г. Вологда |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А05-1108/2024 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шадриной А.Н.,
рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 апреля 2024 года (резолютивная часть вынесена 01 апреля 2024 апреля) по делу N А05-1108/2024,
УСТАНОВИЛ:
администрация Каргопольского муниципального округа Архангельской области (ОГРН 1202900007463, ИНН 2911007357; адрес: 164110, Архангельская область, город Каргополь, улица Победы, дом 20; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Регион СК" (ОГРН 1132901007040, ИНН 2901239038; адрес: 163071, Архангельская область, город Архангельск, улица Садовая, дом 48, кв. 55; далее - Общество) о взыскании 43 665 руб. 16 коп. неустойки за просрочку исполнения обязательств по муниципальному контракту от 17.07.2023 N 0124600001123000035 за период с 26.10.2023 по 21.12.2023.
Решением суда от 11 апреля 2024 года (резолютивная часть вынесена 01 апреля 2024 апреля) в удовлетворении иска отказано.
Администрация с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Согласно части 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Регулирование сроков возникновения обязательств, в отношении которых применяются Правила списания сумм неустоек урегулированы положениями Федерального закона. Поскольку срок возникновения обязательств, по которым допускается списание неустоек, определен Федеральным законом иной срок не может определяться принятым в соответствии с ним подзаконным актом - Правилами. Внесенные постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N340 изменения, исключающие в том числе указание в Правилах на сроки возникновения обязательств по государственным и муниципальным контрактам, не могут противоречить положениям Федерального закона N44-ФЗ и, следовательно, давать право определять сроки возникновения обязательств произвольно и распространять действие Правил списания сумм неустоек на обязательства, возникшее, в том числе, в 2023 году.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 17.07.2023 Администрацией (заказчик) и Обществом (подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту участка водопроводной сети по ул. Ленинградская от ул. Ленина до д. 13 ул. Ленинградская от д. 23 до д. 29 N 0124600001123000035.
Сторонами 18.07.2023 заключено дополнительное соглашение N 1 к контракту.
В соответствии с условиями контракта (с учетом дополнительного соглашения от 18.07.2023 N 1) подрядчик обязался выполнить по заданию заказчика работы по капитальному ремонту участка водопроводной сети по ул. Ленинградская от ул. Ленина до д. N 13 ул. Ленинградская от д. 23 до д. 29 в соответствии с условиями контракта, описанием объекта закупки (приложение 1 к контракту), Сводным сметным расчетом (приложение 2 к контракту), проектной документацией (приложение 3 к контракту).
В соответствии с пунктом 2.1 контракта его цена составляет 3 045 000 руб.
Пунктом 1.3 контракта срок выполнения работ - с момента подписания контракта до 01.09.2023.
В силу пункта 4.7 контракта датой приемки выполненных работ считается дата размещения в Единой информационной системе документа о приемке, подписанного заказчиком.
В соответствии с пунктом 5.4 контракта в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пунктом 3.3.2 контракта предусмотрено обязательство подрядчика уплатить заказчику пени и/или штрафы в случае, если заказчик выставил подрядчику требование об их уплате, в порядке и сроки, предусмотренные разделом 5 настоящего контракта.
Заказчиком 26.10.2023 подписан и размещен в Единой информационной системе акт о приемке выполненных работ на сумму 1 506 040 руб. 34 коп.
Также 26.10.2023 заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещена и направлена в адрес подрядчика претензия исх. N 6384, где подрядчик уведомлен, что принятые по акту от 26.10.2023 работы будут оплачены за вычетом неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательств, расчет неустойки приведен в претензии.
Оплата выполненных и принятых по акту от 26.10.2023 работ в размере 1 435 193 руб. 34 коп. осуществлена 09.11.2023, что подтверждается платежными поручениями от 09.11.2023 N 398782, N 398781, N 398779.
Также заказчиком удержана неустойка на сумму 70 847 руб., что подтверждается платежными поручениями от 09.11.2023 N 405140, N 405139, N 405137.
Министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области 24.01.2024 в адрес Администрации направлено письмо N 203/525, в котором было указано, что истец не вправе осуществлять удержание неустойки из средств, направленных в качестве субсидии на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры на мероприятие "Капитальный ремонт участка водопроводной сети по ул. Ленинградская от ул. Ленина до д. N 13 ул. Ленинградская от д. 23 до д. 29", поскольку направление средств субсидии на погашение неустойки является нецелевым использованием средств субсидии.
Далее, сторонами 21.12.2023 подписан акт выполненных работ в части непредвиденных затрат на сумму 59 715 руб. 33 коп., 22.12.2023 подписан акт выполненных работ N 2 на сумму 1 538 959 руб. 66 коп.
Истец выполненные работы оплатил 29.12.2023 на сумму 1 538 959 руб. 66 коп., что подтверждается платежными поручениями N 43237, N 43238, N 43239.
Истец 22.12.2023 направил в адрес ответчика претензию о необходимости уплаты неустойки за просрочку исполнения обязательств в размере 43 655 руб. 15 коп.
Поскольку в досудебном порядке спор разрешен не был, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции, применив положения постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" (далее - Постановление Правительства N783), в удовлетворении иска отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда ввиду следующего.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии со статьями 329, 330 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, под которой понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения должник обязан уплатить кредитору денежную сумму - неустойку (штраф, пени), определенную законом или договором (статья 330 ГК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 7 указанной статьи пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Аналогичное условие предусмотрено в пункте 5.2 контракта.
В обоснование иска Администрация указала, что ответчик нарушил срок выполнения работ, поскольку фактически результат работ был принят заказчиком по акту о приемке выполненных работ от 22.12.2023.
Согласно части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Положения части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ являются отсылочной нормой и предусматривают, что списание неустойки осуществляется в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Вышеуказанная норма введена Федеральным законом от 23.04.2018 N 108-ФЗ в статье 112 "Заключительные положения" Закона N 44-ФЗ в качестве антикризисной меры, направленной на поддержку исполнителей по государственным контрактам, носила ретроспективный характер и дважды дополнялась, в частности, с целью распространения на контракты 2020 и 2021 года.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что списание неустоек должно осуществляться в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрактных обязательств в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах.
В свою очередь, Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в законную силу 08.03.2022, статья 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ дополнена частью 9.1, согласно которой Правительство Российской Федерации вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Постановлением Правительства N 783 утверждены Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила N 783).
При этом вышеуказанным Постановлением не установлены ограничения к периоду его применения, в том числе к правоотношениям по контрактам, обязательства по которым исполнены в 2023 году.
Согласно пункту 2 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:
а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
в) в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
г) обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
В силу подпункта "а" пункта 3 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в"-"д" настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 Правил N 783 распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения.
Как указано в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
При рассмотрении исков заказчика о взыскании санкций по государственному контракту, а также исполнителя о взыскании удержанных заказчиком санкций по государственному (муниципальному) контракту, суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки в виде списания неустойки, что согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242.
Наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты исполнителей по государственным контрактам.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что начисленная неустойка составила 43 665 руб. 16 коп., что не превышает 5% цены контракта, составляющей 3 045 000 руб.
Таким образом, начисленная неустойка подлежит списанию.
При указанных обстоятельствах дела апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 апреля 2024 года (резолютивная часть вынесена 01 апреля 2024 апреля) по делу N А05-1108/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Шадрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1108/2024
Истец: Администрация Каргопольского муниципального округа Архангельской области
Ответчик: ООО "РЕГИОН СК"