г. Санкт-Петербург |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А56-97834/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.
при участии:
от заявителя: Зайцева Н.В. по доверенности от 12.09.2023 (онлайн)
от заинтересованного лица: Прозорова А.А. по доверенности от 27.12.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9276/2024) общества с ограниченной ответственностью "Прогресс-Тайер" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2024 по делу N А56-97834/2023 (судья Устинкина О.Е.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прогресс-Тайер"
к Северо-Западной электронной таможне
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Прогресс-Тайер" (далее - заявитель, Общество, ООО "Прогресс-Тайер") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Северо-Западной электронной таможни (далее - таможенный орган, Таможня, СЗЭТ) во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларациях на товары (далее - ДТ) N N 10228010/010922/3310451, 10228010/280922/3335982, 10228010/280922/3336003, 10228010/181022/3353652, 10228010/011122/3366864, изложенного в письме от 11.07.2023 N 11-04-27/15872, в ДТ N 10228010/220822/3299798, изложенного в письме от 27.07.2023 N 11-04-27/17179, а также об обязании Таможню устранить допущенные нарушения прав и интересов Общества путем внесения соответствующих изменений о стране происхождения товаров в ДТ и осуществления возврата излишне взысканной антидемпинговой пошлины и пени в размере 12528016,61 руб.
Решением суда от 08.02.2024 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ООО "Прогресс-Тайер" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 08.02.2024, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. По мнению подателя жалобы, выводы суда первой инстанции о том, что Обществом представлены сертификаты о происхождении товаров, задекларированных по спорным ДТ, выданные страной, отличной от страны вывоза товаров, не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неполном исследовании материалов дела. Как указывает податель жалобы, страной вывоза спорных товаров является Латвийская Республика, что подтверждается международными транспортными накладными (CMR), в которых указаны отправитель - TYRES PLANET SIA (Латвия), получатель - SAGA (Кыргызстан). При этом, судом первой инстанции не приняты во внимание доводы Общества о том, что ввоз спорных товаров на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) осуществлен компанией SAGA (Кыргызстан) через т/п МАПП Бурачки Псковской таможни в рамках сделки купли-продажи между компанией TYRES PLANET SIA (Латвия) и компанией SAGA (Кыргызстан) и по процедуре таможенного транзита помещен на т/п Себежский Псковской таможни, где находился в дальнейшем для таможенного оформления и помещения под процедуру "выпуск внутреннего потребления" уже в рамках сделки между компанией SAGA (Кыргызстан) и ООО "Прогресс-Тайер". Податель жалобы ссылается на то, что в процессе таможенного оформления в качестве документов, подтверждающих страну происхождения товаров Обществом представлены коммерческие и грузовые документы, а также непреференциальные сертификаты происхождения, выданные Латвийской торгово-промышленной палатой (г.Рига) (далее - Латвийская ТПП), а именно сертификаты N LV-22-101029 от 01.09.2022, N LV-22-101031 от 01.09.2022, N LV-22-101098 от 07.09.2022, N LV-22-101099 от 07.09.2022, N LV-22-101491 от 05.10.2022, N LV-22-101770 от 20.10.2022, оформленные в соответствии с Требованиями к сертификату о происхождении товара, установленными в приложении к Правилам определения происхождения товаров, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49. Таким образом, как указывает податель жалобы, на момент перемещения товара через границу ЕАЭС его законным владельцем являлась компания SAGA (Кыргызстан); последующая продажа товара Обществу и его обращение в таможенный орган для оформления товара в процедуре "выпуск для внутреннего потребления" соответствуют таможенному законодательству, при этом заявитель не имел возможности переоформить ранее выданные сертификаты происхождения товара на свое имя. При этом, как указывает податель жалобы, сертификаты Кыргызской Республики были представлены Обществом с заявлениями о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорных ДТ, в дополнение к ранее представленным при таможенном оформлении сертификатам Латвийской ТПП.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Прогресс-Тайер" в рамках внешнеторгового контракта от 07.07.2022 N 07/07/2022, заключенного с компанией SAGA (Республика Кыргызстан), ввезло на таможенную территорию ЕАЭС и представило к таможенному оформлению по ДТ NN 10228010/010922/3310451, 10228010/280922/3335982, 10228010/280922/3336003, 10228010/181022/3353652, 10228010/011122/3366864 на Северо-Западный таможенный пост (ЦЭД) СЗЭТ с целью помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" товары:
1) товар N 1 "Шины пневматические_" (код товара 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС) по декларации на товары N 10228010/010922/3310451; производитель: BRIDGESTONE HISPANIA MANUFACTURING, S.L.; заявленная страна происхождения: Королевство Испания; заявленная страна отправления товара - Латвийская Республика.
