г. Владивосток |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А51-8770/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей К.П. Засорина, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ячмень,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТО Ларус",
апелляционное производство N 05АП-1669/2024
на определение от 28.02.2024
судьи Ю.А. Иозеф
по делу N А51-8770/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Федеральной налоговой службы в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Приморскому краю
о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "ТО Ларус",
при участии:
от ООО "ТО Ларус": представитель Дидик Н.О., по доверенности от 26.07.2023 сроком действия 1 год, паспорт;
иные лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба (далее - уполномоченный орган, заявитель по делу) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "ТО Ларус" (далее - ООО "ТО Ларус", общество, должник, апеллянт) несостоятельным (банкротом), введении конкурсного производства по упрощенной процедуре в соответствии со статьей 230 главы XI Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Определением суда от 29.06.2023 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника.
Определением суда от 28.02.2024 производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО "ТО Ларус" прекращено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "ТО Ларус" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просило определение суда от 28.02.2024 отменить и направить заявление уполномоченного органа о признании общества несостоятельным (банкротом) по процедуре отсутствующего должника на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. По тексту жалобы апеллянт оспорил вывод суда о том, что общество не отвечает признакам отсутствующего должника. Так, у общества отсутствует имущество или денежные средства для введения банкротства, а принятие решения о добровольной ликвидации общества свидетельствует об отсутствии предпринимательской деятельности. Апеллянт полагает, что факт принятия участником общества решения о добровольной ликвидации компании не исключает возможности введения процедуры банкротства и по иным основаниям (например, как отсутствующего должника), если заявитель в деле о банкротстве выбрал их в качестве обоснования упрощенной процедуры и они имеют место быть. То есть если первый кредитор обратился в суд с заявлением о банкротстве ликвидирующейся компании по основаниям, не связанным с ее ликвидацией, не означает, что его обоснованное заявление может быть отклонено только потому, что им избрана не процедура банкротства ликвидируемого должника. Также, по мнению апеллянта, в случае установления отсутствия условий для введения процедуры банкротства отсутствующего должника суд должен был признать заявление уполномоченного органа необоснованным, отказать во введении конкурсного производства, а не просто указать на прекращение производства по делу о банкротстве. В этой связи, учитывая, что вопрос обоснованности/необоснованности требования уполномоченного органа к должнику по существу судом первой инстанции разрешен не был ввиду прекращения производства по делу, то в соответствие с разъяснениями пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", должен быть направлен на новое рассмотрение в арбитражный суд Приморского края.
Определением суда от 17.05.2024 жалоба принята к производству, судебное заседание по её рассмотрению назначено на 29.05.2024.
Представитель ООО "ТО Ларус" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определил провести судебное заседание в их отсутствие.
На стадии прений суд определил объявить перерыв в судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ до 05.06.2024. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено при участии того же представителя ООО "ТО Ларус".
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, что в порядке части 5 статьи 163 АПК РФ не препятствовало продолжению судебного заседания.
Во исполнение протокольного определения от 29.05.2024 от уполномоченного органа поступил отзыв на жалобу, в котором указано на то, что введение процедуры банкротства в отношении ООО "ТО Ларус" может повлечь неоправданное расходование бюджетных средств без погашения задолженности по таможенным платежам вопреки целям проведения процедуры банкротства.
Представитель ООО "ТО Ларус" пояснил, что отзыв ФНС России в свой адрес не получал.
Суд кратко огласил доводы, изложенные в отзыве ФНС России, его просительную часть.
Представитель ООО "ТО Ларус" поддержал озвученную до объявления перерыва в судебном заседании правовую позицию по настоящему спору.
Исследовав и оценив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, проверив в порядке статей 266 - 272 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое определение не подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с положениями части 1 статьи 223 АПК РФ, статьи 32 Закона о банкротстве, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве установлены особенности банкротства отсутствующего должника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 227 Закона о банкротстве заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности в случаях, если гражданин-должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют или установить место их нахождения не представляется возможным.
Положения, предусмотренные параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве, применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (статья 230 Закона о банкротстве).
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для применения в настоящем деле положений о банкротстве отсутствующего должника в соответствии со статьей 227 Закона о банкротстве, так как до возбуждения производства по делу о банкротстве должника принято решение о его ликвидации и назначен ликвидатор, от которого в судебных заседаниях участвовал представитель.
Также суд первой инстанции не установил оснований для проведения процедуры банкротства должника, как отсутствующего, в соответствии со статьей 230 Закона о банкротстве, поскольку не представлено безусловных доказательств отсутствия имущества или денежных средств у должника, достаточных для погашения расходов по делу о банкротстве, и отсутствия иных доказательств того, что общество прекратило свою предпринимательскую деятельность.
Судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции в силу следующего.
