г. Владивосток |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А51-22011/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДВ-АЛМАЗ-2",
апелляционное производство N 05АП-2722/2024
на решение от 04.04.2024
судьи Н.А. Тихомировой
по делу N А51-22011/2023 Арбитражного суда
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДВ-АЛМАЗ-2" (ИНН 2815015475, ОГРН 1142815000261)
к Департаменту по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (ИНН 2721117859, ОГРН 1042700152990)
о признании незаконным протокола,
при участии: от ООО "ДВ-АЛМАЗ-2": представитель Тышкевич Н.А. (при участии онлайн) по доверенности от 16.11.2023, сроком действия 1 год, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 2475), свидетельство о перемене имени, паспорт;
от Департамента по недропользованию по ДФО: представитель Кулыба Д.Р. (при участии онлайн) по доверенности от 08.02.2024, сроком действия 1 год, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 70685), паспорт,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДВ-АЛМАЗ-2" (далее - заявитель, общество, ООО "ДВ-АЛМАЗ-2") обратилось с заявлением в арбитражный суд Приморского края к Департаменту по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (далее - ответчик, департамент) о признании незаконным протокола от 14.09.2023 N 445-а.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.04.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит решение суда от 04.04.2024 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции общество ссылается на то, что указанное в Протоколе нарушение - отсутствие отчета за II квартал 2020 года при наличии полного выполнениях иных условий лицензии, не может служить безусловным и достаточным основанием для досрочного прекращения права пользования недрами. Кроме того, общество полагает, что спорное нарушение является устранимым, учитывая, что срок действия лицензии установлен до 26.06.2025, что позволяет продолжить разведку и разработку месторождения, а также учитывая согласованные сторонами изменения к техническому проекту со сроком отработки на 2022-2024 г.г. Указывает, что действия департамента о досрочном прекращении права пользованиям недрами преждевременны и нарушают законные права и интересы истца.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщен к материалам дела, департамент выразил несогласие с доводами жалобы, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Представитель ООО "ДВ-АЛМАЗ-2" поддержал доводы апелляционной жалобы: решение суда первой инстанции просил отменить.
Представитель Департамента на доводы апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Из материалов дела коллегией установлены следующие обстоятельства.
ООО "ДВ-АЛМАЗ-2" предоставлено право пользованиям недрами по лицензии БЛГ 03212 БЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча россыпного золота в бассейне ручья Песчаный в Тындинском районе Амурской области. Дата регистрации лицензии - 26.06.2018, срок окончания - 26.06.2025.
28.04.2021 в Дальнедра поступило письмо N 04-30/3639 от Федерального агентства по недропользованию о принятии решения о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензиям, по которым нарушены условия пользования недрами.
24.06.2021 протоколом N 2018-а Комиссией рассмотрены материалы по досрочному прекращению прав пользования недрами по лицензии БЛГ 03212 БЭ.
По итогам рассмотрения материалов по лицензии БЛГ 03212 БЭ Комиссия установила наличие нарушения подпункта 4.1.4 пункта 4.1 Условий пользования недрами и пришла к выводу рекомендовать Дальнедрам направить ООО "ДВ-АЛМАЗ2" уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии БЛГ 03212 БЭ в связи с невыполнением условий пользования недрами.
14.07.2021 Отделом геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Амурской области (Амурнедра) в адрес ООО "ДВ-АЛМАЗ-2" было направлено уведомление N 07-37/1262 о допущенных ООО "ДВ-АЛМАЗ-2" нарушениях Условий пользования недрами по лицензии БЛГ 03212 БЭ и возможном досрочном прекращении права пользования недрами.
Срок устранения допущенных нарушений Условий пользования недрами по лицензии БЛГ 03212 БЭ установлен в течение 12 месяцев со дня получения Уведомления.
Согласно отчету об отслеживании отправления (РПО 6759726114459), уведомление уполномоченного органа ООО "ДВ-АЛМАЗ-2" получено 26.07.2021.
14.09.2023 проведено заседание Комиссии Дальнедр, на котором повторно рассмотрены материалы о возможном досрочном прекращении права пользования недрами ООО "ДВ-АЛМАЗ-2".
Установив, что в срок, указанный в уведомлении от 14.07.2021 N 07-37/1262, от ООО "ДВ-АЛМАЗ-2" в Департамент не поступила информация об устранении нарушений условий пользования недрами по лицензии БЛГ 03212 БЭ, Комиссией 14.09.2023 принято решение о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии БЛГ 03212 БЭ.
