г. Москва |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А40-65766/24 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.А. Чеботаревой,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Королевой М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Курганской области
на определение Арбитражного суда г. Москвы от 09.04.2024 об отказе в принятии обеспечительных мер по делу N А40-65766/24 (148-275)
по заявлению Правительства Курганской области
к Федеральной антимонопольной службе
третьи лица: 1) Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области,
2) ООО "Новый ресурс"
3) ООО "Экотех"
о признании незаконными решения
при участии:
от заявителя: |
Ларионова М.С. по доверенности от 18.09.2023; |
от заинтересованного лица: |
Яшина О.А. по доверенности от 20.05.2024; |
от третьих лиц: |
1. не явился, извещен; 2. не явился, извещен; 3. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Правительство Курганской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (далее - антимонопольный орган) от 01 марта 2024 г. N 04/17215/24.
От заявителя также поступило ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого предписания от 01 марта 2024 г. N 04/17215/24 до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Определением суда от 09.04.2024 в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер отказано.
Правительство Курганской области, не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер. По мнению истца, непринятие мер приведет к причинению значительного ущерба истцу, а также может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта. Заявитель ссылается на то, что непринятие обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого предписания ФАС приведет к возникновению реальной угрозы причинения существенного ущерба заявителю. В целях исполнения предписания ФАС и проведения конкурсных процедур по заключению концессионного соглашения Правительству Курганской области и Департаменту будет необходимо досрочно расторгнуть действующее концессионное соглашение, заключенное с ООО "Экотех". Досрочное расторжение концессионного соглашения в целях проведения конкурсных процедур повлечет за собой взыскание концессионером многомиллионных убытков с Курганской области, что причинит значительный ущерб областному бюджету.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил письменные объяснения на апелляционную жалобу.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения определения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Согласно ст. 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные, прежде всего на обеспечение иска.
В соответствии с ч. 3 ст. 199 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении заявления о признании недействительным ненормативного акта может по ходатайству заявителя приостановить его действие. Данное приостановление является по своей сути обеспечительной мерой, применяемой арбитражными судами по данной категории дел. В связи, с чем при рассмотрении заявлений о приостановлении действия ненормативных актов суд исходит из положений главы 8 АПК РФ.
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В соответствии с п.5 ч.2 ст.92 АПК РФ заявитель должен обосновать причины обращения с заявлением о применении обеспечительных мер.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01 июня 2023 г. N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты" рассматривая заявление о принятии обеспечительных мер, суд устанавливает наличие оснований для принятия обеспечительных мер, определяет, насколько конкретная мера, о принятии которой просит заявитель, связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей принятия обеспечительных мер (часть 2 статьи 91 АПК РФ).
В связи с этим при оценке доводов заявителя судам следует, в частности, иметь в виду:
- разумность и обоснованность требования заявителя о принятии обеспечительных мер;
- связь испрашиваемой обеспечительной меры с предметом заявленного требования;
- вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер;
- обеспечение баланса интересов сторон;
- предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Кодекс не предусматривает конкретных оснований, обязывающих суд применять обеспечительные меры. Оценка обоснованности и необходимости применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех обстоятельств спора.
Рассматривая вопрос об обеспечении заявления, арбитражный суд учитывает наличие данных, обосновывающих заявленные требования, и исходит из того, что меры по обеспечению заявления должны применяться с учетом конкретных обстоятельств дела, и тогда, когда в этом действительно есть необходимость.
Доводы заявителя, изложенные в качестве обоснования применения обеспечительных мер, а также представленные в качестве подтверждающих данные доводы доказательства, не подтверждают безусловно реальную необходимость принятия испрашиваемых мер и имеют предположительный характер.
По смыслу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом, представленные в суд доказательства должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним статьей 71 АПК РФ.
Таким образом, заявитель аргументировано и документально не обосновал, что непринятие заявленных им обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта по настоящему делу, а также причинить значительный ущерб заявителю.
Учитывая изложенное, является правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований, свидетельствующих о необходимости принятия испрашиваемых заявителем обеспечительных мер.
Доводы жалобы о том, что Предписанием ФАС России на Заявителя возложена обязанность по расторжению концессионного соглашения, что повлечёт значительный ущерб, несостоятельны, в силу следующего.
В соответствии с Предписанием ФАС России на Заявителей возложена обязанность прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем:
1) отмены Департаментом в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания протокола по рассмотрению заявок о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения от 14.02.2023;
2) отмены Правительством распоряжения от 17.02.2023 N 36-р о заключении концессионного соглашения с ООО "ЭКОТЕХ" в течение 10 дней с момента отмены Департаментом гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области протокола по рассмотрению заявок о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения от 14.02.2023;
3) выполнение Департаментом обязанности по организации торгов на право заключения концессионного соглашения в течение двух месяцев со дня отмены Правительством Распоряжения Правительства от 17.02.2023 N 36-р о заключении концессионного соглашения с ООО "ЭКОТЕХ".
Таким образом, содержание Предписания ФАС России не подтверждает доводы Заявителей, положенные в основу заявления о принятии обеспечительных мер, что, тем самым, не свидетельствует о необходимости принятия обеспечительных мер в виде приостановления действия Предписания ФАС России.
Кроме того, доводы жалобы, что для исполнения Предписания ФАС России фактически необходимо расторгнуть концессионное соглашение, а также о том, что законность концессионного соглашения являлась предметом оценки в рамках дела N А34-3792/2023, тождественны доводам Заявителей о неисполнимости Предписания ФАС России. Учитывая, что суд не вправе делать вывод о законности оспариваемого акта до рассмотрения спора по существу, указанные доводы не могут служить основанием для принятия обеспечительных мер.
Заявителями также указывается, что неисполнение оспариваемого в настоящем деле Предписания ФАС России может повлечь привлечение Департамента и Правительства к административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ.
Между тем, возможность привлечения заявителя к административной ответственности сама по себе не является достаточным основанием для приостановления действия ненормативного правового акта, поскольку данное обстоятельство безусловно не свидетельствует о том, что заявителю будет причинен значительный ущерб.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное определение, полно и правильно установил обстоятельства дела, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 09.04.2024 по делу N А40-65766/24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-55217/2024
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ, ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ, ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "НОВЫЙ РЕСУРС", ООО "ЭКОТЕХ", ПРОКУРАТУРА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