г. Ессентуки |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А20-128/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2024.
Полный текст постановления изготовлен 10.06.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Луговой Ю.Б., судей: Жукова Е.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алтуниной О.Н., при участии в судебном заседании представителя некоммерческого фонда "Региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов Кабардино-Балкарской Республики" - Казанова А.А. (доверенность от 09.01.2024), представителей Прокурора Кабардино-Балкарской Республики - Копытова С.С. (доверенность от 05.12.2023) и Гуляевой Е.Ю. (доверенность от 05.12.2023), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Строй-Групп" и некоммерческого фонда "Региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов Кабардино-Балкарской Республики" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.05.2023 по делу N А20-128/2023, по исковому заявлению Прокурора Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1020700758198, ИНН 0711035385) к некоммерческому фонду "Региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов Кабардино-Балкарской Республики" (ОГРН 1140700000264, ИНН 0725991246) к обществу с ограниченной ответственностью "Строй-Групп" (ОГРН 1190726002235, ИНН 0725026711) о признании недействительным дополнительного соглашения, с привлечением к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1110725003102, ИНН 0725007620),
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель Прокурора Кабардино-Балкарской Республики (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с иском к некоммерческому фонду "Региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов Кабардино-Балкарской Республики" (далее - фонд) и обществу с ограниченной ответственностью "Строй-Групп" (далее - общество) о признании недействительным дополнительного соглашения от 30.11.2021 N 3 к договору от 10.08.2021 N 200470000012100034 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, заключенного фондом и обществом.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство).
Решением суда от 25.05.2023 исковые требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что сторонами произвольно и неправомерно изменены существенные условия договора, поскольку обстоятельства, послужившие поводом для продления срока выполнения работ, возникли не в период действия сделки, а существовали на момент ее заключения и были известны сторонам. Ответчиками не представлено надлежащих доказательств наличия нехарактерных для соответствующего периода погодных условий.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество и фонд обратились в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просили решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. Апеллянты ссылаются на то, что причиной увеличения сроков выполнения работ по договору являлись неблагоприятные погодные условия. Ответчики указали, что неблагоприятные погодные условия (дожди, понижение температуры воздуха) носили непреодолимый для подрядчика характер, препятствующий соблюдению технологии проведения работ, что могло повлиять на качество выполненных работ, затопление помещений многоквартирного дома. Заявители жалоб полагают, что спорным дополнительным соглашением права и интересы министерства не затронуты.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.09.2023 решение суда от 25.05.2023 отменено, в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.01.2024 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2023 отменено; дело направлено на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2024 апелляционные жалобы общества и фонда приняты к производству. Лицам, участвующим в деле предложено представить правовые позиции с учетом постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.01.2024.
До судебного заседания от прокурора поступили письменные пояснения.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители прокурора возражали относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения заявления, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с этого момента является общедоступной.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, в соответствии постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10.12.2013 N 317-ПП (далее - постановление N 317-ПП) создан некоммерческий фонд "Региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов Кабардино-Балкарской Республики".
Пунктом 2 постановления N 317-ПП предусмотрено, что функции и полномочия учредителя фонда осуществляет министерство.
Согласно пунктам 1 и 9.2 положения о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29.11.2019 N 210-ПП (далее - положение N 210-ПП), министерство является исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, уполномоченным в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Кабардино-Балкарской Республики осуществлять проведение единой государственной жилищной политики и политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Министерство разрабатывает и реализует региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе краткосрочные планы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
На основании Закона Кабардино-Балкарской Республики от 22.06.2013 N 62-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики" постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25.04.2014 N 42-ПП утверждена республиканская программа проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кабардино-Балкарской Республике в 2014 - 2043 годах.
В рамках реализации программы фонд и общество 10.08.2021 заключили договор N 200470000012100034 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД со сроком исполнения до 07.12.2021 (120 дней).
30 ноября 2021 года стороны заключили дополнительное соглашение N 3, которым продлили сроки выполнения работ по договору на двадцать дней (со 120 до 140 дней), то есть до 28.12.2021.
Полагая, что при заключении дополнительного соглашения сторонами неправомерно изменены существенные условия договора, в связи с чем, указанное соглашение в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является недействительной (ничтожной) сделкой как противоречащее законодательству о закупках, прокурор обратился в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиками не представлено надлежащих доказательств наличия нехарактерных для соответствующего периода погодных условий, которые не позволили обществу завершить строительно-монтажные работы в установленные договором сроки; принимая решение об участии в процедуре закупки, осуществляемой фондом, и подавая соответствующую заявку, общество, как профессиональный субъект предпринимательской деятельности, действуя разумно, обязано было учесть специфику исполнения договора по капитальному ремонту многоквартирных домов в климатических условиях г. Нальчика.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, не нашел оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно части 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников. Фонд капитального ремонта образуется, в том числе, за счет взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 170 ЖК РФ).
Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируется положениями раздела IX ЖК РФ.
В соответствии со статьей 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (часть 7 статьи 168 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 178 ЖК РФ деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных ЖК РФ, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ определено, что региональный оператор осуществляет, помимо прочего, функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В соответствии с частью 1.1 статьи 180 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Постановление N 615).
