г.Самара |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А55-31401/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Бажана П.В., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сычевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05.06.2024 в помещении суда апелляционную жалобу акционерного общества "Самараглавснаб" на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2024 по делу N А55-31401/2023 (судья Коршикова О.В.), возбужденному по заявлению акционерного общества "Самараглавснаб" (ИНН 6315201008, ОГРН 1026301504503), г.Самара, к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (ИНН 6315800001, ОГРН 1026300959871), г.Самара, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация городского округа Самара (ИНН 6315700007, ОГРН 1026300967417), г.Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара (ИНН 6315700286, ОГРН 1036300450086), г.Самара, об оспаривании отказа,
в судебном заседании приняли участие:
от АО "Самараглавснаб" - Смирных А.Ю. (доверенность от 17.10.2023),
от иных лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Самараглавснаб" (далее - АО "Самараглавснаб", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) о признании незаконным изложенного в письме от 03.07.2023 N 15-07-30/1574 отказа во внесении изменений в договор аренды земельного участка от 17.06.2021 N 028632з; об обязании Департамента рассмотреть заявление общества о внесении изменений в п.5.3.1 договора в следующей редакции: "Арендатор обязуется использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, с правом на размещение строений и сооружений, проводить реконструкцию существующих объектов, а также на размещение КНС", и принять п.5.3.1 договора в указанной редакции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара.
Решением от 13.03.2024 по делу N А55-31401/2023 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
АО "Самараглавснаб" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В судебном заседании представитель АО "Самараглавснаб" апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя АО "Самараглавснаб" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, Департамент (арендодатель) и АО "Самараглавснаб" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округа Самара от 17.06.2021 N 028632з, по которому арендодатель обязался предоставить, а арендатор - принять и использовать на условиях аренды земельный участок площадью 4 291,70 кв.м с кадастровым номером 63:01:0926003:53, относящийся по категории к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования "коммунальное обслуживание", расположенный по адресу: г.Самара, Советский район, ул.22 Партсъезда.
Согласно п.1.5 договора земельный участок предоставляется арендатору как собственнику расположенного на земельном участке объекта недвижимости - сооружения электроэнергетики (линейный объект: трансформаторная подстанция до 35 кВ) протяженностью 18 м с кадастровым номером 63:01:0926003:1064.
П.5.3.1 договора установлено, что арендатор обязуется использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, без права размещения движимого и недвижимого имущества.
АО "Самараглавснаб" обратилось к Главе г.о.Самара с письмом (вх. от 23.05.2023 N 16926), в котором просило включить в договор разрешение на размещение и возведение на земельном участке площадью 4 291,70 кв.м с кадастровым номером 63:01:0926003:53 строений и сооружений, производить реконструкцию существующих объектов, а также на размещение КНС.
По поручению Главы г.о.Самара указанное обращение передано на рассмотрение в Департамент (вх. от 25.05.2023 N 15-01-22/4380).
Письмом от 03.07.2023 N 15-07-30/1574 Департамент сообщил обществу об отсутствии возможности рассмотреть заявление по существу. Департамент указал, что существенными условиями договора аренды земельного участка являются предмет договора - наименование и характеристики участка, а также размер арендной платы; согласно пп.1.1 п.1 договора указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание; в соответствии с пп.5.3.1 п.5.3 договора арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Не согласившись с ответом Департамента, изложенным в письме от 03.07.2023 N 15-07-30/1574, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В обоснование заявления общество указало, что вносимые изменения в договор не нарушают вид разрешенного использования "коммунальное обслуживание" и не изменяют его, следовательно, отказ Департамента является незаконным.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правообладатели земельных участков, обязаны использовать принадлежащие им земли в соответствии с целевым назначением земли, при этом методы использования не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе земельным ресурсам.
В соответствии со ст.1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ вид разрешенного использования земельного участка определяет, какую деятельность можно вести на земельном участке.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (действовал до 04.04.2021), Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 (действует с 05.04.2021).
Согласно Приказам N 540 и N П/0412 вид разрешенного использования земельного участка "Коммунальное обслуживание" (код разрешенного использования земельного участка 3.1) предусматривает размещение зданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.1.1-3.1.2.
Вид разрешенного использования земельного участка "Предоставление коммунальных услуг" (код 3.1.1) предусматривает размещение зданий и сооружений, обеспечивающих поставку воды, тепла, электричества, газа, отвод канализационных стоков, очистку и уборку объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций; водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, сооружений, необходимых для сбора и плавки снега); вид разрешенного использования земельного участка "Административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг" (код 3.1.2) - размещение зданий, предназначенных для приема физических и юридических лиц в связи с предоставлением им коммунальных услуг.
