гор. Самара |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А65-1339/2024 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05 июня 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 июня 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В. и Некрасовой Е.Н.., при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 июня 2024 года в зале N 7 апелляционную жалобу Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2024, принятое по делу N А65-1339/2024 (судья Кириллов А.Е.),
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН 1061655000087, ИНН 1655065586), гор. Казань
к Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан (ОГРН 1081690004164, ИНН 1655151073), гор. Казань
о признании незаконным и отмене постановления,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан к заинтересованному лицу - Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан с заявлением об отмене постановления о назначении административного наказания N 02-02-14/743 от 20.12.2023.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2024 суд заявленные требования удовлетворил. Постановление Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан от 20.12.2023 N 02-02-14/743 о привлечении к административной ответственности МКУ "Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ признал незаконным, не соответствующим требованиям Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях, отменил. Производство по делу об административном правонарушении прекратил.
Заявитель - Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда. Оставить без изменения постановление Инспекции государственного строительного надзора РТ N 02-02-14/743 от 20.12.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, вынесенное в отношении юридического лица - МКУ "Управление капитального строительства и реконструкции ИК МО гор. Казани". Отказать МКУ "Управление капитального строительства и реконструкции ИК МО гор. Казани" в удовлетворении жалобы в полном объеме.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2024 рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 15.05.2024 на 09 час. 35 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2024 суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б., рассмотрение апелляционной жалобы отложил и назначил на 05.06.2024 на 14 час. 45 мин.
В связи с отпуском судьи Корнилова А.Б., участвовавшего в составе суда, рассматривающего дело до отложения судебного разбирательства, в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена его замена на судью Некрасову Е.Н., вследствие чего рассмотрение дела начато сначала.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в материалы дела представлен отзыв, которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Также просит рассмотреть дело без участия их представителя.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, дополнения к апелляционной жалобе, мотивированного отзыва, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд полагает судебный акт арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Инспекцией вынесено постановление N 02-02-14/743 от 20.12.2023 по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности предусмотренной ч. 1 ст. 9.4 АПК РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Заинтересованное лицо пришло к выводу о том, что строительный контроль технического заказчика, осуществляемый МКУ "Управление капитального строительства и реконструкции ИК МО гор. Казани" (договор от 05.12.2022 N 5/2022), ведется не должным образом.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на отсутствие нарушения, на отсутствие события нарушения.
В обоснование доводов заявления указано на то, что выявленные нарушения совершены подрядчиком, нарушения являются несущественными.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в протоколе и в оспариваемом постановлении не имеется описания события правонарушения необходимого для установления наличия состава вменяемого правонарушения; из недоказанности события правонарушения и вины заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
В соответствии с частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения является установленный законодательством порядок осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, является нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
Субъектом данного административного правонарушения являются лица, на которых возложены обязанности по соблюдению установленных законодательством норм и правил в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В силу части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц (ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки N 12-09/0722 от 07.11.2023 (т. 1 л.д. 78) проведена проверка в отношении МКУ "Управление капитального строительства и реконструкции ИК МО гjh. Казани", осуществляющего строительный контроль на объекте "72 квартирный ж.д. с нежилыми помещениями N 1-5-2 жилого района "Салават Купере" в гор. Казань с наружными инженерными сетями, расположенном по адресу: Республика Татарстан, гор. Казань, Кировский район, ул. Нурихана Фаттаха" с целью определения соответствия выполненных работ, применяемых в процессе строительства объекта капитального строительства, строительных материалов, результатов таких работ требованиям проектной документации, а также с целью определения надлежащего осуществления строительного контроля МКУ "Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования гор. Казани" в соответствии со статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства".
На основании выявленных нарушений установлено, что строительный контроль технического заказчика, осуществляемый МКУ "Управление капитального строительства и реконструкции ИК МО гор. Казани" (договор от 05.12.2022 N 5/2022), ведется не должным образом.
