город Ростов-на-Дону |
|
11 июня 2024 г. |
дело N А32-55840/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Долгова И.О. по доверенности от 24.01.2024, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2024 по делу N А32-55840/2022
по иску общество с ограниченной ответственностью "Велес-Крым" (ИНН 9109007089, ОГРН 1149102136919)
к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752)
о признании незаконным действий по доначислению платы за НВОС,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Велес-Крым" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- о признании незаконным действий Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) по доначислению платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 294 507 руб. 17 коп.;
- о признании недействительным требования Управления о доначислении и довнесении в бюджетную систему Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду от 04.10.2022 N 10-09/29/22.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2024:
- признать незаконным требование Управления о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду N 10- 09/29/22 от 04.10.2022;
- признаны незаконными действия Управления по доначислению платы за негативное воздействие на окружающую среду Обществу в размере 294507 руб. 17 коп.;
- с Управления в пользу Общества взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Общества отказать.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что продление разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов НВОС II категории не предусмотрено действующим законодательством.
С 24.06.2021 в связи с изменением категории объекта НВОС с I на II, положения Постановления N 440, действующие для объектов I категории, перестали распространяться на объект, эксплуатируемый Обществом.
Постановлением Правительства N 255 для объектов II категории предусмотрен расчет платы только на основании декларации о воздействие. Обществом такая декларация после истечения срока разрешения 24.06.2021 не подавалась.
Неизменность производственного процесса не является основанием для освобождения юридических лиц от обязанности оформления новой разрешительной документации или переоформления разрешений с истекшим сроком действия.
Определением суда от 03.06.2024 в связи с нахождением судьи Соловьевой М.В. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Ефимову О.Ю., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Управления об участии его в судебном заседании посредством системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Общество, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Общества, надлежащим способом извещённого о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Управление, исходя из представленной Обществом декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год, выявило несоответствия в задекларированных сведениях, что повлекло, по мнению Управления, занижение исчисленной суммы платы в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами.
Управление направило Обществу акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 03.10.2022 N 10-15/14/22 и требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду от 04.10.2022 N 10-09/29/22, в соответствии с которым сумма доначислений за негативное воздействие на окружающую среду составила 294507 руб. 17 копеек.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются вышеуказанным Федеральным законом, иными федеральными законами. Федеральный закон к видам негативного воздействия на окружающую среду относит, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
В соответствии с частью 2 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ, отчётным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Согласно части 3 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ, плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Закона, с учётом корректировки её размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчётным периодом.
Частью 13 статьи 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 11 Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ) разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов
Из материалов дела следует, что Общество эксплуатирует объекты негативного воздействия на окружающую среду:
- промышленную площадку N 1, СТФ Тепловка, зарегистрированную в реестре ОНВОС под кодом 35-0291-002926-П;
- промышленную площадку N 2, с. Перовка, зарегистрированную в реестре ОНВОС под кодом 35-0291-002923-П.
Срок действия разрешений, выданных Обществу Министерством экологических и природных ресурсов Республики Крым, установлен с 21.04.2016 по 31.12.2020.
В связи со вступлением в силу с 08.10.2021 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - Постановление N 2398) категория рассматриваемых объектов была изменена на II категорию негативного воздействия.
Согласно материалам дела, 24.06.2021 в Управление были поданы заявки об актуализации сведений об объекте НВОС и с 24.06.2021 категория объектов НВОС N 35-0291-002926-П и N 35-0291-002923-П изменена с I категории на II категорию негативного воздействия.
Рассмотрев заявки Общества, Управление указало, что с 24.06.2021 по 31.12.2021 у Общества отсутствовали какие-либо разрешения и документы на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, декларация о воздействии в течение действия разрешения на объект с категорией II Обществом не представлена.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС I категории, сроки действия которых истекают с 15.03.2020 по 31.12.2020, продлены на 12 месяцев.
