город Ростов-на-Дону |
|
11 июня 2024 г. |
дело N А53-46014/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.03.2024 по делу N А53-46014/2023
по заявлению Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области (ИНН 6164229665, ОГРН 1046164044827)
к Отделу N 11 Управления Федерального казначейства по Ростовской области, Управлению Федерального казначейства по Ростовской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация города Новочеркасска Ростовской области
о признании незаконными действий по отказу к исполнению постановлений,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области, Отделу N 11 Управления Федерального казначейства по Ростовской области, в котором просит:
- признать незаконными действия по отказу в принятии к исполнению постановлений по делу об административном правонарушении в отношении Администрации г.Новочеркасска Ростовской области, оформленных письмом от 20.11.2023 N 58-111-45/370;
- обязать устранить допущенные нарушения, приняв к исполнению постановления.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Новочеркасска Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.03.2024 признаны незаконными действия Управления Федерального казначейства по Ростовской области, выразившиеся в отказе, оформленном письмом от 20.11.2023 N 58-111-45/370, принять к исполнению постановления Новочеркасского городского отдела Управления по делам об административных правонарушениях в отношении Администрации г.Новочеркасска Ростовской области: N 792 от 26.11.2021, N 12 от 21.01.2022, N 241 от 18.02.2022, N 369 от 01.04.2022, N 494 от 20.05.2022, N 619 от 24.06.2022, N 877 от 01.08.2022, N 966 от 09.09.2022, N 1322 от 19.12.2022, N 64 от 27.01.2023. В удовлетворении остальной части требований Управления было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федерального казначейства по Ростовской области обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Управления отказать.
В обоснование апелляционной жалобы Управление Федерального казначейства по Ростовской области указывает, что согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13) и положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы Федерального казначейства организуют исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании исполнительного документа (исполнительного листа или судебного приказа) и не наделены полномочиями по организации исполнения постановлений судебных приставов. Следовательно, организация исполнения органами Федерального казначейства таких постановлений в порядке установленном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не производится.
Органы Федеральной службы судебных приставов обладают полномочиями по самостоятельной организации исполнения постановлений судебных приставов без направления их в органы Федерального казначейства.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Новочеркасским городским отелом судебных приставов Управления в отношении Администрации г. Новочеркасска были вынесены постановления:
- от 26.11.2021 по делу об административном правонарушении N 792, которым Администрация г. Новочеркасска была привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа в сумме 50000 рублей;
- от 21.01.2022 по делу об административном правонарушении N 12, которым Администрация г. Новочеркасска была привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа в сумме 50000 рублей;
- от 18.02.2022 по делу об административном правонарушении N 241, которым Администрация г. Новочеркасска была привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа в сумме 50000 рублей;
- от 01.04.2022 по делу об административном правонарушении N 369, которым Администрация г. Новочеркасска была привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа в сумме 50000 рублей.
- от 20.05.2022 по делу об административном правонарушении N 494, которым Администрация г. Новочеркасска была привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа в сумме 50000 рублей.
- от 24.06.2022 по делу об административном правонарушении N 619, которым Администрация г. Новочеркасска была привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа в сумме 50000 рублей.
- от 01.08.2022 по делу об административном правонарушении N 877, которым Администрация г. Новочеркасска была привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа в сумме 50000 рублей.
- от 09.09.2022 по делу об административном правонарушении N 966, которым Администрация г. Новочеркасска была привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа в сумме 50000 рублей.
- от 19.12.2022 по делу об административном правонарушении N 1322, которым Администрация г. Новочеркасска была привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа в сумме 50000 рублей.
- от 27.01.2023 по делу об административном правонарушении N 64, которым Администрация г. Новочеркасска была привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа в сумме 50000 рублей.
Названные постановления не были исполнены, административные штрафы не оплачены, денежные средства на депозитный счёт Новочеркасского городского отделения судебных приставов не поступали.
В связи с тем, что Администрация г.Новочеркасска является бюджетным учреждением и не имеет счетов, открытых в учреждениях Банка России или в кредитных организациях, Новочеркасским городским отделением судебных приставов указанные неисполненные постановления были направлены в адрес отдела N 11 Управление Федерального казначейства по Ростовской области для исполнения.
Письмом от 20.11.2023 N 58-111-45/370 Новочеркасскому городскому отделению судебных приставов сообщено о том, что направленные им постановления были перенаправлены Администрации г.Новочеркасска для дальнейшего исполнения.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Частью 2 статьи 7 Федерального закона N 229-ФЗ определено, что указанные в части 1 статьи 7 Федерального закона N 229-ФЗ органы и организации исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 Федерального закона N 229-ФЗ, в установленном им и иными федеральными законами порядке.
В силу положений статьи 12 Федерального закона N 229-ФЗ к числу исполнительных документов наряду с исполнительными листами, выдаваемыми судами, и судебными приказами отнесены, в том числе судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также постановления судебного пристава-исполнителя.
Согласно положениям Федерального закона N 229-ФЗ исполнение требований исполнительных документов производится во внесудебном порядке путем применения судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения, перечисленных в статье 68 данного Федерального закона, в частности, путём обращения им взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства.
Статьёй 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен иммунитет бюджетов, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казённого учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств бюджета лицевых счетов.
Как следует из материалов дела, Администрация г.Новочеркасска не имеет счетов, открытых в Центральном банке России или в иных кредитных организациях.
С учётом изложенного, названные постановления судебного пристава о взыскании штрафа с Администрации г.Новочеркасска, источником финансовых ресурсов которой являются бюджетные средства, обоснованно были направлены для исполнения в Управления, которое обязано было принять меры для надлежащего исполнения исполнительного документа.
Данная позиция соответствует выводам Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в определении от 07.05.2015 N 310-КГ15-4770.
Доводы апелляционной жалобы Управления, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.03.2024 по делу N А53-46014/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-46014/2023
Истец: Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, ГУФССП ПО РО
Ответчик: Отдел N11 Управления Федерального казначейства по Ростовской области, ОТДЕЛ N11 УФК ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОВОЧЕРКАССКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