П.7.4.1 договора установлено, что арендодатель имеет право досрочно в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора при ненадлежащем использовании арендатором земельного участка, а именно: при использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием или его использование приводит к значительному ухудшению экологической обстановки, порче земель; при невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Исходя из п.3 ст.85 ЗК РФ, собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков вправе использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Нарушение требований законодательства при использовании земельного участка не по целевому назначению характеризуется совершением действий, направленных на использование земельного участка без соблюдения установленного для него режима эксплуатации, на сознательное изменение его целевого назначения.
Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет привлечение к административной ответственности по ст.8.8 КоАП РФ.
Довод АО "Самараглавснаб" о том, что в обращении оно прямо указало свое намерение разместить на арендуемом земельном участке канализационно-насосную станцию (КНС), что подразумевает под собой коммунальное обслуживание (а именно, перекачку бытовых отходов с продуктового рынка "Норд") и, соответственно, не нарушает вид разрешенного использования земельного участка, - подлежит отклонению. Как следует из содержания обращения (л.д.26), для комфортного и полноценного использования продуктового рынка "Норд" (находящегося на смежном земельном участке) и соблюдения действующих санитарно-эпидемиологических требований общество просило включить в договор аренды разрешение на размещение и возведение на арендуемом земельном участке с кадастровым номером 63:01:0926003:53 не только КНС, но и иных строений и сооружений, без указания их целевого назначения.
Кроме того, в соответствии со ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 01.03.2015 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городских округов осуществляется органами местного самоуправления городских округов.
Таким образом, с 01.03.2015 в силу прямого указания закона полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа Самара, перешли к органам местного самоуправления г.о.Самара.
Согласно пп.5 и 7 п.2 Постановления Администрации г.о.Самара от 11.01.2017 N 1 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (далее - Постановление N 1) Департамент управления имуществом г.о.Самара наделен полномочиями по подготовке и заключению договоров аренды и безвозмездного пользования земельными участками в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ, дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, соглашений о расторжении договоров аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, предоставленными для целей, не связанных со строительством, а также по подготовке и подписанию уведомлений о расторжении (об отказе от) договоров аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, актов приема-передачи земельных участков, предоставленных для целей, не связанных со строительством; урегулированию разногласий при заключении договоров купли-продажи земельных участков, договоров аренды земельных участков, договоров безвозмездного пользования земельными участками в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ, а также по урегулированию разногласий при исполнении, внесении изменений и расторжении договоров аренды земельных участков и безвозмездного пользования земельными участками, предоставленными для целей, не связанных со строительством, в том числе в судебном порядке.
Вместе с тем, Департамент градостроительства г.о.Самара в соответствии с пп.7, 9, 10 п.1 Постановления N 1 наделен полномочиями по подготовке и заключению договоров аренды и безвозмездного пользования земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ, дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, соглашений о расторжении договоров аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, предоставленными под строительство зданий, сооружений, а также по подготовке и подписанию уведомлений о расторжении (об отказе от) договоров аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, актов приема-передачи земельных участков, предоставленных под строительство зданий, сооружений; по принятию решений о согласовании продления срока действия договоров аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками или об отказе в согласовании продления срока действия договоров аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, предоставленными под строительство зданий, сооружений; урегулированию разногласий при заключении договоров купли-продажи земельных участков; договоров аренды земельных участков, договоров безвозмездного пользования земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ, а также по урегулированию разногласий при исполнении, внесении изменений и расторжении договоров аренды земельных участков и безвозмездного пользования земельными участками, предоставленными под строительство зданий, сооружений, в том числе в судебном порядке.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что внесение испрашиваемых изменений в рассматриваемый договор аренды земельного участка выходит за пределы полномочий Департамента.
Департамент не наделен полномочиями по заключению договоров аренды земельных участков, предоставляемых под строительство и реконструкцию зданий, сооружений, и дополнительных соглашений к таким договорам.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемый отказ Департамента, изложенный в письме от 03.07.2023 N 15-07-30/1574, правомерным, в связи с чем отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13 марта 2024 года по делу N А55-31401/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31401/2023
Истец: АО "Самараглавснаб"
Ответчик: Департамент Управления Имуществом Городского Округа Самара
Третье лицо: Администрация г.о. Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара