г. Пермь |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А60-61814/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Коньшиной С.В.,
судей Дружининой О.Г., Маркеевой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черногузовой А.В.,
лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Вторичные драгоценные металлы",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 марта 2024 года
по делу N А60-61814/2023
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287)
к обществу с ограниченной ответственностью "Вторичные драгоценные металлы" (ИНН 6670213510, ОГРН 1086670016685)
об обязании выполнить работы по лесовосстановлению,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее Минприроды СО, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Вторичные драгоценные металлы" (далее ООО "ВДМ", ответчик) об обязании в срок до 15 октября 2024 года выполнить работы по лесовосстановлению на площади 45,52 га.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27 марта 2024 года исковые требования удовлетворены. На ООО "ВДМ" возложена обязанность выполнить работы по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, - 45,52 га, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик, ООО "ВДМ", не согласившись с названным решением, обжаловал его в апелляционном порядке. По мнению заявителя жалобы, при вынесении решения судом неправильно применены нормы материального права Так, договорами аренды от 06 июля 2017 года N 55 и N 56 предусмотрены обязательства арендатора по осуществлению мероприятий по воспроизводству лесов на арендуемых лесных участках в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов. Данные обязательства ООО "ВДМ" выполнило, лесные участки возвращены арендодателю по актам приема-передачи от 17 ноября 2022 года с исполнением всех обязательств. В период действия данных договоров в Лесной кодекс Российской Федерации (далее ЛК РФ) внесены изменения. До внесения изменений арендаторы обязаны были производить лесовосстановление на арендуемых участках до сдачи их арендодателю. После внесения изменений в ЛК РФ арендатор не производит лесовосстановление на арендуемых участках, а выполняет его в качестве компенсационных мероприятий на других участках, представленных органами государственной власти. Договоры N 55 и N 56 от 06 июля 2017 года попали в переходный период, однако сдать арендуемый участок без лесовосстановления на участке не возможно. Частично исполнить свои обязательства по лесовосстановлению за вычетом участка, попавшего под компенсационное лесовосстановление, по мнению заявителя жалобы, невозможно. ООО "ВДМ" полагает, что оно исполнило свои обязательства по указанным договорам путем проведения биологической рекультивации и посадки лесных культур и не должно выполнять работы по лесовосстановление в двойном размере в соответствии с внесенными в ЛК РФ изменениями.
Кроме того, согласно договору аренды лесного участка N 175/18-3 от 08 ноября 2018 года видом разрешённого использования лесного участка является заготовка древесины (с целью разведки и добычи золота Благодатный Исток). Поскольку с учетом вида разрешенного использования лесной участок используется в порядке статьи 29 ЛК РФ, то изменения, внесенные в действующее законодательство для лиц, использующих леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 ЛК РФ, на ответчика не распространяются, поэтому он не должен выполнять работы по лесовосстановлению в двойном размере: в порядке компенсационного лесовосстановления и в соответствии с условиями договора аренды согласно утвержденному проекту освоения лесов. По основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, ООО "ВДМ" просит решение суда первой инстанции об обязании его произвести работы по лесовосстановлению отменить.
