г. Санкт-Петербург |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А26-11425/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Колосовым М.А.,
при участии:
от заявителя: не явились, извещены;
от заинтересованного лица: Богданова Л.В., по доверенности от 08.04.2022 N 06-18-21/12-3062;
3-е лицо: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8225/2024) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Межрайонная больница N 1" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.02.2024 по делу N А26-11425/2023 (судья Лазарев А.Ю.), принятое
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Межрайонная больница N 1"
к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия
3-е лицо: Министерство здравоохранения Республики Карелия
о признании недействительным пункта 10 представления,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Межрайонная больница N 1" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным пункта 10 представления Управления Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - Управление) от 09.10.2023 N 06-20-22/11-7999.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Республики Карелия (далее - третье лицо).
Решением суда первой инстанции от 01.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, выразившихся в принятии судебного акта о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в дело, а именно ООО "НОВОАСТРОЙ", с которым у Учреждения был заключен контракт. Указывает, что работы по установке клапана "Valtec" (позиция 36 локальной сметы N 2) (ручной балансировочный в количестве 44 шт.) учтены при оплате работ по локальной сметеN 02-01-01 в акте о приемке выполненных работ от 10.10.2022 N 2 (позиция 245).
Учреждение и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Управления просил в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам, изложенным в представленном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Приказом Министерства здравоохранения Республики Карелия от 30.12.2020 N 2441 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели из бюджета Республики Карелия государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Министерство здравоохранения Республики Карелия осуществляет функции и полномочия учредителя, на реализацию мероприятий региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения" (далее - Порядок определения объема и условий предоставления субсидий).
Согласно пункту 2.2. Порядка определения объема и условий предоставления субсидий для получения целевой субсидии государственное учреждение, подведомственное Министерству, представляет в Министерство пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости предоставления бюджетных средств, и расчет-обоснование суммы субсидии по установленной форме. Министерство рассматривает документы, направленные государственным учреждением в течение десяти рабочих дней со дня их получения. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашений о предоставлении субсидий, заключаемых Министерством и государственным учреждением.
В соответствии с пунктом 4.8. Порядка определения объема и условий предоставления субсидий государственное учреждение в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за достоверность и своевременное представление в Министерство расчета и сведений, предусмотренных Порядком.
По заявке ГБУЗ "Межрайонная больница N 1" о потребности в финансировании с целевым назначением на осуществление капитального ремонта зданий медицинских организаций и их обособленных структурных подразделений, расположенных, в том числе сельской местности, рабочих поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек в соответствии с Соглашением N 20-2022-001115 от 01.02.2022 (дополнительное соглашение от 21.03.2022 N 20-2022-001115/1; дополнительное соглашение от 22.12.2022 N 20-2022-001115/2), заключенным между Министерством здравоохранения Республики Карелия и ГБУЗ РК "Межрайонная больница N 1", на 2022 год до ГБУЗ "Межрайонная больница N 1" были доведены средства из бюджета (федерального бюджета в размере 9 774 736,33 руб. и бюджета Республики Карелия в размере 225 263,67 руб.) в виде субсидии на реализацию мероприятий регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения" с целевым назначением на осуществление капитального ремонта зданий медицинских организаций и их обособленных структурных подразделений, расположенных, в том числе сельской местности, рабочих поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек.
25.03.2022 по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме, между ГБУЗ "Межрайонная больница N 1" (Заказчик) и ООО "НОВАСТРОЙ" (подрядчик) был заключен контракт N 03062000188220000400001 (далее - контракт), в соответствии с которым подрядчик принял на себя обязательство по выполнению капитального ремонта внутренних сетей холодного и горячего водоснабжения в здании поликлиники по адресу: ул. Советская, д. 12 в г. Костомукше в срок с 01.05.2022 по 30.09.2022, и сдачи их результата Учреждению, а Заказчик обязался принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Общая стоимость работ по контракту составила 9 950 000 руб. (пункт 2.1 контракта).
05.08.20222 в связи с необходимостью проведения дополнительных работ между ГБУЗ РК "Межрайонная больница N 1" и ООО "НОВАСТРОЙ" заключено дополнительное соглашение N 1 к контракту, в соответствии с которым цена контракта составила 10 000 000 руб. (пункт 2.1).
ГБУЗ РК "Межрайонная больница N 1" направило в адрес Министерства заявку N 26 на предоставление субсидии на 2022 год с приложением акта на дополнительные работы от 03.08.2022 и дополнительного соглашения N 1 к контракту.
В период с 26.06.2023 по 01.08.2023 в соответствии с Приказом Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 23.06.2023 N 171 в отношении ГБУЗ РК "Межрайонная больница N 1" была проведена выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется из федерального бюджета за счет субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансферов, имеющих целевое назначение.
Результаты проверки отражены в акте от 21.08.2023.
13.09.2023 Учреждение представило в Управление возражения на акт.
По результатам проверки Управлением 09.10.2023 вынесено представление N 06-20-22/11-7999 с требованием об устранении ряда выявленных нарушений.
Согласно пункту 10 оспариваемого представления, Учреждению вменено нарушение требований, установленных частью 1 статьи 9 Закона N 402-ФЗ, пунктом 2 части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ, выразившихся в принятии работ по контракту на общую сумму 1 612 314 руб. (согласно акту о приемке работ формы КС-2 от 10.10.2022 N 3), в том числе затрат, неправомерно включенных в локальную смету N 2 (приложение к дополнительному соглашению N 2 к Контракту от 25.03.2022), на установку арматуры муфтовой с ручным приводом в размере 461 066 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 450 679,86 руб. Указанным пунктом на Учреждение возложена обязанность в срок до 20.12.2023 возвратить в федеральный бюджет 450 679,86 руб., а также принять меры по устранению причин условий вменяемого нарушения.
