г.Москва |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А40-210685/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.И. Попова,
судей: С.М. Мухина, Г.М. Никифоровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ким О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Нак Машинери" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.02.2024, принятое по делу N А40-210685/23
по заявлению ООО "Нак Машинери" к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: Гамбарян Т.М. по доверенности от 10.01.2024;
от заинтересованного лица: Коромыслова М.В. по доверенности от 07.03.2024;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Нак Машинери" (далее - заявитель, Общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, таможня) от 06.09.2023 N 13-12/19609, об обязании вернуть Обществу ошибочно уплаченный утилизационный сбор в размере 10 177 500 руб.
Решением суда первой инстанции от 09.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с указанным решением не согласилось и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В отзыве на жалобу заинтересованное лицо решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заинтересованного лица - обжалуемое решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу послужило решение Центральной акцизной таможни от 06.09.2023 N 13-12/19609 об отказе в удовлетворении заявления Общества от 25.08.2023 об аннулировании ранее выданных ТПО на технику, прошедшую таможенное оформление, и возврате на единый лицевой счет ООО "Нак Машинери" ошибочно уплаченный утилизационный сбор в размере 10 177 500 руб. в отношении новых самоходных электроштабелеров на колесном ходу марки ЕР, модели: CQD16RV, CQD20FVF, CQD20RV, CQD16RVF2, CQD20L, в общем количестве 69 штук, классифицируемых кодом 8427 10 1000 Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
На основании положений ч.1 ст.198 АПК РФ, ч.4 ст.200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обязательных условий не установлено.
На основании п.1 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 6 данной статьи утилизационный сбор не уплачивается в отношении самоходных машин: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации; с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки; которые ввозятся в Российскую Федерацию и помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Между тем, ни под одно из означенных оснований освобождения от уплаты утилизационного сбора Общество не попадает.
В соответствии с п.4 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Утилизационный сбор в отношении самоходных машин уплачивается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым утверждены: правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила); перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Утилизационный сбор в отношении самоходных машин уплачивался организаций в соответствии с разделом VI. Погрузчики фронтальные и вилочные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51) <6>.
Согласно сноске <6> Перечня код классификации приведен в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
В случае если для различных видов самоходных машин предусмотрен один и тот же код ТН ВЭД ЕАЭС и разные коэффициенты расчета размера утилизационного сбора и при этом наименование самоходной машины не соответствует ни одному из разделов настоящего перечня, расчет размера утилизационного сбора осуществляется по большему коэффициенту.
В случае если в документе об оценке соответствия самоходной машины или прицепа требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (TP ТС 010/2011) или технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (TP ТС 031/2012) указан код ТН ВЭД ЕАЭС, отличный от кода, по которому в соответствии со статьей 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза указанный товар классифицирован таможенными органами, в целях исчисления и уплаты утилизационного сбора применяется код ТН ВЭД ЕАЭС, по которому товар классифицирован таможенными органами.
В случае если в документах о подтверждении соответствия код ТН ВЭД ЕАЭС указан в соответствии с ранее действующей редакцией, утилизационный сбор уплачивается на основании таблиц соответствия кодов ТН ВЭД ЕАЭС на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций.
В целях реализации настоящего постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 самоходными машинами не признаются машины мощностью силовой установки менее 5,5л.с., управляемые рядом идущим водителем (оператором).
Общество, обращаясь в суд, утверждает, что в отношении техники не уплачивается утилизационный сбор, поскольку она не поименована в разделе VI Перечня, в связи с этим невозможно взимание утилизационного сбора с ричтраков Общества, и к ним положения сноски не применимы.
Между тем, заявитель не учитывает, что утилизационный сбор оплачен в период с 10.03.2023 по 20.08.2023, при этом постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1777 в постановление Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 внесен п.11(5) Правил, согласно абзацу 2 которого для целей определения коэффициента расчета утилизационного сбора при установлении категории (вида) ввозимой самоходной машины и (или) прицепа в случае, если по ее (его) наименованию, физическим характеристикам и назначению не представляется возможным отнести ее (его) к тому или иному разделу Перечня, применяется классификационный код самоходной машины или прицепа в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
В соответствии с абз.3 п.11(5) Правил в случае оснащения ввозимой самоходной машины или прицепа агрегатами, и (или) орудиями, и (или) оборудованием (в том числе навесным), необходимыми для выполнения основных и (или) дополнительных функций, в соответствии с которыми для целей уплаты утилизационного сбора самоходная машина или прицеп могут быть отнесены к различным категориям (видам), установленным в перечне, расчет утилизационного сбора осуществляется с применением коэффициента, который среди коэффициентов, установленных для таких категорий (видов), имеет наибольшее значение.
