г. Вологда |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А05-11484/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 июня 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 декабря 2023 года по делу N А05-11484/2023,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; адрес: 150003, город Ярославль, улица Пятницкая, дом 6; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; адрес: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - инспекция) о признании незаконными акта внеплановой документарной проверки от 18.07.2023 N 09-08/138 и предписания об устранении выявленных нарушений от 18.07.2023 N 09-09/43.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Гавзова Марина Анатольевна (место жительства - город Архангельск).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 01 декабря 2023 года принят отказ общества от требований в части оспаривания акта проверки, производство по делу в указанной части прекращено, в удовлетворении требования о признании недействительным предписания инспекции отказано, обществу из федерального бюджета возвращено 4 434 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Заявитель с таким решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает на то, что сведения о размере государственной пошлины носят информационный характер, размер государственной пошлины может быть исключен потребителем при оплате. Считает, что отражение суммы государственной пошлины в квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг прав потребителя не нарушает.
Инспекция в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, по обращению гражданина и на основании решения от 13.07.2023 N 09-01/143 инспекцией в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения обязательных требований к порядку внесения платы за коммунальные услуги: статей 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), о чем составлен акт от 18.07.2023 N 09-08/138.
В ходе проверки установлено, что на общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома N 41 по ул. КЛДК (далее - МКД) в г. Архангельске (протокол от 03.05.2019) собственниками помещений в МКД принято решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, в том числе с обществом по предоставлению тепловой энергии.
Общество в МКД предоставляет тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения потребителям, проживающим в указанном доме, является исполнителем соответствующей коммунальной услуги.
Общество в выставленной собственнику жилого помещения в МКД квитанции за май 2023 года включило в общую сумму задолженности на конец расчетного периода 01.06.2023 государственную пошлину в размере 400 руб.
Так, сумма к оплате за коммунальные услуги по соответствующей квартире за май 2023 года составила 14 343 руб. 18 коп., в том числе задолженность на начало периода - 9 286 руб. 94 коп., начисленная плата за май 2023 года - 4 643 руб. 47 коп., пени - 12 руб. 77 коп., государственная пошлина - 400 руб.
Установив, что сумма выставленной обществом в квитанции государственной пошлины увеличила размер платы за текущий месяц, а также включена в общую сумму задолженности по квартире, инспекция пришла к выводу о нарушении заявителем части 2 статьи 154, части 2 статьи 155 ЖК РФ, пункта 69 Правил N 354.
Ввиду выявленного нарушения инспекция направила обществу предписание от 18.07.2023 N 09-09/43 исключить из платежных документов, выставляемых по квартире потребителя в МКД, сумму государственной пошлины в срок до 10.09.2023.
Решением инспекции от 11.08.2023 жалоба общества на акт и предписание оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с актом проверки и предписанием инспекции, общество обратилось в суд. В ходе рассмотрения дела заявитель отказался от требований об оспаривании акта проверки.
Суд первой инстанции, приняв отказ общества от требований об оспаривании акта проверки, в данной части производство по делу прекратил, отказал в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным предписания инспекции.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
На основании статьи 20 ЖК РФ, Положения о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 07.06.2007 N 110-па, статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пункта 45 Общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1670, проверка проведена и оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом.
Факт отказа заявителя от требований в части оспаривания акта проверки подтверждается аудиозаписью судебного заседания от 29.11.2023 и апеллянтом не опровергнут, полномочия представителя, заявившего об отказе от части требований, материалами дела подтверждены, отказ заявителя от части требований не нарушает прав заявителя и третьих лиц.
Таким образом, принятие судом первой инстанции отказа заявителя от требований об оспаривании акта проверки и прекращение судом первой инстанции производства по делу в данной части соответствует положениям статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Мотивированных возражений против прекращения производства по делу по требованиям об оспаривании акта проверки апеллянтом не приведено.
Правила N 354 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера такой платы
Пунктом 2 Правил N 354 определено, что исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Тот факт, что общество в отношении МКД выступает исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению подтвержден материалами дела, установлен инспекцией, судом первой инстанции и апеллянтом не опровергается.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Перечень информации, подлежащей указанию в платежном поручении, установлен пунктом 69 Правил N 354, в соответствии с которым в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;
иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
к (1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
На основании пункта 71 Правил N 354 Приказом Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг.
Приведенные нормативные акты не предусматривают включения в платежные документы задолженности потребителя, которая не является непосредственно задолженностью по оплате за содержание жилого помещения, коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по возмещению судебных издержек (государственной пошлины) не относится к плате за коммунальные услуги.
При этом исходя из системного толкования положений ЖК РФ и Правил N 354 подпункт "з" пункта 69 Правил N 354 об указании в платежном документе сведений о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды не может быть истолкован как позволяющий указывать в платежном документе задолженность, не относящуюся к плате за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
Вопреки приведенным выше нормам права, общество в выставленном потребителю платежном документе за май 2023 года указало общую сумму к оплате, которая включала в себя 400 руб. государственной пошлины.
Доводы жалобы об указании государственной пошлины в платежном документе в графе "Справочно" не могут быть приняты, поскольку сумма 14 343 руб. 18 коп., включающая в себя, как установлено выше, государственную пошлину в сумме 400 руб., отражена в платежном документе, помимо графы "Справочно", также в графе "Всего к оплате".
Ссылки общества на возможность потребителя при оплате по платежному документу скорректировать сумму платежа, исключив государственную пошлину, отсутствие выявленного инспекцией нарушения не опровергают.
Ввиду изложенного суд первой инстанции верно заключил об отсутствии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для признания недействительным оспариваемого заявителем предписания инспекции.
Несогласие заявителя с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка апеллянтом фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены или изменения судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 декабря 2023 года по делу N А05-11484/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11484/2023
Истец: ПАО "Территориальная генерирующая компания N2"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Архангельской области
Третье лицо: Гавзова Марина Анатольевна