г. Москва |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А41-94670/2022 |
Резолютивная часть постановления 04 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Телеком" на решение Арбитражного суда Московской области от 07.03.2024 по делу N А41-94670/2022.
В судебном заседании принял участие представитель:
Администрации Одинцовского городского округа Московской области - Калинина Е.Г. по доверенности от 25.12.2023.
Администрация Одинцовского городского округа Московской области (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сервис-Телеком" (далее - ответчик, ООО "Сервис-Телеком", общество) с требованиями об обязании демонтировать антенно-мачтовое сооружение, расположенное на земельном участке по адресу: Московская обл., Одинцовский г.о., д. Усово, вблизи д. 34, и привести земельный участок под сооружением в первоначальное состояние.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Россети Московский регион".
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
Ответчик с решением не согласился, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель администрации возражал против доводов жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки администрацией установлено, что на земельном участке неразграниченной государственной собственности по адресу: Московская обл., Одинцовский г.о., д. Усово, вблизи д. 34 расположено антенно-мачтовое сооружение.
24.12.2018 администрацией выдано ООО "Сервис-Телеком" разрешение N 521/2018 на размещение объекта: "Антенно-мачтовое сооружение связи, высота конструкции 32 м, заглубление фундамента 4 м" на земельном участке площадью 6 кв. м, в границах территории с координатами характерных точек согласно прилагаемой схеме границ, на землях неразграниченной государственной собственности, с местоположением: Московская обл., Одинцовский р-н, с/п Барвихинское, с. Усово, у д. 34, кадастровый квартал 50:20:0010508, на срок 60 месяцев (до 24.12.2023).
17.10.2022 администрацией принято решение N 214 о прекращении действия разрешения N 521/2018 со ссылкой на пункт 14 Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13.
Истец указывает, что нахождение антенно-мачтового сооружения на землях неразграниченной государственной собственности без разрешения на размещение антенно-мачтового сооружения противоречит нормам действующего законодательства, в связи с чем истец обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
Так, в силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как разъяснено в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22), применяя статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Как следует из пункта 2 статьи 2 Закона Московской области от 10.11.2015 N 191/2015-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 утвержден Порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (далее - Порядок N 229/13).
В соответствии Порядком N 229/13 размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Из материалов дела следует, что 17.10.2022 администрацией принято решение N 214 о прекращении действия разрешения N 521/2018 со ссылкой на пункт 14 Порядка N 229/13.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.11.2023 по делу N А41-5283/2023 установлено, что согласно акту осмотра земельного участка от 12.10.2022 на земельном участке неразграниченной государственной собственности по адресу: Московская обл., Одинцовский г.о., д. Усово, вблизи д. 34, расположено антенно-мачтовое сооружение, вблизи которого на расстоянии 4 метров размещен объект капитального строительства электросетевая подстанция (ТП-6711Б) мощность 11-15 кВт, на расстоянии 22 метров от сооружения на земельном участке с КН 50:20:0010508:93, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства расположен объект капитального строительства: жилой дом.
В п. 8 Порядка N 229/13 установлено, что решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если в радиусе, равном 50 метров от размещаемого антенно-мачтового сооружения, расположены жилые и (или) многоквартирные дома.
Согласно Порядка установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (далее - Порядок 160), с учетом выдаваемой (выробатываемой) мощности устанавливается охранная зона 10 метров.
Как установлено п. 2 Порядка N 160, в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В силу п. 5 Порядка N 160 охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства, исходя из требований к границам установления охранных зон: вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии для линий напряжением 1-20 кВ - 10 м (п. "а" Требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства - приложения к Правилам установления охранных зон).
В п. 8 Порядка N 160 установлен запрет осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
С учетом п. "д" приложения к Порядку N 160 охранные зоны устанавливаются вокруг подстанций - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства по периметру, указанному в подпункте "А" настоящего документа, применительно к высшему классу напряжения подстанции. Наивысший класс напряжения подстанции составляет 10 кВ, что составляет расстояние по периметру 10 метров. Таким образом, здание трансформаторной подстанции находится в охранной зоне.
Также решением Арбитражного суда Московской области от 28.11.2023 по делу N А41-5283/2023 установлено, что земельный участок, на котором расположено антенно-мачтовое сооружение, входит в границы зоны охраняемого объекта, установленной вокруг земельных участков с кадастровыми номерами: 50:20:0010516:3108, 50:20:0010516:1601, 50:20:0010516:3151, 50:20:0010516:45, 50:20:0010516:2418, 50:20:0010508:1754.
Строительство вышек сотовой связи на указанных территориях запрещается.
В соответствии с пунктом 1.3 Соглашения от 27.09.2017 N 160 "О сотрудничестве между Правительством Московской области и Федеральной службой охраны Российской Федерации" задачей взаимодействия ФСО России и Правительства Московской области является оптимизация процедуры предоставления согласования строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в зонах охраняемых объектов, на территориях, прилегающих к трассам проезда (передвижения) объектов государственной охраны на территории Московской области, в границах воздушного пространства полос воздушных подходов на аэродромах Внуково, Шереметьево, Домодедово, Жуковский (Раменское) на расстоянии 15 км от ближней границы взлетно-посадочной полосы и внешней горизонтальной поверхности в пределах радиуса 8 км от контрольной точки указанных аэродромов, а также обмена информацией при осуществлении градостроительной деятельности на территории Московской области.
Согласно пунктам 3.1, 3.2, 4.1 Порядка согласования строительства (реконструкции) объектов в зонах охраняемых объектов и на прилегающих территориях к трассам проезда (передвижения) объектов государственной охраны на территории Московской области органом, ответственным за предоставление Согласования, является ФСО России.
Действия по предоставлению Согласования осуществляет ФСО России в установленном законодательством порядке с использованием государственной информационной системы Московской области Портал государственных и муниципальных услуг Московской области (далее - РПГУ), заявитель обращается для получения Согласования в ФСО России через РПГУ.
В соответствии с разделом 4 Порядка заявитель для получения согласования должен обратиться в ФСО России через государственную информационную систему Портал государственных и муниципальных услуг Московской области с заявлением, оформленным по установленной форме. Для согласования заявитель также предоставляет необходимые документы. На основании рассмотрения заявления и представленных документов согласование направляется заявителю в виде электронного документа, подписанного ЭП, в личный кабинет заявителя (представителя заявителя). Согласование хранится в архиве ФСО России.
ООО "Сервис-Телеком" не обращалось в Федеральную службу охраны Российской Федерации по вопросу согласования размещения антенно-мачтового сооружения, расположенного на земельном участке по адресу: Одинцовский р-н, с/п Барвихинское, с. Усово, у д. 34, кадастровый квартал 50:20:0010508.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для размещения спорного антенно-мачтового сооружения на указанном земельном участке.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерные выводы суда первой инстанции и фактически содержат несогласие с судебными актами по делу N А41-5283/2023.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.03.2024 по делу N А41-94670/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Телеком" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Телеком" (ИНН 5027224141) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-94670/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "СЕРВИС-ТЕЛЕКОМ"
Третье лицо: ПАО РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН