г. Владимир |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А39-686/2024 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.04.2024 по делу N А39-686/2024, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Мордовия о взыскании с государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Мордовия "Спортивная школа олимпийского резерва по зимним видам спорта" (ИНН 1326200737, ОГРН 1071326002065) штрафа в сумме 81 500 рублей.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия (в настоящее время Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Мордовия, далее по тексту - Отделение) в отношении государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Мордовия "Спортивная школа олимпийского резерва по зимним видам спорта" (далее по тексту - Учреждение) проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
По результатам проверки составлен акт от 14.06.2023 N 011S18230001641 и принято решение от 14.07.2023 N 011S19230001995, которым Общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 81 500 рублей.
Отделением Учреждению выставлено требование от 08.02.2023 N 011S1230002046 об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Неисполнение Учреждением указанного требования послужило основанием для обращения Отделения в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о взыскании с Учреждения штрафа в сумме 81 500 рублей.
Решением от 08.04.2024 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Отделение указывает, что сведения о застрахованных лицах представлены Учреждением с нарушением установленного законом срока. Полагает, что Учреждение, отменив первоначальные сведения по форме ЕФС-1, представленные в Отделение 12.01.2023 (вместо положенного 10.01.2023), 17.02.2023 (вместо 14.02.2023), 08.03.2023 (вместо 03.03.2023), лишь привело в соответствие сведения по графе 2 согласно Порядку. Считает, что сведения по форме ЕФС-1, представленные 28.04.2023 на 83 застрахованных лица расцениваются как уточнение/исправление первоначально представленных сведений с нарушением срока представления.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" заявитель является страхователем по данному виду страхования, и согласно пункту 2 статьи 14 данного закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции от 28.12.2022) страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения и документы: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии; 4) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона; 5) дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно части 26 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь при самостоятельном выявлении ошибок в сведениях в отношении зарегистрированного лица, ранее представленных страхователем и принятых территориальным органом Фонда, до момента их обнаружения территориальным органом Фонда вправе представить в территориальный орган Фонда уточненные (исправленные) сведения о данном зарегистрированном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются.
В таком случае финансовые санкции к страхователю не применяются. Согласно пункту 4.13 постановления Правления ПФ РФ от 31.10.2022 N 245п "Об утверждении единой формы "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)" и порядка ее заполнения" (далее - Постановление N 245п), в случае если требуется скорректировать (исправить) ранее представленные сведения о трудовой (иной) деятельности по зарегистрированному лицу, необходимо отменить ранее представленные сведения в соответствии с пунктом 4.12 настоящего Порядка и в следующей строке заполнить скорректированные (исправленные) сведения.
При этом Постановление N 245п и иные нормативные правовые акты не регламентируют порядок и форму, в которой страхователь обязан представить в ОСФР скорректированные (исправленные) сведения о застрахованных лицах.
Из решения Отделения усматривается, что Учреждению вменялось нарушение срока предоставления отчета по форме ЕФС-1 (раздел 1 подраздел 1.1) на 83 застрахованных лица: 30 застрахованных лиц с датой заключения договора ГПХ 09.01.2023, 54 застрахованных лиц с датой заключения договора ГПХ 12.02.2023, 79 застрахованных лиц с датой заключения договора ГПХ 02.03.2023.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), сведения о дате заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам.
Как верно указано судом, Отделением достоверно и точно не указано количество застрахованных лиц, сведения по которым, по мнению Отделения, поданы с нарушением срока, так как, точно не указано, сведения по каким именно 83 застрахованным лицам из 163 (30+54+79) представлены с нарушением, а по каким лицам - без такового нарушения.
Фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются Пенсионным фондом в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
В акте проверки, являющемся итоговым актом такого контроля, обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения, диспозицию правонарушающего деяния и соответствующую санкцию.
Описательная часть акта проверки должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов выявленных нарушений.
Таким актом, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности.
Результаты проверки зафиксированных в акте нарушений отражаются в принимаемом Пенсионным фондом решении.
Вместе с тем в акте проверки от 14.06.2023 и в решении от 14.07.2023 не указаны обстоятельства, позволяющие признать правомерной позицию Отделения о возможности привлечения страхователя к ответственности в виде штрафа в размере 81 500 рублей, поскольку из материалов проверки и содержания вышеуказанных документов не следует, что страхователь несвоевременно представил отчетность на 163 застрахованных лиц.
Более того, в предмет доказывания при привлечении к публичной ответственности входят обстоятельства, подтверждающие, что правонарушение совершено в результате виновных противоправных действий (бездействия) лица, привлекаемого к ответственности, свидетельствующие о наличии в его действиях состава правонарушения.
Как следует из материалов дела, Учреждение представило 12.01.2023 сведения по форме ЕФС-1 на 30 застрахованных лиц. В подразделе 1.1 в графе 2 указана дата приема, перевода, увольнения, начала договора ГПХ, окончание договора ГПХ - 12.01.2023. 17.02.2023 представлены сведения по форме ЕФС-1 на 54 застрахованных лиц с датой заключения договора ГПХ - 17.02.2023, 08.03.2023 представлены сведения по форме ЕФС-1 на 79 застрахованных лиц с датой заключения договора ГПХ - 08.03.2023.
Отделение письмом от 30.03.2023 направило страхователю разъяснение о порядке заполнения подраздела 1.1 ЕФС-1 в части сведений по договорам ГПХ.
Данное письмо не является уведомлением об устранении ошибок в ранее представленных сведениях.
Учреждение 21.04.2023 и 22.04.2023 (согласно унифицированным протоколам проверок) представило отменяющие сведения по форме ЕФС-1 на 63 и 21 застрахованное лицо соответственно, а 04.05.2023 были представлены исправленные сведения по форме ЕФС-1 на 84 застрахованных лица.
Учреждение 28.04.2023 представило сведения по форме ЕФС-1 (раздел 1 подраздел 1.1) на 163 застрахованных лица, из которых 30 застрахованных лиц заключили договор ГПХ 09.01.2023, 54 застрахованных лица - 12.02.2023, 79 застрахованных лиц - 02.03.2023.
Ввиду отсутствия указаний на то, каким именно образом страхователь должен направить в Отделение скорректированные сведения, направление в Отделение новых сведений взамен отмененных не противоречит требованиям законодательства о персонифицированном учете.
Согласно пункту 4.13 Постановления N 245п в случае если требуется скорректировать (исправить) ранее представленные сведения о трудовой (иной) деятельности по зарегистрированному лицу, необходимо отменить ранее представленные сведения в соответствии с пунктом 4.12 настоящего Порядка и в следующей строке заполнить скорректированные (исправленные) сведения
Сформированная Верховным Судом Российской Федерации судебная практика исходит из того, что в соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять (направлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В связи с этим вышеназванная мера публичной ответственности не применяется, если страхователь самостоятельно исправил ошибку первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах, до истечения срока, установленного в уведомлении Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, а именно представил в Пенсионный фонд соответствующие дополнительные сведения (определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99).
Данная правовая позиция закреплена в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 02.12.2018 и определяет судебную практику в настоящее время.
Кроме того, Федеральный закон N 27-ФЗ не содержит положений, прямо определяющих особые условия привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 17 данного закона, в частности, критерии определения виновности лица, состав смягчающих и отягчающих обстоятельств, основания освобождения от ответственности.
В данном случае необходимо учитывать, что статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит Федеральный закон N 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Норма статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации поощряет ответственное и деятельное участие налогообязанных лиц в поддержании фискального правопорядка, а именно, связывает освобождение от налоговой ответственности (штрафа) добровольными (не вынужденными) действиями по исправлению недостоверных сведений в ранее представленной налоговой отчетности (декларации или расчете) (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П).
Принимая во внимание, что Федеральный закон N 27-ФЗ предусматривает право страхователей представить скорректированные сведения о застрахованных лицах в органы Пенсионного фонда при обнаружении ошибок в ранее представленных сведениях, и не содержит исключений из этого права для случаев когда сведения об отдельных застрахованных лицах ранее не были представлены Пенсионному фонду (абзац пятый статьи 17), то применительно к подпункту 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ реализация данного права страхователем до обнаружения ошибки Пенсионными фондом или до истечения срока, указанного в уведомлении Пенсионного фонда, влечет за собой освобождение от ответственности в форме взимания страховых взносов.
Следовательно, при предоставлении сведений по форме ЕФС-1 следует учитывать только соблюдение страхователем сроков предоставления таких сведений и соблюдения пятидневного срока на исправление выявленных Пенсионным органом ошибок в первоначально представленных сведениях. Законодатель не ограничивает страхователя в предоставлении корректирующих сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не подавались при первоначальном своевременном предоставлении сведений по форме ЕФС-1.
В рассматриваемом случае, страхователем самостоятельно были поданы исправленные сведения по форме ЕФС-1.
В указанном случае первоначальные сведения страхователем поданы своевременно, уведомления об устранении ошибок от органов Отделения страхователю не направлялось, ошибки выявлены и исправлены Учреждением самостоятельно.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности, на более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Иными словами, анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя.
Указанные Пенсионным фондом подходы и основанные на них доводы, по сути, лишают страхователя возможности без штрафной санкции в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
Суд исходит из того, что законом установлена обязанность представлять сведения о каждом застрахованном лице, следовательно, и проверка сроков представления сведений и сами сведения проверяются применительно к каждому застрахованному лицу, поэтому и ответственность установлена в виде штрафа за каждое застрахованное лицо.
Согласно статье 15 Федерального закона N 27-ФЗ дополнение (то есть, внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть, корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах является правом страхователя, а не его обязанностью. Следовательно, за реализацию права привлечь к ответственности нельзя, поскольку юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
В целом, по смыслу статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения Пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
При имеющемся правовом регулировании и указанных правовых позициях суд полагает, что для привлечения к ответственности в ситуациях как при неполных (недостоверных) сведениях, так и при несвоевременном представлении сведений, если допущенные ошибки выявлены и устранены самостоятельно, то есть, до обнаружения этого пенсионным фондом, либо в пятидневный срок, предоставленный Пенсионным органом на исправление ошибок, оснований не имеется, поскольку лицо пользуется своим правом на исправление ошибок, установленным статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ, а само нарушение в такой ситуации утрачивает такой необходимый признак правонарушения как общественная вредность (опасность).
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что основания для применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных частью третьей статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, отсутствуют.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.04.2024 N А39-686/2024 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Мордовия оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-686/2024
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия
Ответчик: Государственное автономное учреждение дополнительного образования Республики Мордовия "Спортивная школа олимпийского резерва по зимним видам спорта"
Третье лицо: Первый Арбитражный апелляционный суд