Решение оформлено протоколом от 14.09.2023 N 445-а.
Полагая, что решение от 14.09.2023 N 445-а о досрочном прекращении право пользования недрами лицензии БЛГ 03212 БЭ не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого обжалуемым решением отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1).
В силу статьи 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1).
Согласно части первой статьи 11 данного Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Содержание лицензии на право пользования недрами регламентировано в статье 12 Закона о недрах. В названной норме, среди прочего, указано, что лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Пунктом 10 части 2 статьи 22 этого же Закона предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Интересы государства как собственника недр обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами.
В силу пункта 2 части второй статьи 20 Закона N 2395-1 (в редакции, действующей с 01.01.2022) право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, указанными в части первой статьи 21 настоящего Закона, в случаях нарушения пользователем недр условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами.
Аналогичное правильно закреплено подпунктом 2 пункта 7 Порядка прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами, утвержденного приказом Минприроды России N 743, Роснедр N 08 от 13.10.2021 (далее - Порядок N 743/08).
При этом до 31.12.2021 указанная норма права (пункт 2 части второй статьи 20 Закона N 2395-1) устанавливала правило о том, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
В случаях, предусмотренных пунктами 2-4, 6 и 7 части второй статьи 20 настоящего Закона (в редакции, действующей с 01.01.2022), решение о досрочном прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении не менее трех и не более двенадцати месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, что в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения (часть четвертая статьи 21 Закона N 2395-1).
Согласно этой же норме права в редакции, действовавшей до 31.12.2021, в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Принятие решения о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановлении осуществления права пользования недрами или об ограничении права пользования недрами осуществляется комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а в отношении участков недр местного значения - органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть первая статьи 21 Закона N 2395-1).
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, пунктами 2.3.6, 2.3.10 Положения о департаменте по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу, утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию от 05.08.2019 N 321, Дальнедра принимают решения о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также решения о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр в соответствии с установленными полномочиями, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов.
Порядок принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами до 01.01.2022 регулировался положениями Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент N 315).
В силу подпункта 4 пункта 95 Административного регламента N 315 основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр являются данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр или его территориальных органов, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
В целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с досрочным прекращением, приостановлением или ограничением права пользования недрами, образуется постоянно действующий совещательный орган - Комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами (пункт 106 Административного регламента N 315).
Согласно пунктам 109, 110 Административного регламента N 315, в случае рекомендации Комиссии о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами должностное лицо структурного подразделения Роснедр или территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 20 рабочих дней с момента получения протокола заседания Комиссии оформляет и подписывает у руководителя Роснедр или его территориального органа письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами.
Должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за делопроизводство, в течение 3 дней с даты подписания уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях направляет указанное уведомление пользователю недр заказным письмом с уведомлением о вручении, а копию этого уведомления направляет в адрес Росприроднадзора для организации контроля за устранением выявленных нарушений.
Письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях должно содержать: указание на нарушения условий пользования недрами; требования к информации об устранении нарушений, которая должна быть представлена пользователем недр, с указанием на срок исполнения; предупреждение о том, что в случае, если указанные нарушения не будут устранены в указанный в уведомлении срок, то право пользования недрами может быть досрочно прекращено.
Срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления.
На основании пункта 27 Порядка прекращения права пользования недрами N 743/08 пользователь недр, указанный в абзаце втором пункта 26 настоящего Порядка, вправе направить Комиссии письменные пояснения и (или) возражения по вопросу досрочного прекращения права пользования недрами, приостановления осуществления права пользования недрами или ограничения права пользования недрами и сведения о представителе пользователя недр, направляемом для участия в заседании Комиссии, не позднее 1 рабочего дня до даты ее заседания.
В соответствии с пунктом 29 Порядка прекращения права пользования недрами N 743/08 на заседании Комиссии осуществляется рассмотрение комплекта документов по досрочному прекращению права пользования недрами, приостановлению осуществления права пользования недрами или ограничению права пользования недрами, предусмотренного пунктом 22 настоящего Порядка.
