г. Москва |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А40-276458/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: |
С.М. Мухина, В.И. Попова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Ким О.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "МФК ДЖАМИЛЬКО"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2024 по делу N А40-276458/2023
по заявлению акционерного общества "МФК ДЖАМИЛЬКО"
к Департаменту экономической политики и развития города Москвы
третье лицо: инспекция федеральной налоговой службы N 2 по г. Москве
о признании недействительным.,
при участии:
от заявителя: |
Якунина Д.М. по доверенности от 21.11.2023; |
от заинтересованного лица: |
Макеева И.А. по доверенности от 19.12.2023; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "МФК ДЖАМИЛЬКО", далее, заявитель, обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту экономической политики и развития города Москвы, далее Департамент, о признании недействительным акта N 48824 от 20.10.2023 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2024 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по мотивам неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, указав, что Департаментом не представлено доказательств осуществления торговой деятельности в спорном помещении.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Представитель третьего лица, извещенный надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явился, в связи с чем, дело рассмотрено судом в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции в адрес АО "МФК ДжамильКо" поступило уведомление от 20.10.2023 N ДПР-30-3812/23 Департамента экономического политики и развития г. Москвы с приложением акта N 48824 от 20.10.2023 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором Помещения, расположенного в здании по адресу: г. Москва, Трубная площадь д. 2.
Заявитель указывает, что в помещении, в отношении которого был составлен Акт N 48824, не ведется торговая деятельность. В указанном помещении, в соответствии с договорами аренды и дополнительными соглашениями к ним, осуществляется деятельность по организации демонстрационного зала (шоу-рума) с целью демонстрации моделей одежды, обуви аксессуаров и пр., проведению деловых встреч, проведение маркетинговых активностей и мероприятий, организации выдачи интернет-заказов; в арендуемое спорное помещение нет свободного прохода для посетителей; в помещении отсутствует необходимый для осуществления торговой деятельности персонал; в указанном помещении нет никакого оборудования для проведения денежной расчетов с покупателями. В помещении ККМ по данному адресу расположения у заявителя не находится и не зарегистрировано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно учел следующее.
Согласно пункту 1 статьи 410 НК РФ торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городе федерального значения Москве сбор устанавливается настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.
В городе федерального значения Москве торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору установлены Законом о торговом сборе.
Согласно пункту 1 статьи 418 НК РФ полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей, осуществляются органами государственной власти города федерального значения Москвы.
В силу пункта 2 статьи 418 НК РФ орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи, определяется законом города федерального значения Москвы.
В пункте 3 статьи 418 НК РФ указано, что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно статье 4 Закона о торговом сборе полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 г. N 210-ПП, определено, что Департамент осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Приказом Департамента от 14.06.2019 г. N 64-ПР утвержден Порядок осуществления Департаментом полномочия по сбору, обработке и передаче налоговом органам сведений об объектах обложения торговым сбором (далее по тексту - Порядок передачи сведений).
Пунктом 2.1. Порядка передачи сведений установлено, что Объект осуществления торговли, размещенный на территории города Москвы, включается в Список объектов одновременном соблюдении следующих условий:
2.1.1. Информация об объекте осуществления торговли получена Департаментом из источников, указанных в пунктах 2.2, 2.2 (1) Порядка, утвержденного Постановлением 401-ПП, а также в соответствии с Регламентом;
2.1.2. Полученная Департаментом информация об объекте осуществления торговли достоверна, актуальна и достаточна для составления акта о выявлении нового с обложения торговым сбором, акта о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором.
Согласно пункту 3.1. Порядка по результатам обработки информации Департамент составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или уведомлениях указаны недостоверные сведения (далее по тексту - Список объектов).
Список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте Департамента информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном Департаментом (п. 3.3. Порядка), и подлежит поддержанию в актуальном состоянии путем систематического обновления Департаментом не реже одного раза в месяц (п. 3.4. Порядка).
Во исполнение вышеназванных положений Департамент, получив от ГБУ "МКМЦН" информацию об объекте осуществления торговли, а именно: Информационную карту дата получения информации о торговой деятельности на объекте - 10.08.2023) с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: г. Москва, район Троицк, ул. Новостройка, д. 27/18, в котором Заявитель осуществляет торговую деятельность (далее по тексту - Объект), включил названный Объект в Список объектов.
Список объектов опубликован на официальном сайте Департамента (https: / / www, mos.ru/depr/) 27.09.2023 Обществу сообщено письмом от 27.09.2023 N ДПР-31 -3659/23. Скриншот страницы сайта Департамента о публикации Объекта, копия письма прилагаются (приложения N 3,4). При этом вид торговли, осуществляемой через Объект, был определен как "торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов".
