город Москва |
|
10 июня 2024 г. |
дело N А40-138766/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.06.2024.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ц-Сервис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.12.2023 по делу N А40-138766/23
по заявлению ООО "Ц-Сервис"
к ИФНС России N 13 по г. Москве
третье лицо: Правительство г. Москвы
о взыскании уплаченной суммы налога;
при участии:
от заявителя - Илюхина С.Е. по доверенности от 07.11.2023;
от заинтересованного лица - Коршунов М.Н. по доверенности от 12.01.2024;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.12.2023 в удовлетворении заявленных ООО "Ц-Сервис" требований о взыскании уплаченной суммы налога в размере 10.327.149 руб., процентов, начисленных на излишне уплаченную и невозвращенную сумму налога, начиная с 30.12.2022 до даты возврата (на дату подачи заявления в суд первой инстанции - 441.485, 62 руб.), отказано.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора привлечено Правительство г. Москвы.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по мотивам, изложенным в жалобе и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители общества и налогового органа поддержали свои доводы и возражения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что общество не согласно с формированием инспекцией 01.01.2023 сальдо единого налогового счета налогоплательщика без учета излишне уплаченной суммы налога на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, в размере 10.327.149 руб., которая отражена в информационном сообщении о состоянии расчетов с бюджетом N 2022-4055 от 07.11.2022 в разделе "излишне уплаченные суммы налоговых, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, со дня уплаты которых прошло более 3-х лет". По мнению заявителя, переплата образовалась в результате перерасчета налога на имущество организаций за периоды с 2016 по 2021 во исполнение решения и судебных актов Московского городского суда о признании недействительным включения собственной нежилой недвижимости в Перечень объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что общество является собственником помещений, расположенных в здании по адресу: Москва, Дмитровское шоссе, дом 9, стр. 2, с кадастровым номером 77:09:0003023:1017 (здание 1), помещений, расположенных в здании по адресу: Москва, Дмитровское шоссе, дом 9, стр. 3, с кадастровым номером 77:09:0003023:7352 (здание 2).
В соответствии с решением Московского городского суда от 07.09.2021 по результатам рассмотрения дела N 3а-1973/2021, оставленным без изменения апелляционным определением Первого апелляционного суда от 02.12.2021 N 66а5079/2021, решением Московского городского суда от 27.05.2021 по результатам рассмотрения дела N 3а-1344/2021, оставленным без изменения апелляционным определением Первого апелляционного суда от 30.09.2021 N 66а4158/2021, здание 1 и здание 2 исключены из Перечней на 2016 - 2021.
Принимая во внимание решения Московского городского суда, налоговая база в отношении здания 1 и здания 2 определяется как среднегодовая стоимость за 2016 - 2021.
Организацией в 2022 представлены уточненные налоговые декларации по налогу на имущество за период с 2016 по 2020.
По результатам проведенных камеральных налоговых проверок инспекцией установлено уменьшение налогоплательщиком налога на имущество организаций на общую сумму 29.359.031 руб.
Камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций завершены без нарушений.
30.03.2022 налогоплательщиком представлена первичная налоговая декларация по налогу на имущество организацией за 2021.
Сумма налога к уплате составляет 178.067 руб.
При анализе сведений, отраженных в информационном ресурсе, налоговым органом установлено, что у общества по состоянию на 31.12.2022 в налоговых обязательствах по налогу на имущество организаций отражено положительное сальдо в размере 19.012.499, 89 руб. (налог), которое в сумме 8.685.350, 89 руб. признано в качестве единого налогового платежа и учтено при формировании сальдо ЕНС налогоплательщика.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в сальдо ЕНС организации или физического лица не включаются суммы налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов, если по состоянию на 31.12.2022 со дня их уплаты прошло более 3-х лет.
Инспекцией установлено, что переплата по налогу на имущество организаций в сумме 10.327.149 руб. образовалась в результате уменьшения обществом данного налога за периоды 2016-2017 (первичная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2016 представлена 23.03.2017, за 12 месяцев 2017 - 30.03.2018), оплата налога на имущество организаций за указанный период произведена обществом в 2016-2018 (последнее платежное поручение датировано 28.04.2018).
В этой связи, переплата по налогу на имущество организаций в сумме 10.327.149 руб. не учтена при формировании сальдо ЕНС налогоплательщика.
Довод заявителя о том, что в рассматриваемом случае срок образования переплаты налога следует исчислять с даты судебного решения Московского городского суда, отклоняется.
Порядок исчисления 3-летнего срока, установленного положениями статьи Закона N 263-ФЗ для признания сумм денежных средств в качестве единого налогового платежа для целей их учета при формировании сальдо ЕНС налогоплательщика аналогичен порядку исчисления срока, установленного п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2023), для реализации права налогоплательщика для обращения в налоговый орган с заявлением о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога (авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов).
С учетом позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 17750/10, 3-летний срок для возврата излишне уплаченных сумм налога подлежит исчислению с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (в случае уплаты налога до представления налоговой декларации).
Согласно позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-0, норма ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой- либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение 3-х лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действу общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено в постановлении от 25.02.2009 N 12882/08 то, что из положений подп. 5 п. 1 ст. 21, п. 7 ст. 78 и п. 3 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) следует, что моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться сам по себе момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.