При этом в письме Росприроднадзора от 07.10.2020 N РН-09-03-32/33402 "О продлении действия разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов I и II категории" указано, что действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено продление действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе лимитов на выбросы загрязняющих веществ, только для объектов НВОС I категории. Продление разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов НВОС II категории не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации
Статьёй 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ определены категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий,
- объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду,
- объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду,
- объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду,
- объекты IV категории.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2021 N 109 (в редакции от 14.12.2021) "О внесении изменений в вышеуказанное постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440" действие разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 01 января по 31 декабря 2021 года, в том числе лицензий и разрешений, которые продлены в 2020 году, продлевается еще на 12 месяцев: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; лимиты на выбросы загрязняющих веществ; разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду; лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к объектам I категории.
Таким образом, ранее выданные, а также продлённые Управлением вышеуказанные разрешительные документы для хозяйствующих субъектов осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах HBOC I категории, сроки действия которых истекают (истекли) в вышеуказанный период, автоматически продлены дважды на 12 месяцев, то есть сначала до 31.12.2021, а потом до 31.12.2022.
В связи с изменением Критериев отнесения ОНВОС к I, II, III и IV категории опасности, согласно подпункту 12 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 (в редакции от 07.10.2021) "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по выращиванию и разведению свиней массой тела более 30 кг (за исключением хозяйственной и иной деятельности, указанной в подпункте 21 пункта 1 настоящего документа), производственные площадки Общества СТФ с. Тепловка и СТФ с. Петровка стали относиться ко II категории опасности НВОС.
Соответственно, изменение категории опасности НВОС произошло в связи с соответствующими изменениями в законодательстве, а не в технологических процессах непосредственно производственных площадок предприятия, что свидетельствует о том, что объем выбросов предприятия не увеличился.
Как следует из материалов дела, между Обществом и ООО "Биосфера" был заключен договор, в рамках которого ООО "Биосфера" приступило к заполнению декларации о воздействии на окружающую среду.
На протяжении подготовки декларации главным разрешительным документом для производственных площадок Общества оставалось разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Согласно действующим в 2021 году разрешениям на выбросы N 35647000/15-16 и N 35647000/16-16 объём выбросов промышленной площадки N 1 (СТФ с. Тепловка) составлял 28,580582 т/год и 17,405532 т/год соответственно. В 2023 году согласно декларации общая масса выбросов по всем источникам составляет 82,2201903642 т/год. и 32,029858416092 т/год.
Таким образом, в 2021 году изменений в технологических процессах, которые могли бы привести к увеличению объёма выбросов на данных площадках, не было.
Управление не оспаривает факт того, что разрешение для объектов НВОС I категории, срок окончания действия которых приходился на 31.12.2020, был продлён на один год.
В соответствии с пунктом 24 постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2023 N 881 "Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации" в случае, если в течение текущего отчетного периода учетные сведения об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, были актуализированы (скорректированы) и такая актуализация (корректировка) повлекла изменение присвоенной объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, категории со II или III категории на I категорию, то после даты изменения присвоенной объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, категории до даты получения комплексного экологического разрешения или разрешения на выброс загрязняющих веществ, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, но не более 9 месяцев с даты изменения присвоенной объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, категории, исчисление платы за негативное воздействие осуществляется на основании разрешений на выброс загрязняющих веществ, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, действующих до даты изменения категории.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что действия Управления по доначислению платы за негативное воздействие на окружающую среду и требование о доначислении и довнесении в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду от 04.10.2022 N 10-09/29/22 являются необоснованными и нарушают права и законные интересы Общества.
Доводы апелляционной жалобы Управления, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2024 по делу N А32-55840/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-55840/2022
Истец: ООО "Велес-Крым"
Ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования РОСПРИРОДНАДЗОР Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ЮЖНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8227/2024
11.06.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4995/2024
16.02.2024 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-55840/2022
31.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8056/2023
20.06.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7359/2023
30.03.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-55840/2022