Для применения статьи 230 Закона о банкротстве достаточно одного из приведенных в ней оснований:
- отсутствие имущества должника или денежных средств, необходимых для ведения банкротства;
- отсутствие операций по банковским счетам должника в течение последних двенадцати (12) месяцев;
- наличие иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Данная позиция изложена в пункте 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ТО Ларус" зарегистрировано в качестве юридического лица 09.12.2015; основным видом деятельности ООО "ТО Ларус" является торговля оптовая неспециализированная.
21.02.2023 принято решение о ликвидации общества, о чем 02.03.2023 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись; соответствующее сообщение размещено в Федресурс 16.03.2023 (сообщение N 14952487), 29.03.2023 - в журнале "Вестник государственной регистрации".
Согласно отзыву должника (т. 1 л.д. 60) учредитель должника Рыков Р.В. выразил согласие на финансирование расходов по делу о банкротстве общества в пределах 30 000 рублей (внес указанную сумму на депозит суда) и указал, что готов рассмотреть вопрос о дополнительном финансировании процедуры банкротства в случае, если данной суммы будет недостаточно для погашения расходов конкурсного управляющего. Также к отзыву приложены сведения о наличии у должника на 01.12.2023 дебиторской задолженности в общей сумме 435 687,74 руб.
Таким образом, отсутствие имущества должника или денежных средств, необходимых для ведения банкротства не доказано.
Заявление о признании должника банкротом подано в суд 23.05.2023, в соответствии с представленными уполномоченным органом сведениями у должника открыто 6 расчетных счетов и последнее погашение задолженности перед бюджетом осуществлено 17.01.2023, следовательно, отсутствие операций по банковским счетам должника в течение последних двенадцати (12) месяцев не доказано.
Доказательств наличия иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника, не представлено. Принятие решения о ликвидации общества (21.02.2023, то есть незадолго до обращения в суд с рассматриваемым заявлением) и осуществление процедуры ликвидации по правилам статей 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, само по себе не свидетельствует о прекращении предпринимательской деятельности. Последняя налоговая отчетность представлена должником в налоговый орган 18.05.2023, бухгалтерская отчетность - 02.02.2023 по упрощенной форме за 2022 год.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021, если при рассмотрении вопроса о признании должника банкротом по упрощенной процедуре суд приходит к выводу об отсутствии признаков отсутствующего должника, то следует поставить перед заявителем вопрос о возможности продолжения рассмотрения дела в общем порядке (введении процедуры наблюдения, возможности возложения расходов на заявителя по делу и т.д.). В случае отказа заявителя от применения иной процедуры производство по делу подлежит прекращению.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции уполномоченный орган указал, что введение процедуры банкротства в отношении ООО "ТО Ларус" может повлечь неоправданное расходование бюджетных средств без погашения задолженности по таможенным платежам, вопреки целям проведения процедуры банкротства. Доводов о необходимости продолжения рассмотрения дела в общем порядке, с особенностями банкротства ликвидируемого должника, уполномоченным органом не заявлено.
В статьях 28 и 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплены принципы бюджетной системы, к числу которых относятся принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств и целевого характера бюджетных средств.
Согласно разъяснениям пункта 63 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", если заявителем по делу о банкротстве ликвидируемого должника является ликвидационная комиссия (ликвидатор), то при отсутствии у ликвидируемого должника достаточных средств для оплаты расходов по делу о банкротстве обязанность по уплате соответствующих сумм возлагается на создавших ликвидационную комиссию (назначивших ликвидатора) собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника.
Таким образом, учитывая изложенную в отзыве на жалобу позицию уполномоченного органа, принимая во внимание, что в отношении должника проводится ликвидация, однако ликвидатор при наличии долга перед уполномоченным органом с заявлением должника о признании его банкротом, как ликвидируемого, в арбитражный суд не обратился, и при этом не лишен возможности выступить инициатором проведения в отношении должника процедуры банкротства, судебная коллегия признает правомерным вывод суда первой инстанции о прекращении производства по делу о банкротстве ООО "ТО Ларус" по признакам отсутствующего должника.
Вопреки доводам апеллянта судом первой инстанции правильно не рассмотрен вопрос об обоснованности/необоснованности требования уполномоченного органа, при наличии вышеуказанных обстоятельств и с учетом разъяснений пункта 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ в размере 3 000 рублей остаются на подателе жалобы, а 2 000 рублей как излишне уплаченные подлежат возврату плательщику из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Приморского края от 28.02.2024 по делу N А51-8770/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТО Ларус" из федерального бюджета 2000 (Две тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по платежному поручению N 290 от 13.05.2024.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение одного месяца.
Председательствующий |
А.В. Ветошкевич |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-8770/2023
Должник: ООО "ТО ЛАРУС"
Кредитор: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N13 ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Инспекция Гостехнадзора по Приморскому краю, МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю, МСО ПАУ - Ассоциация "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих", УФНС РФ по ПК, УФРС по ПК, УФССП России по Приморскому краю, филиал публично-правовой компании "РОСКАДАСТР" по Приморскому краю, Ассоциация "ДМСО", Рыков Руслан Викторович
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2024 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1669/2024