При этом, вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств. В частности, следует установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
В решении Московского городского суда от 07.09.2021 по делу N 3а-1973/2021, оставленным без изменения апелляционным определением Первого апелляционного суда от 02.12.2021 N 66а-5079/2021, а также решением Московского городского суда от 27.05.2021 по результатам рассмотрения дела N 3а-1344/2021, оставленным без изменения апелляционным определением Первого апелляционного суда от 30.09.2021 N 66а-4158/2021, отсутствует информация об обязании возвратить/зачесть налогоплательщику излишне уплаченный налог (налог на имущество организаций).
15.11.2022 и 19.01.2023 общество обратилось в инспекцию по вопросу излишне уплаченного налога на имущество организаций, со дня уплаты которого прошло более 3-х лет.
Обращение от 15.11.2023 вх. N 0074072 представлено налогоплательщиком в ответ на информационное сообщение о состоянии расчетов с бюджетом N 2022-4055 от 07.11.2022.
По результатам рассмотрения обращения от 19.01.2023 вх. N 0003032 инспекцией направлен ответ N 11-26/01401@ от 25.01.2023, в котором налогоплательщику сообщено о том, что в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ излишне перечисленными денежными средствами не признаются по состоянию на 31.12.2022 суммы излишне уплаченных налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов, если со дня их уплаты прошло более 3-х лет.
Согласно сообщению об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, в отношении налогоплательщика начислен к уплате налог на имущество организаций за 2022 в размере 11.118.592 руб.
В соответствии с п. 2 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации в случае отсутствия положительного сальдо на едином налоговом счете налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту направляется сообщение об отказе в возврате.
Кроме того, согласно справке N 2023-115418 о наличии на дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо ЕНС налогоплательщика, по состоянию на 20.07.2023 у налогоплательщика имеется отрицательное сальдо в размере 1.298.368, 20 руб.
При таких обстоятельствах, действие по формированию сальдо ЕНС налогоплательщика без учета излишне уплаченной суммы налога на имущество организаций в размере 10.327.149 руб., признается судом правомерным.
Вместе с тем, в силу п. 3 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне взысканного налога с начислением процентов производится при условии, что налогоплательщик обратился с заявлением о возврате в течение трех лет со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.
Ограничение права на возврат налога и выплату процентов указанным сроком связано с поддержанием правовой определенности. Налоговые поступления формируют доходы бюджета, за счет которых финансируются общественные нужды. Предоставление плательщику неограниченной во времени возможности требовать возврата ранее внесенных средств с начислением процентов, что по сути означает извлечение из бюджета уже израсходованных сумм, приводило бы к подрыву стабильности финансовой системы и, тем самым, к нарушению публичных интересов.
По своему содержанию п. 3 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации связывает начало течения срока на обращение налогоплательщика за возвратом излишне взысканных сумм налогов и выплатой процентов с совокупностью двух обстоятельств: во-первых, сумма налога должна быть внесена в бюджет и, во-вторых, налогоплательщику должно быть ясно, что налог незаконно взимается с него в повышенном размере.
При этом установленный законодательством порядок исчисления налога на имущество организаций предусматривает, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень согласно п. 7.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Для выявления недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, постановлением Правительством г. Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
В городе Москве мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы с привлечением подведомственного ГБУ г. Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (п. 1.2 Порядка).
По результатам проведения мероприятий согласно п. 3.5 Порядка составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения с приложением соответствующих фотоматериалов.
В случае несогласия с результатами проведения мероприятия по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения собственник объекта нежилого фонда или организация, владеющая таким объектом на праве хозяйственного ведения, в силу п. 3.9 (1) Порядка вправе обратиться в целях повторного проведения мероприятия в срок не позднее 90 календарных дней года, следующего за годом, в котором проведено мероприятие по определению вида фактического использования. Мероприятия по определению вида фактического использования в таком случае проводятся в срок не позднее 60 календарных дней со дня поступления соответствующего обращения.
Из анализа приведенных положений следует, что о возникновении в будущем оснований для взимания налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости налогоплательщик, как правило, узнает еще до наступления очередного налогового периода - из результатов проведенных уполномоченными органами мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, имея при этом возможность потребовать устранения допущенных ошибок путем проведения повторного мероприятия.
Опубликование нормативного правового акта, которым на очередной налоговый период (календарный год) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, также происходит до начала налогового периода.
Таким образом, как правило, налогоплательщик уже к началу налогового периода обладает сведениями о предстоящем излишнем взыскании налога и имеет возможность заранее принять меры по защите своих прав как в административном порядке - путем обращения за пересмотром результатов мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, так и в судебном порядке - путем оспаривания нормативного правового акта об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Эта возможность сохраняется у налогоплательщика и после начала налогового периода, составляющего календарный год.
Принятие мер, направленных на пересмотр в административном порядке результатов указанных мероприятий, либо на оспаривание нормативного правового акта и своевременность принятия таких мер находятся в сфере контроля и ответственности налогоплательщика.
В рассматриваемой ситуации, установленный п. 3 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации 3-летний срок на обращение налогоплательщика за возвратом налога и выплатой процентов должен исчисляться со дня исполнения налоговой обязанности за истекший налоговый (отчетный) период.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Излишне уплаченная государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы подлежит возврату плательщику на основании ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 104, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.12.2023 по делу N А40-138766/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Ц-Сервис" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1.500 (одна тысяча пятьсот) руб., как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-138766/2023
Истец: ООО "Ц-СЕРВИС"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N13 ПО СЕВЕРНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