16 мая 2024 года от истца Минприроды СО поступил отзыв, в котором истец пояснил, что считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения,апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в том числе публично, в судебное заседание не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Департаментом лесного хозяйства Свердловской области (арендодатель) и производственной артелью старателей "Южно-Заозерский прииск" (далее ПАС "ЮЗП") (арендатор) заключены договоры аренды лесного участка от 06 июля 2017 года:
- N 55/17-з - сроком по 04 декабря 2024 года в отношении лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 24,4 га, местоположение: Свердловская область, Новолялинский городской округ, Новолялинско лесничество, Старолялинское участковое лесничество, Юртинский участок в кварталах 160 (части выделов 6, 10, 13, 12, 13, 16, 19, 20, выдел 14), 161 (части выделов 8, 9, 10, 14), зарегистрированного в государственном лесном реестре с номером учетной записи 000061-2017-06, сформированного как часть земельного участка с кадастровым номером 66:18:0000000:58, в координатах характерных точек границ образуемой части земельного участка, обозначенных в приказе N 376 от 29 июня 2017 года; лесной участок передается арендатору в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (строительство автодороги (трассы перегона шагающего экскаватора ЭШ 10/70) и ЛЭП 6 кВ для добычи россыпного золота на участке недр Крутая Лата (низовья)) (пункты 1 - 4 договора N 55/17-3);
- N 56/17-з - сроком по 04 декабря 2024 года в отношении лесного участка площадью 32,8 га, местоположение: Свердловская область, Новолялинский городской округ, Новолялинско лесничество, Старолялинское участковое лесничество, Юртинский участок в кварталах 160 (части выделов 6, 10,11, 13, 15, 16, 19, 20, выдел 14), 161 (часть выдела 14), зарегистрированного в государственном лесном реестре с номером учетной записи 000045-2017-05, сформированного как часть земельного участка с кадастровым номером 66:18:0000000:58, в координатах характерных точек границ образуемых частей земельного участка, обозначенных в приказе N 381 от 30 июня 2017 года; лесной участок передается арендатору в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождения полезных ископаемых (для добычи россыпного золота на участке недр Крутая Лата (низовья) (пункты 1 - 4 договора N 56/17-3).
Согласно подпунктам "л" пункта 11 названных договоров арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
08 ноября 2018 года теми же лицами заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 174/18-з сроком до 28 февраля 2033 года в отношении лесного участка площадью 59,0 га, местоположение: Свердловская область, Новолялинский городской округ, Новолялинско лесничество, Павдинское участковое лесничество, Павдинский участок в квартале N 101 (части выделов 2, 3, 5, 11, 12, 14, 18, 19, 25, выделы 4, 21, 22, 23, 24), состоящего из части лесного (земельного) участка с учетным номером /484, сформированного на земельном участке с кадастровым номером 66:18:0000000:58, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 000157-2018-11, категория защитности: эксплуатационные леса, вид разрешенного использования: заготовка древесины (с целью разведки и добычи россыпного золота Благодатный Исток); лесной участок передается арендатору с целью заготовки древесины (с целью разведки и добычи россыпного золота Благодатный Исток) (пункты 1.1 - 1-4, 6.1 договора N 175-18-з).
Согласно подпункту "н" пункта 3.4 указанного договора арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области N 470-Э от 18 августа 2017 года утверждено заключение экспертной комиссии государственной экспертизы по проекту освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ПАС "ЮЗП" по договору аренды от 06 июля 2017 года N 55/17-з, согласно которому срок действия проекта освоения лесов - на срок действия договора аренды лесного участка N 55/17-з от 06 июля 2017 года - до 04 декабря 2024 года.
Приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области N 471-Э от 18 августа 2017 года утверждено заключение экспертной комиссии государственной экспертизы по проекту освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ПАС "ЮЗП" по договору аренды от 06 июля 2017 года N 56/17-з, согласно которому срок действия проекта освоения лесов - на срок действия договора аренды лесного участка N 56/17-з от 06 июля 2017 года - до 04 декабря 2024 года.
Приказом Минприроды СО N 200-Э от 13 февраля 2019 года утверждено заключение экспертной комиссии государственной экспертизы по проекту освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ПАС "ЮЗП" по договору аренды от 08 ноября 2018 года N 175/18-з, согласно которому срок действия проекта освоения лесов - на срок действия договора аренды лесного участка N 175/18-з от 08 ноября 2018 года - до 28 февраля 2033 года.
09 августа 2022 года Минприроды СО направило в адрес ПАС "ЮЗП" претензионные письма с требованием осуществить в срок до 15 октября 2022 года мероприятия по воспроизводству лесов на лесных участках, арендуемых по договорам аренды от 06 июля 2017 года N 55/17-з, N 56/17-з, от 08 ноября 2018 года N 175/18-з в связи с окончанием срока действия лесной декларации 28 сентября 2019 года и 28 февраля 2021 года соответственно.
02 октября 2022 года в ответ на данные претензии ПАС "ЮЗП" сообщило, что направило в адрес Минприроды СО заявления о намерении провести работы по компенсационному лесовосстановлению по договорам: N 55/17-з - на площади 6,0 га, N 56/17-з - на площади 11,32 га, N 175/18-з - на площади 28,2 га.
