г. Владимир |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А43-3042/2024 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.04.2024 по делу
N А43-3042/2024, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инновации в жилищно-коммунальном хозяйстве" (ИНН 5257208793, ОГРН 1225200019560) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 24.01.2024 N515-15-310/2023.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) на основании решения от 28.11.2023 N 515-15-310/2023 проведена внеплановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Инновации в жилищно-коммунальном хозяйстве" (далее по тексту - Общество) с целью установления фактов, изложенных в обращении гражданина, проживающего в многоквартирном доме N 35 по ул. Комсомольская г.Нижнего Новгорода, о неправомерном предъявлении к оплате платежных документов за жилищно-коммунальные услуги за период с сентября по октябрь 2023 года.
По результатам проверки составлен акт от 06.12.2023 N 515-15-310/2023.
Установив в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Инспекции составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 26.10.2024 N 515-15-310/2023 и вынесло постановление от 24.01.2024 N 515-15-310/2023 о назначении Обществу административного наказания по указанной статье в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 25.04.2023 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, поскольку у Общества отсутствовали правовые основания для выставления платежных документов и взимание платы за жилищно-коммунальные услуги в период за сентябрь-октябрь 2023 года собственнику жилого помещения N 123 в многоквартирном доме N 35 по ул. Комсомольская г. Нижнего Новгорода
Общество отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Перечень лицензионных требований установлен в статье 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, который в силу пункта 7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ является, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение -согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Как следует из материалов дела, Товарищество собственников жилья N 340 осуществляет управление многоквартирным домом N 35 по улице Комсомольская г. Нижнего Новгорода на основании устава.
В соответствии с предоставленными Обществом счетами-фактурами от ресурсоснабжающих организаций за поставку коммунальных ресурсов в многоквартирном доме, а именно: за холодную и горячую воду, водоотведение, теплоснабжение, за сентябрь и октябрь 2023 года покупателем является ТСЖ N 340. Договоров ресурсоснабжения с Обществом не предоставлено.
Правлением ТСЖ N 340 принято решение о заключении договора управления от 01.09.2023 N 10 с Обществом, оформленное протоколом заседания правление ТСЖ N 340 от 30.08.2023.
Общим собранием собственников помещений в данном многоквартирном доме принято решение, оформленное протоколом от 01.10.2023. N 1, о выборе в качестве управляющей организации Общества и утверждении формы и условий договора управления от 02.10.2023 N 11.
Согласно пункту 10.1 в договорах N N 10, 11 указанные договоры вступают в силу с даты внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет Общество.
Между тем собственнику жилого помещения N 123 в многоквартирном доме N 35 по ул. Комсомольская выставлены платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг за сентябрь и октябрь 2023 года, где указано, что исполнителем жилищно-коммунальных услуг и получателем денежных средств за жилищно-коммунальных услуги является Общество.
При этом согласно выписке из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по состоянию на 28.11.2023 сведения о вышеуказанном многоквартирном доме в перечне многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет Общество, отсутствуют.
Данные сведения включены в указанный перечень только с 01.01.2024 согласно выписке из реестра лицензий по состоянию на 01.03.2024.
При изложенных обстоятельствах, вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за административные правонарушения против порядка управления в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров нарушение не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, следует также учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности перерыва данного срока.
Согласно пункту 3.4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" административные правонарушения, заключающиеся в нарушении правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, выражаются в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении соответствующих обязанностей, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности за такие правонарушения исчисляется со дня их обнаружения или, если их совершение прекращено до обнаружения, - с последнего дня, когда правонарушение совершалось.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", указано, что согласно пункту 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.
В рассматриваемом случае вменяемое Обществу правонарушение, так, как оно описано в оспариваемом постановлении, заключается в выставлении получателю коммунальной услуги платежных документов за сентябрь и октябрь 2023 года.
Пунктом 67 утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
Из жалобы, поступившей в Инспекцию, следует, что квитанцию за сентябрь 2023 года житель получил не позднее 26.09.2023 (дата подачи жалобы), согласно вышеприведённой норме квитанция за октябрь 2023 года выставлена не позднее 01.11.2023, соответственно двухмесячный срок для привлечения к ответственности истёк 26.11.2023 и 01.01.2024.
Таким образом, оспариваемое постановление от 24.01.2023 вынесено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
В связи с чем, учитывая, что, исходя из положений статей 4.5 и пункта 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности, по истечении установленных сроков давности лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административной ответственности, не может быть привлечено к административной ответственности, требования заявителя в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Инспекции от 25.04.2024 N 515-15-310/2023.
Доводы апелляционной жалобы не содержат аргументов, опровергающих законность выводов суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба Инспекции по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25 апреля 20243 года по делу N А43-3042/2024 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-3042/2024
Истец: ООО "ИННОВАЦИИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