Из пункта 33 указанного Порядка следует, по результатам рассмотрения комплекта документов по досрочному прекращению права пользования недрами, приостановлению осуществления права пользования недрами или ограничению права пользования недрами, предусмотренного пунктом 22 настоящего Порядка, Комиссия вправе принять следующие решения:
1) о досрочном прекращении права пользования недрами;
2) о приостановлении осуществления права пользования недрами;
3) об ограничении права пользования недрами;
4) о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях, предусмотренного частью четвертой статьи 21 Закона Российской Федерации "О недрах", и необходимости повторного рассмотрения документов по досрочному прекращению права пользования недрами, приостановлению осуществления права пользования недрами или ограничению права пользования недрами, по истечении срока, предусмотренного подпунктом 5 пункта 41 настоящего Порядка;
5) об отказе в досрочном прекращении права пользования недрами или о приостановлении осуществления права пользования недрами по заявлению пользователя недр;
6) о прекращении процедуры без осуществления досрочного прекращения права пользования недрами, приостановления осуществления права пользования недрами или ограничения права пользования недрами
Решение о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях, предусмотренного частью четвертой статьи 21 Закона Российской Федерации "О недрах", принимается Комиссией при условии, что по результатам рассмотрения и анализа документов по досрочному прекращению права пользования недрами установлено наличие случаев, предусмотренных подпунктами 2 - 4, 6 и 7 пункта 7 настоящего Порядка (пункт 37 Порядка прекращения права пользования недрами N 743/08).
Таким образом, административная процедура досрочного прекращения права пользования недрами относится к полномочиям департамента и предполагает необходимость уведомления недропользователя о выявленных нарушениях условий лицензии на пользование недрами и неустранение им соответствующих нарушений в течение трех месяцев, исходя из редакции части четвертой статьи 21 Закона N 2395-1, действовавшей до 31.12.2021, и по истечении не менее трех и не более двенадцати месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления о допущенных им нарушениях, исходя из редакции части четвертой статьи 21 Закона N 2395-1, действующей с 01.01.2022.
По правилам части третьей статьи 20 Закона N 2395-1 при несогласии пользователя недр с решением о досрочном прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке. В случае признания решения о досрочном прекращении права пользования недрами незаконным в порядке, предусмотренном законодательством, право пользования недрами подлежит восстановлению.
Из материалов дела коллегией установлено, что ООО "ДВ-АЛМАЗ-2" являлось владельцем лицензии на право пользования недрами БЛГ 03212 БЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча россыпного золота в бассейне ручья Песчаный в Тындинском районе Амурской области. Дата регистрации лицензии - 26.06.2018, срок окончания действия лицензии - 26.05.2025. Условия пользования по лицензии БЛГ 03212 БЭ содержатся в Приложении N 1 к лицензии и являются обязательными к выполнению.
Согласно материалам дела, на основании письма Федерального агентства по недропользованию от 28.04.2021 N 04-30/3639 проведен мониторинг лицензий на твердые полезные ископаемые по Дальневосточному федеральному округу, в ходе которого были выявлены нарушения Условий пользования недрами, допущенные обществом, а именно не представлены материалы по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов (установленный срок по лицензии - 26.06.2020, установленный срок по проекту работ - 2 кв. 2020).
24.06.2021 по итогам рассмотрения материалов по лицензиям БЛГ 03212 БЭ Комиссия установила наличие нарушения подпунктов 4.1.4 пункта 4.1 Условий пользования недрами и пришла к выводу рекомендовать Дальнедрам направить ООО "ДВ-АЛМАЗ-2" уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии БЛГ 03212 БЭ в связи с невыполнением условий пользования недрами
14.07.2021 выдано уведомление N 07-37/1262 ООО "ДВ-АЛМАЗ-2" по лицензии БЛГ 03212 БЭ о допущенных пользователем недр нарушениях условий пользования недрами со сроком устранения нарушений в течение 12 (двенадцати) месяцев.
Обществу направлено уведомление о том, что в случае непринятия исчерпывающих мер по ликвидации допущенных нарушений, по истечении 12 (двенадцати) месяцев с момента получения уведомления, Органом, предоставившим лицензию, может быть принято решение о прекращении права пользования недрами с аннулированием лицензий.
В соответствии с пунктом 2 Приложения 11 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации" (далее - Постановление N 353) срок устранения нарушений, предусмотренный в письменном уведомлении о допущенных нарушениях, выданном в соответствии с частью 4 статьи 21 Закона РФ "О недрах", в соответствии с которым сроки устранения таких нарушений истекают в период со дня вступления Постановления N 353 продлевается на один год.