В ходе проведения проверки должностными лицами инспекции выявлены следующие нарушения:
1) Выявлены многочисленные дефекты при выполнении отделочных работ в местах общего пользования, жилых и технических помещениях, а именно: некачественная заделка стыков плит перекрытия и стеновых железобетонных панелей, вследствие чего после выполнения малярных работ видны пятна, неровности, исправления, выделяющиеся на общем фоне (Нарушение требований проектной документации 2022-086-АР.ПЗ л. 9, 10);
2) В жилых помещениях на поверхностях, оклеенных обоями, выявлены многочисленные дефекты в виде замятии, загрязнений и отслоения (отклеивания) (Нарушение требований проектной документации 2022-086-АР.ПЗ л. 9);
3) При проведении работ по устройству фасадов из тонкослойной штукатурки выполнены декоративные швы из рустовочного профиля, не предусмотренные проектной документацией 2022-086-АР.ПЗ;
4) Нарушение проектной документации 2022-086-ПБ-ПЗ лист 12, а именно в местах прохода кабелей через перегородки помещений не выполнена заделка;
5) В холле секции 2 установлен стеклопакет с дефектом в виде трещины. (Нарушение требований проектной документации 2022-086-АР л. 1). Нарушение ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (утв. постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468), п. 3 ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений", ст. 53 Федерального закона от 29.12.2004 N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации, за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при ведении строительных работ на объекте: "72 квартирный ж.д. с нежилыми помещениями N 1-5-2 жилого района "Салават Купере" в гор. Казань с наружными инженерными сетями, расположенного по адресу: Республика Татарстан, гор. Казань, ул. Нурихана Фаттыха.
По результатам проверки составлен акт проверки N 12-12/0707 от 29.11.2023 (т. 1 л.д. 82 - 84).
29.11.2023 административным органом вынесено предписание N 12-12/0707-01 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства (т. 1 л.д. 119 - 120).
01.12.2023 административным органом заявителю направлено уведомление N 12-15/0356 от 01.12.2023 о составлении протокола об административном правонарушении, которое получено 04.12.2023.
05.12.2023 административным органом составлен протокол N 12-16/0726 об административном правонарушении (т. 1 л.д. 124).
14.12.2023 инспекция вручила представителю заявителя уведомление от 14.12.2023 N 02-02-10/4865 о рассмотрении дела об административном правонарушении (т. 1 л.д. 129).
Инспекцией вынесено постановление N 02-02-14/743 от 20.12.2023 по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.4 АПК РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Административным органом соблюдена процедура рассмотрения дела об административном правонарушении.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы заявителя о том, что МКУ "Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" не может являться субъектом вмененного правонарушения, поскольку лицом, непосредственно осуществляющим строительство объекта капитального строительства, является ООО ПСК "Ак Барс Строй".
В соответствии с частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Согласно пункту 3 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, застройщиком, заказчиком.
В силу пункта 6 названного Положения строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проверку совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов (подпункт "д").
Из материалов дела следует, что 01.11.2022 между, НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (Инвестор-застройщик), ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" (Технический заказчик) и ООО ПСК "Ак Барс Строй" (Подрядчик) заключен договор N 779/ф на строительство объекта "72 квартирный ж.д. с нежилыми помещениями N 1-5-2 жилого района "Салават Купере" в гор. Казань с наружными инженерными сетями, расположенного по адресу: Республика Татарстан, гор. Казань, Кировский район, ул. Нурихана Фаттаха.
В соответствии с пунктом 1.2 указанного договора Технический заказчик (ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан") обязуется организовать строительство Объекта, осуществлять строительный контроль за качеством и ходом выполнения работ на Объекте.
Согласно пункту 4.6.4 Договора Технический заказчик (ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан") обязан проводить строительный контроль в процессе строительства Объекта в порядке, установленном законодательством, в том числе осуществлять строительный контроль за ходом и качеством выполнения работ в соответствии с действующими нормативными документами, соблюдением сроков их выполнения, объемами применяемых изделий, материалов и оборудования, согласно утвержденной проектной документации.
05.12.2022 между ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" (Заказчик) и МКУ "Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования гор. Казани" (Исполнитель) заключен договор N 5/2022, пунктом 1.1. которого Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя осуществление контроля, в том числе строительного контроля, за строительством объекта "72 квартирный ж.д. с нежилыми помещениями N 1-5-2 жилого района "Салават Купере" в гор. Казань с наружными инженерными сетями, расположенном по адресу: Республика Татарстан, гор. Казань, Кировский район, ул. Нурихана Фаттаха, а также выполнение иных обязательств, предусмотренных настоящим договором, в порядке и сроки, установленные настоящим договором.