Полагая, что вынесенное Управлением представление в части пункта 10 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Учреждения при осуществлении хозяйственной деятельности, ГБУЗ РК "Межрайонная больница N 1" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции не усмотрел предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого представления в части пункта 10 недействительным, в связи, с чем отказал в удовлетворении заявления.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 78.2 БК РФ предоставление субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием, на срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств с учетом положений абзаца четырнадцатого пункта 4 статьи 78.2 БК РФ.
Частью 6 статьи 52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией.
Согласно статье 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно пункту 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке).
При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Стоимость работ определяется сторонами с учетом предельных сумм расходов на финансирование бюджетных инвестиций, предусмотренных соответствующим бюджетом, и оплачивается в пределах лимита бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных бюджетным законодательством (статья 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из совокупности действующих нормативных положений закона, регулирующих спорные правоотношения, следует, что на практике возможны исключения, допускающие как увеличение, так и снижение твердой цены.
Как следует из пункта 2 части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ, исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и названным Законом, в том числе оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно пункту 2.1 ГОСТ 24856-2014. Межгосударственный стандарт. Арматура трубопроводная. Термины и определения, введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.11.2014 N 1902-ст, трубопроводная арматура - это техническое устройство, устанавливаемое на трубопроводах, оборудовании и сосудах и предназначенное для управления (перекрытия, открытия, регулирования, распределения, смешивания, разделения) потоками рабочих сред (жидких, газообразных, газожидкостных, пульпы, пара, порошкообразных, суспензии и др.) путем изменения проходного сечения.
Судом установлено, что доводы Учреждения сводятся к законности изменений существенных условий контракта и заключения Учреждением Дополнительного соглашения N 2 к контракту.
Вместе с тем суть вменяемого Учреждению нарушения заключается в том, что Учреждением приняты и оплачены невыполненные по контракту работы, указанные в пункте 29 акта о приемке выполненных работ N 3 от 10.10.2022.
Учреждение считает, что расценка, указанная в пункте 29 локальной сметы N 2 определяет установку трубопроводной муфтовой арматуры, учтенной в пунктах 30 - 35 этой же локальной сметы, на присоединениях вновь проложенных трубопроводов к существующим не заменяемым медным трубопроводам. Работы по локальной смете N 2 приняты Учреждением по акту о приемке выполненных работ N 3 от 10.10.2022 и оплачены платежным поручением N 594681 от 17.10.2022.
Вместе с тем, позиции, обозначенные в пунктах 30 - 35 локальной сметы N 2 и акте N3 от 10.10.2022, не являются трубопроводной арматурой, что также подтверждается и письмом ООО "Инженерная компания" от 01.12.2023 (исх. N 62/284-23) (л.д.14, т.2). Согласно указанному письму расчет, примененный в локальной смете N 2, выполнен некорректно, в связи с тем, что из объема примененных изделий в расценке (пункт 29) к арматуре муфтовой согласно ГОСТ 24856-2014 относятся только клапан "Valtec" ручной балансировочный (44 шт.).
Позиции, учтенные в пунктах 30-35 локальной сметы N 2 и акте N 3 от 10.10.2022, являются муфтовыми соединениями трубопроводов (не предназначены для управления потоками рабочих сред путем изменения проходного сечения) и не относятся к трубопроводной арматуре, для установки которой используется расценка, указанная в пункте 29 локальной сметы N 2.
Затраты по установке муфтовых соединений трубопроводов, принятые Учреждением по акту N 3 (позиции 30-35), включены в состав работ по монтажу трубопроводов и отдельно не расцениваются (позиции локальной сметы N 02-01-01). Работы по установке клапана "Valtec" (позиция 36 локальной сметы N 2) (ручной балансировочный в количестве 44 шт.) учтены при оплате работ по локальной смете N 02-01-01 в акте о приемке выполненных работ от 10.10.2022 N 2 (позиция 245).
Таким образом, поскольку работы, указанные в пункте 29 акта N 3, не выполнялись, Управлением обоснованно сделало вывод о том, что Учреждением были приняты и оплачены невыполненные работы на сумму 461 066 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 450 679,86 руб.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни.
При этом согласно части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результата), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно заключил, что представление Управления в оспариваемой части является законным и обоснованным.
Податель жалобы также считает, что обжалуемое решение суда было принято судом первой инстанции о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в дело, а именно ООО "НОВОАСТРОЙ", с которым у Учреждения был заключен контракт.
согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Из содержания статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что вопрос о вступлении в дело третьих лиц решается до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда.
Вместе с тем согласно пункту 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В рассматриваемом случае дело рассмотрено по существу. Соответственно, на стадии апелляционного пересмотра решения суда первой инстанции ходатайство о привлечении третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, удовлетворено быть не может. При этом, больница не лишена права в случае возврата бюджетных средств за оплаченные и невыполненных роботы подрядчиком, обратится с самостоятельным требованием с иском в суд к данном лицу.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная Учреждением государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.02.2024 по делу N А26-11425/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия "Межрайонная больница N 1" из федерального бюджета 1 500 руб. госпошлины уплаченной по поручению о перечислении на счет от 20.02.2024.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-11425/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ " МЕЖРАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА N 1"
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по Республике Карелия
Третье лицо: Министерство здравоохранения Республики Карелия