г. Красноярск |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А74-6547/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" июня 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от акционерного общества "Абаканская ТЭЦ": Оленева И.Э., представителя на основании доверенности от 01.12.2023 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Абаканская ТЭЦ"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "09" февраля 2024 года по делу N А74-6547/2023,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Абаканская ТЭЦ" (ИНН 1900000252, ОГРН 1201900003920, далее - заявитель, общество, АО "Абаканская ТЭЦ") обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (ИНН 1901098931, ОГРН 1111901000903 далее - Министерство) о признании недействительным предписания от 29.06.2023 N 090-К-1425 в части.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "09" февраля 2024 года по делу N А74-6547/2023 отказано в удовлетворении заявления АО "Абаканская ТЭЦ" о признании недействительным предписания Министерства от 29.06.2023 N090-К-1425 в неотмененной решением от 27.07.2023 части в связи с его соответствием в оспариваемой части положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с данным судебным актом, АО "Абаканская ТЭЦ" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. В апелляционной жалобе общество приводит следующие доводы:
- суд первой инстанции не учел приоритет приборного способа учета перед расчетным способом определения объема потребленного ресурса;
- учитывая факт обращения Министерства в суд общей юрисдикции, а затем выдачу предписания в отношении одного и того же дома, расположенного по адресу:
г. Черногорск, ул. Чайковского, 15А, складывается ситуация правовой неопределенности и создается возможность двойного рассмотрения дела по одним и тем же обстоятельствам, что недопустимо;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" не подлежит применению.
Министерством представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с доводами, изложенными в жалобе. Министерство просит оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Министерство, уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своего уполномоченного представителя не направило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Министерства.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
В связи с поступлением в Министерство обращений граждан о нарушении прав при начислении платы за коммунальную услугу (горячее водоснабжение) в целях содержания общего имущества, Министерством на основании решения от 09.06.2023 N 090-К-1425 в период с 14.06.2023 по 27.06.2023 проведена внеплановая документарная проверка АО "Абаканская ТЭЦ".
По результатам проверки ответчиком составлен акт от 27.06.2023 N 090-К-1425, в котором отражено нарушение обществом требований пунктов 94, 95, 97, 100 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", пунктов 36, 37 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, пункта 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" при расчете платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды для собственников многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Абакан, ул. Советская, 164, г. Черногорск, ул. Чайковского, 15А, г. Черногорск, ул. Октябрьская, 118, г. Черногорск, ул. Орлова, 30А, с. Белый Яр, ул. Мира, д. 6, г. Черногорск, ул. Октябрьская, 113А, г. Абакан, ул. Хакасская, 72, г. Черногорск, ул. Дзержинского, д. 4А, г. Абакан, ул. Карла Маркса, д. 19, г. Абакан, ул. Щетинкина, д. 30, с. Белый Яр, пер. Садовый, д. 5А, г. Черногорск, ул. Октябрьская, д. 80. Акт проверки получен уполномоченным представителем общества 27.06.2023.
29.06.2023 Министерством вынесено предписание N 090-К-1425, согласно которому обществу в целях устранения выявленных нарушений обязательных требований надлежало в срок до 25.08.2023 выполнить следующие мероприятия:
1. произвести перерасчет размера платы (путем уменьшения) за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за период с января по октябрь 2022 года и декабрь 2022 (за исключением межотопительного периода) исходя из показаний общедомового прибора учета горячего водоснабжения по адресу: г. Абакан, ул. Советская, д. 164;
2. произвести перерасчет платы (путем уменьшения) за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за период январь-декабрь 2022 (за исключением межотопительного периода) по адресу: г. Черногорск, ул. Чайковского, д. 15А исходя из утвержденного норматива, до момента оборудования линии горячего водоснабжения приборами учета;
3. произвести перерасчет размера платы (путем уменьшения) за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за период с января 2022 года по март 2023 года (за исключением межотопительного периода) по адресу: г. Черногорск, ул. Островского, д. 30А исходя из утвержденного норматива, до момента оборудования линии горячего водоснабжения приборами учета;
4. произвести перерасчет размера платы (путем уменьшения) за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за период с ноября 2022 года по март 2023 года по адресу: с. Белый Яр, ул. Мира, д. 6 исходя из утвержденного норматива, до момента оборудования линии горячего водоснабжения приборами учета;
5. произвести перерасчет размера платы (путем уменьшения) за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за период с января 2022 года (за исключением межотопительного периода) по адресу: г. Черногорск, ул. Октябрьская, д. 113А исходя из утвержденного норматива, до момента оборудования линии горячего водоснабжения приборами учета;