2) товар N 1 "Шины пневматические_" (код товара 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС) по декларации на товары N 10228010/280922/3335982; производитель: TYRE COMPANY DEBICA S.A.; заявленная страна происхождения: Республика Польша; заявленная страна отправления товара - Латвийская Республика.
3) товары N N 1, 2, 3 "Шины пневматические_" (код товаров 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС) по декларации на товары N 10228010/280922/3336003; производитель: TYRE COMPANY DEBICA S.A.; заявленная страна происхождения: Республика Польша; заявленная страна отправления товара - Латвийская Республика.
4) товары N N 1, 2, 3, 4, 5 "Шины пневматические_" (код товаров 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС) по декларации на товары N 10228010/181022/3353652; производитель: TYRE COMPANY DEBICA S.A.; заявленная страна происхождения: Республика Польша; заявленная страна отправления товара - Латвийская Республика.
5) товар N 1 "Шины пневматические_" (код товара 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС) по ДТ N 10228010/011122/3366864; производитель: BRIDGESTONE TIRE MANUFACTURING (THAILAND) CO., LTD.; заявленная страна происхождения: Королевство Таиланд, заявленная страна отправления товара - Латвийская Республика.
Также Обществом во исполнение вышеуказанного внешнеторгового контракта на таможенную территорию ЕАЭС с использованием ДТ N 10228010/220822/3299798 в целях помещения под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления ввезен и задекларирован товар N 1 "Шины пневматические резиновые новые, для моторных транспортных средств для перевозки грузов_" (код товара 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС), производитель: "BRIDGESTONE TIRE MANUFACTURING (THAILAND) CO., LTD", заявленная страна происхождения: Королевство Таиланд, заявленная страна отправления товара - Латвийская Республика.
В качестве документов, подтверждающих страну происхождения товаров, ООО "Прогресс-Тайер" представлены непреференциальные сертификаты происхождения, выданные Латвийской ТПП (г. Рига):
по ДТ N 10228010/220822/3299798 - сертификат N LV-22-101029 от 01.09.2022,
по ДТ N 10228010/010922/3310451 - сертификат N LV-22-101031 от 01.09.2022,
по ДТ N 10228010/280922/3335982 - сертификат N LV-22-101098 от 07.09.2022,
по ДТ N 10228010/280922/3336003 - сертификат N LV-22-101099 от 07.09.2022,
по ДТ N 10228010/181022/3353652 - сертификат N LV-22-101491 от 05.10.2022,
по ДТ N 10228010/011122/3366864 - сертификат N LV-22-101770 от 20.10.2022.
Товары по вышеуказанным ДТ были выпущены по процедуре "выпуск для внутреннего потребления" без доначисления и уплаты антидемпинговой пошлины.
По результатам таможенного контроля, проведенного в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений (акт от 08.11.2022 N 10228000/213/081122/A0990), Таможней установлено, что сертификаты о происхождении товаров, предоставленные Обществом по ДТ N N 10228010/010922/3310451, 10228010/280922/3335982, 10228010/280922/3336003, 10228010/181022/3353652, 10228010/011122/3366864, выданы с нарушением положений пункта 1 статьи 31 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС). Указанные сертификаты о происхождении товаров оформлены с нарушением Требований к сертификату о происхождении товара (далее - Требования), установленных в приложении к Правилам определения происхождения товаров, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 (в редакции, действовавшей на дату декларирования, далее - Правила N 49).
Как установлено таможенным органом, сертификаты о происхождении товаров N LV-22-101770 от 20.10.2022, N LV-22-101491 от 05.10.2022, N LV-22-101031 от 01.09.2022, N LV-22-101098 от 07.09.2022, N LV-22-101099 от 07.09.2022 содержат сведения об отправителе "TYRES PLANET SIA" (Латвия), грузополучателе ООО "SAGA" (Кыргызстан). Также в вышеуказанных сертификатах указаны реквизиты инвойсов N 1008/2022-1, 0109/2022-1, 0109/2022-2, 1209/2022-1, 1710/2022-1.
