэлтико" представило в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год с суммой исчисленной платы в размере 1 296 784 рубля 85 копеек, из расчета:
* за выбросы в атмосферу - 705 814 рублей 43 копейки;
* плата за размещение отходов - 590 970 рублей 42 копейки.
Согласно данных учета в области обращения с отходами ООО "Риэлтико" в 2022 году получены от других лиц и размещены на эксплуатируемых объектах в отчетном периоде остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе тески неопасные (7 41 119 12 72 4) - 28 706,1 тонн, что отражено в представленной ООО "Риэлтико" декларации.
Управлением в декларации выявлены следующие несоответствия, так, ООО "Тэко-Сервис", являющееся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Липецкой области, согласно данным учета отходов, переданных другим лицам за 2022 год передало, а ООО "Риэлтико" получило 6704,09 тонн мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (7 33 100 01 72 4), 15 642,89 тонн отходов из жилищ несортированные, исключая крупногабаритные (7 31 110 01 72 4), 6 605 тонн отходов из жилищ крупногабаритных (7 31 110 02 21 5), а всего было получено ООО "Риэлтико" 28 951, 98 тонн отходов IV-V классов опасности.
По результатам проверки в части правильности исчисления платы и заполнения декларации ООО "Риэлтико" Управлением плательщику направлено требование от 31.03.2023 N 33/05-ПА/5758, где предложено предоставить уточненную декларацию о плате за негативное воздействие с устранением выявленных недостатков и нарушений, а также оплатить начисления согласно уточненной декларации.
ООО "Риэлтико" представило возражения на данные требования.
Истец считает, что ООО "Риэлтико" произвело расчет исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год с суммой исчисленной платы в размере 1 296 784 рубля 85 копеек исключительно за отходы V класса опасности.
Выводы ООО "Риэлтико" не соответствуют действительности, что подтверждает акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 06.04.2023 N 2.
Между ООО "Риэлтико" и ООО "Трансформатор Продаж" заключен договор на оказание услуг по извлечению отходов 4-5 класса опасности полезных компонентов, захоронение которых запрещается.
ООО "Трансформатор Продаж" имеет лицензию N Л020-00113-68/00145494 от 18.04.2022, согласно которой видом деятельности является "деятельность по транспортированию отходов III - IV классов опасности", соответственно лицензии на деятельность по сортировке отходов ООО "Трансформатор Продаж" не имеет, в связи с чем не может осуществлять сортировку указанных в отчетности отходов.
На основании этого, Управлением ООО "Риэлтико" начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 года в размере 2 964 754,67 руб., отходы включая IV-V классы опасности, из расчета:
* за выбросы в атмосферу - 705 814 рублей 43 копейки;
* плата за размещение отходов - 2 258 940 рублей 24 копейки.
ООО "Риэлтико" на момент начисления выплачено за выбросы в атмосферу -434115,66 руб., а плата за размещение отходов оплачена в размере 590 970, 42 руб.
Ответчику направлено требование N 8 от 06.04.2023 о довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду.
27.04.2023 Ответчиком частично оплачена рассчитанная Управлением задолженность, а именно задолженность за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2022 г. погашена в полном объеме в мере 705 814,43 руб., что подтверждают платежные поручения N 101 от 29.04.2022, 175 от 20.07.2022, N 228 от 31.10.2022, N 51 от 27.04.2023.
Требование о доплате за размещение ТКО исполнено частично, а именно в сумме 753 033, 99 руб.
Сумма задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду ответчиком в добровольном порядке по настоящее время не уплачена, и размер непогашенного долга составил 1 505 906,25 руб. в связи с чем Истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы на основании следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Согласно статьи 3 указанного закона хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В определении Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-0 "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что платежи за HBOC, необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, бывающую НВОС, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно Федеральным законом. Порядок определения платы и ее предельных размеров устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ под НВОС понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением ТКО, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
Пунктом 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что плата за НВОС по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Ставки платы за НВОС устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности (пункт 2 статьи 16.3 Закона N7-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 Закона N 7-ФЗ, с учетом корректировки ее размера, вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год (пункт 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании за негативное воздействие на окружающую среду" утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (дал; Правила N 255).
В силу пункта 4 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Пунктом 5 Правил закреплено, что плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного Кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными и органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ", пунктом 4.70 "Положения о Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования", утвержденном Приказом Росприроднадзора N 94 от 16.02.2022, Приказом Росприроднадзора от 29.02.2016 N110 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" и Приказом Росприроднадзора от 22.06.2021 N361 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета" ЦентральноЧерноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее -Управление) наделено полномочиями администратора доходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду и осуществляет:
- начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджеты,
- взыскание задолженности по платежам в бюджет.
Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно (п. 8 Праве N 255).
Пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В силу части I статьи 9 Закона N 99-ФЗ лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 данного закона.
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами (ч. 2 ст. 12 Закона N 99-ФЗ).
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортирования, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. N 2290 (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии п.1 Положения о лицензировании, Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно п.2 Положения о лицензировании, лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования,
ООО "Риэлтико" осуществляет деятельность по сбору, обработке и размещению отходов IV класса опасности.
Управлением установлено, что ООО "Трансформатор Продаж" имеет лицензию N Л020-00113-68/00145494 от 18.04.2022, согласно которой видом деятельности является "деятельность по транспортированию отходов III - IV классов опасности", однако лицензия на деятельность по обработке отходов у ООО "Трансформатор Продаж" отсутствует, в связи с чем Общество не могло осуществлять сортировку указанных в отчетности ООО "Риэлтико" отходов.
Договор между ООО "Риэлтико" и ООО "Трансформатор" был заключен 01.12.2021, а Лицензия на деятельность по транспортированию отходов III-IV классов опасности ООО "Трансформатор Продаж" получена 18.04.2022.
Установив указанное обстоятельство, Управлением было направлено в адрес ООО "Риэлтико" требование о довнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статьи 2 Закона N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями классов отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов 2011 г. N 99 деятельности в иных целях не допускается.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом области в том, что Управление правомерно не учитывало произведенные работы по сортировке ООО "Трансформатором Продаж" в виду отсутствия у ООО "Трансформатор Продаж" обязательного лицензирования деятельности по обработке отходов I - IV классов опасности, в нарушении требований, установленных законодательством.
Согласно п.1.1 Договора Заказчик поручает и оплачивает, а Исполнитель принимает на себя обязательство оказать услуги по извлечению отходов 4-5 класса опасности, полезных компонентов, захоронение которых запрещается.
При заключении договора регионального оператора ООО "Тэко-Сервис" с оператором по захоронению ТКО ООО "Риэлтико", Стороны должны руководствоваться Правилами обращения. ООО "Риэлтико" должны иметь сведения о составе ТКО (разбивка по ФККО).
ООО "Риэлтико" не оспаривало факт того, что на объект поступили отходы в объеме 28 951,94 тонн, что сходится с данным представленными в Управление ООО "Тэко-Сервис".
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом установлены все существенные обстоятельства дела, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.12.2023 по делу N А64-6517/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
А.А.Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-6517/2023
Истец: Центрально-черноземное межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО "Риэлтико"
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд, ООО "Трансформатор продаж"