г.Москва |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А40-85371/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.И. Попова,
судей: |
С.М. Мухина, Г.М. Никифоровой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Ким О.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.02.2024, принятое по делу N А40-85371/22
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Идеал-С"
к 1) Департаменту городского имущества города Москвы, 2) Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в лице Правительства Москвы
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: |
Субботина Г.Н. по доверенности от 22.11.2023; |
от заинтересованных лиц: |
1. Апрелов С.А. по доверенности от 11.12.2023; 2. Апрелов С.А. по доверенности от 11.12.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Идеал-С" (далее- Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее- Департамент), Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в лице Правительства Москвы (далее - Комиссия) о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества города Москвы, изложенного в письме от 24.01.2022 N ДГИ-336698/21-(0)-1 и выразившегося в уклонении от направления в отраслевой орган исполнителей власти города Москвы заявления ООО "Идеал-С" от 29.12.2021 о предоставлении на 2022 год имущественной поддержки в виде применения ставки арендной платы за кв.м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной п.1(1) постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся) в имущественной казне города Москвы" по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы от 15.03.2003 N 105-00230/03, о возложении обязанности на Департамент городского имущества города Москвы в 10-дневный срок с даты вынесения решения по настоящему делу принять необходимые и достаточные меры, направленные на рассмотрение заявления ООО "Идеал-С" от 29.12.2021 в установленном постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП (ред. от 24.11.2020) "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений а правовые акты Правительства Москвы" (вместе с Положением о Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства") порядке.
Решением от 16.02.2024 суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Заинтересованное лицо (Департамент городского имущества города Москвы) с указанным решением не согласилось и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, оставить решение суда без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованных лиц поддержал апелляционную жалобу, представитель заявителя - обжалуемое решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 15.03.2003 между Обществом (арендатор) и Департаментом (арендодатель) заключен договор N 05-00230/03 аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружений), находящегося в собственности города Москвы (далее - договор).
Согласно условиям договора арендатору арендодателем передан в аренду нежилой объект общей площадью 293,1кв.м, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Верхние ноля, д.11, корп.1, стр.1, для использования в целях: "размещение стоматологического центра" (далее - помещение). Срок действия договора установлен до 31.03.2006.
Дополнительным соглашением от 21.07.2015 к договору срок аренды продлен до 15.05.2025, изменена ставка арендной платы в сторону увеличения, а именно с 21.07.2015 установлена ставка арендной платы за 1кв.м. в год, равной 8 217 руб. без учета НДС по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях договора аренды.
29.12.2021 Общество через Департамент обратилось в Комиссию с заявлением о предоставлении на 2022 год имущественной поддержки по договору с указанием на то, что заявитель является субъектом малого предпринимательства и осуществляет один из видов деятельности, предусмотренных пп.1.2, 1.3 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, а именно: здравоохранение.
Согласно ответу Департамента от 24.01.2022 N ДГИ-336698/21-(0)-1 заявление Общества о предоставлении льготы не рассмотрено со ссылкой на п.2.1.4 приложения к постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП, поскольку, по мнению Департамента, у заявителя по состоянию на 29.12.2021 имелась задолженность по договору по арендной плате в размере 2 918 930, 86 руб., по пеням - 153 419, 09 руб.
В данном письме Департамента также указано, что вопрос предоставления имущественной поддержки может быть рассмотрен Комиссией при повторном обращении арендатора после полного погашения задолженности по арендной плате и пеням на дату повторного обращения.
Полагая, что Департаментом допущено бездействие, выразившееся в уклонении от направления в отраслевой орган исполнителей власти города Москвы вышеуказанного заявления, ООО "Идеал-С" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
На основании положений ч.1 ст. 198 АПК РФ, ч.4 ст.200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В настоящем случае судом первой инстанции установлена совокупность перечисленных обязательных условий.
Поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя, ввиду необоснованности доводы, приведенные Департаментом в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Так, порядок определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, в указанный период был регламентирован постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, согласно п.1(1) которого в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, в том числе договорами аренды, заключенными в порядке и на условиях, установленных ч.9 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется в виде установления ставки арендной платы в размере 3 800 руб. за кв.м в год и в порядке, предусмотренном п.2.1 настоящего постановления.
Согласно п.2.1 постановления Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП Комиссия принимает решения о предоставлении имущественной поддержки в виде применения ставки арендной платы за кв.м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, в год, установленной п.1(1) постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, в отношении арендаторов, являющихся субъектами малого предпринимательства.
Таким образом, для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области здравоохранения при наличии лицензии на осуществление такой деятельности, сохранена льготная ставка аренды городских помещений в размере 3800 руб. за 1 кв.м. в год, которая устанавливается по решению Комиссии.
На основании пп.5.1 и 5.1.2 приложения к постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП в целях принятия Комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", имущественной поддержки в виде применения ставки арендной платы за кв.м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, в год, установленной п.1(1) постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, указанные категории арендаторов направляют в Департамент или Комиссию заявление, составленное по форме согласно приложению к настоящему Положению (далее - заявление), с приложением одних из следующих документов, к которым относится, в частности, лицензия на осуществление деятельности в области здравоохранения, ветеринарии или образования.
Согласно пп.5.2 и 5.2.1 означенного приложения, в случае если у арендатора отсутствует задолженность по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты, в течение 10 рабочих дней с даты подачи субъектом малого предпринимательства, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", заявление Департамент направляет в соответствующий отраслевой орган исполнительной власти города Москвы для представления заключения о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем и применяющему специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", имущественной поддержки, а также при необходимости в префектуру соответствующего административного округа города Москвы.
Указанное заключение представляется в Комиссию в срок не более 15 рабочих дней с даты поступления от Департамента заявления.
Комиссия на основании п.2.1.4 приложения к постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП принимает решения о предоставлении имущественной поддержки в виде применения ставки арендной платы за кв.м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, в год, установленной п.1(1) постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, в отношении арендаторов, являющихся субъектами малого предпринимательства, физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", при соблюдении следующих условий: у арендатора отсутствует задолженность по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты.
Таким образом, согласно приведенным нормам арендатор имеет право на предоставление имущественной поддержки ввиду льготной арендной платы в размере 3 800 руб. за 1 кв.м. в год при одновременном соблюдении следующих условий: субъект малого предпринимательства в установленном порядке включен в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляет, в частности, деятельность в области здравоохранения при наличии лицензии на осуществление такой деятельности; объект нежилого фонда используется арендатором по целевому назначению; у арендатора отсутствует задолженность по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты; арендуемое имущество не было передано арендатором без согласия арендодателя в субаренду, представлено заключение отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки.
Установлено, что, вопреки содержащимся в ответе Департамента от 24.01.2022 N ДГИ-336698/21-(0)-1 указаниям Департамента на наличие у Общества задолженности по договору по арендной плате в размере 2 918 930, 86 руб. и пени - 153 419,09 руб., по состоянию на 31.12.2020 таковая у заявителя отсутствовала, что отражено в решении Арбитражного суда г.Москвы от 31.08.2021 по делу N А40-87570/21-120-572, которое вступило в законную силу.
Кроме того, Общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Департаменту, Правительству Москвы о признании незаконным решения Комиссии, оформленного протоколом от 01.07.2022 N 16-МВК/2022, в части отказа в предоставлении заявителю имущественной поддержки на 2021 год в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв.м в год по договору.
Вступившим в законную силу решением суда от 21.07.2023 по делу N А40-186098/22-145-1421 означенное решение Комиссии признано незаконным.
При этом, как следует из указанного решения, Департаментом не представлено доказательств наличия у Общества по состоянию на 29.12.2020 задолженности по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд на момент обращения с заявлением о предоставлении имущественной поддержки.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (ч.2 ст.69 АПК РФ).
При таких данных, вопреки указаниям заинтересованных лиц об обратном, материалами дела подтверждается отсутствие у Общества задолженности по арендной плате и пеням по состоянию на 31.12.2020.