Согласно электронным документам к ДТ декларантом представлены инвойсы от 25.08.2022 N 3, от 08.09.2022 N 5, от 09.09.2022 N 6, от 13.09.2022 N 7, от 19.10.2022 N 9, однако в них отсутствуют сведения о получателе товаров - ООО "SAGA" (Кыргызстан) (указан иной получатель - ООО "Прогресс-Тайер").
В графе 8 "Получатель" ДТ N N 10228010/011122/3366864, 10228010/181022/3353652, 10228010/010922/3310451, 10228010/280922/3335982, 10228010/280922/3336003 указано ООО "Прогресс-Тайер" (ИНН 7801585322, Россия).
Таким образом, как установлено таможенным органом, в нарушение пункта 5 Требований представленные Обществом сертификаты о происхождении товаров LV-22-101770 от 20.10.2022, N LV-22-101491 от 05.10.2022, N LV-22-101031 от 01.09.2022, N LV-22-101098 от 07.09.2022, N LV-22-101099 от 07.09.2022 выданы в отношении получателя товара ООО "SAGA" (Республика Кыргызстан), что не соответствует сведениям о получателе товара в графе 8 ДТ. Кроме того, в сертификатах не указаны сведения о стране назначения товаров.
Следовательно, представленные Обществом сертификаты о происхождении товаров LV-22-101770 от 20.10.2022, N LV-22-101491 от 05.10.2022, N LV-22-101031 от 01.09.2022, N LV-22-101098 от 07.09.2022, N LV-22-101099 от 07.09.2022 не могут быть приняты в качестве документального подтверждения страны происхождения товаров, задекларированных по ДТ N N 10228010/011122/3366864, 10228010/181022/3353652, 10228010/010922/3310451, 10228010/280922/3335982, 10228010/280922/3336003.
По результатам проведенного таможенного контроля в процессе таможенного декларирования товаров по ДТ N 10228010/220822/3299798 установлено, что представленный сертификат о происхождении товаров NLV-22-101029 от 01.09.2022 также не может быть принят в качестве документального подтверждения страны происхождения товара в связи в нарушением подпункта 4 пункта 5 Требований, поскольку сертификат выдан в отношении получателя товара ООО "SAGA" (Республика Кыргызстан), что не корреспондирует со сведениями о получателе товара в графе 8 ДТ (указано ООО "Прогресс-Тайер").
По результатам таможенного контроля Таможней приняты решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ N N 10228010/010922/3310451, 10228010/280922/3335982, 10228010/280922/3336003, 10228010/181022/3353652, 10228010/011122/3366864, 10228010/220822/3299798, и начислении антидемпинговой пошлины в размере 35.35% от таможенной стоимости товара, в результате чего Обществу доначислены таможенные платежи и пени на общую сумму 12528016,61 руб.:
по ДТ N 10228010/220822/3299798 - 3063784,50 руб. антидемпинговой пошлины,
по ДТ N 10228010/010922/3310451 - 2443392 руб. антидемпинговой пошлины и 56571,31 руб. пени,
по ДТ N 10228010/280922/3335982 - 1503930,40 руб. антидемпинговой пошлины и 26005,46 руб. пени,
по ДТ N 10228010/280922/3336003 - 1722252 руб. антидемпинговой пошлины и 29 421,81 руб. пени,
по ДТ N 10228010/181022/3353652 - 1776484,19 руб. антидемпинговой пошлины и 23 316,35 руб. пени,
по ДТ N 10228010/011122/3366864 - 1863831,97 руб. антидемпинговой пошлины и 19 026,62 руб. пени.
Письмами от 28.06.2023 N 280623/1 (вх. N11952 от 29.06.2023) и от 12.07.2023 NN 12/07-1 (вх. N 13373 от 18.07.2023) Общество обратилось в СЗЭТ с заявлением о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в вышеуказанных ДТ, в части возврата антидемпинговой пошлины.