Таким образом, из буквального толкования суд первой инстанции верно установил, что указанный в уведомлении от N 07-37/1262 от 14.07.2021 срок устранения нарушений, который в соответствии с пунктом 2 приложения N 11 к постановлению Правительства РФ N 353 и приказа Роснедр от 20.04.2022 N 191, продлевался на 12 месяцев, и по рассматриваемым обстоятельствам истекал 26.07.2023.
14.09.2023 проведено заседание Комиссии Дальнедр, на котором повторно рассмотрены материалы о возможном досрочном прекращении права пользования недрами ООО "ДВ-АЛМАЗ-2".
Установив, что в срок, указанный в уведомлении от 14.07.2021 N 07-37/1262, от ООО "ДВ-АЛМАЗ-2" в Департамент не поступила информация об устранении нарушений условий пользования недрами по лицензии БЛГ 03212 БЭ принято решение N 445-а о досрочном прекращении право пользования недрами по лицензии БЛГ 03212 БЭ.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно установлено, что все действия Дальнедр по реализации процедуры досрочного прекращения права пользования недрами совершены в соответствии с требованиями законодательства о недрах.
Вместе с тем, общество ссылается на то, что указанное в протоколе нарушение - отсутствие отчета за II квартал 2020 года при наличии полного выполнения иных условий лицензии, не может быть безусловным и достаточным основанием для досрочного прекращения права пользования недрами. Кроме того, общество приводит довод о том, что у Дальнедр отсутствовали правовые основания для принятия решения о досрочном прекращении прав по лицензии со ссылкой на формальный подход.
Указанные доводы коллегия находит несостоятельными в силу следующего.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1862-О-О обращено внимание, что Закон о недрах, определяя, как указано в его преамбуле, правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр и устанавливает разрешительный режим пользования недрами.
В соответствии с пунктом 2.1. определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1862-О-О интересы государства как собственника недр (статья 1.2. Закона о недрах) обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункты 2 и 5 части второй статьи 20 Закона о недрах). При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами.
С учетом разъяснений Конституционного суда Российской Федерации, данный механизм обеспечивает защиту прав пользователя недр и не исключает возможность исправления выявленных нарушений условий лицензионного соглашения, допущенных обществом и данное регулирование обеспечивает рациональное использование и охрану природных ресурсов, находящихся в государственной собственности, и тем самым направлено на установление баланса публичных и частных интересов в сфере недропользования.
В определении Конституционного суда Российской Федерации от 09.03.2017 N 565-О указано, что решение уполномоченного органа о досрочном прекращении (приостановлении, ограничении) пользования недрами следует расценивать как специальную меру государственного принуждения, которая должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты не только публичных интересов государства, связанных с его экономической и экологической безопасностью, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов правоотношений в сфере недропользования. Понятие существенного условия лицензии относится к числу оценочных. При этом при выдаче лицензии уполномоченные органы указывают непосредственно в прилагаемых к лицензии условиях пользования недрами (в лицензионных соглашениях), какие из них относятся к "существенным" для целей применения норм Закона о недрах, в частности норм о досрочном прекращении права пользования недрами.
Согласно Закону о недрах лицензия на пользование недрами должна содержать: сроки подготовки и утверждения проектной документации на осуществление геологического изучения недр, проектной документации на осуществление разведки месторождений полезных ископаемых, предусмотренных статьей 36.1 настоящего Закона, а также сроки подготовки и утверждения технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых, технического проекта строительства и эксплуатации подземных сооружений, проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, предусмотренных статьей 23.2. настоящего Закона.
Как отмечалось ранее, в соответствии с п. 4.1.4 Условий пользования недрами по лицензии БЛГ 03212 БЭ обществу надлежало представить подготовленные в установленном порядке материалы по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых в соответствии с Законом о недрах не позднее 26.06.2020.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о недрах, в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
Согласно части 3 статьи 29 Закона о недрах результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 Закона.
Таким образом, по итогам геологоразведочных работ осуществляется государственная верификация проведенных работ посредством государственной экспертизы запасов, результаты которой являются основаниям для постановки на государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Вместе с тем, общество в качестве подтверждения устранения допущенных нарушений ссылается на следующие документы:
- "Технический проект разработки месторождения россыпного золота в бассейне руч. Песчаный, лев. пр. р. Гилюй в Тындинском районе Амурской области в 2020-2021", оформленный протоколом заседания ТКР по Амурской области от 31.10.2019 N 125/6;
- Изменения к "Техническому проекту разработки месторождения россыпного золота в бассейне руч. Песчаный, лев. пр. р. Гилюй в Тындинском районе Амурской области в 2020-2021", оформленные протоколом заседания ТКР по Амурской области от 27.10.2021 N 149/9.
