г. Тула |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А23-8781/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2024 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мосиной Е.В., судей Грошева И.П., Лазарева М.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тютюма К.Д.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью Калужский многопрофильный деревоперерабатывающий комбинат "СОЮЗ-Центр" - Беловой Т.В. (паспорт, диплом, доверенность от 01.01.2023),
от министерства природных ресурсов и экологии Калужской области - Николаевой А.Н. (паспорт, диплом, доверенность от 09.01.2024),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Калужский многопрофильный деревоперерабатывающий комбинат "Союз-Центр" на решение Арбитражного суда Калужской области от 18.03.2024 по делу N А23-8781/2023,
принятое по иску министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, 248009, г. Калуга, ул. Заводская, д. 57, ОГРН 1114029001195, ИНН 4029045065, к обществу с ограниченной ответственностью Калужский многопрофильный деревоперерабатывающий комбинат "Союз-Центр", 249000, Калужская обл., Боровский район, Балабаново г., 50 лет Октября площадь, д. 3, ОГРН: 1164027066499, ИНН: 4003038151, о взыскании 1 731 977 руб. 24 коп.,
УСТАНОВИЛ:
министерство природных ресурсов и экологии Калужской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Калужский многопрофильный деревоперерабатывающий комбинат "Союз-Центр" (далее - ООО КМДК "Союз-Центр") о взыскании неустойки за невыполнение мероприятий по воспроизводству лесов по договору аренды лесного участка от 24.04.2014 N 47 в сумме 1 731 977 руб. 24 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное казенное учреждение Калужской области "Медынское лесничество" (далее - ГКУ КО "Медынское лесничество").
Решением Арбитражного суда Калужской области от 18.03.2024 с ООО КМДК "Союз-Центр" в пользу министерства природных ресурсов и экологии Калужской области взыскана неустойка в размере 1 731 977 руб. 24 коп.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Калужской области от 18.03.2024, ООО КМДК "Союз-Центр" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, а в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы, изменить решение суда, соразмерно снизив размер договорной неустойки до суммы 865 988,62 руб. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что дополнение насаждения лесных культур ответчик произвести не мог в силу объективных технологических причин. Полагает, что поскольку арендатором промышленная рубка леса велась не в полном, определенном проектом освоения лесов объеме, государство и общество не понесло подлежащих компенсации потерь лесных насаждений, в связи с чем не имелось оснований для проведения мероприятий по лесовосстановлению.
Представитель ООО КМДК "Союз-Центр" в судебном заседании на доводах жалобы настаивала в полном объеме.
Представитель министерства возражала против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ГКУ КО "Медынское лесничество" представило отзыв, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании протокола об итогах проведения аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков для заготовки древесины от 31.03.2014, между Министерством лесного хозяйства Калужской области (арендодатель) и ЗАО "Плитспичпром" (прежнее наименование ответчика) (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 47 от 24.04.2014, по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор - принять во временное пользование в целях заготовки древесины лесной участок, находящийся в федеральной собственности, общей площадью 100 531,7 га, являющийся частями лесных участков с кадастровыми номерами: 40:06:000000:114, площадью 71 422 га (Жиздринский район), 40:08:000000:43, площадью 70 900 га (Износковский район), 40:10:000000:123, площадью 33 238 га (Козельский район), 40:12:000000:83, площадью 51 766,5 га (Людиновский район), 40:14:000000:14, площадью 62 219 га (Медынский район), 40:15020101:0001, 40:15:022101:1, 40:15:020501:1, 40:15:020201, 40:15:040801:2, 40:15:021201:6 (Мещовский район), 40:19:000000:23 площадью 12 313 га (Сухиничский район), имеющие местоположение: Калужская область, Износковский район, ГКУ КО "Износковское лесничество", Тюрмеровское участковое лесничество, кварталы N 1-6, 8-53, 55-68, 70-75, 78-93, 97, 98, 103, 104 (12 341 га).
Государственная регистрация названного договора аренды была произведена 08.09.2014.
По условиям раздела II договора аренды лесного участка N 47 от 24.04.2014 арендная плата по договору составляет 27 630 800 руб. в год и вносится арендатором в соответствии с определенным в договоре порядком равными частями до 25 числа месяца отчетного (платежного) периода.
Согласно пункту 25 срок действия договора устанавливается с момента его регистрации 15 лет.
В соответствии с пунктом 15 договора аренды лесного участка за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных договором, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором.