В целях подтверждения происхождения товаров Обществом представлены оригиналы непреференциальных сертификатов о происхождении товаров, выданные уполномоченным органом Кыргызской Республики:
- от 25.01.2023 N 045430*360129 по ДТ N 10228010/010922/3310451,
- от 25.01.2023 N 045431*360130 по ДТ N 10228010/280922/3335982,
- от 25.01.2023 N 045432*360131 по ДТ N 10228010/280922/3336003,
- от 25.01.2023 N 045429*360128 по ДТ N 10228010/181022/3353652,
- от 25.01.2023 N 045428*360127 по ДТ N 10228010/011122/3366864,
- от 28.03.2023 N А N 043473 360432 по ДТ N 10228010/220822/3299798.
В ответ на обращения письмами Таможни от 11.07.2023 N 11-04-27/15872 и от 27.07.2023 N 11-04-27/17179 Обществу отказано во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10228010/010922/3310451, 10228010/280922/3335982, 10228010/280922/3336003, 10228010/181022/3353652, 10228010/011122/3366864, 10228010/220822/3299798.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 08.02.2024 в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор), для защиты экономических интересов производителей товаров в ЕАЭС могут вводиться меры защиты внутреннего рынка в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, в виде специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также в виде иных мер в случаях, предусмотренных статьей 50 Договора.
Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.11.2015 N 154 (далее - Решение N 154) применяется антидемпинговая мера посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС грузовых шин, представляющих собой предназначенные для эксплуатации на различных осях грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, самосвалов, прицепов и полуприцепов шины и покрышки пневматические резиновые новые с посадочным диаметром от 17,5 до 24,5 дюйма включительно с нанесенными на них обозначениями категорий скорости в соответствии с обозначениями, указанными в таблице 5.1 раздела 5 приложения N8 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (за исключением обозначений V, W и Y), с индексом нагрузки более 115 (за исключением шин и покрышек пневматических резиновых новых по перечню согласно приложению N 2), происходящих из Китайской Народной Республики и классифицируемых кодами 4011 20 100 0 и 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, установив срок действия данной антидемпинговой меры 5 лет.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.06.2021 N 84 действие антидемпинговой меры, установленной Решением N 154, в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики, продлено по 28 июня 2026 года.
Как установлено таможенным органом и судом, задекларированный Обществом по ДТ N N 10228010/010922/3310451, 10228010/280922/3335982, 10228010/280922/3336003, 10228010/181022/3353652, 10228010/011122/3366864, 10228010/220822/3299798 товар - шины пневматические по своим характеристикам и коду ТН ВЭД ЕАЭС попадает под действие Решения N 154.
В пункте 1 статьи 29 ТК ЕАЭС определено, что происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В целях проверки соблюдения законодательства государства-члена ЕАЭС, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, таможенные органы государства-члена ЕАЭС вправе требовать в случае и в порядке, определенных законодательством этого государства-члена ЕАЭС, подтверждение происхождения товаров, за исключением товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории ЕАЭС в другое государство-член ЕАЭС (пункт 5 статьи 29 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 6 статьи 29 ТК ЕАЭС документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара и сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара и сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров.
Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров - страны вывоза товара.
Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров), утверждены Решением Совета Евразийской экономической Комиссии от 13.07.2018 N 49 (далее - Правила N 49).
Пунктом 25 Правил N 49 (здесь и далее в редакции от 05.04.2022, действовавшей на дату оформления спорных ДТ) установлено, что в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых (для товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, - определенная с учетом пункта 2 статьи 136 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза) превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, подтверждается сертификатом (за исключением случая подтверждения соблюдения применяемых мер защиты внутреннего рынка).
Согласно подпункту 2 пункта 21 Правил N 49 сертификат о происхождении товара оформляется в соответствии с требованиями согласно приложению к Правилам (далее - Требования).
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 31 ТК ЕАЭС, сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров. Аналогичное правило закреплено в пункте 34 Правил N 49.
Пунктом 1 статьи 314 ТК ЕАЭС определено, что при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Согласно пункту 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях:
1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 ТК ЕАЭС;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;
3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения;
4) государственным органом оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождения товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
5) иные случаи, определяемые Евразийской экономической комиссией.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, первоначально при таможенном оформлении товаров Обществом были представлены сертификаты о происхождении товаров N LV-22-101029 от 01.09.2022, N LV-22-101031 от 01.09.2022, N LV-22-101098 от 07.09.2022, N LV-22-101099 от 07.09.2022, N LV-22-101491 от 05.10.2022, N LV-22-101770 от 20.10.2022, выданные Латвийской ТПП (г.Рига).