Как указано в пункте 1.2. Договора от 05.12.2022 МКУ "Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования гор. Казани" осуществляет строительный контроль, в том числе за качеством и ходом выполнения работ по строительству Объекта (включая работы по строительству инженерных сетей хозяйственно-бытовой канализации до 1 колодца, водоснабжение от наружной стены до водомерного узла, благоустройство и МАФ в пределах отвода земельного участка, электро- и теплоснабжение в случае, если строительство не предусмотрено планом ресурсоснабжающих организаций, ливневая канализация, наружное освещение), в соответствии с утвержденной проектной документацией, требованиями СНиП, СП, ГОСТов, технических регламентов, законодательства, условиями договора от 01.11.2022 N 779/ф, заключенного между Заказчиком, НО "Государственный жилищный фонд при Президенте РТ" и подрядной организацией и принимает обязательства по передаче Объекта совместно с Подрядчиком и Заказчиком Инвестору-Застройщику в состоянии, позволяющем его немедленную эксплуатацию, а также иные обязательства, предусмотренные договором, в том числе в период гарантийной эксплуатации Объекта.
В силу пункта 4.3.6. Договора от 05.12.2022 Исполнитель (МКУ "Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования гор. Казани") обязан проводить строительный контроль в процессе строительства Объекта в порядке, установленном законодательством, в том числе осуществлять строительный контроль за ходом и качеством выполнения работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством и объемом применяемых изделий, материалов и оборудования, согласно утвержденной проектной документации и условиям договора подряда.
Таким образом, исходя из условий вышеуказанных договоров, именно на МКУ "Управление капитального строительства и реконструкции ИК МО гор. Казани" возложена обязанность проводить строительный контроль за ходом и качеством выполнения работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством и объемом применяемых изделий, материалов и оборудования, согласно утвержденной проектной документации и условиям договора подряда.
Осуществление строительного контроля лицом, осуществляющим строительство (а именно подрядчиком - ООО ПСК "Ак Барс Строй") при строительстве на объекте ""72 квартирный ж.д. с нежилыми помещениями N 1-5-2 жилого района "Салават Купере" в гор. Казань с наружными инженерными сетями, расположенного по адресу: Республика Татарстан, гор. Казань, Кировский район, ул. Нурихана Фаттаха", не освобождает технического заказчика (ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан") от обязанности осуществления строительного контроля.
Соответственно, исходя из условий вышеуказанных договоров, на МКУ "Управление капитального строительства и реконструкции ИК МО гор. Казани" возложена обязанность проводить строительный контроль за ходом и качеством выполнения работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством и объемом применяемых изделий, материалов и оборудования, согласно утвержденной проектной документации и условиям договора подряда.
Таким образом, нарушения, допущенные лицами, осуществляющими строительство, явились, в том числе, следствием ненадлежащего строительного контроля со стороны МКУ "Управление капитального строительства и реконструкции ИК МО гор. Казани".
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявитель в соответствии с договором от 05.12.2022 N 5/2022 был обязан осуществлять строительный контроль и не допускать нарушений проектной документации и строительных норм со стороны подрядчика, поскольку является лицом, осуществляющим строительный контроль, следовательно, МКУ "Управление капитального строительства и реконструкции ИК МО гор. Казани" является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что соблюдение требований действующего законодательства в области строительства было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые учреждение не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, заявителем не представлено.
Таким образом, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных процессуальных нарушений, при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вместе с тем, в рассматриваемой ситуации с учетом выявленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, при этом исходит из следующего.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно абзацу 2 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимого исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства). При отсутствии таких угроз и в случае, как правило, совершения действия (бездействия) без прямого умысла административный орган может освободить лицо от административной ответственности.
Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, с учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствия вредных последствий и в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, приходит к выводу о малозначительности административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, совершенные заявителем нарушения, указанные в оспариваемом постановлении касались отделочных работ (видны пятна, неровности, отклеивание, трещины на стеклопакете).
До вынесения оспариваемого постановления заявителем устранены выявленные нарушения.
На основании изложенного, принимая во внимание характер совершенного правонарушения; отсутствие прямого умысла; отсутствие ущерба и негативных последствий для общества и государства; отсутствия общественно опасных последствий, обусловленных несвоевременным и ненадлежащим оформлением документов, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, считает необходимым применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, объявив устное замечание.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании постановлений незаконным и его отмене.
Основываясь на вышеизложенном, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (нарушение или неправильное применение норм материального права), отменяет решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2024, принятое по делу N А65-1339/2024, с принятием по делу нового судебного акта.
На основании части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2024, принятое по делу N А65-1339/2024, отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Постановление Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан делу об административном правонарушении от 20.12.2023 N 02-02-14/743 о привлечении Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, признать незаконным и отменить в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ в виду малозначительности совершенного правонарушения, объявив устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-1339/2024
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань
Ответчик: Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан, г.Казань