Однако указанные материалы, по выводам коллегии, не могут являться подтверждением устранения нарушений, допущенных недропользователем, поскольку данные документы не относятся к выполнению требований по представлению подготовленных в установленном порядке материалов по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, срок представлениях которых истекал 26.06.2020 (п. 4.1.4 Условий пользования недрами), а относятся к исполнению обязательств, предусмотренных иным пунктом Условий пользования недрами - 4.1.5.
Кроме того, коллегия учитывает и поддерживает обоснованные выводы суда первой инстанции относительно доводов общества о неправомерности оспариваемого решения ввиду того, что заявителем предприняты меры к выполнению лицензионных требований, в частности внесены изменения в Технический проект в части изменения сроков отработки месторождения. Отработка и разведка месторождения представляют собой различные виды работ и само по себе изменение Технического проекта разработки месторождения не свидетельствует об изменении срока исполнения пункта 4.1.4 Условий пользования недрами по лицензии БЛГ 03121 БЭ, а потому доводы общества в указанной части подлежат отклонению.
Коллегия также принимает во внимание, что ООО "ДВ-АЛМАЗ-2" подготовлена проектная документация на разведку месторождения россыпного золота в бассейне руч. Песчаный на 2018-2020, которая получила положительное заключение ФГКУ "Росеголэкспертиза" от 24.11.2018 N 277-02-12/2018.
В соответствии с абзацем 4 пункта 7 проектной документации экспертиза подсчета запасов по объекту оформляется протоколом ТКЗ Амурнедра.
Пунктом 7 проектной документации также предусмотрено, что результаты работ представляются в виде окончательного отчёта с подсчётом запасов, составленного в соответствии с "Методическими рекомендациями по составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов металлических и неметаллических полезных ископаемых" и оформленного в соответствии с ГОСТ Р 53579-2009 "Отчет о геологическом изучению недр. Общие требования к содержанию и оформлению".
При этом в соответствии с Проектной документацией указанный отчёт должен быть направлен в Территориальную Комиссию по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых в 4-х экземплярах в бумажном варианте и в 4-х экземплярах на электронном носителе с подсчетом запасов категории С1 - II квартал 2020 г.
Однако, данный указанный отчёт с подсчётом запасов, составленный по итогам разведочных работ обществом подготовлен не был.
Из вышеизложенного следует, что доказательств исполнения требований пунктов 4.1.4 условий пользования лицензии БЛГ 03212 БЭ ни в установленные лицензиями сроки, ни в срок, установленный уведомлением от 14.07.2021, обществом в материалы настоящего дела не представлено.
Коллегия обращает внимание на то, что общество заключило с органом, выдавшим лицензию на право пользования недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, следовательно, приняло на себя обязательства по его исполнению. Нарушение условий лицензионного соглашения влечет за собой наступление определенных гражданско-правовых последствий.
Положения пункта 12 Условий пользования недрами устанавливают, право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, в том числе в случае нарушения пользователем недр сроков, указанных в пунктах 4.1.1 - 4.1.5 настоящих Условий (пункт 12.1).
Таким образом, общество, получая право пользования недрами по лицензии, безусловно знало и согласилось с условием о досрочном прекращении права пользования в случае нарушения существенных условий лицензии.
ООО "ДВ-АЛМАЗ-2" с учетом положений абзаца третьего пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением. Неисполнение недропользователем существенных условий лицензии в отсутствие объективных, не зависящих от него и находящихся вне сферы его контроля причин, препятствующих исполнению лицензионных обязательств, предоставляет органу, выдавшему лицензию на пользование недрами, право принятия решения о досрочном прекращении права такого пользования в установленный законом срок.
Учитывая выше установленное, судебная коллегия считает, что решение департамента, оформленное протоколом от 14.09.2023 N 445-а о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленное по лицензии БЛГ 03212 БЭ, было принято при наличии к тому правовых оснований, с правильным применением действующего законодательства, в связи с чем оспариваемый протокол не противоречит закону и не нарушает права и законные заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее подачу в сумме 1500 руб. на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.04.2024 по делу N А51-22011/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-22011/2023
Истец: ООО "ДВ-АЛМАЗ-2"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