В соответствии с подпунктом "р" пункта 17 раздела 4 договора за систематическое невыполнение объемов работ (мероприятий) по охране, защите, воспроизводству лесов, установленных проектом освоения лесов на протяжении двух и более сроков подряд, предусмотренных договоров, арендатор уплачивает неустойку - двукратная стоимость невыполненных или неудовлетворительно выполненных работ, рассчитанная арендодателем исходя из стоимости единицы соответствующих работ, согласованной с уполномоченным в сфере лесных отношений федеральным органом исполнительной власти при защите бюджетных проектировок на очередной финансовый год для размещения заказов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов.
В связи с проведением лесоустройства в 2019 году на лесном участке, предоставленном в аренду, по договору от 24.04.2014 N 47 изменилась нумерация выделов, в результате чего 30.07.2020 между истцом и ответчиком было заключено дополнительное соглашение N 7.
Арендатором в нарушение пункта "г" пункта 12 договора аренды лесного участка не были осуществлены мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов на лесном участке, переданном в аренду, в связи с чем ответчику была начислена неустойка.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 261 от 31.05.2022 с требованием в течение тридцати дней с момента получения претензии в добровольном порядке погасить образовавшуюся неустойку.
Поскольку ответчик от уплаты неустойки уклонился, истец обратился с настоящим иском в суд.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств выполнения мероприятий по дополнению лесных культур, естественному, искусственному лесовосстановлению, уходу за лесными культурами, в полном объеме ответчиком не представлено.
При этом суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства Калужской области, утвержденного постановлением Губернатора Калужской области от 01.04.2011 N 107, министерство являлось уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере осуществления переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, полномочий Калужской области в данной сфере деятельности и правом передачи в аренду лесных участков.
Постановлением Правительства Калужской области от 19.12.2017 N 753, вступившеим в силу с 01.01.2018, министерство природных ресурсов и экологии Калужской области реорганизовано путем присоединения к нему министерства лесного хозяйства Калужской области. Также в указанном документе указано на то, что министерство природных ресурсов и экологии Калужской области является правопреемником министерства лесного хозяйства Калужской области в части осуществления полномочий.
В соответствии с частью 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
В силу статьи 1 ЛК РФ одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
На основании части 1 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Согласно части 1 статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя: лесное семеноводство; лесовосстановление; уход за лесами; осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями (часть 2 статьи 61 ЛК РФ).
В силу статьи 62 ЛК РФ лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков. Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положениям статьи 64 ЛК РФ уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Осуществляется лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 25.03.2019 N 188 утверждены Правила лесовосстановления (далее - Правила лесовосстановления), пунктом 2 которых установлено, что лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов.
Лесовосстановление должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов.
В соответствии со статьей 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 2 статьи 55, части 4 статьи 61 ЛК РФ, приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" объем соответствующих лесовосстановительных мероприятий определяется проектом освоения лесов.
Таким образом, обязанность ответчика по проведению лесовосстановительных мероприятий вытекает как из требований названного лесного законодательства, так и из условий спорного договора аренды лесного участка и проекта освоения лесов.
Как следует из материалов дела, по результатам инвентаризации 2021 года, ООО КМДК "Союз-Центр" направлено письмо от 13.12.2021 с перечнем участков лесных культур с приживаемостью ниже нормативной, требующими дополнения в 2022 году.
По результатам осенней инвентаризации 2021 года, ООО КМДК "Союз-Центр" направлено письмо с перечнем участков лесных культур с приживаемостью 25-85% общей площадью 2,9 га, требующими дополнения осенью 2021 года.
Между тем, выявленные недостатки в виде приживаемости лесных культур ниже нормативной арендатором в 2022 году устранены не в полном объеме, о чем свидетельствует отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении.
Подпунктом "р" пункта 17 договора за систематическое невыполнение объемов работ (мероприятий) по охране, защите, воспроизводству лесов, установленных проектом освоения лесов на протяжении двух и более сроков подряд, предусмотренных договором, установлена ответственность в виде неустойки в размере двукратной стоимости невыполненных работ, исчисленной арендодателем исходя из стоимости единицы соответствующих работ, согласованной с уполномоченными в сфере лесных отношений федеральным органом исполнительной власти при защите бюджетных проектировок на очередной финансовый год для размещения заказов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов.