В соответствие с пунктом 5 Требований сертификат должен содержать следующую информацию:
1) наименование страны происхождения товара;
2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат (в случае содержания в оттиске печати данных о наименовании уполномоченного органа дополнительное указание таких сведений не требуется);
3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя;
4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;
5) описание товара, достаточное для его идентификации таможенным органом государства - члена Евразийского экономического союза с товаром, заявленным при таможенном декларировании
6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;
8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).
В рассматриваемом случае таможенным органом по результатам таможенного контроля установлено, что в нарушение подпункта 4 пункта 5 Требований представленные Обществом сертификаты N LV-22-101029 от 01.09.2022, N LV-22-101031 от 01.09.2022, N LV-22-101098 от 07.09.2022, N LV-22-101099 от 07.09.2022, N LV-22-101491 от 05.10.2022, N LV-22-101770 от 20.10.2022 не содержат информацию о стране назначения товаров, а сведения о грузополучателе товара - ООО "SAGA" (Республика Кыргызстан), указанные сертификатах, не соответствуют сведениям, заявленным в графе 8 спорных ДТ (получателем указано ООО "Прогресс-Тайер").
Как усматривается из материалов дела, сертификаты N LV-22-101029 от 01.09.2022, N LV-22-101031 от 01.09.2022, N LV-22-101098 от 07.09.2022, N LV-22-101099 от 07.09.2022, N LV-22-101491 от 05.10.2022, N LV-22-101770 от 20.10.2022 содержат сведения об отправителе - компании TYRES PLANET SIA (Латвия) и грузополучателе ООО "SAGA" (Кыргызстан). При этом в графе 5 сертификатов указаны реквизиты инвойсов N 1008/2022-1, 0109/2022-1, 0109/2022-2, 1209/2022-1, 1710/2022-1, 0208/2022-1.
При таможенном оформлении товаров по спорным ДТ декларантом были представлены инвойсы от 25.08.2022 N 3, от 08.09.2022 N 5, от 09.09.2022 N 6, от 13.09.2022 N 7, от 19.10.2022 N 9, от 08.08.2022 N 1/08 однако в них отсутствуют сведения о получателе товаров - ООО "SAGA" (Кыргызстан) (указан получатель - ООО "Прогресс-Тайер").
В графе 8 "Получатель" спорных ДТ в качестве получателя указано ООО "Прогресс-Тайер" (Российская Федерация); в графе 12 "Страна назначения" указано "Россия".
Сведения о грузополучателе товара ООО "Прогресс-Тайер" и стране назначения Российская Федерация в сертификатах N LV-22-101029 от 01.09.2022, N LV-22-101031 от 01.09.2022, N LV-22-101098 от 07.09.2022, N LV-22-101099 от 07.09.2022, N LV-22-101491 от 05.10.2022, N LV-22-101770 от 20.10.2022 отсутствуют.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает следующее:
по ДТ N 10228010/010922/3310451 сертификат N LV-22-101031 был оформлен 01.09.2022, то есть уже после оформления инвойса от 25.08.2022 N 3 к контракту от 07.07.2022 N 07/07/2022 между ООО "Прогресс-Тайер" и ООО "SAGA" (Кыргызстан); на момент подачи транзитной декларации 10209150/010922/0066154 инвойс от 25.08.2022 N 3 уже также был оформлен и получатель товара известен;
по ДТ N 10228010/181022/3353652 сертификат N LV-22-101491 был оформлен 05.10.2022, то есть уже после оформления инвойса от 13.09.2022 N 7 к контракту от 07.07.2022 N 07/07/2022 между ООО "Прогресс-Тайер" и ООО "SAGA" (Кыргызстан), на момент подачи транзитной декларации 10209150/171022/5002934 инвойс от 13.09.2022 N 7 уже также был оформлен и получатель товара известен;
по ДТ N 10228010/011122/3366864 сертификат N LV-22-101770 был оформлен 20.10.2022, то есть уже после оформления инвойса от 19.10.2022 N 9 к контракту от 07.07.2022 N 07/07/2022 между ООО "Прогресс-Тайер" и ООО "SAGA" (Кыргызстан), на момент подачи транзитной декларации 10209150/011122/0078850 инвойс от 19.10.2022 N 9 уже также был оформлен и получатель товара известен;
по ДТ N 10228010/220822/3299798 сертификат N LV-22-101029 был оформлен 01.09.2022, то есть уже после оформления инвойса от 08.08.2022 N 1/08 к контракту от 07.07.2022 N 07/07/2022 между ООО "Прогресс-Тайер" и ООО "SAGA" (Кыргызстан); на момент подачи транзитной декларации 10209150/210822/0063303 инвойс от 08.08.2022 N 1/08 уже также был оформлен и получатель товара известен.