В 33 графе ДТ Обществом заявлен код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 8427 10 100 0 "Автопогрузчики с вилочным захватом; прочие тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием: - погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, самоходные с приводом от электрического двигателя: ~ с высотой подъема 1 м или более".
Код 8427 10 ТН ВЭД указан в разделе VI Перечня "Погрузчики фронтальные и вилочные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51)".
Согласно Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС в группу 8427 10 включаются автопогрузчики с вилочным захватом с механическим приводом, которые иногда бывают больших размеров, поднимают груз на подъемной каретке, которая перемещается по вертикальной стойке. Подъемный механизм обычно располагается впереди водителя. Он предназначен для поддерживания груза во время движения и подъема груза с целью его укладки или погрузки на транспортное средство.
К данной категории товаров также относятся автопогрузчики, штабелирующие погрузчики и тележки с боковой загрузкой, которые предназначены для погрузки и разгрузки длинномерных грузов (балки, доски, трубы, контейнеры и т.д.).
В графе 32 товар задекларирован заявителем, как "НОВЫЙ САМОХОДНЫЙ ВИЛОЧНЫЙ ЭЛЕКТРОШТАБЕЛЕР НА КОЛЕСНОМ ХОДУ CQD16RV, CQD20FVF, CQD20RV, CQD16RVF2, CQD20L", данное описание не противоречит Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС.
Представленная техническая документация и описание в ДТ позволяет определить, что техника: оборудована вилочным захватом; с приводом от электрического двигателя; поднимает груз на подъемной каретке; каретка перемещается по вертикальной стойке; оборудована подъемный механизм для поддерживания груза во время движения и подъема груза с целью его укладки (т.е. осуществлять штабелирование).
Таким образом, ввезенная Обществом техника полностью соответствует коду 8427 10 100 "Автопогрузчики с вилочным захватом; прочие тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием: - погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, самоходные с приводом от электрического двигателя: - с высотой подъема 1-м или более".
Кроме того, как обоснованно отметил суд в своем решении, согласно переходным ключам между ТН ВЭД ЕАЭС и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014, размещенным на официальном портале Минэкономразвития России в сети Интернет, установлено следующее соответствие кодов классификации: ОКПД 2007 29.22.15.112 Электроштабелеры - ОКПД2 28.22.15.120 Погрузчики прочие - ТНВЭД 8427 10 Автопогрузчики с вилочным захватом.
С точки зрения ТН ВЭД ЕАЭС вся эта техника относится к погрузчикам.
Более того, согласно руководству (л.8 руководства) по эксплуатации, размещенному на официальном сайте Общества в открытом доступе, спорная техника является погрузчиком: "Погрузчик, описанный в настоящем руководстве оператора, представляет собой промышленный погрузчик, предназначенный для подъема и транспортировки грузовых единиц".
Таким образом, поскольку спорная техника классифицируется по коду 8427 10 10 00 ТН ВЭД ЕАЭС, определенному разделом VI Перечня (Погрузчики фронтальные и вилочные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51)), уплата утилизационного сбора полностью соответствует пп.1, 5 ст.24.1, а также п.7 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом ст.ст.4, 71 АПК РФ, суд первой инстанции на основании установленных обстоятельств пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Доводы, изложенные в обоснование позиции сторон при рассмотрении дела в первой инстанции, судом исследованы и им дана правильная оценка.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с изложенными в решении выводами суда первой инстанции и иному толкованию норм права.
При этом данные доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
Расходы на оплату государственной пошлины распределены в порядке ст.110 АПК РФ и относятся на заявителя.
При подаче апелляционной жалобы Обществом излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1500 руб. по платежному поручению N 2349 от 07.03.2024, которая на основании ст.333.40 НК РФ подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Судебный акт с указанием в резолютивной части реквизитов платежных документов является основанием для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате государственной пошлины (письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 23.09.2004 N 04-4-09-1211 и от 15.11.2004 N 04-4-09-1234).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.02.2024 по делу N А40-210685/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Нак Машинери" (ИНН: 7710868997) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 (одна тысяча пятьсот) руб. (платежное поручение N 2349 от 07.03.2024) по апелляционной жалобе, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-210685/2023
Истец: ООО "НАК МАШИНЕРИ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