В соответствии с положениями пункта 4.1. Порядка организация или индивидуальный предприниматель, указанные в Списке объектов, вправе в срок не позднее 20 календарных дней со дня опубликования сведений об объекте осуществления торговли, включенном в Список объектов, на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет направить в Департамент обращение об исключении такого объекта из Списка объектов (далее по тексту - Обращение).
Пунктом 5.1. Порядка предусмотрено, что Департамент при выявлении объектов обложения торговым сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, составляет один из актов, указанных в пункте 5.2 настоящего Порядка. Указанные акты составляются в двух экземплярах: один для Уполномоченного органа, второй - для плательщика торгового сбора.
В качестве одного из видов актов, составляемых Департаментом, в п. 5.2 Порядка указан акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором (в случае выявления объекта обложения торговым сбором, в отношении которого в налоговый орган не представлено уведомление).
В соответствии с пунктом 8.1. Порядка организация или индивидуальный предприниматель, указанный в составленном Департаменте акте о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акте о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, вправе подать в Департамент жалобу об отмене соответствующего акта в срок не позднее 180 календарных дней со дня направления ему Департаментом информации.
20.10.2023 г. Департаментом был составлен Акт N 48824, который с сопроводительным письмом от 20.10.2023 г. N ДПР-30-3812/23 был направлен в адрес Заявителя.
Пунктом 1 статьи 412 НК РФ определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 413 Кодекса торговый сбор устанавливается отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
При этом к торговой деятельности относится, в частности, такой вид торговли как: торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями) (пп. 1 п. 2 ст. 413 НК РФ).
Понятие "торгового объекта" для целей торгового сбора прямо в налоговом законодательстве не определено. В соответствии со статьей 11 НК РФ в данном случае подлежат применению нормы отраслевого законодательства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Вопреки доводам Заявителя Департаментом в ходе проведения сбора сведений об Объекте было установлено, что Заявитель, осуществлял торговую деятельность в магазине, по адресу: г. Москва, Трубная площадь, д. 2, комн. - с наименованием "SHOWROOM JAMILCO".
Согласно фототаблице, являющейся неотъемлемым приложением к информационной карте, Заявителем на момент осуществления сбора информации на Объекте предлагались к реализации различные товары, а именно мужская и женская одежда, обувь, аксессуары. Товары размещены на специальном оборудовании, предназначенном для демонстрации товаров (стеллажи и вешалки), обслуживания покупателей и снабжены ценниками. На Объекте могли осуществляться денежные расчеты, товары (одежда) были готовы к продаже. Кроме того, доступ на Объект и к товару не был ограничен, о чем свидетельствуют подробные фотографии объекта, сделанные в ходе проведения мероприятий, а в соответствии с пунктом 1.9. приложения к Постановлению N° 401-ПП, к складам относятся здания (сооружения) или их части, предназначенные для хранения товара, не предусматривающие к нему доступ покупателей. Исходя из изложенного, довод Заявителя о том, что доступ покупателей и посетителей в данное помещение не возможен, а, следовательно, спорное помещение используется в качестве склада, суд считает несостоятельным и противоречащим фактическим обстоятельствам.
В отношении довода Заявителя о том, что кассовая техника и кассовое оборудование по данному адресу отсутствуют и, следовательно, это подтверждает факт того, что торговая деятельность на спорном Объекте не ведется, судом принимается во внимание, что по информации УФНС России по Москве, контрольно-кассовая техника по адресу Объекта (с регистрационным номером 0001926405046214) зарегистрирована с 30.05.2018 и по состоянию на 10.08.2023 (дата получения сведений об объекте) не снята с учета.
Ведение торговой деятельности с нарушениями действующего законодательства о применении контрольно-кассовой техники не освобождает хозяйствующих субъектов от уплаты торгового сбора.
Суд не принимает довод Заявителя о том, что в спорном помещении, в соответствии с договорами аренды и дополнительными соглашениями к ним, осуществляется деятельность по организации демонстрационного зала (шоу-рума) с целью демонстрации моделей одежды, обуви, аксессуаров и пр., проведению деловых встреч, проведение маркетинговых активностей и мероприятий, организации выдачи интернет-заказе.
Наличие договорных отношений не связано с возможностью реального осуществления торговой деятельности. Законодательство о налогах и сборах не устанавливает в качестве квалифицирующего признака для целей обложения торговым сбором наличие либо отсутствие у плательщика торгового сбора законных оснований (права собственности, права аренды и т.д.) для использования объекта осуществления торговли, в том числе, вытекающих из гражданско-правовых отношений. Объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
В связи с вышеизложенным, деятельность Заявителя, осуществляемая с использованием данного Объекта, полностью соответствует критериям торговой деятельности.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.03.2024 по делу N А40-276458/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-276458/2023
Истец: АО "МФК ДЖАМИЛЬКО"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 2 ПО Г. МОСКВЕ