Таким образом, на момент выдачи указанных сертификатов грузополучатель товара (ООО "Прогресс-Тайер") и страна назначения (Российская Федерация) уже были известны и согласованы сторонами.
По ДТ N 10228010/280922/3335982 на момент подачи транзитной декларации 10209150/250922/5001725 инвойс от 08.09.2022 N 5 к контракту от 07.07.2022 N07/07/2022 между ООО "Прогресс-Тайер" и ООО "SAGA" (Кыргызстан) уже был оформлен и получатель товара (ООО "Прогресс-Тайер") известен и согласован сторонами контракта от 07.07.2022 N 07/07/2022.
По ДТ N 10228010/280922/3336003 на момент подачи транзитной декларации 10209150/250922/5001758 инвойс от 09.09.2022 N 6 к контракту от 07.07.2022 N07/07/2022 между ООО "Прогресс-Тайер" и ООО "SAGA" (Кыргызстан) уже был оформлен и получатель товара (ООО "Прогресс-Тайер") известен и согласован сторонами контракта от 07.07.2022 N 07/07/2022.
При таких обстоятельствах отклоняются ссылки подателя жалобы на особенности совершения сделки, на основании которой ввезены спорные товары (транзитной поставки, при которой товар фактически не предполагался и не направлялся в Республику Кыргызстан, а уже на момент ввоза на территорию ЕАЭС предназначался фактически для поставки ООО "Прогресс-Тайер").
Фактически представленные Обществом сертификаты N LV-22-101029 от 01.09.2022, N LV-22-101031 от 01.09.2022, N LV-22-101098 от 07.09.2022, N LV-22-101099 от 07.09.2022, N LV-22-101491 от 05.10.2022, N LV-22-101770 от 20.10.2022 выданы получателю товаров ООО "SAGA" - резиденту Республики Кыргызстан, при том, что спорный товар не предназначался и не планировался к ввозу на территорию Республики Кыргызстан, то есть резидент Республики Кыргызстан не является грузополучателем товара, а Республика Кыргызстан не является страной назначения товара.
Вопреки доводам подателя жалобы, у таможенного органа отсутствует обязанность доказывать, что Общество имело возможность приобретения спорных товаров иным образом: напрямую без участия посредника - резидента Республики Кыргызстан, и с возможностью оформления сертификата происхождения с указанием страны назначения Российская Федерация и указанием получателя - резидента Российской Федерации.
Таким образом, как обоснованно установлено таможенным органом в нарушение подпункта 4 пункта 5 Требований первоначально представленные Обществом сертификаты N LV-22-101029 от 01.09.2022, N LV-22-101031 от 01.09.2022, N LV-22-101098 от 07.09.2022, N LV-22-101099 от 07.09.2022, N LV-22-101491 от 05.10.2022, N LV-22-101770 от 20.10.2022 не содержит информацию о стране назначения товаров или наименовании и адресе фактического грузополучателя, а сведения о грузополучателе, указанные в сертификатах не соответствуют сведениям, заявленным в спорных ДТ.
В силу вышеприведенных положений пункта 4 статьи 31 ТК ЕАЭС и пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным, в том числе, в случае, если сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения (такой сертификат не может рассматриваться в качестве документа о происхождении товара).