6. произвести перерасчет размера платы (путем уменьшения) за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за январь-декабрь 2022 года (за исключением межотопительного периода) по адресу: г. Абакан, ул. Хакасская, д. 72 исходя из утвержденного норматива, до момента оборудования линии горячего водоснабжения приборами учета;
7. произвести перерасчет размера платы (путем уменьшения) за горячее водоснабжение на общедомовые нужды с января 2021 года (за исключением межотопительного периода) по адресу: г. Абакан, ул. Карла Маркса, д. 19 исходя из утвержденного норматива, до момента оборудования линии горячего водоснабжения приборами учета;
8. произвести перерасчет размера платы (путем уменьшения) за горячее водоснабжение на общедомовые нужды с января 2022 года (за исключением межотопительного периода) по адресу: г. Черногорск, ул. Дзержинского, 4 исходя из утвержденного норматива, до момента оборудования линии горячего водоснабжения приборами учета;
9. произвести перерасчет размера платы (путем уменьшения) за горячее водоснабжение на общедомовые нужды с января 2021 года (за исключением межотопительного периода) по адресу: г. Абакан, ул. Щетинкина, д. 30 исходя из утвержденного норматива, до момента оборудования линии горячего водоснабжения приборами учета;
10. произвести перерасчет размера платы (путем уменьшения) за горячее водоснабжение на общедомовые нужды с ноября 2022 года по март 2023 года по адресу: с. Белый Яр, пер. Садовый, д. 5А исходя из утвержденного норматива, до момента оборудования линии горячего водоснабжения приборами учета;
11. произвести перерасчет размера платы (путем уменьшения) за горячее водоснабжение на общедомовые нужды с марта по май 2021 года и с сентября 2021 года (за исключением межотопительного периода) по адресу: г. Черногорск, ул. Октябрьская, 80 исходя из утвержденного норматива, до момента оборудования линии горячего водоснабжения приборами учета;
12. произвести перерасчет размера платы (путем уменьшения) за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за январь-декабрь 2022 года (за исключением межотопительного периода) по адресу: г. Черногорск, ул. Октябрьская, 118 исходя из утвержденного норматива, до момента оборудования линии горячего водоснабжения приборами учета.
Общество обжаловало указанное предписание в Министерство в соответствии с положениями главы 9 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Решением Министерства от 27.07.2023 жалоба удовлетворена частично, предписание от 29.06.2023 N 090-К-1425 отменено в части возложения на общество обязанности по произведению перерасчета (путем уменьшения) размера платы за коммунальный ресурс - горячее водоснабжение на общедомовые нужды:
- по адресам: г. Абакан, ул. Советская, 164, ул. Хакасская, 72 - за период с января 2022 года по 28.02.2022;
- по адресам: г. Черногорск, ул. Чайковского, 15А, Черногорск, ул. Октябрьская, 118; ул. Октябрьская, 113А - за период с января 2022 года по 31.03.2022;
- по адресам: г. Абакан, ул. Карла Маркса, 19; ул. Щетинкина, 30 - за период с января 2021 года по 28.02.2022;
- по адресу: г. Черногорск, ул. Октябрьская, 80 - за период с марта 2021 года по 31.03.2022;
- по адресам: г. Черногорск, ул. Островского, 30А; ул. Дзержинского, 4 - в полном объеме.
Решением от 02.02.2024 (с учетом определения от 05.02.2024 об исправлении технической ошибки (опечатки), содержащейся в решении о разъяснении способа и порядка исполнения решения) Министерство разъяснило способ и порядок исполнения пункта 1 предписания об устранении нарушений обязательных требований от 29.06.2023 N 090-К-1425 в части, касающейся перерасчета платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды с января по октябрь 2022 года и декабрь 2022 года собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 164: в случае выхода из строя общедомового прибора учета горячего водоснабжения, в том числе по причине некорректной работы расходомеров, установленных в системе горячего водоснабжения, расчет размера платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды производить в порядке, установленном в пункте 59(1) Правил N 354, а по истечении установленного в пункте 59(1) Правил N 354 периода - в соответствии с пунктами 60(1) и 48 Правил N 354.
Не согласившись с предписанием Министерства от 29.06.2023 N 090-К-1425 в неотмененной решением от 27.07.2023 части, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части судебного акта, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Судом первой инстанции установлено, что исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 57, части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пункта 7 части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положения о Минстрое Хакасии, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2014 N 722 проверка проведена и оспариваемое предписание выдано уполномоченными должностными лицами компетентного органа. Апелляционный суд соглашается с указанным выводом.
Соблюдение процедуры проверки, составления акта и вынесения предписания подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), согласно пункту 44 которых размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к данным Правилам.
В силу пункта 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 названных Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Пунктом 60(1) Правил N 354 установлено, что по истечении указанного в пункте 59(1) Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается: за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, - в порядке, указанном в пункте 48 Правил.
Согласно пункту 48 названных Правил при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к Правилам.
