г. Санкт-Петербург |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А56-88015/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Геворкян Д.С.
судей Горбачевой О.В., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Риваненковым А.И.,
при участии:
от заявителя: Мозгунов В.С. (по доверенности от 15.03.2024);
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8817/2024) отделения Фонда пенсионного и социального Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2024 по делу N А56-88015/2023 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
к отделению Фонда пенсионного и социального Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Отделение) об оспаривании решения от 15.06.2023 N 202S19230030514.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2023 принято встречное заявление о взыскании с Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области финансовые санкции в размере 13 000 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме ЕФС-1
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2024 признано недействительным решение от 15.06.2023 N 202S19230030514 Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в части суммы штрафа, превышающей 7000 руб. В остальной части заявленных требований отказано. С Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области взыскана сумма финансовых санкций в размере 7000 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 11 Закона N 27-ФЗ. В остальной части встречное заявление оставлено без удовлетворения.
Отделение, не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что расчет финансовых санкции произведен исходя из положений действующего законодательства, абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ не освобождает страхователей от ответственности за нарушение срока предоставления отчетности на том основании, что они предоставили с нарушением срока отчетность о заключении и прекращении разных договоров в отношении одного застрахованного лица.
Отделение, уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направило, что в силу статьи 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Отделением в отношении Управления проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
По факту нарушения Управлением законодательства о страховых взносах, выразившегося в нарушении срока представления сведений по форме ЕФС-1, в отношении 14 застрахованных лиц, отделением составлен акт от 19.05.2023 N 202S18230025534
15.06.2023 отделением принято решение N 202S19230030514 о привлечении общества к ответственности в виде наложения финансовых санкций в сумме 13 000 руб. по 26 кадровым мероприятиям.
Полагая, что решение отделения принято с нарушением норм действующего законодательства, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Фондом заявлено встречное заявление о взыскании с Управления 13 000 руб. штрафных санкций.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение подлежит признанию недействительным в части суммы штрафа, превышающей 7000 руб.
Между тем апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции, сделанными при неправильном применении норм материального права и неполном выяснении обстоятельств дела.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Управлению вменяется нарушение требований Федерального закона N 27-ФЗ (по статье 11 пункту 2 подпункта 5).
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет о каждом лице, заключившем договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), сведения о дате заключения, дате прекращения и иных реквизитах договора, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам.
Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а в случае прекращения договора не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения.
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Материалами дела подтверждается, что сведения, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, представлены Управлением с нарушением срока, установленного пунктом 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
При этом сведения представлены в марте 2023 года в отношении 14 лиц по 26 кадровым мероприятиям (дата заключения договора, дата прекращения договора) в указанном периоде.
В связи с этим Учреждение привлечено Фондом к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за нарушение срока представления сведений в виде финансовых санкций в общей сумме 13 000 руб.
Учитывая, что страхователем нарушен срок представления сведений о начале и окончании действия договоров гражданско-правового характера по 26 кадровым мероприятиям, привлечение его к ответственности исходя из данного количества нарушений осуществлено ответчиком правомерно.
То обстоятельство, что эти сведения имеют отношения к 14 застрахованным лицам, не имеет правового значения, поскольку финансовые санкции подлежат начислению по каждому факту нарушения законодательно установленного срока представления сведений либо представления неполных и (или) недостоверных сведений, то есть в отношении каждого кадрового мероприятия.
Ввиду вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований надлежало отказать, встречные требования отделения о взыскании 13 000 руб. финансовых санкций удовлетворить в полном объеме.
Таким образом, рассмотрев апелляционную жалобу и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, в связи с чем на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2024 по делу N А56-88015/2023 отменить.
В удовлетворении первоначальных требований отказать.
Встречные требования удовлетворить.
Взыскать с Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1099847008546) в пользу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ОГРН 1027801558223) сумму финансовых санкций в размере 13 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.С. Геворкян |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-88015/2023
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