г. Санкт-Петербург |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А56-99835/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Пивцаева Е.И., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Потаповой А.В.
при участии:
от истца (заявителя): Голубев А.С. по доверенности от 21.11.2023
от ответчика (должника): 1) Смирнова А.С. по доверенности от 19.01.2024; 2) не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9907/2024) общества с ограниченной ответственностью "Профессиональная коллекторская организация "Агентство судебного взыскания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2024 по делу N А56-99835/2023 (судья Салтыкова С.С.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Профессиональная коллекторская организация "Агентство судебного взыскания"
заинтересованные лица: 1) Федеральная налоговая служба России; 2) Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Профессиональная коллекторская организация "Агентство судебного взыскания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу по исключению Общества из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, обязании МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу восстановить сведения об Обществе в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Определением от 20.12.2023 суд заменил ненадлежащее заинтересованное лицо МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу на ФНС России, а также привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица МИФНС N 17 по Санкт-Петербургу.
Решением суда от 13.02.2024 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой оно просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что превышение среднесписочной численности работников в 2022 (289 человек) не могло повлечь за собой автоматическое исключение Общества из реестра, поскольку среднесписочная численность сотрудников за последние 3 года составила 225 человек, что отнесено законодательством к категории среднего предприятия. При этом в настоящее время среднесписочная численность сотрудников соответствует требованиям закона. Ссылается на ошибочное истолкование государственным органом положений Закона об МСП. Считает, что понятие календарного года подлежит рассмотрению в системном контексте с иными статьями Закона об МСП.
ФНС России представлены письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых она ссылается на несостоятельность доводов апелляционной жалобы и просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал, на ее удовлетворении настаивал.
Представитель ФНС России против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам письменных объяснений.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Профессиональная коллекторская организация "Агентство судебного взыскания" (далее - Заявитель, Общество) зарегистрировано в ЕГРЮЛ 04.03.2015.
С 01.08.2016 Общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства N ЮЭ9965-23-24331962.
В период с 01.08.2016 по 10.08.2020 Общество включено в реестр как микропредприятие, поскольку отвечало критериям, установленным ст. 6 Федерального закона N 408-ФЗ.
В период с 10.08.2020 по 10.07.2023 Общество значилось в реестре как малое предприятие, отвечающее критериям, установленным ч. 4 ст. 4 и пп. "а" п.2 ч. 1.1.ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - ФЗ N209).
Федеральной налоговой службой 10.07.2023 принято решение об исключении Общества из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства как не отвечающего критериям федерального законодательства.
Полагая, что решение об исключении Общества из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства является незаконным, Заявитель обратился в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, признав заявленные Обществом требования необоснованными, в удовлетворении заявления отказал.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и письменных объяснений к ней, выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 ФЗ N 209 ведение Реестра МСП осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (ФНС России - уполномоченный орган).
В целях отнесения хозяйственных обществ к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия, установленные ч. 1.1 ст. 4 ФЗ N 209.
В соответствии с пп. 2 п. 1.1 ст. 4 ФЗ N 209 среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в п. 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);
б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с п. 2.1 и 2.2 настоящей части.
Как установлено судом и Заявителем не оспаривается, Общество превысило предельные значения среднесписочной численности работников за 2022 год (289 чел.).
В соответствии с ч. 4 ст. 4. ФЗ N 209 внесение сведений о юридических лицах в Реестр МСП и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом с 10 июля по 10 декабря текущего календарного года в порядке, установленном частью 5 указанной статьи, на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с ч. 5 - 6.4 и 7.1 указанной статьи.
Пунктом 5 ч. 5 ст. 4.1 ФЗ N 209 определено, что содержащиеся в Реестр МСП сведения о юридических лицах исключаются из него 10 июля текущего календарного года в случае, если такие юридические лица не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица не соответствуют условиям, установленным ст. 4 указанного Федерального закона.
Сведения об Обществе исключены из Реестра МСП 10.07.2023.
Довод Заявителя о том, что регистрирующему органу необходимо учитывать среднесписочную численность работников за предшествующие три года, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку противоречит действующему правовому регулированию. Как было указано ранее, в соответствии с пп. 2 п. 1.1 ст. 4 ФЗ N 209 среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ. Поскольку в предыдущем календарном году Обществом требования ФЗ N 209 нарушены, ФНС России правомерно исключило Общество из Реестра МСП.
Кроме того, для исключения из Реестра МСП сведений о лице в порядке п. 5 ч.5 ст.4.1 ФЗ N 209 не требуется последовательного несоответствия условиям, установленным ст. 4 ФЗ N 209 в течение трех календарных лет, поскольку положения ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209 устанавливают критерии изменения категорий субъекта малого или среднего предпринимательства с одной категории на другую.
В данном случае рассматривается вопрос об исключении Общества из Реестра МСП, а не об изменении категории субъекта малого или среднего предпринимательства.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2021 N 307-ЭС21-10525.
Оснований полагать неправильное применение или истолкование ФНС России ФЗ N 209 апелляционным судом не установлено и подателем жалобы не приведено.
Довод апелляционной жалобы о том, что в настоящее время среднесписочная численность сотрудников соответствует требования ФЗ N 209, отклоняется апелляционным судом, поскольку правовое значение для правильного разрешения спора имеют показатели за предыдущий календарный год (пп. 2 п. 1.1 ст. 4 ФЗ N 209), которые соблюдены Обществом не были.
Довод жалобы о том, что понятие календарного года подлежит рассмотрению в системном контексте с иными статьями Закона об МСП, о незаконности или необоснованности обжалуемого решение не свидетельствует и основанием для его отмены не является.
Учитывая изложенное апелляционный суд приходи к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении иска и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате госпошлины, понесенные Обществом при обращении с апелляционной жалобой, в порядке ст.110 АПК РФ остаются на заявителе.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2024 по делу N А56-99835/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
Е.И. Пивцаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-99835/2023
Истец: ООО "Агенство судебное взыскание"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 15 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу, Федеральная налоговая служба