В силу пункта 94 Правил N 1034 коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежат количество тепловой энергии, используемой в том числе в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении.
В соответствии с пунктом 95 правил N 1034 в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение:
а) времени работы приборов узла учета в штатном и нештатном режимах;
б) давления в подающем и обратном трубопроводах;
в) температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах (температура обратной воды в соответствии с температурным графиком);
г) расхода теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах;
д) расхода теплоносителя в системе отопления и горячего водоснабжения, в том числе максимального часового расхода;
е) расхода теплоносителя, израсходованного на подпитку системы теплоснабжения, при наличии подпиточного трубопровода.
В открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) определяются: а) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу; б) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час; в) среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета (пункт 97 Правил N 1034). В открытых системах теплопотребления дополнительно определяются: а) масса (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения; б) среднечасовое давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета (пункт 100 Правил N 1034).
С учетом приведенного правового регулирования суд первой инстанции обоснованно указал, что в отопительный период для учета расхода теплоносителя, идущего на нужды горячего водоснабжения, необходимо, чтобы в соответствии с пунктом 100 Правил N 1034 в системе горячего водоснабжения были установлены приборы учета горячей воды, фиксирующие массу (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системе горячего водоснабжения, то есть линия горячего водоснабжения должна быть оборудована расходомерами, которые входят в состав узла учета тепловой энергии.
Из материалов дела следует, что АО "Абаканская ТЭЦ" в спорные периоды в отношении вышеуказанных домов исчисляло плату за горячее водоснабжение на общедомовые нужды, исходя из объема, определенного как разница между объемом коммунального ресурса "горячая вода", отраженного в ведомостях учета параметров теплопотребления (V1 - V2), и объемами коммунальной услуги по горячему водоснабжению, выставленного собственникам по индивидуальным приборам учета горячей воды.
Кроме того, в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу:
г. Абакан, ул. Советская, 164, Министерством установлено, что на линии горячего водоснабжения установлены преобразователи расхода, позволяющие учитывать объем теплоносителя, израсходованного на водоразбор для предоставления коммунальной услуги по ГВС (V3-V4). Соответственно, данный многоквартирный дом признан оборудованным общедомовым прибором учета горячего водоснабжения.
Вместе с тем, в ходе проверки выявлено, что из представленных отчетов о теплопотреблении теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы указанного многоквартирного дома за периоды: 23.12.2021 - 22.01.2022, 23.01.2022 - 22.02.2022, 23.02.2022 - 22.03.2022, 23.03.2022 - 22.04.2022, 23.04.2022 - 22.05.2022, 23.05.2022 - 22.06.2022, 23.07.2022 - 22.08.2022, 23.08.2022 - 21.09.2022, 22.09.2022 - 21.10.2022, следует, что значения показателя V4 не отображалось, показатель V3 имеет нулевые значения. Данное обстоятельство, по мнению министерства, свидетельствует о неисправности преобразователя расхода на линии ГВС (код ошибки V).
Согласно отчету за период с 23.06.2022 по 22.07.2022 параметры V3 и V4 имеют нулевые значения, что свидетельствует о неисправности преобразователей расхода на линии ГВС (код ошибки VE).
Согласно данным теплосчетчика за период с 22.10.2022 по 22.11.2022, с 22.10.2022 по 25.10.2022 параметр V4 имеет нулевые значения, что свидетельствует о неисправности преобразователя расхода на линии ГВС (код ошибки V).
По данным теплосчетчика за период с 22.11.2022 по 22.12.2022 разница (V3-V4) имеет отрицательные значения, что свидетельствует о неисправности преобразователя расхода на линии ГВС (код ошибки VE).
Таким образом, министерство пришло к выводу, что за период с января по декабрь 2022 года (за исключением периода с 26.10.2022 по 21.11.2022) общедомовой прибор учета горячего водоснабжения являлся неисправным.
В отношении иных многоквартирных домов (г. Черногорск, ул. Чайковского, д. 15А, с. Белый Яр, ул. Мира, д. 6; ул. Октябрьская, д. 113А; ул. Октябрьская, 80;
ул. Октябрьская, 118; г. Абакан, ул. Хакасская, д. 72; ул. Карла Маркса, д. 19;
ул. Щетинкина, д. 30; с. Белый Яр, пер. Садовый, д. 5А) Министерство установило, что из представленных актов периодической проверки/ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии/ГВС у потребителя следует, что в каждом из рассматриваемом многоквартирном доме в состав узла учета тепловой энергии включены расходомеры, установленные на подающем и обратном трубопроводах отопительной системы. Поскольку линии горячего водоснабжения расходомерами не оборудованы, следовательно, в отопительный период узел учета тепловой энергии не учитывает расход теплоносителя, идущего на нужды горячего водоснабжения. В связи с чем Министерство пришло к выводу о том, что названные дома не оборудованы общедомовыми приборами учета горячего водоснабжения.