Отклоняя доводы заинтересованных лиц, суд первой инстанции обоснованно указал, что само по себе заключение Обществом и Департаментом дополнительного соглашения о продлении срока аренды и установлении рыночной ставки арендной платы в соответствии с ч.9 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, в том числе, п.1.1 указанного постановления (определения Верховного суда РФ в от 01.10.2020 по делу N А40-36273/19, от 01.10.2020 по делу N А40-46725/19, от 01.10.2020 по делу N А40-43825/18).
Что касается наличия у заявителя задолженности по состоянию на 29.12.2021 год- на дату обращения за преференцией в виде льготной арендной ставки на 2022 год, то суд первой инстанции также обоснованно указал на ее отсутствие ввиду следующего.
Так, по состоянию на 29.12.2021 у заявителя отсутствовала задолженность по оплате арендной платы, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда от 21.07.2023 по делу N А40-186098/22-145-1421. Данным решением на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, оказать имущественную поддержку в виде установления льготной ставки аренды в размере 3 500 руб. за 1 кв.м в год на 2021 год (с 01.01.2021 по 31.12.2021).
В свою очередь в 2021 году заявитель (арендатор) уплачивал арендную плату в установленный договором срок и с учетом применения льготы, то есть в размере 3 500 руб. за 1 кв.м в год, что в перерасчете на площадь помещения составляет 1 025 850 руб. за все помещение за 2021 год. Изложенное подтверждается представленными в материалы дела копиями платежных поручений.
Кроме того, как было указано выше, Общество обратилось в Департамент с заявлением о представлении имущественной поддержки в виде льготы по арендной плате по договору.
Между тем, согласно пп.5.1, 5.2 приложения к постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП заявление подается в Департамент либо в Комиссию и при этом именно Департаментом направляется в отраслевой орган исполнительной власти города Москвы для представления заключения о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки.
Учитывая отсутствие у заявителя задолженности по оплате арендных платежей, Департамент обязан был направить заявление Общества в отраслевой орган исполнительной власти города Москвы для представления заключения о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки.
В рассматриваемом случае Департамент не отказал в рассмотрении заявления Общества, а уклонился от его направления в отраслевой орган исполнительной власти города Москвы для представления заключения о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки, необоснованно сославшись на наличие у заявителя задолженности.
Под незаконным бездействием следует понимать несовершение в установленные сроки государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий и установленных законом и иными нормативными правовыми актами оснований, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия.
Таким образом, оспариваемое бездействие Департамента является незаконным и нарушает право Общества на рассмотрение вопроса по предоставлению ему преференций по оплате арендной платы на 2022 год, а также законные интересы Общества в сфере предпринимательской (торговой) деятельности в арендуемом у Департамента нежилом помещении.
Доводы заинтересованных лиц о расторжении договора со ссылкой на уведомление от 25.04.2023 N 33-6-427734/22-(0)-5 также правомерно отклонен судом, поскольку данный факт оспаривается Обществом в рамках дела N А40-2647/24-176-18.
Относительно доводов заинтересованных лиц о том, что Правительство Москвы является ненадлежащим ответчиком по делу, суд обоснованно отметил то обстоятельство, что Комиссия является постоянно действующим рабочим органом Правительства Москвы (п.1.3 Положения о Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (приложение к постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП, в ред. от 15.10.2019)) и не имеет статуса самостоятельного юридического лица, в связи с чем, Комиссия привлечена в лице Правительства Москвы к участию в настоящем деле.
Следовательно, к участию в деле привлечены надлежащие лица.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению согласно ч.2 ст.201 АПК РФ с обязанием Департамента в силу п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ принять необходимые и достаточные меры, направленные на рассмотрение заявления ООО "Идеал-С" от 29.12.2021 в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения и не свидетельствуют о наличии оснований для его отмены, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения судебного акта не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины распределены в порядке ст.110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.02.2024 по делу N А40-85371/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-85371/2022
Истец: ООО "ИДЕАЛ-С"
Ответчик: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