При таких обстоятельствах, поскольку сертификаты N LV-22-101029 от 01.09.2022, N LV-22-101031 от 01.09.2022, N LV-22-101098 от 07.09.2022, N LV-22-101099 от 07.09.2022, N LV-22-101491 от 05.10.2022, N LV-22-101770 от 20.10.2022 оформлены с нарушением требований к порядку их заполнения, то указанные сертификаты о происхождении товаров не могут являться основанием для подтверждения заявленных Обществом в спорных ДТ сведений о происхождении товаров, соответственно, в силу пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара является неподтвержденным, в связи с чем таможенным органом правомерно в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 314 и Решением N 154 доначислены антидемпинговые пошлины по спорным ДТ в размере 35.35% от таможенной стоимости товара.
Впоследствии, письмами от 28.06.2023 N 280623/1 (вх. N11952 от 29.06.2023) и от 12.07.2023 NN 12/07-1 (вх. N 13373 от 18.07.2023) Общество обратилось в СЗЭТ с заявлениями о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в вышеуказанных ДТ, в части возврата антидемпинговой пошлины.
В целях подтверждения происхождения товаров Обществом представлены оригиналы непреференциальных сертификатов о происхождении товаров, выданные уполномоченным органом Кыргызской Республики:
- от 25.01.2023 N 045430*360129 по ДТ N 10228010/010922/3310451,
- от 25.01.2023 N 045431*360130 по ДТ N 10228010/280922/3335982,
- от 25.01.2023 N 045432*360131 по ДТ N 10228010/280922/3336003,
- от 25.01.2023 N 045429*360128 по ДТ N 10228010/181022/3353652,
- от 25.01.2023 N 045428*360127 по ДТ N 10228010/011122/3366864,
- от 28.03.2023 N А N 043473 360432 по ДТ N 10228010/220822/3299798.
В силу положений пункта 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара должен быть выдан уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
В рассматриваемом случае, как установлено таможенным органом и следует из материалов дела (графы 15, 16 спорных ДТ, СМR к спорным ДТ):
- страной отправления товара по ДТ N 10228010/010922/3310451 является Латвийская Республика, страной происхождения товаров - Королевство Испания.
- страной отправления товара по ДТ N 10228010/280922/3335982 является Латвийская Республика, страной происхождения товаров - Республика Польша.
- страной отправления товара по ДТ N 10228010/280922/3336003 является Латвийская Республика, страной происхождения товаров - Республика Польша.
- страной отправления товара по ДТ N 10228010/181022/3353652 является Латвийская Республика, страной происхождения товаров - Республика Польша.
- страной отправления товара по ДТ N 10228010/011122/3366864 является Латвийская Республика, страной происхождения товаров - Королевство Таиланд.
- страной отправления товара по ДТ N 10228010/220822/3299798 является Латвийская Республика, страной происхождения товаров - Королевство Таиланд.
Следовательно, в целях подтверждения страны происхождения товаров и возврата уплаченной антидемпинговой пошлины в отношении товара, задекларированного по вышеуказанным ДТ, Обществу необходимо представить оригинал сертификата о происхождении товаров общей формы, выданный уполномоченным органом страны вывоза - Латвийской Республики или соответствующей страны происхождения товаров (Королевство Испания, Республика Польша и Королевство Таиланд).
Таким образом, представленные Обществом сертификаты от 25.01.2023 N 045430*360129, от 25.01.2023 N 045431*360130, от 25.01.2023 N 045432*360131, от 25.01.2023 N 045429*360128, от 25.01.2023 N 045428*360127, от 28.03.2023 N А N 043473 360432 выданы органом страны (Республика Кыргызстан), отличной от страны вывоза и страны происхождения товаров, в связи с чем указанные сертификаты обоснованно не приняты таможенным органом в качестве документального подтверждения заявленных Обществом в спорных ДТ сведений о происхождении товаров, соответственно, в силу пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара является неподтвержденным.
Учитывая изложенное, письмами от 11.07.2023 N 11-04-27/15872 и от 27.07.2023 N 11-04-27/17179 таможенный орган обоснованно отказал Обществу во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10228010/010922/3310451, 10228010/280922/3335982, 10228010/280922/3336003, 10228010/181022/3353652, 10228010/011122/3366864, 10228010/220822/3299798.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для отмены решения суда от 08.02.2024 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы подлежат оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 февраля 2024 года по делу N А56-97834/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Прогресс-Тайер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-97834/2023
Истец: ООО "ПРОГРЕСС-ТАЙЕР"
Ответчик: СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