17 ноября 2022 года Департаментом лесного хозяйства Свердловской области и ПАС "ЮЗП" подписаны акты приема-передачи лесных участков по договорам аренды от 06 июля 2017 года N 55/17-з и N 56/17-з.
17 апреля 2023 года ПАС "ЮЗП" прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ООО "ВДМ".
05 июня 2023 года Минприроды СО направило в адрес ООО "ВДМ" претензию с требованием выполнить работы по компенсационному лесовосстановлению в объеме 45,52 га до 15 октября 2023 года.
Ответ на данную претензию Минприроды СО не получен.
Полагая, что арендатор необоснованно уклоняется от исполнения обязанности по лесовосстановлению, Минприроды СО обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "ВДМ" об обязании в срок до 15 октября 2024 года выполнить работы по лесовосстановлению на площади 45,52 га.
В силу части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Исходя из содержания части 1 статьи 9 ЛК РФ право аренды лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 названной статьи).
Таким образом, нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами Гражданского кодекса и Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса.
При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5 названной статьи в редакции, действовавшей на момент заключения договоров аренды).
В силу части 1 статьи 25 ЛК РФ использование лесов может быть, в том числе, следующих видов: заготовка древесины; осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (пункты 1, 11, 13 части 1 названной статьи).
Согласно части 1 статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, в том числе с использованием саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках.
Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (часть 3 названной статьи).
Согласно части 1 статьи 62 ЛК РФ в редакции, действовавшей на дату заключения договоров аренды, лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков (часть 2 названной статьи).
Таким образом, до 01 января 2019 года Лесным кодексом Российской Федерации обязанность по лесовосстановлению возлагалась на арендаторов, осуществлявших на основании договора аренды вид деятельности по заготовке древесины.
Аналогичное правило было закреплено в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 183 (подпункт "а" пункта 4), и в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 375 (подпункт "а" пункта 4).
Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 212-ФЗ, вступившим в силу в соответствии со статьей 4 с 01 января 2019 года, в Лесной кодекс были внесены, в том числе следующие изменения.
Согласно части 1 статьи 62 ЛК РФ в редакции ФЗ от 19 июля 2018 года, вступившей в силу с 01 января 2019 года, лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса (часть 2 названной статьи).
Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.
Также ФЗ от 19 июля 2018 года N 212-ФЗ Лесной кодекс дополнен статьей 63.1.
Согласно части 1 названной статьи за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предусмотренная частью 1 настоящей статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 настоящего Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых (часть 3 названной статьи).
Таким образом, статьей 63.1 ЛК РФ установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43), строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (статья 44), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45), создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (статья 46). Для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Нормы аналогичного содержания предусмотрены в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 марта 2019 года N 188.
Федеральным законом от 02 июля 2021 года N 303-ФЗ, вступившим в силу с 01 сентября 2021 года, в Лесной кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса.
При этом как в соответствии с частью 2 статьи 62 ЛК РФ в редакции, действовавшей с 01 января 2019 года, так и в соответствии с частями 5, 6 статьи 62 ЛК РФ в редакции, действующей с 01 сентября 2021 года, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 63.1 ЛК РФ в редакции ФЗ от 02 июля 2021 года N 303-ФЗ если иное не предусмотрено настоящей статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 настоящего Кодекса.
ФЗ от 02 июля 2021 года N 303-ФЗ статья 63.1 ЛК РФ дополнена частью 7, согласно которой настоящая статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 настоящего Кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ от 02 июля 2021 N 303-ФЗ Закон вступает в силу с 01 сентября 2021 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции ФЗ от 02 июля 2021 года N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
В соответствии со статьей 63.1 ЛК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2019 года N 55 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка.
Согласно пункту 2 названных Правил работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации соответственно (далее соответственно - проект лесовосстановления, проект лесоразведения).
Лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений (далее - лесная декларация) (пункт 5 названных Правил).
Учитывая, что частью 2 статьи 62 ЛК РФ, в редакции, действовавшей с 01 января 2019 года, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, то, следовательно, у лиц, использующих леса для названных целей и осуществивших рубки после 01 января 2019 года, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 августа 2022 года N 307-ЭС22-5959 указано, что по смыслу статьи 63.1 ЛК РФ и Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 ЛК РФ, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений.
Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора.
В рассматриваемом случае договоры аренды от 06 июля 2017 года, от 08 ноября 2018 года заключены в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (строительство автодороги (трассы перегона шагающего экскаватора ЭШ 10/70) и ЛЭП 6 кВ для добычи россыпного золота на участке недр Крутая Лата (низовья)), в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождения полезных ископаемых (для добычи россыпного золота на участке недр Крутая Лата (низовья), с целью заготовки древесины (с целью разведки и добычи россыпного золота Благодатный Исток), ответчик осуществил рубку лесных насаждений в период, начиная с 01 января 2019 года, в связи с чем требования Минприроды СО к ООО "ВДМ" о выполнении мероприятий по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, являются правомерными.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно возложил на ООО "ВДМ" обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений - 45,52 га.
Согласно комплексному толкованию норм Лесного кодекса Российской Федерации, лица использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений (часть 1 статьи 63.1). Лесовосстановление указанными лицами, производится на землях лесного фонда, осуществляется в субъекте Российской Федерации, на территории которого проведена рубка лесных насаждений, либо по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на территориях иных субъектов Российской Федерации, определенных таким федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 63.1).
В качестве альтернативы, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, предусматривается возможность провести работы по лесовосстановлению на землях иных категорий (часть 4 статьи 63.1), в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2022 года N 897 ("Правила осуществления лесовосстановления или лесоразведения в случае, предусмотренном частью 4 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации").
Следовательно, выбор категории земель на которых будут проводится работы по лесовосстановлению, является правом лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, и реализуется в заявительном порядке.
Кроме того, в момент возникновения у ООО "ВДМ", обязанности по выполнению работ по лесовосстановлению действовали Правила, утвержденные 07 мая 2019 года, согласно пункту 5 которых лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации.
Аналогичный срок закреплен в подпункте "ж" пункта 18 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 июля 2020 года N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута", который вступил в силу с 01 января 2021 года и действует по настоящее время.
31 августа 2022 года Правила от 07 мая 2019 года N 566 утратили силу.
С 01 сентября 2022 года вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 1024 "Об утверждении Правил лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления".
Согласно пункту 7.1 указанных Правил лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению в субъекте Российской Федерации, на территории которого проведена рубка лесных насаждений, либо по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на территориях иных субъектов Российской Федерации, определенных таким федеральным органом исполнительной власти, на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через три года со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным.
Оснований для его отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные им в отзыве на исковое заявление, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции. Данные доводы лишь выражают несогласие с произведенной судом оценкой, что само по себе не является основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Доводы жалобы направлены исключительно на переоценку выводов суда первой инстанции, основанных на проверенных и оцененных обстоятельствах и доказательствах по делу, и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что поскольку вид разрешенного использования лесного участка по договору аренды от 08 ноября 2018 года - заготовка древесины, то он пользуется земельным участком в порядке статьи 29 ЛК РФ и на него не распространяются изменения, внесенные в законодательство для лиц, использующих леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 ЛК РФ, поэтому он не должен выполнять работы по лесовосстановлению, основана на неверном толковании норма материального права и противоречит материалам дела.
Так, согласно договору аренды от 08 ноября 2018 года вид разрешенного использования лесного участка: заготовка древесины (с целью разведки и добычи россыпного золота Благодатный Исток), и лесной участок передан арендатору с целью заготовки древесины (с целью разведки и добычи россыпного золота Благодатный Исток).
Статья 29 ЛК РФ регламентирует заготовку древесины в предпринимательских целях. Согласно части 1 названной статьи заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины, а не заготовку леса с целью разведки и добычи полезных ископаемых.
Таким образом, апелляционная жалоба заявителя, ООО "ВДМ", удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы, ООО "ВДМ".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 марта 2024 года по делу N А60-61814/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.В. Коньшина |
Судьи |
О.Г. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-61814/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ВТОРИЧНЫЕ ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ"
Третье лицо: Управление Федерального казначейства по Свердловской области