Довод заявителя о приоритете приборного способа учета перед расчетным способом определения объема потребленного ресурса заявленный со ссылкой на то, что несоответствие узла учета тепловой энергии и теплоносителя требованиям пункта 100 Правил N 1034 не свидетельствует об отсутствии в точке учета прибора учета тепловой энергии, теплоносителя либо неисправности такого прибора учета и недопустимости использования узла учета для определения объема теплоносителя, потребленного на нужны горячего водоснабжения, был оценен судом первой инстанции, указанному доводу дана надлежащая правовая оценка.
Из материалов дела следует, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 164, расходомеры в спорный период являлись неисправными, иные дома спорные дома не оборудованы расходомерами для фиксации массы (объема) горячей воды. Существующие приборы учета фиксируют (измеряют) общую массу (объем) теплоносителя, поступившего на цели отопления, горячего водоснабжения домов и объем теплоносителя, возвращенного по обратному трубопроводу в сети теплоснабжающей организации, и не обеспечивают учет объема (массы) теплоносителя, израсходованного на нужды горячего водоснабжения, отдельно от всей массы теплоносителя, поступившего в жилой дом.
С учетом пунктов 94, 95, 97, 100 Правил N 1034, пунктов 36, 37 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N99/пр следует, что в открытых системах теплоснабжения для учета расхода теплоносителя, идущего на нужды горячего водоснабжения, необходимо, чтобы в соответствии с пунктом 100 Правил N 1034 в системе горячего водоснабжения были установлены приборы учета конкретно горячей воды, фиксирующие массу (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системе горячего водоснабжения, а также давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что общедомовые приборы учета тепловой энергии, установленные в вышеназванных жилых домах, не могут быть признаны коммерческими (расчетными) для определения объема и стоимости горячего водоснабжения.
При таких обстоятельствах в данном случае обязательства по оплате спорного ресурса в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 164, должны быть определены в соответствии с положениями пунктов 59(1), 60(1) и 48 Правил N 354, в отношении иных многоквартирных домов - ограничены утвержденными нормативами потребления.
В апелляционной жалобе общество, со ссылкой на обращение Министерства в суд общей юрисдикции с иском о возложении на общество обязанности произвести перерасчет всем собственникам помещений в МКД по адресу: г. Черногорск, ул. Чайковского, 15А, путем уменьшения платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за период с января по декабрь 2022 года, исходя из утвержденного норматива потребления, указывает, что выдача предписания и обращение в суд в отношении одного и того же дома, расположенного по адресу: г. Черногорск, ул. Чайковского, 15А, влечет ситуацию правовой неопределенности и создает возможность двойного рассмотрения дела по одним и тем же обстоятельствам.
Решением Черногорского городского суда от 07.08.2023 по делу N 2-1342/2023 частично удовлетворен иск Министерства. На АО "Абаканская ТЭЦ" возложена обязанность произвести перерасчет (путем уменьшения) платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за периоды с апреля по май 2022 года и с сентября по декабрь 2022 года, исходя из нормативов потребления в жилых помещениях N 5 и N 7, расположенных в МКД по адресу: г. Черногорск, ул. Чайковского, 15А. В удовлетворении остальной части иска отказано. Названное решение вступило в законную силу 09.11.2023 (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 09.11.2023 по делу N 33-2918/2023).
Между тем, Министерство решением от 27.07.2023 отменило предписание в части возложения на общество обязанности по произведению перерасчета (путем уменьшения) размера платы за коммунальный ресурс - горячее водоснабжение на общедомовые нужды, в том числе, по адресу г. Черногорск, ул. Чайковского, 15А - за период с января 2022 года по 31.03.2022.
Согласно оспариваемому предписанию с учетом решения Министерства от 27.07.2023 обществу надлежало произвести перерасчет платы (путем уменьшения) за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за период апрель-декабрь 2022 (за исключением межотопительного периода) по адресу: г. Черногорск, ул. Чайковского, д. 15А исходя из утвержденного норматива, до момента оборудования линии горячего водоснабжения приборами учета.
Таким образом, как установлено выше и не опровергнуто обществом, Министерство является органом, уполномоченным на выдачу оспариваемого предписания. Кроме того, решение Черногорского городского суда от 07.08.2023 по делу N 2-1342/2023, вынесенное после издания оспариваемого предписания и принятия Министерством решения от 27.07.2023, не вступает в противоречие с указанными актами.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы, связанные с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "09" февраля 2024 года по делу N А74-6547/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-6547/2023
Истец: АО "АБАКАНСКАЯ ТЭЦ", Третий арбитражный апелляционный суд
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