В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления N 615 закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.
В рассматриваемом случае спорный договор заключен между фондом и обществом по результатам торгов (конкурентных процедур). Срок выполнения работ определен сторонами - не позднее 07.12.2021.
В соответствии со статьей 708 ГК РФ срок исполнения договора является существенным условием договора подряда.
Заключив дополнительное соглашение N 3 к договору фонд и общество изменили срок окончания работ и продлили его до 28.12.2021.
Согласно пункту 8 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:
1) по основаниям, установленным законом;
2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита);
3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.
В силу пункта 223 Постановления N 615 сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон могут быть продлены на период действия одного из следующих обстоятельств, при наличии документов, подтверждающих такие обстоятельства:
а) изменение объема оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон при согласовании таких изменений собственниками помещений в многоквартирном доме, уполномоченным представителем собственников таких помещений или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) недопуск собственниками помещений в многоквартирном доме подрядной организации к оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту по причинам, не связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением такой организацией договора о проведении капитального ремонта;
в) приостановка оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в связи с наступлением отопительного сезона и (или) неблагоприятных погодных условий.
Иных оснований для продления сроков оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Возражая против удовлетворения исковых требований, общество и фонд ссылались на то, что причиной увеличения срока выполнения работ по договору являлись неблагоприятные погодные условия.
Вместе с тем, документы, подтверждающие приостановку работ по причине неблагоприятных погодных условий, суду не представлены.
Кроме того, подателями жалоб не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения работ по капитальному ремонту кровли и фасада в многоквартирном доме с даты заключения договора (10.08.2021) в период благоприятных погодных условий.
Согласно справке Кабардино-Балкарского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды N 314-спр от 19.12.2022 неблагоприятное гидрометеорологическое явление - это явление, которое значительно затрудняет или препятствуют деятельности отдельных отраслей экономики, и может нанести материальный ущерб, по своим количественным значениям не достигает критериев опасного метеорологического явления.
В период с 10.08.2021 по 07.12.2021 (срок действия договора) признаки неблагоприятных погодных явлений, определенных в соответствии с утвержденным приказом ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС" от 26.02.2016 N 22 Положением об опасных метеорологических явлениях, приказами СК УГМС от 17.05.2016 N 69, от 10.08.2016 N 104, от 30.05.2017 N 65, письмом СК УГМС от 22.08.2017 N 1/8-33/3716, зафиксированы только 15.08.2021, 02.09.2021 и 06.10.2021.
Согласно пункту 3.3 договора от 10.08.2021 сроки выполнения робот устанавливаются календарным графиком выполнения договора (приложение N 4).
Анализ представленного в суд кассационной инстанции журнала проведения работ по капитальному ремонту свидетельствует о том, что соответствующие работы в рамках договора проводились ежедневно кроме выходных дней, т.е. воскресения. Так, работы по огрунтовке фасада дома под покраску производились 09.12.2021 и 10.12.2021, при этом в указанные дни согласно справке филиала ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС" от 19.12.2022 зафиксированы осадки 0,3 мм и 1,7 мм соответственно. Работы по шпаклевке фаса проводились 13.12.2021, то есть при наличии осадков (0,3 мм). Окраска фасада осуществлялась 14.12.2021 и 16.12.2021, то есть спустя 1 день после выпадения осадков. Кровельные работы обществом проводились 20.10.2021 (фиксировался дождь 2 мм), 22.10.2021, 23.10.2021, 25.10.2021 (фиксировался дождь 4,5 мм), 26.10.2021 (фиксировался дождь 1,3 мм), 29.10.2021,01.11.2021.
Соответственно продление срока выполнения работ по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 223 Постановления N 615, является необоснованным.
Таким образом, вопреки доводам апелляционных жалоб у подрядчика имелась возможность проведения указанных работ в период действия договора.
На основании изложенного, дав надлежащую правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиками в рассматриваемом случае не представлено бесспорных доказательств наличия в период выполнения работ обстоятельств, перечисленных в пункте 223 Постановления N 615, позволяющих сторонам продлить срок выполнения работ.
В соответствии с пунктом 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (пункт 75 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ).
Недопустимость произвольного изменения условий договора, заключенного по результатам торгов, обеспечивает равенство участников таких торгов, создание условий для свободной конкуренции, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращает злоупотребления в виде обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении торгов и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения договора.
На основании изложенного, установив, что дополнительное соглашение N 3 к договору, предусматривающее продление сроков выполнения работ по договору, заключенному по итогам торгов (аукциона), в отсутствие оснований, предусмотренных законом, нарушает законодательно установленный запрет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
Иные доводы апелляционных жалоб не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы арбитражного суда, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам. Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.05.2023 по делу N А20-128/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с некоммерческого фонда "Региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов Кабардино-Балкарской Республики" в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-128/2023
Истец: Прокуратура КБР
Ответчик: НФ "Региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов КБР", ООО "Строй Групп"
Третье лицо: Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства, Управление по вопросам миграции МВД по КБР, Шестнадцатый Арбитражный Апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2465/2023
29.01.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13258/2023
18.09.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2465/2023
25.05.2023 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-128/2023