Неустойка за неисполнение договорных обязательств ООО КМЯК "Союз-Центр" по договору аренды лесного участка от 24.04.2014 N 47 сложилась следующим образом:
1. Согласно разделу 4.3 "Мероприятия по воспроизводству лесов" изменений в проект освоения лесов (заключение государственной экспертизы N 271 утверждено приказом министерством от 31.12.2020 N 1851-20) дополнение лесных культур выполняется при приживаемости 25-85%. По результатам осенней инвентаризации 2021 года ООО КМДК "Союз-Центр" направлено письмо от 13.12.2021 с перечнем участков лесных культур с приживаемостью 25-85% площадью 100,8 га, требующими дополнения весной 2022 года. В том же числе указаны лесные участки, которые подлежали дополнению в 2020 году на площади 93,1 га, но не были выполнены.
По данным предоставленного ООО КМДК "Союз-Центр" отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении по форме 1-ВЛ за январь-декабрь 2022 года дополнение лесных культур выполнено в объеме 53,3 га, в т.ч. из плана 2022 года - 37,6 га, из плана 2020 года -15,7 га.
Невыполненный объем работ по дополнению лесных культур из плана 2022 года составил: 100,8 га - 37,6 га = 63,2 га.
Согласно нормативам затрат на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов для начисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, и неустоек за невыполнение (ненадлежащее выполнение) объемов работ по охране, защите, воспроизводству лесов согласно проектам освоения лесов на период 2020-2022 годы, утв. приказом министерства от 01.06.2021 N 545-21, затраты на выполнение работ по агротехническому уходу за лесными культурами путем дополнения лесных культур за 1 га составляет 3 428,52 руб.
Неустойка за невыполнение объема работ 2022 года по дополнению лесных культур: 63,2 га х 3 428,52 руб. х 2 = 433 364,93 руб.
2. Согласно разделу 4.3 "Мероприятия по воспроизводству лесов" изменений в проект освоения лесов (заключение государственной экспертизы N 271 утверждено приказом министерством от 31.12.2020 N 1851-20) установлен ежегодный объем по искусственному лесовосстановлению - 68,9 га.
По данным предоставленного ООО КМДК "Союз-Центр" отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении по форме 1-ВЛ за январь-декабрь 2022 года искусственное лесовосстановление выполнено в объеме 47 га. ;
Невыполненный объем работ по искусственному лесовосстановлению из плана 2022 года составил: 68,9 га - 47 га = 21,9 га.
Согласно нормативам затрат на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов для начисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, и неустоек за невыполнение (ненадлежащее выполнение) объемов работ по охране, защите, воспроизводству лесов согласно проектам освоения лесов на период 2020-2022 годы, утв. приказом министерства от 01.06.2021 N 545-21, затраты на выполнение работ по искусственному лесовосстановлению за 1 га составляет 15 167,15 руб.
Неустойка за невыполнение объема работ 2022 года по искусственному лесовосстановлению: 21,9 га х 15 167,15 руб. х 2 = 664 321,17 руб.
3. Согласно разделу 4.3 "Мероприятия по воспроизводству лесов" изменений в проект освоения лесов (заключение государственной экспертизы N 271 утверждено приказом министерством от 31.12.2020 N 1851-20) установлен ежегодный объем естественного лесовосстановления на площади 41,4 га.
По данным предоставленного ООО КМДК "Союз-Центр" отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении по форме 1-ВЛ за январь-декабрь 2022 года естественное лесовосстановление не выполнено.
Невыполненный объем работ по естественному лесовосстановлению из плана 2022 года составил: 41,4 га.
Согласно нормативам затрат на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов для начисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного' законодательства лесным насаждениям, и неустоек за невыполнение (ненадлежащее выполнение) объемов работ по охране, защите, воспроизводству лесов согласно проектам освоения лесов на период 2020-2022 годы, утв. приказом министерства от 01.06.2021 N 545-21, затраты на выполнение работ по естественному лесовосстановлению за 1 га составляет 1 783,93 руб.
Неустойка за невыполнение объема работ 2022 года по искусственному лесовосстановлению: 41,4 га х 1 783,93 руб. х 2 = 147 709,40 руб.
4. Согласно разделу 4.3 "Мероприятия по воспроизводству лесов" изменений в проект освоения лесов (заключение государственной экспертизы N 271 утверждено приказом министерством от 31.12.2020 N 1851-20) установлен ежегодный объем агротехнического ухода за лесными культурами - 319 га, лесоводственного ухода за лесными культурами - 62 га.
По данным предоставленного ООО КМДК "Союз-Центр" отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении по форме 1-ВЛ за январь-декабрь 2022 года уход за лесными культурами выполнен в объеме 311,6 га.
Невыполненный объем работ по уходу за лесными культурами из плана 2022 года составил: 319 га + 62 га - 311,6 га = 69,4 га.
Согласно нормативам затрат на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов для начисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, и неустоек за невыполнение (ненадлежащее выполнение) объемов работ по охране, защите, воспроизводству лесов согласно проектам освоения лесов на период 2020-2022 годы, утв. приказом министерства от 01.06.2021 N 545-21, затраты на выполнение работ по уходу за лесными культурами за 1 га составляет 2 536 руб.
Неустойка за невыполнение объема работ 2022 года по уходу за лесными культурами: 69,4 га х 2 536 руб. х 2 = 351 996,80 руб.
5. Согласно разделу 4.3 "Мероприятия по воспроизводству лесов" изменений в проект освоения лесов (заключение государственной экспертизы N 271 утверждено приказом министерством от 31.12.2020 N 1851-20) установлен ежегодный объем работ по подготовке почвы - 68,9 га.
По данным предоставленного ООО КМДК "Союз-Центр" отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении по форме 1-ВЛ за январь-декабрь 2022 года подготовка почвы выполнена в объеме 54,4 га.
Невыполненный объем работ по подготовки почвы из плана 2022 года составил: 68,9 га - 54,4 га = 14,5 га.
Согласно нормативам затрат на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов для начисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, и неустоек за невыполнение (ненадлежащее выполнение) объемов работ по охране, защите, воспроизводству лесов согласно проектам освоения лесов на период 2020-2022 годы, утв. приказом министерства от 01.06.2021 N 545-21, затраты на выполнение работ по подготовке почвы за 1 га составляет 4 640,86 руб.
Неустойка за невыполнение объема работ 2022 года по подготовке почвы составила: 14,5 га х 4 640,86 руб. х 2 = 134 584,94 руб.
Итого размер неустойки за невыполнение мероприятий составила: 433 364,93 руб. + 664 321,17 руб. + 147 709,40 руб. + 351 996,80 руб. + 134 584,94 руб. = 1 731 977,24 руб.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 309, 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), принимая во внимание, что доказательств выполнения мероприятий по дополнению лесных культур, естественному, искусственному лесовосстановлению, уходу за лесными культурами, в полном объеме ответчиком не представлено, расчет неустойки произведен истцом из расчета площади, на которой не выполнены работы, проверив расчет неустойки и признав его арифметически верным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования истца следует признать обоснованными.
Рассмотрев ходатайство ответчика о снижении размера неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ, суд области не установил правовых оснований для его удовлетворения в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой (штрафом, пеней), которой, согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. В соответствии со статьей 333 ГК РФ суд наделен правом уменьшить неустойку, если установит, что подлежащая неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. При этом, если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении. Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды (пункт 2 статьи 333 ГК РФ).
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 81) установлено, что исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 этого Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Кредитор для опровержения такого заявления вправе представить доводы, подтверждающие соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства.
Судом установлено, что ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о несоразмерности неустойки. При этом само по себе заявление о несоразмерности неустойки не влечет за собой безусловного снижения неустойки.
Ссылки ответчика на статью 63.1 ЛК РФ отклоняются судом, поскольку положения указанной статьи распространяют свое действие на лиц, которые используют леса в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ.
В рассматриваемом случае, ответчик осуществляет использование лесов с целью заготовки древесины на основании статьи 29 ЛК РФ. Лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений, лесовосстановление проводится в соответствии со статьей 62 ЛК РФ.
Статьей 62 ЛК РФ установлено, что лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного способов в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия. Лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30 и частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса. Лесовосстановление провинится в соответствии с проектом лесовосстановления, который разрабатывается в соответствии со статьей 89.1 настоящего Кодекса. Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положениям статьи 64 ЛК РФ уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 04.12.2020 N 1014 утверждены Правила лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений (далее - Правила лесовосстановления), пунктом 3 которых установлено, что лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия (период действия Правил 01.01.2021 - 31.08.2022).
На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений (часть 2 статьи 62 ЛК РФ, пункт 6 Правил лесовосстановления).
В соответствии со статьей 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса.
Согласно статье 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В части 2 статьи 55 и части 4 статьи 61 ЛК РФ установлено, что проект освоения лесов определяет объем соответствующих лесовосстановительных мероприятий и утверждается на основании материалов лесоустройства.
Доводы заявителя жалобы о том, что дополнение насаждения лесных культур ответчик произвести не мог в силу объективных технологических причин, подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно пункту 15 договора аренды лесного участка за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных договором, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Договором.
Арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в приложении N 5 к настоящему договору или проекте освоения лесов (подпункт "г" пункта 12 раздела III договора аренды лесного участка).
В соответствии с подпунктом "р" пункта 17 раздела IV договора за нарушение условий настоящего договора и (или) лесохозяйственных требований Арендатор уплачивает неустойки (штрафы) в следующих размерах: за систематическое невыполнение объемов работ (мероприятий) по охране, защите, воспроизводству лесов, установленных проектом освоения лесов на протяжении двух и более сроков подряд - двукратная стоимость невыполненных работ, исчисленная арендодателем исходя из стоимости единицы соответствующих работ, согласованной с уполномоченным в сфере лесных отношений федеральным органом исполнительной власти при защите бюджетных проектировок на очередной финансовый год для размещения заказов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов.
Довод ответчика о том, что на лесных участках отсутствовала реальная возможность по проведению лесовосстановительных работ, несостоятелен, поскольку при выявлении площадей, на которых невозможно выполнение работ, арендатор вправе внести изменения в проект освоения лесов.
Изменения в проект освоения лесов ответчиком не вносились; невнесение изменений в проект освоения лесов, получивший положительное заключение экспертизы, по мнению министерства указывает на отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о невозможности выполнения предусмотренных мероприятий по лесовосстановлению.
Кроме того, систематическое невыполнение ответчиком работ подтверждается следующим: дело N А23-1897/2022 (по плану мероприятий за 2020 год), дело N А23-6569/2021 (на основании изложенного суд приходит к выводу о правомерности начисления неустойки за невыполенение ухода за лесными культурами в 2019 году в объеме 0,04 га, в 2020 г. - 7,4 га), дело N А23-5876/2023 (невыполнение мероприятий по воспроизводству лесов по договору аренды лесного участка (уход за молодняками в 2021-2022г.г.).
Доводы заявителя жалобы о том, что суд неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства о снижении неустойки, подлежат отклонению.
В силу статьи 333 ГК РФ суд вправе уменьшить размер штрафных санкций только в случае явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.
Предоставленная суду статьей 333 ГК РФ возможность снижать размер процентов в случае их явной несоразмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из предусмотренных в законе правовых способов, направленных на установление баланса между применяемой к должнику мерой ответственности и оценкой отрицательных последствий, наступивших для кредитора в результате нарушения обязательства.
Согласно пункту 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Критериями для установления несоразмерности могут быть чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение размера неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительное неисполнение обязательства и другие.
Согласно пункту 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика; несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
По смыслу статьи 333 ГК РФ уменьшение неустойки является правом суда, наличие оснований для ее снижения и размер подлежащей взысканию неустойки в результате ее снижения определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, по своему внутреннему убеждению, исходя из собранных по делу доказательств.
Отклоняя заявление ответчика об уменьшении размера неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ, суд первой инстанции обосновано исходил из отсутствия доказательств, свидетельствующих о явной несоразмерности подлежащей взысканию неустойки последствиям нарушения обязательства, поскольку невыполнение мероприятий по естественному лесовосстановлению было вызвано бездействием самого ответчика на протяжении длительного времени (начиная с 2021 г.).
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции с учетом отсутствия в деле доказательств, что ответчик предпринял меры для исполнения условий подпункта "р" пункта 17 договора.
Взысканная неустойка является справедливой, обеспечивает баланс интересов сторон и в достаточной степени компенсирует неблагоприятные для истца последствия, вызванные нарушением ответчиком обязательства по выполнению мероприятий по воспроизводству лесов, которые необходимы для восстановления лесного фонда, что является одной из первостепенных целей правового регулирования лесного законодательства.
В рассматриваемом случае ответчиком не было подтверждено доказательствами то обстоятельство, что заявленный истцом и определенный судом размер взыскиваемой неустойки ведет к неосновательному обогащению истца, а не компенсирует ему расходы или уменьшает его неблагоприятные последствия, возникшие вследствие неисполнения ответчиком своего обязательства.
Иные доводы заявителя, содержащиеся в жалобе, не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой суда установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 18.03.2024 по делу N А23-8781/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мосина |
Судьи |
И.П. Грошев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-8781/2023
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области
Ответчик: ООО Калужский многопрофильный деревоперерабатывающий комбинат Союз-Центр
Третье лицо: ГКУ КО "Медынское лесничество", Государственное казенное учреждение Калужской области Медынское лесничество